МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка инновационного и инвестиционного потенциала регионов Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., Доцент, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка инновационного и инвестиционного потенциала регионов Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков в области экономической оценки, организации и управления рисками в деятельности хозяйствующих субъектов, разработки экономически эффективных организационно-управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен выявлять и анализировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования, выяснять потребности заинтересованных сторон производить обоснование управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Умеет выявлять, анализировать и классифицировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации
3.2.Уметь:
3.2.1.Определяет подходы к проведению бизнес-анализа, работе с заинтересованными сторонами и информацией, полученной, с учетом факторов территориального развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Разрабатывает планы проведения и требования к проведению бизнес-анализа с учетом факторов территориального развития, собирает информацию, анализирует и оценивает эффективность проводимого бизнес-анализа в организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационная деятельность российских компаний. Проблемы продвижения инноваций в России и центральной Азии
1.1. Инновационная деятельность российских компаний. Проблемы продвижения инноваций в России и центральной Азии Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Инновационная деятельность российских компаний. Проблемы продвижения инноваций в России и центральной Азии Практические 3 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Инновационная деятельность российских компаний. Проблемы продвижения инноваций в России и центральной Азии Сам. работа 3 30 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Законодательные основы инновационной деятельности в России. Государственная инновационная политика.
2.1. Законодательные основы инновационной деятельности в России. Государственная инновационная политика. Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Законодательные основы инновационной деятельности в России. Государственная инновационная политика. Практические 3 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Законодательные основы инновационной деятельности в России. Государственная инновационная политика. Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Инвестиции и инвестиционная деятельность. Финансовые инструменты в сфере инновационной деятельности
3.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность. Финансовые инструменты в сфере инновационной деятельности Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Инвестиции и инвестиционная деятельность. Финансовые инструменты в сфере инновационной деятельности Практические 3 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Инвестиции и инвестиционная деятельность. Финансовые инструменты в сфере инновационной деятельности Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Предпринимательство и научно-техническое развитие. Организация инновационной деятельности
4.1. Предпринимательство и научно-техническое развитие. Организация инновационной деятельности Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Предпринимательство и научно-техническое развитие. Организация инновационной деятельности Практические 3 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Предпринимательство и научно-техническое развитие. Организация инновационной деятельности Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Управление инновационным проектом. Оценка факторов риска при его реализации
5.1. Теоретические аспекты формирования и анализа инвестиционной привлекательности Практические 3 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Понятие и сущность инвестиций. Основные источники региональных инвестиций. Государственные инвестиции. Отраслевые приоритеты инвестирования Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения. Методические подходы к оценке инвестиционного климата Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.4. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный потенциал региона. Инвестиционный риск. Виды инвестиционного риска. Хеджирование рисков Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.5. Виды и структура инвестиционных проектов, состав и характеристика основных участников. Методика оценки инвестиционных проектов и их отбор для государственной поддержки. ГЧП. Понятие «концессия». Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона. Объекты концессий. Государственная поддержка концессионной деятельности Сам. работа 3 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Быкова О.Н., Унанян А.Ю. Формирование инновационной политики хозяйствующих субъектов: Монография М.:. РГИИС, 2011
Л1.2 Голов Р.С. Организация производства, экономика и управление в промышленности : учебник М.: «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тепман Л.Н., Напёров В.А. Инновационная экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Хазанович Иностранные инвестиции: учебное пособие для вузов Москва: КноРус, 2013
Л2.3 Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система, содержащая полнотекстовые учебники, учебные пособия, монографии и журналы в электронном виде 5100 изданий открытого доступа. bibliorossica.com
Э2 Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Э3 СПС Гарант www.garant.ru
Э4 Официальный сайт Статистика российского образования stat.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.