МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_УП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов всеобъемлющего представления о законодательной базе и основных принципах международного сотрудничества, направленного на сохранение среды обитания человека, улучшение качества жизни, предотвращение возможных социально-экологических катастроф.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять нормативные правовые акты в сфере экологии и природопользования, нормы профессиональной этики
ОПК-4.1 Знает основные нормативные правовые акты регулирующие отношения в сфере экологии и природопользования
ОПК-4.2 Использует в своей профессиональной деятельности нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ
ОПК-4.3 Способен дать нормативно правовую оценку природно-хозяйственной деятельности в сфере экологии и природопользования
ПК-1Способен диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития для принятии управленческих решений
ПК-1.1 Знает содержание основных проблем охраны природы
ПК-1.2 Умеет определять уровень антропогенного воздействия
ПК-1.3 Умеет осуществлять комплексную геоэкологическую оценку территории для разработки и принятия управленческих решений
ПК-1.4 Умеет разрабатывать методические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1 Знает основные нормативные правовые акты регулирующие отношения в сфере экологии и природопользования;
ПК-1.1. Знает содержание основных проблем охраны природы;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2 Использует в своей профессиональной деятельности нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ;
ПК-1.2. Умеет определять уровень антропогенного воздействия;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3 Способен дать нормативно правовую оценку природно-хозяйственной деятельности в сфере экологии и природопользования.
ПК-1.3. Умеет осуществлять комплексную геоэкологическую оценку территории для разработки и принятия управленческих решений;
ПК-1.4. Умеет разрабатывать методические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды
1.1. Введение. Общие понятия международного экологического права. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение. Общие понятия международного экологического права. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Роль международного договора и его особенности в регулировании межгосударственных отношений в области охраны окружающей среды Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды Сам. работа 3 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды
2.1. Международно-правовое регулирование охраны морской среды. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Международно-правовое регулирование охраны морской среды. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Международно-правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, околоземного космического пространства и климата. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Международно-правовая защита биоразнообразия в целом, животного и растительного мира. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды Сам. работа 3 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде в становление международного экологического права.
3.1. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Ответственность государств за загрязнение окружающей среды Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972 г.) и по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) в становление международного экологического права. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Космос и мировое сообщество Ответственность государств за загрязнение окружающей среды. Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Практические 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Вклад Конференций ООН по окружающей человека среде в становление международного экологического права. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Сам. работа 3 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3604

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4:
Способен использовать специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите главный документ, определяющий основы экологической политики в Зарубежных странах
a) Конституция
b) Киотский протокол
c) Рамсарская конвенция
d) СИТЕС
Ответ: а
Вопрос 2. Перечислите условия образования фотохимического (сухого) смога:
a) солнечный свет
b) ветер
c) высокая влажность
d) низкая влажность
e) компоненты характерные для выхлопных газов автомобилей
Ответ: a
Вопрос 3. Загрязнения, приводящие к изменению мест обитания популяций, а также к нарушению и преобразованию ландшафтов и экосистем в процессе природопользования, называются
a) ингредиентными
b) стациально-деструкционными
c) параметрическими
d) биоценотическими
Ответ: b
Вопрос 4. Укажите наиболее распространенные антропогенные вещества, загрязняющие атмосферу:
a) хлористый и фтористый водород, сероводород, дихлорэтан, бромистый метил
b) углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, оксид углерода, смолы, пыль
c) частицы морской соли, дым и газы от пожаров; пыль, вызванная эрозией почв
d) пары кислот и щелочей, известковая и угольная пыль, пары бензина, двуокись кремния, водород
Ответ: b
Вопрос 5. Загрязнение оз. Байкал связано с деятельностью промышленности:
a) целлюлозно-бумажной
b) химической
c) угольной
d) металлургической
Ответ: a
Вопрос 6. Сильными антисептическими свойствами, нарушающими биологические процессы, обладают сточные воды, содержащие:
a) СПАВ
b) нефть
c) фенол
d) серу
Ответ: c
Вопрос 7. Стойкие скопления пены обусловлены присутствием в сточных водах
a) СПАВ
b) нефти
c) фосфора
d) фекалий
Ответ: a
Вопрос 8. Интегральные показатели качества воды позволяют судить:
a) о степени загрязнения водоема неорганическими веществами
b) о содержании в водоеме живых организмов
c) об эффективности процессов самоочищения водоема
d) об общем количестве загрязняющих веществ, попадающих в водоем за определенный промежуток времени
Ответ: c
Вопрос 9. Какие микроорганизмы играют значительную роль в процессе разложения органических остатков?
a) актиномицеты
b) водоросли
c) бактерии
d) простейшие
Ответ: a
Вопрос 10. По важности нормирования для почв на первом месте стоят:
a) тяжелые металлы
b) оксиды серы
c) пестициды
d) фреоны
Ответ: c
Вопрос 11. К чему может привести орошение пустынь:
a) Распространению ветровой эрозии
b) Образованию глеевого горизонта в почве
c) Образованию глубоких оврагов
d) Засолению почв
Ответ: d
Вопрос 12. Какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров?
a) Нидерланды
b) США
c) Франция
d) Италия
Ответ: a
Вопрос 13. Связывание в почве атмосферного азота происходит с помощью
a) почвенных микроорганизмов
b) щелочноземельных металлов
c) гуминовых веществ
d) нитрификаторов
Ответ: a
Вопрос 14. Какая группа пестицидов воздействует на грибковые болезни растений?
a) инсектициды
b) гербициды
c) фунгициды
d) дефолианты
Ответ: c
Вопрос 15. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является
a) Росгидромет
b) Росприроднадзор
c) Госгортехнадзор
d) Ростехнадзор
Ответ: b
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Величина комплексных метеорологических показателей, позволяющих оценить рассеивающую способность атмосферы и определить особенность формирования уровня загрязнения в зависимости от метеоусловий называется
Ответ потенциал загрязнения атмосферы или ПЗА
Вопрос 2. Этот показатель применяется для сравнения загрязнения атмосферы различных участков исследуемых территорий и для оценки временной тенденции изменения состава загрязнения атмосферы
индекс загрязнения атмосферы или ИЗА
Вопрос 3. Содержание в воде растворенного кислорода, необходимого для окисления или разложения находящихся в воде загрязняющих веществ называется
биохимическая потребность в кислороде или БПК
Вопрос 4. Как называются сооружения, в которых сточные воды фильтруются через активный ил, образованный колониями микроорганизмов
Ответ: биофильтры
Вопрос 5. Как называется содержание химических соединений, соответствующее их естественным концентрациям в почвах различных почвенно-климатических зон, не испытывающих заметного антропогенного воздействия
Ответ: фоновым
Вопрос 6. Как называется возникшее под воздействием деятельности человека изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества,
Ответ: химическим загрязнением
Вопрос 7. Как называется среднее содержание химического элемента в земной коре
Ответ: кларк
Вопрос 8. Как называется восстановление нарушенных земель,
Ответ: мелиорация
Вопрос 9. Как называется способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико-химической средой для нормальной деятельности
Ответ: плодородие
Вопрос 10. Как называется особо охраняемая природная территория, на которой постоянно или временно запрещается использование отдельных видов природных ресурсов
Ответ: заказник
Вопрос 11. Как называется соответствие параметров и условий среды нормальной жизнедеятельности человека
Ответ: качество окружающей среды
Вопрос 12. Как называется последовательное многоступенчатое разрушение молекул органических веществ определёнными группами микроорганизмов
Ответ: биоразложение
Вопрос 13. Как называются живые организмы, используемые для выявления загрязнения окружающей среды
Ответ: биоиндикаторы
Вопрос 14. Как называются вещества, создаваемые человеком и в природе трудно разлагаемые
Ответ: ксенобиотики
Вопрос 15. Какие организмы являются индикатором степени чистоты атмосферы
Ответ: лишайники
Вопрос 16. Как называется способность живых систем сопротивляться различным нарушениям или изменениям
Ответ: выносливость
Вопрос 17. Как называется способность среды абсорбировать чужеродные воздействия внешних факторов без изменения своего состояния
Ответ: емкость среды или емкость
Вопрос 18. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным предприятием в атмосферу
Ответ: ПДВ
Вопрос 19. Как называется содержание вещества в ОС, определяемое суммой естественных и антропогенных вкладов
Ответ: фоновая концентрация
Вопрос 20. Что является «Единым интегральным критерием качества среды обитания»?
Ответ: состояние здоровья населения или состояние здоровья человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития для принятии управленческих решений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые…
a) вредные физические воздействия на атмосферный воздух
b) выбросы
c) уровни
d) доли вредного физического воздействия
Ответ: b
Вопрос 2. Получение гражданином или юридическим лицом в установ¬ленном порядке от водопользователя воды для обеспечения своих нужд называется
a) водопотребление
b) водопользование
c) водоснабжение
d) водооборот
Ответ: a
Вопрос 3. Юридически обусловленная деятельность, связанная с получением пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей называется
a) водоотведение
b) водопотребление
c) водопользование
d) водоснабжение
Ответ: c
Вопрос 4. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» в муниципальной и иных формах собственности могут находиться …
a) недра в границах Российской Федерации
b) полезные ископаемые Российской Федерации
c) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
d) участки недр Российской Федерации
Ответ: a
Вопрос 5. Земля в РФ может находиться в собственности
a) только государственной
b) федеральной, субъектов РФ и муниципальной
c) частной и государственной
d) частной, государственной и муниципальной
Ответ: d
Вопрос 6. Цель правовой охраны земли состоит:
a) в сохранении её площади
b) в сохранении целевого использования
c) в улучшении качественного состояния земель
d) в специальном анализе использования земель
Ответ: a
Вопрос 7. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку …
a) живицы
b) пищевых лесных ресурсов
c) древесины
d) недревесных лесных ресурсов
Ответ: b
Вопрос 8. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) …
a) совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов
b) биологическом понятие леса
c) экологической системе
d) природном ресурсе
Ответ: c
Вопрос 9. Отрицательным последствием лесозаготовок для окружающей среды является
a) Истощение лесов в тундре России
b) Изменение видов состава лесов Подмосковья
c) Изменение структуры почв в степной зоне
d) Загрязнение вод
Ответ: d
Вопрос 10. В «Черный список» Красной книги МСОП вносят:
a) безвозвратно исчезнувшие виды
b) инвазивные виды
c) уменьшающиеся в численности виды
d) исчезающие виды
Ответ: b
Вопрос 11. Для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы ПДК:
a) хозяйственно-питьевого
b) коммунально-бытового
c) рыбохозяйственного
d) нормативы везде одинаковы
Ответ: c
Вопрос 12. Где применяются показатели ЛД50 и ЛД100?
a) при нормировании состояния гидросферы
b) при нормировании состояния атмосферы
c) при нормировании физических воздействий
d) при нормировании состояния почвы
Ответ: c
Вопрос 13. Какова размерность ПДК в атмосферном воздухе?
a) мг/м3
b) мг/л
c) мг/кг
d) кг/с
Ответ: a
Вопрос 14. Введение жестких нормативных стандартов, лимитов и ограничений, прямого контроля и лицензирования хозяйственной деятельности предполагают механизмы управления природопользованием:
a) экологические
b) экономические
c) административно-правовые
d) рыночные
Ответ: c
Вопрос 15. Нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование) осуществляется в порядке, установленном
a) федеральными законами
b) Президентом РФ
c) Министерством природных ресурсов РФ
d) Правительством РФ
Ответ: d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Все стоки, за исключением условно чистых, перед их использованием или сбросом должны подвергаться
Ответ очистке
Вопрос Вопрос 2. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности
Ответ: федеральной
Вопрос 3. Каким из указанных показателей нормируется содержание вредных веществ в атмосферном воздухе?
Ответ: ПДК
Вопрос 4. Какие нормативы качества ОС ориентированы на показатели здоровья человека:
Ответ: санитарно-гигиенические нормативы
Вопрос 5. На сколько классов опасности по степени воздействия на организм подразделяют вредные вещества
Ответ: 4
Вопрос 6. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из
Ответ: нормативов качества окружающей среды
Вопрос 7. Как называется система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой- либо территории или мира в целом,
Ответ: охрана окружающей природной среды
Вопрос 8. Как называется законодательно утверждённая верхняя граница величины уровня факторов, при воздействии которых на организм периодически или в течение всей жизни не возникает заболевания или изменений состояния здоровья, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни, включая влияние на репродуктивную функцию и потомство
Ответ: ПДУ или предельно допустимый уровень
Вопрос 9. Как называется минимальная доза вещества, вызывающая у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма,
Ответ: пороговая доза
Вопрос 10. Как называются Нормативные требования, предъявляемые к источникам воздействия на среду:
Ответ: научно-технические нормативы
Вопрос 11. Как называется совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно
Ответ: шум
Вопрос 12. Что обязаны делать граждане согласно положениям Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002),:
Ответ: сохранять природу и окружающую среду
Вопрос 13. Как называется метод производства продукции, при котором сырье и энергия используются рационально и комплексно, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования
Ответ: безотходная технология
Вопрос 14. Как называется процесс обмена веществом, энергией или информацией с природными компонентами, в результате которого в них происходят изменения, превышающие предельно допустимые нормативы,
Ответ: воздействие производства
Вопрос 15. Как называется уставная деятельность предприятий, направленная на охрану окружающей среды посредством: выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающих соблюдение действующих природоохранных норм
Ответ: экологическим предпринимательством
Вопрос 16. Назовите основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
Ответ: ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» или Закон «Об охране окружающей среды»
Вопрос 17. Должно ли предприятия получать разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, если они осуществляются в пределах допустимых нормативов?
Ответ: да
Вопрос 18. Может ли администрация г. Барнаула разрешить строительство промышленных объектов в лесной зоне города?
Ответ: да
Вопрос 19. От чего зависит ширина санитарно-защитной зоны?
Ответ: характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязнителей
Вопрос 20. Где и когда был подписан протокол, направленный на контроль производства и использования хлорфторуглеродов?
Ответ: в Монреале (1987 г.)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
2. Международные территории в экологическом праве.
3. Двусторонние соглашения РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
4. Международные конвенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
5. Международные природоохранные акты. Международные договоры.
6. Международная ответственность за экологические преступления
7. Международные экологические организации.
8. Международное право и трансграничные природные ресурсы: современные механизмы совместного управления.
9. ООПТ как объекты международного праваГалерея
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перечислите и охарактеризуйте с политической и правовой позиций основные этапы развития международного сотрудничества в природоохранной области.
2. Что такое благоприятная окружающая среда? Какие результаты в сфере развития международного сотрудничества непосредственно связаны с проведением Стокгольмской конференции 1972 г.?
3. Что такое рациональное использование природных ресурсов? На каких международных конференциях уделялось внимание данному аспекту международного сотрудничества?
4. Кто выступал в качестве основных делегатов международных конференций по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию в 1992, 2002, 2012 и 2015 гг.?
5. Какие основные международные документы были приняты на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.? Какой из них в дальнейшем не был подписан государствами-участниками? Назовите возможные причины
6. Проанализируйте документы, принятые на Саммите по устойчивому развитию, прошедшем в Йоханнесбурге в 2002 г. По каким ключевым проблемам достигнуты договоренности между странами-участницами? По каким вопросам странам не удалось прийти к компромиссу?
7. Проанализируйте документы, принятые на Саммите в Рио-де-Жанейро в 2012 г. По каким ключевым проблемам достигнуты договоренности между странами-участницами? По каким вопросам государствам-участникам не удалось прийти к компромиссу?
8. Проанализируйте «Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года» На примере конкретных целей покажите взаимосвязь между ними.
9. Какими факторами обусловлена необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды? Охарактеризуйте их
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зеленская Т.Г., Мандра Ю.А., Степаненко Е.Е. и др. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды : учебное пособие: учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чеснокова Т.А., Тукумова Н.В. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: учебное пособие Иван. гос. хим.- технол. ун-т, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Программа ООН по окружающей среде http://www.un.org/ru/ga/unep/;
Э2 Международный союз охраны природы http://www.iucn.org/;
Э3 Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ) http://www.unece.org/;
Э4 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) http://www.osce.org/;
Э5 Европейское агентство по окружающей среде, Европейский союз (ЕС) http://www.eea.europa.eu/;
Э6 Хельсинкская комиссия по охране Балтийского моря (Хелком) http://eco.ria.ru;
Э7 Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru/ и др.
Э8 Курс в Moodle «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
http://biodat.ru – BioDat.
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.
http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал.
Материалы о защите окружающей среды, экологии планеты и человека. Справочные материалы, статистическая информация и рейтинги. Экологические карты.
http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
Интернет-ресурс «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ», целью которого является распространение научной, технической и популярной информации о российских особо охраняемых природных территориях (ООПТ) через Интернет.
Проблемы устойчивого развития //
http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
РИО+10: Полезные материалы и ссылки //
http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Что такое устойчивое развитие? //
http://alkir.narod.ru/sd-article.html
Documents relating to Sustainable Development //
http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.