МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследования в экологии и природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_УП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Соколова Л.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследования в экологии и природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании" явлестя овледение обучающимися способностью применять экологические методы исследования для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Формулирует проблемы, задачи и экологические методы научного исследования
ОПК-3.2 Получает новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных
ОПК-3.3 Применяет экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию современной экологической науки, принципы системного анализа различных аспектов природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать различные методы исследований и комплексный анализ в экологии и природопользовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения экологических методов исследования в решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы экологии
1.1. Основные термины, понятия и законы экологии Лекции 2 1 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы анализа антропогенного вмешательства в круговороты веществ и энергии в экосистемах Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Диагностика и эффективный контроль объектов окружающей среды Сам. работа 2 24 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы природопользования
2.1. Основные термины, понятия, нормативная база природопользования Лекции 2 1 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4
2.2. Рациональное и нерациональное природопользование Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4
2.3. Основные нормативные акты, регулирующие природопользование в мире, России, Алтайском крае Сам. работа 2 24 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Методы исследования в экологии и природопользовании
3.1. Общетеоретические основы методологии в экологии и природопользовании Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Метод сравнительного и системного анализа Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.3. Картографический метод исследования Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.4. Методы дистанционного зондирования и геоинформационные системы Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.5. Геоэкологический мониторинг Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.6. Методы моделирования и экологического прогнозирования Лабораторные 2 4 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.7. Традиционные и инновационные методы количественного и качественного анализа в области экологии и природопользования Сам. работа 2 28 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Биотические факторы среды это:
а) влияние на организмы растений, животных и микроорганизмов
б) деятельность человека
в) совокупность природных факторов
2. Какие действия биотических факторов относятся к прямым:
а) изменение силы ветров
б) поедание растений животными
в) изменение годовой суммы осадков
г) изменение участка произрастания растения
3. Зоогенные факторы это:
а) влияние растений
б) влияния антропогенного характера
в) влияние животных
г) влияние климатических факторов
4. Какой трофический уровень представляют растения:
а) 2
б) 3
в) 5
г) 1
5. Деградация растительного покрова при усиленном выпасе:
а) пастбищная дегрессия
б) пастбищная регрессия
в) выпасное воздействие
г) не происходит
6. Использование одним растением другого в качестве субстрата:
а) паразитизм
б) эпифитизм
в) реализм
г) эндемизм
7. Поисковая система, индексирующая полные тексты научных трудов: публикаций, диссертаций, монографий
а) antiplagiat.ru
б) dropbox.com
в) elibrary.ru
г) mail.ru
8. Сервис, позволяющий визуализировать результаты работы в виде презентаций, слайд-шоу
а) Word
б) Excel
в) Zoom
г) PowerPoint
9. Какой из перечисленных вариантов не является обязательной составляющей исследовательского проекта
а) групповое фото участников
б) цель и задачи
в) план реализации
г) методика проведения исследования
10. Сервис, осуществляющий проверку текстовых документов на предмет заимствования информации из общедоступных источников
а) cyberleninka.ru
б) antiplagiat.ru
в) google.com
г) mail.ru

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 б
3 в
4 г
5 а
6 б
7 в
8 г
9 а
10 б











Задания открытого типа
1. Перечислите признаки научного знания (не менее 3-х).
(объективность, системность, проверяемость, доказательность)
2. Способы познания объективной действительности, представляющие собой определенную последовательность действий, приемов, операций, называются ……….
(методы)
3. Метод исследования, который представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию, называется ……….
(наблюдение)
4. Согласны ли Вы с утверждением, что при постановке цели нет необходимости определять конечный срок, к которому должны быть получены результаты исследования?
Да
Нет
5. Дайте определение понятию «Визуализация данных»
(это графическое представление данных; или: представление их в графической форме, например в виде диаграммы, графика, схемы)
6. Метод исследования, который представляет собой массовый сбор материала с помощью опроса, называется ……….
(анкетирование)
7. Метод исследования, который заключается в проведении серии опытов, называется ……….
(эксперимент)
8. Дайте определение понятию «Валидность»
(обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях; или: мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.).
9. Метод исследования, который позволяет установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления, называется ……… эксперимент.
(качественный)
10. Согласны ли Вы с утверждением, что в представлении результатов исследования можно использовать текстовые и графические материалы?
Да
Нет
11. Дайте определение понятию «Классификация»
(распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними; или: разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и так далее).
12. Метод исследования, который позволяет установить количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления, называется ……… эксперимент.
(количественный)
13. Система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами называется ……… эксперимент.
(мысленный или мыслительный)
14. Согласны ли Вы с утверждением, что актуальность, грамотность и академический стиль являются обязательными требованиями к представлению результатов исследования?
Да
Нет
15. Метод исследования, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части, называется ……….
(анализ)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Экологические стратегии организмов.
2. Правовые нормы природопользования.
3. Абиотические факторы.
4. Биотические факторы.
5. Антропогенные факторы.
6. Геоинформационные системы.
7. Метод экологического прогнозирования.
8. Основы рационального природопользования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Основные термины и понятия экологии как науки.
2. Классификация экологических факторов.
3. Законы Коммонера.
4. Принципы анализа антропогенного вмешательства в круговороты веществ и энергии в экосистемах.
5. Диагностика и эффективный контроль объектов окружающей среды.
6. Основные термины, понятия, нормативная база природопользования.
7. Рациональное и нерациональное природопользование.
8. Основные нормативные акты, регулирующие природопользование в мире, России, Алтайском крае.
9. Общетеоретические основы методологии в экологии и природопользовании.
10. Метод сравнительного и системного анализа.
11. Картографический метод исследования.
12. Методы дистанционного зондирования и геоинформационные системы.
13. Геоэкологический мониторинг.
14. Методы моделирования и экологического прогнозирования.
15. Традиционные и инновационные методы количественного и качественного анализа в области экологии и природопользования.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мананков А.В. ГЕОЭКОЛОГИЯ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. : Учебник и практикум М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Грушко М.П., Мелякина Э.И. Прикладная экология: учебное пособие СПб: Лань, 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Г.И, Ненашева, Г.С. Дьякова, О.В. Останин Эволюция геосистем: методы исследования: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Денисов В.В., Дрововозова Т.И., Хорунжий Б.И. Экология и охрана окружающей среды. Практикум: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Хван Т.А. ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кочуров Б. И. , Юлинов В. Л. Экономика и управление природопользованием: учебное пособие САФУ , 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методы исследования в экологии и природопользовании" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании" магистрант знакомится с основными экологическими методами исследования для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности.

Часть времени магистрантам отводится на повторение основ эколоии и природопользования. При выполнении различных видов самостоятельной работы магистранты отчитываются рефератами и сообщениями с презентациями, которые рассматриваются на лабораторных занятиях.

Приступая к изучению дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании", магистрант должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методы исследования в экологии и природопользовании" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Методы исследования в экологии и природопользовании". Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.