Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Экология и природопользование_УП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Целью освоения дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании" явлестя овледение обучающимися способностью применять экологические методы исследования для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности |
ОПК-3.1 | Формулирует проблемы, задачи и экологические методы научного исследования |
ОПК-3.2 | Получает новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных |
ОПК-3.3 | Применяет экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологию современной экологической науки, принципы системного анализа различных аспектов природопользования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать различные методы исследований и комплексный анализ в экологии и природопользовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения экологических методов исследования в решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы экологии | ||||||
1.1. | Основные термины, понятия и законы экологии | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Принципы анализа антропогенного вмешательства в круговороты веществ и энергии в экосистемах | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Диагностика и эффективный контроль объектов окружающей среды | Сам. работа | 2 | 24 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Основы природопользования | ||||||
2.1. | Основные термины, понятия, нормативная база природопользования | Лекции | 2 | 1 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4 | |
2.2. | Рациональное и нерациональное природопользование | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4 | |
2.3. | Основные нормативные акты, регулирующие природопользование в мире, России, Алтайском крае | Сам. работа | 2 | 24 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4 | |
Раздел 3. Методы исследования в экологии и природопользовании | ||||||
3.1. | Общетеоретические основы методологии в экологии и природопользовании | Лекции | 2 | 2 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.2. | Метод сравнительного и системного анализа | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.3. | Картографический метод исследования | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.4. | Методы дистанционного зондирования и геоинформационные системы | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.5. | Геоэкологический мониторинг | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.6. | Методы моделирования и экологического прогнозирования | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 | |
3.7. | Традиционные и инновационные методы количественного и качественного анализа в области экологии и природопользования | Сам. работа | 2 | 28 | Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тестовые задания 1. Биотические факторы среды это: а) влияние на организмы растений, животных и микроорганизмов б) деятельность человека в) совокупность природных факторов 2. Какие действия биотических факторов относятся к прямым: а) изменение силы ветров б) поедание растений животными в) изменение годовой суммы осадков г) изменение участка произрастания растения 3. Зоогенные факторы это: а) влияние растений б) влияния антропогенного характера в) влияние животных г) влияние климатических факторов 4. Какой трофический уровень представляют растения: а) 2 б) 3 в) 5 г) 1 5. Деградация растительного покрова при усиленном выпасе: а) пастбищная дегрессия б) пастбищная регрессия в) выпасное воздействие г) не происходит 6. Использование одним растением другого в качестве субстрата: а) паразитизм б) эпифитизм в) реализм г) эндемизм 7. Поисковая система, индексирующая полные тексты научных трудов: публикаций, диссертаций, монографий а) antiplagiat.ru б) dropbox.com в) elibrary.ru г) mail.ru 8. Сервис, позволяющий визуализировать результаты работы в виде презентаций, слайд-шоу а) Word б) Excel в) Zoom г) PowerPoint 9. Какой из перечисленных вариантов не является обязательной составляющей исследовательского проекта а) групповое фото участников б) цель и задачи в) план реализации г) методика проведения исследования 10. Сервис, осуществляющий проверку текстовых документов на предмет заимствования информации из общедоступных источников а) cyberleninka.ru б) antiplagiat.ru в) google.com г) mail.ru Ключ к тестам № вопроса ответ 1 а 2 б 3 в 4 г 5 а 6 б 7 в 8 г 9 а 10 б Задания открытого типа 1. Перечислите признаки научного знания (не менее 3-х). (объективность, системность, проверяемость, доказательность) 2. Способы познания объективной действительности, представляющие собой определенную последовательность действий, приемов, операций, называются ………. (методы) 3. Метод исследования, который представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию, называется ………. (наблюдение) 4. Согласны ли Вы с утверждением, что при постановке цели нет необходимости определять конечный срок, к которому должны быть получены результаты исследования? Да Нет 5. Дайте определение понятию «Визуализация данных» (это графическое представление данных; или: представление их в графической форме, например в виде диаграммы, графика, схемы) 6. Метод исследования, который представляет собой массовый сбор материала с помощью опроса, называется ………. (анкетирование) 7. Метод исследования, который заключается в проведении серии опытов, называется ………. (эксперимент) 8. Дайте определение понятию «Валидность» (обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях; или: мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.). 9. Метод исследования, который позволяет установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления, называется ……… эксперимент. (качественный) 10. Согласны ли Вы с утверждением, что в представлении результатов исследования можно использовать текстовые и графические материалы? Да Нет 11. Дайте определение понятию «Классификация» (распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними; или: разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и так далее). 12. Метод исследования, который позволяет установить количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления, называется ……… эксперимент. (количественный) 13. Система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами называется ……… эксперимент. (мысленный или мыслительный) 14. Согласны ли Вы с утверждением, что актуальность, грамотность и академический стиль являются обязательными требованиями к представлению результатов исследования? Да Нет 15. Метод исследования, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части, называется ………. (анализ) Критерии оценивания: Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Экологические стратегии организмов. 2. Правовые нормы природопользования. 3. Абиотические факторы. 4. Биотические факторы. 5. Антропогенные факторы. 6. Геоинформационные системы. 7. Метод экологического прогнозирования. 8. Основы рационального природопользования. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1. Основные термины и понятия экологии как науки. 2. Классификация экологических факторов. 3. Законы Коммонера. 4. Принципы анализа антропогенного вмешательства в круговороты веществ и энергии в экосистемах. 5. Диагностика и эффективный контроль объектов окружающей среды. 6. Основные термины, понятия, нормативная база природопользования. 7. Рациональное и нерациональное природопользование. 8. Основные нормативные акты, регулирующие природопользование в мире, России, Алтайском крае. 9. Общетеоретические основы методологии в экологии и природопользовании. 10. Метод сравнительного и системного анализа. 11. Картографический метод исследования. 12. Методы дистанционного зондирования и геоинформационные системы. 13. Геоэкологический мониторинг. 14. Методы моделирования и экологического прогнозирования. 15. Традиционные и инновационные методы количественного и качественного анализа в области экологии и природопользования. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мананков А.В. | ГЕОЭКОЛОГИЯ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. : Учебник и практикум | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Грушко М.П., Мелякина Э.И. | Прикладная экология: учебное пособие | СПб: Лань, 2018 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Г.И, Ненашева, Г.С. Дьякова, О.В. Останин | Эволюция геосистем: методы исследования: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Денисов В.В., Дрововозова Т.И., Хорунжий Б.И. | Экология и охрана окружающей среды. Практикум: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Гурова, Т. Ф. | Экология и рациональное природопользование: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Хван Т.А. | ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Кочуров Б. И. , Юлинов В. Л. | Экономика и управление природопользованием: учебное пособие | САФУ , 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Методы исследования в экологии и природопользовании" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
В процессе изучения дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании" магистрант знакомится с основными экологическими методами исследования для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности. Часть времени магистрантам отводится на повторение основ эколоии и природопользования. При выполнении различных видов самостоятельной работы магистранты отчитываются рефератами и сообщениями с презентациями, которые рассматриваются на лабораторных занятиях. Приступая к изучению дисциплины "Методы исследования в экологии и природопользовании", магистрант должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методы исследования в экологии и природопользовании" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Методы исследования в экологии и природопользовании". Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |