МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_УП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС, целенаправленное и последовательное использование практических методов проектирования, получение знаний, умений и навыков разработки научных проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской
ОПК-6.1 Демонстрирует навыки планирования научных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-6.2 Умеет применять подходы, методы и технологии научных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Умеет представлять результаты научных исследований в сфере профессиональной деятельности в виде научных статей, докладов на научных конференциях
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования, предъявляемые к проектной работе; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта. Знает основы проектирования, критического анализа, представления и защиты результатов своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения. Уметь представлять и защищать результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки создания проекта, критического анализа, обсуждения и распространения результатов своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и содержание проектной деятельности
1.1. Сущность и содержание проектной деятельности Лекции 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
1.2. Типология проектов Практические 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1
1.3. Анализ проектов Сам. работа 1 20 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Основы разработки научных проектов
2.1. Этапы процесса организации проектной деятельности Лекции 1 12 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1
2.2. Организация группового проекта Практические 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1
2.3. Подготовка и защита группового проекта Сам. работа 1 56 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской

Тестовые задания
1. Какой из перечисленных вариантов не относится к классификации исследовательской деятельности по времени
а) групповая
б) краткосрочная
в) долгосрочная
г) среднесрочная
2. Какой из перечисленных вариантов не относится к классификации исследовательской деятельности по количеству участников
а) коллективная
б) долгосрочная
в) групповая
г) индивидуальная
3. Какой из перечисленных вариантов не относится к классификации проектов по уровню интеграции
а) монопредметные
б) межпредметные
в) краткосрочные
г) надпредметные
4. Какой из перечисленных вариантов не относится к классификации проектов по способу деятельности
а) исследовательские
б) творческие
в) игровые
г) индивидуальные
5. Какой из перечисленных вариантов не является обязательной составляющей исследовательского проекта
а) групповое фото участников
б) цель и задачи
в) план реализации
г) методика проведения исследования
6. Сервис, осуществляющий проверку текстовых документов на предмет заимствования информации из общедоступных источников
а) cyberleninka.ru
б) antiplagiat.ru
в) google.com
г) mail.ru
7. Поисковая система, индексирующая полные тексты научных трудов: публикаций, диссертаций, монографий
а) antiplagiat.ru
б) dropbox.com
в) elibrary.ru
г) mail.ru
8. Сервис, предоставляющий услуги интернет-телефонии, который позволяет совершать аудио- и видеозвонки в любую точку мира, организовывать видеоконференции
а) elibrary.ru
б) antiplagiat.ru
в) CorelDRAW
г) Zoom

№ вопроса ответ
1 а
2 б
3 в
4 г
5 а
6 б
7 в
8 г









Задания открытого типа

1. Согласны ли Вы с утверждением, что при постановке цели нет необходимости определять конечный срок, к которому должны быть получены результаты проекта?
Да
Нет
2. Дайте определение понятию «Визуализация данных»
(это графическое представление данных; или: представление их в графической форме, например в виде диаграммы, графика, схемы)
3. Метод исследования, который представляет собой массовый сбор материала с помощью опроса, называется ……….
(анкетирование)
4. Согласны ли Вы с утверждением, что программное обеспечение для управления проектами позволяет произвести расчет времени, необходимого на решение каждой из задач; сортировку задач в зависимости от сроков их завершения; сделать презентацию графика работ по проекту в виде диаграммы Ганта; управлять несколькими проектами одновременно.
Да
Нет
5. Перечислите виды графического материала для презентации проекта (не менее 3-х).
(фотографии, схемы, графики, диаграммы. таблицы, рисунки, изображения)
6. Метод исследования, который заключается в проведении серии опытов, называется ……….
(эксперимент)
7. Дайте определение понятию «Валидность»
(обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях; или: мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.).
8. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта можно использовать неограниченное количество анимационных эффектов?
Да
Нет
9. Метод исследования, который позволяет установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления, называется ……… эксперимент.
(качественный)
10. Перечислите 4 основные части презентации проекта.
(титульный лист, введение, основная часть, заключение или выводы)
11. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта можно использовать текстовые и графические материалы?
Да
Нет
12. Дайте определение понятию «Классификация»
(распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними; или: разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и так далее).
13. Метод исследования, который позволяет установить количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления, называется ……… эксперимент.
(количественный)
14. Перечислите 3 способа выделения текста в презентации проекта.
(жирность, курсив, цвет)
15. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта не должно быть больше 5 слайдов?
Да
Нет
16. Система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами называется ……… эксперимент.
(мысленный или мыслительный)
17. Согласны ли Вы с утверждением, что актуальность, грамотность и академический стиль являются обязательными требованиями к презентации проекта?
Да
Нет
18. Согласны ли Вы с утверждением, что рекомендуемая длительность доклада презентации проекта 5-7 минут?
Да
Нет
19. Перечислите обязательные части содержимого титульного слайда презентации проекта (не менее 4-х).
(название организации, тема проекта, ФИО исполнителя, ФИО руководителя, город, год)
20. Наблюдение, описание и эксперимент относятся к ……… методам исследования.
(эмпирическим)
21. Дайте определение понятию «Цель проекта»
(желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта)
22. Согласны ли Вы с утверждением, что библиографический список не является обязательной частью проекта?
Да
Нет
23. Дайте определение понятию «Гипотеза».
(предположение (утверждение), для которого требуется доказательство)
24. Обобшение, анализ, синтез, абстрагирование относятся к ……… методам исследования.
(теоретическим)
25. Согласны ли Вы с утверждением, что все слайды презентации проекта должны быть в едином стиле?
Да
Нет
26. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта нужен последний слайд с благодарностью за внимание?
Да
Нет
27. ……. – это упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие.
(Теория)
28. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта нельзя использовать таблицы?
Да
Нет
29. ……. – это предположение или догадка, утверждение, которое требует доказательства.
(гипотеза)
30. Метод исследования, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части, называется ……….
(анализ)
31. Согласны ли Вы с утверждением, что успех презентации – это приятное оформление и уверенный рассказчик с интересной историей?
Да
Нет
32. Метод исследования, с помощью которого происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему, называется ……….
(синтез)
Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.


УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

Тестовые задания

1. Сервис, позволяющий визуализировать результаты работы в виде презентаций, слайд-шоу
а) PowerPoint
б) Word
в) Excel
г) Zoom
2. Первым этапом организации проекта из перечисленных является
а) проведение исследования
б) планирование проекта
в) выводы по проекту
г) защита проекта
3. Вторым этапом организации проекта из перечисленных является
а) выводы по проекту
б) планирование проекта
в) проведение исследования
г) защита проекта
4. Третьим этапом организации проекта из перечисленных является
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) проведение исследования
г) выводы по проекту
5. Четвертым этапом организации проекта из перечисленных является
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) проведение исследования
г) выводы по проекту
6. Этап проекта, на котором происходит четкая формулировка цели работы и составление плана исследования
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) проведение исследования
г) выводы по проекту
7. Этап проекта, на котором происходит обобщение результатов и выявление закономерностей
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) выводы по проекту
г) проведение исследования

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 б
3 в
4 г
5 а
6 б
7 в








Задания открытого типа
1. Проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) называется …….
(монопредметный)
2. Согласны ли Вы с утверждением, что отсутствие различных интерпретаций в постановке цели различными участниками проекта – это смысл критерия «конкретность» (Specific) в целеполагании?
Да
Нет
3. Перечислите типы проектов по количеству затронутых в исследовании дисциплин.
(монопредметные, межпредметные, надпредметные)
4. Проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, называется ……….
(межпредметный)
5. Перечислите типы проектов по количеству участников.
(индивидуальные, групповые, коллективные)
6. Согласны ли Вы с утверждением, что цель проекта должна описываться количественными показателями, достижение или недостижение которых позволяет определить степени приближения к цели?
Да
Нет
7. Проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки изучаемых предметов, называется ………
(надпредметный)
8. Согласны ли Вы с утверждением, что критерий «достижимость» (Achiеvable) в целеполагании означает возможность достижения цели с учетом существующих ограничений?
Да
Нет
9. Перечислите признаки научного знания (не менее 3-х).
(объективность, системность, проверяемость, доказательность)
10. Способы познания объективной действительности, представляющие собой определенную последовательность действий, приемов, операций, называются ……….
(методы)
11. Согласны ли Вы с утверждением, что критерий «значимость» (Relevant) в целеполагании отражает согласование цели проекта с целями более высокого уровня вплоть до стратегии компании, а также важность данного проекта для компании?
Да
Нет
12. Перечислите типы проектов по продолжительности.
(краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
13. Метод исследования, который представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию, называется ……….
(наблюдение)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Роль и значение проектной деятельности в современном мире.
2. Существующие трактовки понятия проект. Признаки проекта.
3. Взаимосвязь целей и задач проекта.
4. Структуры проекта. Понятие структур проекта.
5. Классификация проектов.
6. Какие факторы оказывают влияние на эффективность проекта?
7. Какие показатели отражают результативность проекта?
8. Какие виды ограничений имеет проект?
9. Достоинства и недостатки использования метода проектов в учебной деятельности.
10. Роль и место проектной деятельности в системе образования и в процессе социализации молодежи.
11. Жизненный цикл проекта.
12. Методология проекта.
13. Системный анализ и проектирование структуры проекта и мотивации проектной команды.
14. Содержание и этапы проектной деятельности.
15. Процессы планирования и определения целей проекта.
16. Принцип декомпозиции целей и создания иерархической структуры.
17. Письменный отчет как форма представления результатов проектной деятельности.
18. Презентация проекта как форма представления результатов проектной деятельности.
19. Понятие участников проекта. Состав участников проекта.
20. Роль и функции основных участников проекта.

Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Матюшок Управление проектами: учебное пособие Издательство РУДН, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.greenpeace.org/russia.ru - Гринпис России. Общественная международная неправительственная организация (информация о проектах, мероприятиях, достижениях общественной организации в области охраны окружающей среды);
http://ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности;
www.rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник. В словаре дано толкование более 5 000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. Особое внимание уделяется объектам охраны природы. Приведены термины промышленной экологии, экологии человека;
http://www.cntd.ru/noframe/com-spec-ecology - Экологический словарь. Термины и понятия, помещенные в словарь, охватывают разделы общей и прикладной экологии, а также экологии человека, социальной экологии, географии и т. д.;
http://www.ecology.ru;
http://www.webdirectory.com -Web-каталог по окружающей среде;
http://www.ecoline.ru Эколайн: справочно-информационная служба;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.
Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.
Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.