МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 16 16 30 30
Лабораторные 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.б.н. , профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н. , профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам фундаментальные и прикладные аспекты физиологии человека и животных, обеспечивающие студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в научной, педагогической, производственной, медицинской и др. сферах деятельности.
знать функции основных систем органов человека и животных; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системыобеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы этологии и высшей нервной деятельности (ВНД); особенности ВНД и психофизиологические осбенности человека; методы анализа физиологического состояния человека, методы экспериментальной работы с животными.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять принципы структурно-функциональной организации, использовать физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы анализа для оценки и коррекции состояния живых объектов и мониторинга среды их обитания;
ОПК-2.1 Знает принципы структурно-функциональной организации, основные системы жизнеобеспечения и гомеостатической регуляции жизненных функций живых организмов; ориентируется в современных методических подходах, концепциях и проблемах цитологии, анатомии, физиологии, биохимии, биофизики
ОПК-2.2 Умеет осуществлять выбор методов, адекватных для решения исследовательских задач и выявлять связи физиологического состояния объекта с факторами окружающей среды
ОПК-2.3 Владеет опытом применения методов для оценки состояния живых объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток.
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции.
приборы, используемые для оценки физиологических функций.
методы физиологических исследований.
современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить функциональное состояние конкретного испытуемого.
интерпретировать результаты физиологического исследования.
анализировать информацию физиологического характера и осуществлять манипуляции с биологическим объектами на основе гуманистических принципов
работать с приборами.
самостоятельно работать с приборами.
применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования.
самостоятельно работать с приборами.
владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем.
основными методами физиологического исследования.
Навыками интерпритации результата
навыком эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая физиология
1.1. Предмет изучения физиологии. Физиология как наука. Лекции 5 2 Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Физиология возбудимых тканей
2.1. Электрофизиология. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание, потенциал покоя, потенциал действия. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
2.2. Физиология возбудимых тканей Лабораторные 5 8 Л2.2, Л3.1, Л1.3
2.3. Общая физиология гладких мышц позвоночных. Элементы эволюции мышц. Сам. работа 5 16 Л1.3
Раздел 3. Физиология нервной системы
3.1. Общая физиология нервной системы. Лекции 5 4 Л2.3, Л1.3
3.2. Физиология нервной системы Лабораторные 5 8 Л3.1, Л2.4
3.3. Частная физиология нервной системы. Сам. работа 5 16 Л2.4
Раздел 4. Гормональная регуляция функций
4.1. Гормональная регуляция функций Лекции 5 2 Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Физиология крови
5.1. Физиология крови Лекции 5 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2
5.2. Физиология крови Лабораторные 5 4 Л1.2
5.3. Кроветворение и его регуляция. Лимфа, ее состав, функции образование. Сам. работа 5 14 Л1.2
Раздел 6. Физиология сердечно-сосудистой системы
6.1. Физиология сердечно-сосудистой системы Лекции 5 2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.2
6.2. Физиология сердечно-сосудистой системы Лабораторные 5 8 Л2.2, Л3.1, Л1.2
6.3. Регуляция работы сердца Сам. работа 5 20 Л2.4
Раздел 7. Дыхание и обмен веществ
7.1. Дыхание и обмен веществ Лекции 6 4 Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Дыхание и обмен веществ Лабораторные 6 8 Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.3. Эволюция типов дыхания. Сам. работа 6 8 Л2.4, Л1.1
Раздел 8. Физиология жидкостей тела и функция почки
8.1. Физиология почки Лекции 6 2 Л2.2
8.2. Инкреторная, метаболическая функция почки. Сам. работа 6 1 Л2.2
Раздел 9. Физиология пищеварения
9.1. Физиология пищеварения Лекции 6 4 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
9.2. Физиология пищеварения Лабораторные 6 8 Л2.2, Л2.4, Л1.1
9.3. Эволюция пищеварения Сам. работа 6 8 Л1.1
Раздел 10. Физиология питания
10.1. Физиология питания Лекции 6 2 Л1.1
10.2. Оценка пищевых рацирнов Лабораторные 6 4
10.3. Оценка различных диет Сам. работа 6 8 Л1.1
Раздел 11. Физиология сенсорных систем
11.1. Общая физиология сенсорных систем Лекции 6 4 Л2.3, Л1.1
11.2. Физиология сенсорных систем Лабораторные 6 8 Л2.2, Л3.1, Л2.4
11.3. Частная физиология сенсорных систем Сам. работа 6 12 Л2.3
Раздел 12.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Сколько милливольт составляет потенциал «покоя» мышечной клетки?
a) 35
б) 45
в) 5
г) 80
2. Сколько эритроцитов содержится в 1 литре крови у мужчин?
а) 4,5* 1012
б) 5* 1012
в) 3* 1012
г) 2* 1012
3.Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения?
а) левое предсердие
б) правое предсердие
в) левый желудочек
г) правый желудочек
4. Жизненная емкость легких включает:
а) дыхательный и альвеолярный объемы;
б) дыхательный, остаточный и резервный объемы;
в) дополнительный, дыхательный и резервный объемы;
г) дополнительный, дыхательный и альвеолярный объемы.
5. Какой метод позволяет оценить функциональную активность коры головного мозга?
а) клинико-патоморфологический анализ.
б) исследование сухожильных рефлексов.
в) электроэнцефалография.
г) биохимическое исследование мозга.
д) все перечисленное верно.

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 г
2 б
3 г
4 б
5 в



Задания открытого типа
1. Потенциал покоя возбудимых клеток обусловлен неравенством концентрации … ионов.
(2)
2. Согласны ли Вы с утверждением, что основной инспираторной мышцей является мышечная часть диафрагмы.
(Да)
3. Перечислите отделы головного мозга.
(продолговатый мозг; задний; средний; промежуточный; и передний мозг, представленный большими полушариями)
4. Дайте определение понятию «Кровь»
(жидкая соединительная ткань).
5. Левый желудочек снабжает кровью ... круг кровообращения.
(большой)
6. Перечислите свойства поперечно-полосатых мышц ....
(возбудимость, проводимость, сократимость)
7. Параметрами для определения показателей работы легких являются ……………..
(дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха)
8. Какое свойство сердца лежит в основе регистрации электрокардиограммы?
(электрические явления в тканях сердца)
9. Согласны ли Вы с утверждением, что при почки участвуют в регуляции объема крови и других жидкостей внутренней среды.
(Да)
10. Перечислите основные классы гормонов.
(пептиды, стероиды, производные аминокислот)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет физиологии человека и животных.
2. Основные физиологические состояния мембран, ионные механизмы обеспечивающие их поддержание (ПП, ПД).
3. Структура ионселективных каналов и влияние степени их активации на процессы возбуждения в клетке.
4. Механизмы проведения возбуждения.
5. Функции и свойства поперечнополосатых мышц.
6. Молекулярно-клеточный механизм мышечного сокращения
7. Зависимость свойств поперечнополосатых мышц от удлинения.
8. Утомление мышц.
9. Функции и свойства гладких мышц
10. Общие черты и отличительные особенности нейронов. Основные функции нейронов.
11. Сходство и отличие процессов возбуждения и торможения.
12. Значение для организма механизмов конвергенции, дивергенции, окклюзии, облегчения. Торможение в нервных сетях.
13. Механизм синаптической передачи.
14. Рефлекс, структура рефлекторной дуги.
15. Структура и функции спинного мозга.
16. Структура и функции заднего мозга.
17. Структура и функции среднего мозга.
18. Мозжечок
19. Структура и функции промежуточного мозга.
20. Функции коры больших полушарий.
21. Электроэнцефалография.
22. Вегетативная нервная система.
23. Эндокринная система: строение, функции, нарушения развития, их профилактика.
24. Щитовидная железа, строение, функции, нарушения развития. Паращитовидные железы.
25. Поджелудочная железа, строение, функции, нарушения развития.
26. Надпочечники, строение, функции, нарушения развития.
27. Половые железы, строение, функции, специфическое и неспецифическое действие половых гормонов на органы—мишени, нарушения развития половых желез.
28. Гипофиз, строение, функции, нарушения развития.
29. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма.
30. Кровь, ее функции состав, количество и физико-химические свойства.
31. Молекулярно-клеточные основы разделения крови на группы, клиническое значение групп крови и резус-фактора.
32. Роль гемостаза в поддержании целостности организма. Противосвертывающая система крови.
33. Функции белков плазмы крови.
34. Кроветворение и его регуляция.
35. Защитная функция крови.
36. Лимфа, ее состав, функции образование.
37. Общие принципы строения сердца.
38. Свойства сердечной мышцы.
39. Механическая работа сердца.
40. Электрокардиограмма.
41. Нервная регуляция деятельности сердца.
42. Гуморальная регуляция деятельности сердца.
43. Строение сосудов и функциональные типы сосудов.
44. Основные законы гемодинамики.
45. Давление в артериальном русле.
46. Артериальный пульс.
47. Капиллярный кровоток.
48. Кровообращение в венах.
49. Нервная регуляция системного кровообращения.
50. Гуморальная регуляция системного кровообращения.
51. Местная регуляция системного кровообращения.
52. Дыхательные движения, функции дыхательных мышц.
53. Легочная вентиляция, легочные объемы.
54. Механика дыхания.
55. Механизм газообмена между легкими и тканями.
56. Перенос кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина.
57. Перенос углекислого газа кровью.
58. Структура дыхательного центра. Значение различных отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.
59. Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.
60. Пищеварение в ротовой полости.
61. Пищеварение в желудке.
62. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
63. Всасывание и моторная функция кишечника.
64. Обмен веществ, основные показатели (основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка).
65. Теплообмен и регуляция температуры тела.
66. Обмен белков.
67. Обмен жиров.
68. Обмен углеводов.
69. Минеральные соли и вода.
70. Витамины.
71. Принципы составления пищевых рационов.
72. Физиология почки.
73. Регуляция деятельности почек.


Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый
вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем
выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый
ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме
учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и
исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по
проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент
демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также
полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает
аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение
монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности
в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о
знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой
раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа
явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить
примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных
неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области,
отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории,
несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать
аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и
последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при
дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ФЧЖ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 2 КРОВЬ, ИММУНИТЕТ, ГОРМОНЫ, РЕПРОДУКЦИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
Л2.3 Под ред. Г.И. Косицкого Физиология человека : учебник М.: Медицина, 1985 114
Л2.4 Под ред. А. Д. Ноздрачева Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник М.: Высшая школа, 1991 91
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.Д. Киселев, И.Н. Томилова, Н.В. Плешкова Лабораторный практикум по физиологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Интернет-архив цифровой библиотеки archive.org
Э5 Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия rzblx1.uni-regensburg.de
Э6 Электронная библиотека (раздел – биология) openlibrary.org
Э7 Онлайн-библиотека биологической литературы www.biolib.de
Э8 База данных издательства Springer link.springer.com
Э9 Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э10 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Интернет-архив цифровой библиотеки (https://archive.org/about/)
5. Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W)
6. Электронная библиотека (раздел – биология)(https://openlibrary.org/)
7. Онлайн-библиотека биологической литературы (http://www.biolib.de/)
8. База данных издательства Springer (https://link.springer.com/)
9. Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки (http://cyberleninka.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология человека и животных».
Дисциплина «Физиология человека и животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология человека и животных». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.