МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патофизиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Патофизиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с понятиями физиологической нормы и патологии, здоровья и болезни, этиологии и патогенеза;
изложить представления о реактивности, инфекционном и воспалительном процессах;
разобрать со студентами типические патологические процессы;
ознакомить с современными методами лабораторных исследований функциональных нарушений у человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.04Способен проводить обследование функционального состояния человека
ПК-3.04.1 Знает принципы структурной и функциональной организации организма человека
ПК-3.04.2 Умеет: использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно- биологические подходы для анализа функций организма
ПК-3.04.3 Владеет: методами физиологического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О современных методах диагностики патологических состояний.
О принципах проведения клинических исследований.
О способах математической обработки биологических данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применить общие методологические принципы естественнонаучного познания к клиническим исследованиям.
Использовать представления о методологических основах научного познания в конкретных биологических исследованиях.
Выбрать адекватные методы статистической обработки данных применительно к конкретной задаче исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Компьютерными программами для статистической обработки результатов.
Знаниями о возможностях применения параметрической непараметрической статистики при клинических исследованиях.
Знаниями о возможностях использования корреляционного, кросскорреляционного, регрессионного, спектрального анализа в соответствие с задачами клинических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, цели и задачи патологической физиологии.
1.1. Понятие здоровья, болезни, предболезни. Исходы болезни. Понятия «этиология», «патогенез». Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Объективные показатели индивидуального и общественного здоровья. Внешние и внутренние факторы развития болезней. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Учение о реактивности. Общие реакции организма на повреждающие воздействия.
2.1. Учение о реактивности. Инфекционный процесс. Изменение лейкоцитарной картины крови при вирусной и бактериальной инфекции. Воспаление. Реактивность и иммунитет. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
2.2. Определение патологических состояний по внешним признакам. Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
2.3. Обморок, коллапс, шок, кома. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды.
3.1. Чрезвычайные болезнетворные воздействия внешней среды. Механические, термические, электрические, химические факторы. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
3.2. Определение лейкоцитарной формулы на мазках крови у больных с вирусной и бактериальной инфекцией. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Патофизиология кровообращения.
4.1. Патофизиология кровообращения. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
4.2. Патологии кардио-респираторной системы. Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
4.3. Болезни сердца Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Патофизиология дыхания.
5.1. Инфекционные респираторные заболевания. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
5.2. Отдельные синдромы при патологиях сердечно-сосудистой системы. Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
5.3. Бронхиальная астма. Аспирация и асфиксия. Гипоксия (гипоксическая, циркуляторная, анемическая, гистотаксическая). Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Патофизиология пищеварения.
6.1. Нарушения функций желудка. Нарушение функций кишечника (метеоризм, диарея). Патологии печени, желчного пузыря. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
6.2. Патология нервной системы. Неврозы и неврозоподобные состояния. Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
6.3. Формы нарушения обмена веществ. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Патофизиология нервной системы.
7.1. Индивидуальные вариации типов нервной деятельности, темперамента, психотипов. Аддиктивное поведение. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
7.2. Оценка неврозов и неврозоподобных состояний Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
7.3. Невропатии и неврозы. Психопатии и психозы. Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Наследственные и средовые факторы болезней.
8.1. Характеристика наследственных и средовых факторов болезней. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.2
8.2. Сравнение вегетативной реактивности у лиц с разным типом темперамента Лабораторные 8 4 Л1.1, Л2.2
8.3. Морфофункциональное состояние у людей с разными типами хромасомных аномалий Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПК-3.04: Способен проводить обследование функционального состояния человека

Тестовые задания
1. Раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней –
а) патогенез
б) патологическая реакция
в) этиология
г) диагностика
2. Период скрытого развития болезни: от момента воздействия патогенного агента на организм до первых признаков болезни –
а) стадия разгара
б) инкубационная стадия
в) защитная стадия
г) стадия исходов болезни
3. Ацидоз – это
а) сдвиг равновесия электролитов
б) сдвиг кислотно-основного равновесия в щелочную сторону
в) сдвиг кислотно-основного равновесия в кислую сторону
г) ничего из перечисленного
4. Фантомная боль ‒ это
а) боль, проецируемая на участки ампутированной конечности
б) мучительная боль, возникающая после повреждения крупного нерва
в) боль, возникающая в определённых участках на поверхности кожи при развитии патологии во внутренних органах
5. Воспаление слизистой желудка – это
а) панкреатит
б) гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
в) энтерит
г) гастрит

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 б
3 в
4 а
5 г

Задания открытого типа
1. Как называется процесс необратимого прекращения жизнедеятельности организма?
(Смерть)
2. Согласны ли Вы с утверждением, что гаметические мутации выявляются в половых клетках, наследуются потомками и, как правило, обнаруживаются во всех клетках организма.
(Да)
3. При полном голодании прием пищи полностью прекращен, а если к этому добавляется … поступления воды, то это абсолютное голодание.
(отсутствие)
4. Патологическое скопление и задержка жидкости в тканях и тканевых пространствах называется...
(Отеком)
5. Перечислите клинические проявления сердечной недостаточности.
(Одышка, цианоз, тахикардия, застой крови в органах и отеки)
6. Перечислите виды кровотечений.
(Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное)
7. Верно ли что причины воспаления подразделяются на механические (травмы), физические (температура, давление, излучение и т.п.), химические (кислоты, щелочи и т.п.), биологические (микробы, простейшие, вирусы) и психические?
(Да)
8. Состояние, возникающее в организме в результате нарушения как доставки кислорода к тканям, так и использования его в них – это
(Гипоксия или кислородное голодание)
9. Согласны ли Вы с утверждением, что к состояниям повышенного онкологического риска относят хронические воспалительные процессы и облучение организма?
(Да)
10. … болезни могут быть вызваны расстройствами иммунной системы, выражающимися в появлении антител к антигенам собственных нормальных клеток
(Аутоиммунные)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Патофизиология, как наука. Предмет, методы и задачи патофизиологии.
2. Роль наследственности в возникновении заболеваний.
3. Классификация дистрофий: по виду нарушения обмена веществ, по выраженности изменений, по распространенности, по локализации.
4. Воспаление. Определение, классификации. Местные признаки воспаления. Признаки общего характера.
5. Атеросклероз. Определение, основные факторы риска атеросклероза.
6. Тромбоз. Этиология. Патогенез. Последствия.
7. Голодание. Определение и виды. Периоды голодания.
8. Язвенная болезнь желудка. Причины и проявления.
9. Механизмы нарушения моторной функции кишечника.
10. Лимфостаз. Определение, виды и признаки.
11. Лимфатическая недостаточность. Определение, виды и причины.
12. Отёки. Определение, причины и виды.
13. Ишемическая болезнь сердца. Клинические проявления. Стенокардия и инфаркт миокарда.
14. Обморок. Определение, причины и классификация.
15. Ожирение. Определение, классификация. Метаболический синдром.


Критерии оценивания на зачете
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Если средняя оценка соответствует удовлетворительно - отлично, то ставится отметка «зачтено».
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новицкий В.В., Уразова О.И. Патофизиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.В. Новицкого, О. И. Уразовой Патофизиология. Т. 2: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 под ред. Г. В. Порядина Патофизиология : курс лекций: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Патологическая физиология».
Дисциплина «Патологическая физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Патологическая физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.