МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат технических наук, Доцент, В.Н. Маликов

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Макаров С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Макаров С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины “Физика” является получение студентами основополагающих представлений о фундаментальном строении материи и физических принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира. Курс должен способствовать формированию у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, развитию научного мышления и расширению их научно-технического кругозора, дать студентам последовательную систему физических знаний, необходимых для становления их естественнонаучного образования, формирования в сознании физической картины окружающего мира; практические навыки, необходимые для применения физических законов к решению конкретных физических задач и проведения физического эксперимента; представление о возможностях применения физических методов исследования в профессиональной деятельности биологов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ОПК-6.1 Знает основные концепции, методы и современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований
ОПК-6.2 Умеет использовать навыки лабораторной работы и методы химии, физики, математического моделирования и математической статистики в профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости и применение этих законов в важнейших практических приложениях; основные величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения; назначение и принципы действия важнейших физических приборов; правила работы и меры техники безопасности в физических лабораториях с электроприборами и современной физической аппаратурой
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать поставленные задачи исследований в области физики на основе подбора и изучения литературных источников; проводить измерения и исследования различных объектов с выбором технических средств измерений и обработки результатов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления описания проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовки данных для составления отчетов, обзоров и другой технической
документации; анализа свойств объектов исследования и выбора инструментальных и программных средств их реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Механика
1.1. Кинематика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
1.2. Динамика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
1.3. Статика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
1.4. Механика жидкостей Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
1.5. Лабораторная работа № 1 «Движение тела, брошенного под углом к горизонту», Лабораторная работа № 2 «Измерение скорости полета пули с помощью баллистического маятника»; Лабораторная работа №7 «Определение модуля Юнга из растяжения проволоки» Лабораторные 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.1
1.6. Механика Сам. работа 3 7 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Механические колебания и волны
2.1. Механические колебания Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
2.2. Волны Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
2.3. Лабораторная работа №3 «Механические колебания»; Лабораторная работа №6 «Определение момента инерции махового колеса методом свободных колебаний» Лабораторные 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.1
2.4. Механические колебания и волны Сам. работа 3 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Молекулярная физика
3.1. Термодинамика Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
3.2. Молекулярно-кинетическая теория Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
3.3. Реальные газ Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.2
3.4. Лабораторная работа №8 «Определение коэффициента вязкости жидкости капиллярным вискозиметром», Лабораторная работа №9 «Определение Ср /Сv для воздуха методом Клемана и Дезорма»; Лабораторные 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.1
3.5. Молекулярная физика Сам. работа 3 7 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Электричество и магнетизм
4.1. Электростатика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1
4.2. Магнетизм Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1
4.3. Электромагнитные волны Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.1
4.4. Лабораторная работа №13 «Определение сопротивлений при помощи моста Уитстона», Лабораторная работа №14 «Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля земли», Лабораторная работа №16 «Исследование зависимости полезной мощности и к.п.д. источника тока от его нагрузки». Лабораторные 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.1
4.5. Электричество и магнетизм Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Оптика. Квантовая физика
5.1. Геометрическая оптика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
5.2. Физическая оптика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
5.3. Современная оптика: физиологическая оптика, фотометрия, квантовая физика Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
5.4. Лабораторная работа №17 «Определение фокусного расстояния собирательной и рассеивающей линз», Лабораторная работа №18 «Определение длины световой волны с помощью колец Ньютона», Лабораторная работа №20 «Изучение Фраунгоферовой дифракции света», Лабораторная работа № 21 «Изучение оптических голограмм», Лабораторная работа №22 «Изучение поляризованного света», Лабораторная работа №24 «Изучение законов теплового излучения» Лабораторные 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.1
5.5. Оптика Сам. работа 3 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Атомная физика
6.1. Структура атома. Модель атома по Бору. Квантовомеханическая теория атома водорода Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
6.2. Многоэлектронные атомы Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
6.3. Атомная физика Сам. работа 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 7. Ядерная физика
7.1. Свойства и строение атомных ядер. Радиоактивность. Ядерные силы и энергия связи ядра. Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
7.2. Использование ядерных превращений. Физика элементарных частиц. Элементы геофизики Лекции 3 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л2.3
7.3. Ядерная физика Сам. работа 3 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Из приведённых определений выберите то, что соответствует определению силы:

a) Сила – это физическая величина, с которой тело из-за притяжения Земли действует на опору или подвес;

b) Сила – это количественная мера взаимодействия тел, являющаяся причиной появления у них ускорения;

c) Сила – это мера инертности тела, характеризующая свойства различных тел под действием одинаковых сил приобретать различные ускорения;

d) Сила – это явление сохранения телом своей скорости, когда равнодействующая всех сил на тело равна нулю;

e) Сила – это физическая величина, с которой опора или подвес действуют на тело;
Правильный ответ: b
2. Что такое механическая энергия?:

a) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

b) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между векторами силы и перемещения;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;
Правильный ответ: e

3. Какова масса тела, если под воздействием результирующей силы 240Н оно приобрело ускорение 3 м/с^2?
Правильный ответ: 80 кг

4. Выберите определение, соответствующее определению количества вещества:
a) Отношение числа молекул в данном теле к числу атомов в 12 граммах углерода;

b) Масса вещества в количестве 1 моль;

c) Число молекул в 1 моле вещества;

d) Количество вещества, в котором столько же молекул, сколько в 12 граммах углерода;

e) Отношение массы молекулы данного вещества к t1603146674aj.gif массы атома углерода;
Правильный ответ: а

5. Какой вариант ответа соответствует описанию теплового баланса?:

a) A’ = Q;

b) ΔU = A;

c) Q1 + Q2 + … + Qn = 0;

d) ΔU = A + Q;

e) ΔU = Q;
Правильный ответ: с

6. Каково напряжение на участке цепи постоянного тока, если сопротивление участка равно 6кОм, а сила тока равна 15мА?
Правильный ответ: 90 В

7. Чему равна ЭДС источника тока, если сопротивление цепи равно 135 Ом, внутреннее сопротивление источника равно 5 Ом, а сила тока в цепи равна 1,5 А?:
Правильный ответ: 210 В

8. Какой проводимостью обладают металлы?:

a) ионной;

b) электронной;

c) ионной и электронной;

d) электронной и дырочной;

e) проводимостью не обладают;

Правильный ответ: б

9. Из приведённых определений выберите определение, соответствующее понятию свободных колебаний:

a) Это колебания, при которых с течением времени амплитуда колебаний уменьшается;

b) Это колебания, которые подчиняются законам синуса или косинуса;

c) Это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определённые промежутки времени;

d) Это колебания в системе под действием внутренних сил после выведения её из положения устойчивого равновесия;

e) Это колебания, при которых за достаточно продолжительное время амплитуда колебаний не уменьшается;
Правильный ответ: d

10. Определение дисперсии гласит:

a) Дисперсия – это явление огибания волной препятствия;

b) Дисперсия – это зависимость показателя преломления от частоты (длины волны) света;

c) Дисперсия – это способность пропускать световые волны с колебаниями, лежащими в одной определённой плоскости;

d) Дисперсия – это явление, при котором луч света, попадая на границу двух сред под углом больше предельного из оптически менее в более плотную среду, полностью отражается и не преломляется;

e) Дисперсия – это сложение волн, вследствие которого наблюдается устойчивая во времени картина усиления или ослабления результирующих световых колебаний в различных точках пространства;

Правильный ответ: b


11. Какое излучение называется инфракрасным?:

a) Электромагнитное излучение, вызванное резким торможением потока быстрых электронов;

b) Электромагнитное излучение, испускаемое любым нагретым телом;

c) Электромагнитное индуцированное излучение света, не отличающееся от падающего на атом ни частотой, ни фазой, ни поляризацией;

d) Электромагнитное излучение с длинной волны, меньше длины волны фиолетового цвета;

e) Электромагнитное излучение высокой частоты и проникающей способности, входящее в состав радиоактивного излучения;
Правильный ответ: b

12. Что такое кинетическая энергия?:

a) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между векторами силы и перемещения;

b) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;

Правильный ответ: b

13. Какова масса тела, если под воздействием результирующей силы 170Н оно приобрело ускорение 5 м/c^2?
Правильный ответ: 34 кг

14. Из приведённых определений выберите то, что соответствует определению инерции:

a) Инерция – это физическая величина, с которой тело из-за притяжения Земли действует на опору или подвес;

b) Инерция – это количественная мера взаимодействия тел, являющаяся причиной появления у них ускорения;

c) Инерция – это явление сохранения телом своей скорости, когда равнодействующая всех сил на тело равна нулю;

d) Инерция – это мера инертности тел, способных из-за одинаковых сил приобретать различные ускорения;

e) Инерция – это физическая величина, с которой опора или подвес действуют на тело;
Правильный ответ: с

15. Что такое импульс?:

a) Это скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости;

b) Это скалярная физическая величина, равная произведению модулей силы, перемещения и косинуса угла между ними;

c) Это скалярная физическая величина, обусловленная взаимодействием тел или отдельных частей тела между собой, зависящая от их взаимного расположения;

d) Это векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость;

e) Это физическая величина, характеризующая способность тела совершить механическую работу;

Правильный ответ: d

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 03.03.02 ФИЗИКА и РУП не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.С. Гринкруг, А.А. Вакулюк Лабораторный практикум по физике. [Электронный ресурс]: учеб. пособие Санкт-Петербург : Лань, 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Грабовский Г.И. Курс физики [Электронный ресурс]: учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным и техническим направлениям и специальностям Лань, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зисман Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики. В 3-х тт. Т.2. Электричество и магнетизм. [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим, естественнонаучным и педагогическим направлениям и специальностям Санкт-Петербург : Лань, 2007, 2007 e.lanbook.com
Л2.2 Зисман Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики. В 3-х тт. Т.1. Механика. Молекулярная физика. Колебания и волны. [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим, естественнонаучным и педагогическим направлениям и специальностям Санкт-Петербург : Лань, 2007 e.lanbook.com
Л2.3 Зисман Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики. В 3-х тт. Т.3. Оптика. Физика атомов и молекул. Физика атомного ядра и микрочастиц. [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим, естественнонаучным и педагогическим направлениям и специальностям Санкт-Петербург : Лань, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соломатин К.В. Лабораторный практикум по физике: учеб.пособие к лаборатор.работам по курсу общ.физики Изд-во АлтГУ, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-библиотека на сайте Math.ru www.math.ru
Э2 Кафедра общей физики Новосибирского государственного университета: учебно-методические материалы и лабораторные практикумы phys.nsu.ru
Э3 Открытый колледж: Физика www.physics.ru
Э4 Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке www.elementy.ru
Э5 Проект «Вся физика» www.fizika.asvu.ru
Э6 Физика (для биологов) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://biblioclub.ru - ЭБС Университетская библиотека online
https://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань"
http://elibrary.asu.ru - ЭБС АлтГУ
https://www.biblio-online.ru - ЭБС Юрайт (для вузов и сузов)
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=784126 - ЭБС Библиофонд (электроная библиотека студента)
http://elibrary.asu.ru - Научная электронная библиотека

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.
213К лаборатория общего физпрактикума, лаборатория физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная 1 шт.; Модульный учебный комплекс МУК - О (2 шт.); модульный учебный комплекс МУК - ОК; модуль-ный учебный комплекс МУК-ЭМ1 (2 шт.); Лаб. Дифракция Фраунгофера; Лаб. Изменение скорости полета пули; Лаб. Изучение законов теплового излучени; Лаб. Кольца Ньютона; Лаб. Маятник "Обербека"; Лаб. Механические колебания; Лаб. Определен.длины своб.пробега молеку; Лаб. Определение вязкости по Паузейлю; Лаб. Определение изменения энтропии возд; Лаб. Определение модуля Юнга; Лаб. Связанные маятники; Лаб.Бипризма Френеля; Лаб. Движ.тела под углом к горизонту; Лаб. Изучение спектров атома водорода; Лаб. Исследо-вание поляризации света; Лаб. Момент инерции махового колеса; Лаб.Определение фокусных расстояний линз; монитор Samsung 17" 795MB (SBBHQ) TCO`03; монитор Samsung 550 S15" 0,28; системный блок Celeron 2260MHz; системный блок Celeron 2.0/845GL/20Gb; латр; микрометр оку-лярный; монохроматор УМ-2; монохро-матор УМ-2; пирометр "Проминь"; сейф; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая С0-1; часы настенные В-Тройка 2120; штангенциркуль мет.; электромагнит ЭМ-1; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; учебное наглядное пособие: "Лабораторный практикум по физике"; учебно-лабораторные стенды по механике, электричеству и магнетизму, оптике.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в различных областях.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Физика» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Физика» рекомендуется:
- систематически выполнять подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям;
- своевременно выполнять практические задания, лабораторные работы.
- своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований.
В течение семестра студенты выполняют:
- домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли);
- промежуточные задания, во время практических или лабораторных работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий;
- построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ;
- обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других.