МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Здоровьесберегающие технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преп., Куцева Е.В.

Рецензент(ы):
д.биол.наук, Профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Здоровьесберегающие технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Здоровьесберегающие технологии обучения»: формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности через усвоение студентами системы знаний о здоровьесберегающих технологиях обучения.
Задачи:
1) сформировать у студентов понимание ценности здоровья и здорового образа жизни;
2) определить роль здоровьесбережения в обеспечении здоровья участников образовательного процесса;
3)обосновать необходимость применения здоровьесберегающих технологий в траектории индивидуального развития и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
ПК-5.04Способен разрабатывать технологии направленные на сохранение и расширение функциональных резервов организма и участвовать в их внедрении.
ПК-5.04.1 Знает механизмы негативного влияния факторов среды на здоровье человека
ПК-5.04.2 Умеет разрабатывать мероприятия, направленные на сохранение и расширение функциональных резервов организма человека
ПК-5.04.3 Владеет навыками применения здоровье сберегающих технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность здоровьесберегающих технологий, их отличительные особенности;
- основные стратегии обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся;здоровьесберегающие условия образовательного процесса;
- методы и способы организации сотрудничества обучающихся в условиях здоровьесбережения;
- теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проектировать здоровьесберегающие технологии в разчных образовательных учреждениях;
- выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения в учебной раюоте обучающихся, намечать пути их преодаления;
- диагностировать психофизическое здоровье обучающихся; разрабатывать программы реализации здоровьесберегающих технологий в профессионально-педагогической деятельности;
- формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- теоретическими основами и стратегиями здоровьесберегающими технологиями обучающихся;
- технологиями здоровьесбережения обучающихся;
- методикой организации здоровьесберегающего обрахования в ОУ; приемами диагностики, примами сохранения и укрепления здоровья;
- навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты здоровьесбережения
1.1. Исторические предпосылки возникновения дисциплины. Сущность понятия "здоровьесберегающие образовательные технологии". Состояние здоровья современной молодежи. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Факторы риска в образовательных учреждениях. Сущность культуры здоровья. Основные принципы и закономерности здоровьесбережения. Проблемы осуществления здоровьесбережения. Лекции 8 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Здоровьесберегающие технологии как составная часть современной образовательной системы. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Обеспечение рационального питания. Режим двигательной активности. Лабораторные 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе образовательных учреждений. Сам. работа 8 8 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
2.1. Понятие "здоровье", его критерии. Здоровый образ жизни. Компоненты здоровьесберегающих технологий (аксиологические, гносиологические, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный компонент). Здоровьесберегающие технологии (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Оздоровительные технологии (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт-терапия, мукотерапия). Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла). Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, и т.д.). Организация здоровьесберегающего режима. Тайм-менеджмент. Лабораторные 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Задачи преподавателя по реализации здоровьесберегающих технологий. Реализация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающего характера. Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов. Факторы воздействия здоровьесберегающих технологий на организм человека. Ресурсы Здоровьесберегающих технологий. руководящие принципы использования технологий здоровьесбережения. Сам. работа 8 8 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Содержание здоровьесберегающих технологий в вузе.
3.1. Морфофункциональные, психологические особенности развития и учебная деятельность. Медико-социальные аспекты здоровья студентов. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Психолого-физиологическая характеристика юношеского возраста. Общие психофизические закономерности работоспособности студентов в процессе обучения. Состояние здоровья студентов и их приспособительные возможности. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья студентов. Питание студентов и его влияние на состояние здоровья. Лабораторные 8 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вуза.Педагог как активный субъект здоровьесберегающей деятельности в системах общего и высшего образования. Сам. работа 8 8 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающией деятельности в вузе. Факторы риска и общая структура здоровьесберегающей деятельности студентов. Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Ранняя профилактика нарушений психического здоровья. Психолого-педагогические подходы к формированию ценности здоровья. Системный подход к проблеме адаптации, сохранения и укрепления здоровья студентов. Лабораторные 8 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Педагог как активный субъект здоровьесберегающей деятельности в системах общего и профессионального образования. Сам. работа 8 7 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях
4.1. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса Лекции 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Социально-гигиенический мониторинг. Оценка психологического и психофизиологического развития. Мониторинг соматического здоровья. Мониторинг психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса. Лабораторные 8 4 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Профессиональная адаптация, здоровье педагогов и воспитателей. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Сам. работа 8 8 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Айзман Р. И., Мельникова М. М., Косованова Л. В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петряков П. А., Шувалова М. Е. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 А. М. Митяева Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н. З. Кайгородова, Э. М. Казин Социально-педагогические и психофизиологические аспекты сохранения здоровья учащейся молодежи: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Здоровьесберегающие технологии в образовании biblio-online.ru
Э2 Здоровьесберегающие технологии в образовании biblioclub.ru
Э3 Здоровьесберегающие технологии в начальной школе biblio-online.ru
Э4 Социально-педагогические и психофизиологические аспекты сохранения здоровья учащейся молодежи elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodl "Здоровьесберегающие технологии в образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание дисциплины "Здоровьесберегающие технлологии в образовании" в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов ценности здоровья и здорового образа жизни, роли здоровьесбережения в обеспечении здоровья участников образовательного процесса, необходимости применения здоровьесберегающих технологий в траектории индивидуального развития и профессиональной деятельности.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Здоровьесберегающие технлологии в образовании".
Дисциплина "Здоровьесберегающие технлологии в образовании" включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.
К экзамену допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Экзамен проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 40 минут.