Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Цель освоения дисциплины «Здоровьесберегающие технологии обучения»: формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности через усвоение студентами системы знаний о здоровьесберегающих технологиях обучения. Задачи: 1) сформировать у студентов понимание ценности здоровья и здорового образа жизни; 2) определить роль здоровьесбережения в обеспечении здоровья участников образовательного процесса; 3)обосновать необходимость применения здоровьесберегающих технологий в траектории индивидуального развития и профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности |
ПК-2.1 | Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности |
ПК-2.2 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации |
ПК-2.3 | Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов |
ПК-5.04 | Способен разрабатывать технологии направленные на сохранение и расширение функциональных резервов организма и участвовать в их внедрении. |
ПК-5.04.1 | Знает механизмы негативного влияния факторов среды на здоровье человека |
ПК-5.04.2 | Умеет разрабатывать мероприятия, направленные на сохранение и расширение функциональных резервов организма человека |
ПК-5.04.3 | Владеет навыками применения здоровье сберегающих технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущность здоровьесберегающих технологий, их отличительные особенности; - основные стратегии обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся;здоровьесберегающие условия образовательного процесса; - методы и способы организации сотрудничества обучающихся в условиях здоровьесбережения; - теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проектировать здоровьесберегающие технологии в разчных образовательных учреждениях; - выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения в учебной раюоте обучающихся, намечать пути их преодаления; - диагностировать психофизическое здоровье обучающихся; разрабатывать программы реализации здоровьесберегающих технологий в профессионально-педагогической деятельности; - формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - теоретическими основами и стратегиями здоровьесберегающими технологиями обучающихся; - технологиями здоровьесбережения обучающихся; - методикой организации здоровьесберегающего обрахования в ОУ; приемами диагностики, примами сохранения и укрепления здоровья; - навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические аспекты здоровьесбережения | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки возникновения дисциплины. Сущность понятия "здоровьесберегающие образовательные технологии". Состояние здоровья современной молодежи. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Факторы риска в образовательных учреждениях. Сущность культуры здоровья. Основные принципы и закономерности здоровьесбережения. Проблемы осуществления здоровьесбережения. | Лекции | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Здоровьесберегающие технологии как составная часть современной образовательной системы. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. Обеспечение рационального питания. Режим двигательной активности. | Лабораторные | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе образовательных учреждений. | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии. | ||||||
2.1. | Понятие "здоровье", его критерии. Здоровый образ жизни. Компоненты здоровьесберегающих технологий (аксиологические, гносиологические, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный компонент). Здоровьесберегающие технологии (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Оздоровительные технологии (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт-терапия, мукотерапия). | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла). Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, и т.д.). Организация здоровьесберегающего режима. Тайм-менеджмент. | Лабораторные | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Задачи преподавателя по реализации здоровьесберегающих технологий. Реализация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающего характера. Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов. Факторы воздействия здоровьесберегающих технологий на организм человека. Ресурсы Здоровьесберегающих технологий. руководящие принципы использования технологий здоровьесбережения. | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Содержание здоровьесберегающих технологий в вузе. | ||||||
3.1. | Морфофункциональные, психологические особенности развития и учебная деятельность. Медико-социальные аспекты здоровья студентов. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Психолого-физиологическая характеристика юношеского возраста. Общие психофизические закономерности работоспособности студентов в процессе обучения. Состояние здоровья студентов и их приспособительные возможности. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья студентов. Питание студентов и его влияние на состояние здоровья. | Лабораторные | 8 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вуза.Педагог как активный субъект здоровьесберегающей деятельности в системах общего и высшего образования. | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающией деятельности в вузе. Факторы риска и общая структура здоровьесберегающей деятельности студентов. | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | Ранняя профилактика нарушений психического здоровья. Психолого-педагогические подходы к формированию ценности здоровья. Системный подход к проблеме адаптации, сохранения и укрепления здоровья студентов. | Лабораторные | 8 | 6 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | Педагог как активный субъект здоровьесберегающей деятельности в системах общего и профессионального образования. | Сам. работа | 8 | 7 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях | ||||||
4.1. | Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса | Лекции | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Социально-гигиенический мониторинг. Оценка психологического и психофизиологического развития. Мониторинг соматического здоровья. Мониторинг психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса. | Лабораторные | 8 | 4 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | Профессиональная адаптация, здоровье педагогов и воспитателей. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Здоровьесберегающие технологии в образовании.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Айзман Р. И., Мельникова М. М., Косованова Л. В. | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. | Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петряков П. А., Шувалова М. Е. | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | А. М. Митяева | Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Н. З. Кайгородова, Э. М. Казин | Социально-педагогические и психофизиологические аспекты сохранения здоровья учащейся молодежи: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Здоровьесберегающие технологии в образовании | biblio-online.ru | ||
Э2 | Здоровьесберегающие технологии в образовании | biblioclub.ru | ||
Э3 | Здоровьесберегающие технологии в начальной школе | biblio-online.ru | ||
Э4 | Социально-педагогические и психофизиологические аспекты сохранения здоровья учащейся молодежи | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodl "Здоровьесберегающие технологии в образовании" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Преподавание дисциплины "Здоровьесберегающие технлологии в образовании" в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов ценности здоровья и здорового образа жизни, роли здоровьесбережения в обеспечении здоровья участников образовательного процесса, необходимости применения здоровьесберегающих технологий в траектории индивидуального развития и профессиональной деятельности. Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Здоровьесберегающие технлологии в образовании". Дисциплина "Здоровьесберегающие технлологии в образовании" включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции. Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке к семинару необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям. Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач. Методические рекомендации по подготовке к экзамену. К экзамену допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Экзамен проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 40 минут. |