МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 142
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 18 18 18 18 56 56
Лабораторные 24 24 24 24 24 24 72 72
Сам. работа 37 37 66 66 39 39 142 142
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Ильина Елена Георгиевна;к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стручева Наталья Егоровна;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор физ.-мат. наук, проф. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Доктор физ.-мат. наук, проф. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• освоение теоретических основ современной химии, ее методологических подходов;

• формирование представления о возможности применения закономерностей и методов химии в профессиональной деятельности биологов

• приобретение студентами знаний об основных классах неорганических и органических соединений, основных умений и навыков работы в лаборатории неорганической, аналитической и органической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и законы в области физики, химии, биологии и других наук о Земле
- общую характеристику химических элементов и их соединений;
- биологическую роль и токсичность химических элементов;
- основные законы органической химии;
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать задачи по расчету основных характеристик химических реакций
- самостоятельно выполнять простые химические эксперименты с органическими соединениями, обобщать наблюдаемые явления и оформлять результаты эксперимента
- использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии и биологии в жизненных ситуациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- рассмотрения свойств элементов и условий прохождения химических реакций с применением периодического закона Д.И.Менделеева, сведений о строении и размерах атома и других фундаментальных закономерностей.
- рассмотрения свойств органических соединений и их ролью в окружающем мире
- прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности, несет ответственность за свои решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-химические основы неорганической химии
1.1. Основы химической термодинамики и кинетики Лекции 1 2 Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л1.3
1.2. Растворы. Способы выражения концентраций растворов Лекции 1 2 Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л1.3
1.3. Растворы. Способы выражения концентраций растворов Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.4. Подготовка к лабораторной работе "Растворы. Способы выражения концентраций растворов" Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.5. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л1.3
1.6. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лабораторные 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.7. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.8. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.9. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.10. Подготовка к лабораторной работе "Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей" Сам. работа 1 5 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.11. Электролитическая диссоциация Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.12. Электролитическая диссоциация Лабораторные 1 4 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.13. Подготовка к лабораторной работе "Электролитическая диссоциация" Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.14. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.15. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.16. Подготовка к лабораторной работе "Окислительно-восстановительные реакции" Сам. работа 1 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.17. Строение атома. Химическая связь. Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л1.3
1.18. Строение атома. Химическая связь. Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.4, Л2.4
1.19. Подготовка к лабораторной работе "Строение атома. Химическая связь." Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л1.3
Раздел 2. Химия элементов
2.1. Периодический закон и периодиеская система элементов Д.И. Менделеева Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
2.2. Изменение свойст соединений элементов по периодам и группам Периодической системы элементов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
2.3. Основные химические свойства, биороль и токсичность соединений s-, p-, d-элементов Сам. работа 1 13 ОПК-2 Л1.2
2.4. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.4, Л1.3
Раздел 3. Органическая химия
3.1. Алканы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.2. Основные методы работы в лаборатории органической химии Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.2
3.3. Алканы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.4. Непредельные углеводороды Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.5. Углеводороды Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.2
3.6. Непредельные углеводороды Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.7. Арены Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.8. Арены Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.9. Спирты. Фенолы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.10. Спирты. Фенолы Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.2
3.11. Спирты. Фенолы Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.12. Карбонильные соединения Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.13. Амины. Карбонильные соединения Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.2
3.14. Карбонильные соединения Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.15. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.16. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.17. Углеводы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.18. Углеводы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.19. Амины Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.20. Амины Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.21. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.2
3.22. Аминокислоты. Белки Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.23. Аминокислоты. Белки Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.24. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.25. Природные соединения. Аминокислоты. Углеводы Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л2.2, Л3.2, Л1.1
3.26. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 3 6 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.27. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Аналитическая химия
4.1. Предмет аналитической химии, ее цели и задачи. Виды анализа. Методы аналитической химии. Равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Лекции 2 1 Л2.5, Л1.6, Л1.5
Раздел 5. Титриметрические методы анализа
5.1. Титриметрические методы анализа. Основные понятия. Способы выражения концентраций растворов. Расчет результатов анализа. Метрологические основы методов анализа. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.2. Кислотно-основное равновесие. Теории кислот и оснований. Расчет рН растворов в различных системах. Буферные растворы. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.3. Кислотно-основное титрование. Построение кривых титрования. Индикаторы. Расчет результатов анализа. Лекции 2 1 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.4. Техника безопасности в химической лаборатории. Определение содержания серной кислоты. Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1
5.5. Комплексные соединения и органические реагенты в аналитической химии. Металлохромные индикаторы.Комплексонометрическое титрование. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.6. Комплексонометрия. Комплексонометрическое определение общей жесткости воды. Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1
5.7. Равновесие в окислительно-восстановительных системах. Расчет потенциалов, направление реакций.Окислительно-восстановительное титрование. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.8. Окислительно-восстановительное титрование. Бихроматометрическое определение Fe(II). Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1
5.9. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях: выполнение практических заданий, решение задач и т.д. Сам. работа 2 11 Л2.5, Л1.6, Л1.5
5.10. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 13 Л2.5, Л1.6, Л1.5
Раздел 6. Гравиметрический метод анализа
6.1. Равновесие в системе осадок – раствор. Произведение растворимости. Влияние различных факторов на растворимость малорастворимых соединений. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
6.2. Гравиметрический метод анализа. Применение метода. Расчет результатов анализа. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6
6.3. Определение содержания ионов железа(III). Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1, Л1.6
6.4. Определение содержания кристаллизационной воды в хлориде бария. Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1, Л1.6
6.5. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение практических заданий, решение задач и т.д. Сам. работа 2 11 Л2.5, Л1.5
6.6. выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 11 Л2.5, Л1.6, Л1.5
Раздел 7. Инструментальные методы анализа
7.1. Основы физико-химических методов анализа. Классификация, области применения. Введение в спектроскопические методы анализа. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
7.2. Фотометрическое определение содержания хрома(VI). Лабораторные 2 4 Л2.5, Л3.1
7.3. Введение в электрохимические методы анализа. Лекции 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.5
7.4. Самостоятельная работа на аудиторных занятиях:выполнение практических заданий, решение задач и т.д. Сам. работа 2 10 Л2.5, Л1.6, Л1.5
7.5. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 10 Л2.5, Л1.6, Л1.5
7.6. Зачет 2 0 Л2.5, Л1.6, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6314 и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=141
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2. Способен использоватьэкологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии, в жизненных ситуациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наибольшее количество ионов образуется при электролитической диссоциации 1 моль
a) хлорида калия
b) нитрата железа (III)
c) ацетата меди (II)
d) карбоната натрия
Ответ b
2. В какой системе химическое равновесие сместится в сторону продуктов реакции как при повышении давления, так и при понижении температуры?
a) N2(г) + O2(г) = 2NO(г) − Q
b) N2(г) + 3H2(г) = 2NH3(г) + Q
c) H2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г) + Q
Ответ b
3. Наиболее электроотрицательным химическим элементом является
a) водород b) фтор c) азот d) кальций
Ответ b
4. Гомогенные системы, состоящие из двух или более компонентов, это –
a. смесь;
b. микстура;
c. эмульсия;
d. раствор
Ответ d
4. Физический смысл какой концентрации показывает, сколько грамм растворенного вещества находится в 100 граммах раствора?
a. молярная концентрация эквивалента;
b. массовая доля растворенного вещества;
c. мольная доля;
d. молярная концентрация.
Ответ b
5.Обратимое взаимодействие ионов соли с ионами воды, приводящие к изменению равновесия между ионами OH- и H+ в растворе?
a. гидролиз;
b. электоролиз;
c. диализ;
d. осмос.
Ответ a
6. Степень гидролиза не зависит от:
a. температуры;
b. природы соли;
c. концентрации соли;
d. давления.
Ответ d
7. Укажите соль, образованную слабой кислотой и сильным основанием.
a. KCl;
b. Zn(NO3)2;
c. NH4CN;
d. CaCO3.
Ответ d
9. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ИЗУЧАЕТ
1) свойства органических элементов
2) реакции в живых организмах
3) способы переработки нефтепродуктов
4) свойства углеводородов и их производных
Ответ: 4

10. УГЛЕВОДОРОД, В КОТОРОМ ВСЕ АТОМЫ УГЛЕРОДА ИМЕЮТ sp3 - ГИБРИДИЗАЦИЮ
1) изобутан
2) бутадиен-1,3
3) пропин
4) бензол
Ответ: 1

11. ЧАСТИЦА С НЕСПАРЕННЫМ ЭЛЕКТРОНОМ ИЛИ СВОБОДНОЙ ВАЛЕНТНОСТЬЮ НАЗЫВАЕТСЯ
1) нуклеофил
2) электрофил
3) свободный радикал
4) заместитель
Ответ: 3

12. ОСНОВНОЙ ТИП РЕАКЦИЙ ДЛЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ
1) SR – радикальное замещение
2) AE – электрофильное присоединение
3) E – отщепление
4) SN – нуклеофильное замещение
Ответ 1

13. НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ СВЯЗАНЫ ВЗАИМОПРЕВРАЩЕНИЯМИ КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1) алкадиены ↔ алкены ↔ алканы ↔ галогенопроизводные
2) спирты ↔ альдегиды ↔ карбоновые кислоты ↔ сложные эфиры
3) карбоновые кислоты ↔ спирты ↔ алкины ↔ арены
4) алкины ↔ алкены ↔ спирты ↔ галогенопроизводные
Ответ 3

14. НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА, ГЛАВНАЯ ЦЕПЬ КОТОРОГО СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ АТОМОВ УГЛЕРОДА, СОДЕРЖИТ АЛЬДЕГИДНУЮ ГРУППУ И ОДНУ ДВОЙНУЮ СВЯЗЬ, А ТАК ЖЕ ДВА МЕТИЛЬНЫХ РАДИКАЛА
1) 3,3-диметилбутен-2-аль
2) 2,4-диметилбутен-3-аль
3) 2,2-диметилбутен-2-аль
4) 2,3-диметилбутен-3-аль
Ответ 4

15. ИЗОМЕРАМИ ПЕНТАНОЛА-2 ЯВЛЯЮТСЯ ОБА ВЕЩЕСТВА ГРУППЫ
1) диэтиловый эфир; циклопентанол
2) пентен-2-аль; 2-метилбутанол-1,
3) 2-метилбутанол-2; изопропилэтиловый эфир
4) метилпропиловый эфир; пентанол-1
Ответ 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Сколько граммов HCl содержится в 250 мл 7,15% - го раствора HCl (ρ = 1,035)? Ответ с точностью до десятых.
Ответ 18,5
2. Молярность 2 л раствора, содержащего 4 г гидроксида натрия, равна (в моль/л):
Ответ 0,05.
3. Na2SO4 - это соль образованная ……………..основанием и ………….. кислотой.
Ответ сильным сильной.
4. При недостатке ………… происходит обезвоживание организма.
Ответ электролитов
5. Вставьте пропущенные слова:
Недостаток натрия приводит к снижению ___________ __________ во внеклеточных жидкостях, т.е. ___________ направлен внутрь эритроцитов.
Ответ осмотического давления осмос
6. Смесь раствора слабой кислоты и раствора её соли, содержащей остаток сильного основания, с сильным основанием; или раствора слабого основания и раствора его соли с сильной кислотой, это – ………… …………….
Ответ буферный раствор.
7. Растворы, рН которых практически не меняется при добавлении к ним небольших количеств сильной кислоты или основания, а так же при разведении, это – ………. ………
Ответ буферные растворы
8. Наличием электролитов в основном определяется величина ……………… …………….. физиологических жидкостей и существование осмотических градиентов (перепадов ………. ………….), которые способствуют активному транспорту воды в организме.
Ответ осмотического давления
9. Вставьте пропущенные слова:
Окисление – это процесс __________ степени окисления, элемент который __________ свою степень окисления в ходе ОВР _________ и является __________.
Ответ увеличения увеличивает окисляется восстановителем
10. Реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем и восстановителем – это реакции
Ответ диспропорционирования
11. Какая степень окисления у Mn в молекуле KMnO4?
Ответ +7.
12. ПРИВЕДИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ АТОМАМИ УГЛЕРОДА И ГАЛОГЕНА В МОЛЕКУЛАХ ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫХ
Ответ: ковалентные, полярные, одинарные

13. АЛИЦИКЛИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ, В МОЛЕКУЛАХ КОТОРЫХ АТОМЫ УГЛЕРОДА СВЯЗАНЫ ТОЛЬКО ОДИНАРНЫМИ σ-СВЯЗЯМИ НАЗЫВАЮТ ____________ , ИХ ОБЩАЯ ФОРМУЛА ___________
Ответ Алканы, СnH2n+1

14. УКАЖИТЕ ТИПЫ РЕАКЦИЙ В ЦЕПИ ПРЕВРАЩЕНИЙ ВЕЩЕСТВ
Циклопентан → 2-метилциклобутан → 2-метилбутан → 2-метил-2хлорбутан → 2-метилбутен-2
Ответ: изомеризация, восстановление, радикальное замещение (SR), отщепления (E)

15. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, СОДЕРЖАЩИЕ В МОЛЕКУЛЕ ГИДРОКСИЛЬНУЮ ГРУППУ, СВЯЗАННУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО С БЕНЗОЛЬНЫМ КОЛЬЦОМ НАЗЫВАЮТСЯ _______________________
Ответ: Фенол

16. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, В МОЛЕКУЛАХ КОТОРЫХ ДВА УГЛЕВОДОРОДНЫХ РАДИКАЛА СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ АТОМОМ КИСЛОРОДА НАЗЫВАЮТСЯ ______________________________
Ответ: Простой эфир

17. ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ, СОДЕРЖАЩИЕ В МОЛЕКУЛЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРУППУ >C = O НАЗЫВАЮТ __________________ СОЕДИНЕНИЯМИ И ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА КЛАССЫ _______________ И _______________
Ответ: Карбонилсодержащие соединения, класс альдегидов и класс кетонов.

18. РАСПОЛОЖИТЕ КИСЛОТЫ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ КИСЛОТНЫХ СВОЙСТВ
1) соляная 2) масляная 3) стеариновая 4) уксусная
Ответ: Стеариновая, масляная, уксусная, соляная

19. ГИДРОКСИЛ, ПО КОТОРОМУ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К α- И β-АНОМЕРНЫМ ЦИКЛИЧЕСКИМ ФОРМАМ, НАЗЫВАЕТСЯ___________
Ответ: Гликозидный гидроксил

20. УГЛЕВОДЫ, КОТОРЫЕ ПРИ ГИДРОЛИЗЕ ОБРАЗУЮТ БОЛЕЕ 10 МОНОСАХАРИДНЫХ ОСТАТКОВ, НАЗЫВАЮТСЯ __________________
Ответ: Олигосахариды и /или полисахариды

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации– зачет.
Процедура проведения промежуточной аттестации:
КИМ формируется из заданий для текущего контроля, помещенных в онлайн курсена образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Зачет проводится в письменной форме. На ответ студенту отводится максимум 60 минут.
Критерии оценивания: зачтено - верно выполнено более 50% заданий, не зачтено 50% и менее.
Промежуточная аттестация по второй части заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают экзаменационную оценку автоматически в соответствии со шкалой:
«отлично» –85-100% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «хорошо» – 70-84% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «удовлетворительно» – 51-69% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «неудовлетворительно» – ≥50% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий.

Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «отлично» –85-100% верно выполненных заданий; «хорошо» – 70-84% верно выполненных заданий; «удовлетворительно» – 51-69% верно выполненных заданий; «неудовлетворительно» – ≥50%.
Приложения
Приложение 1.   ФОС-химия- биологам 22.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркин, Вадим Иванович Органическая химия : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Ильина Е.Г. Физико-химические основы неорганической химии: АлтГУ, 2014 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/216
Л1.3 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: основная литература Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.4 Ильина Е.Г. Общая и неорганическая химия: основная литература Издательство Алтайского государственного университета, г. Барнаул, 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6042
Л1.5 Вершинин В.И., Власова И.В., Никифорова И.А. Аналитическая химия: Учебники Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л1.6 Апарнев А. И., Лупенко Г. К., Александрова Т. П., Казакова А. А. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: дополнительная литература М.: ООО «Изд–во АСТ»,, 2004.
Л2.2 А. И. Артеменко Органическая химия: [учеб. для вузов] М.: Высш. шк., 1987
Л2.3 Гельфман М. И., Юстратов В. П. Неорганическая химия: учеб. пособие СПб.: Лань, 2009
Л2.4 Е. Г. Ильина Избранные главы неорганической химии: дополнительная литература Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/917
Л2.5 Л.С.Егорова Курс лекций по аналитической химии: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е.А. Лейтес, В.П. Смагин, Л.В. Щербакова, Л.С. Егорова, В.К. Чеботарев Лабораторные работы по аналитической химии: методические указания Издательство Алтайского государственного университета, 2011
Л3.2 Катраков И.Б., Маркин В.И. Лабораторные работы по органической химии: Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Органическая химия portal.edu.asu.ru
Э2 Химия для ИББ. Часть 1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять лабораторные и контрольные работы, задания (рефераты), предлагаемые преподавателем для самостоятельной работы.
1. Ведение записей. В тетради для ведения записи лекций необходимо оставлять поля 3−4 см, которые используются для комментариев при изучении материала. Например, не всегда удается записать материал лекций без упущений, возникшие проблемы можно восстановить, работая с учебником. Запись лекций нужно вести обязательно, так как лекция — это краткое изложение самых основных и сложных разделов каждой темы с выводом формул, с иллюстрацией теоретического материала, интересными и полезными примерами.
Нужно уметь кратко зафиксировать в тетради содержание лекции, иначе к следующему занятию материал может забыться. Запись основного содержания рассказа преподавателя способствует воспитанию культуры умственного труда, обогащает знаниями, заставляет работать три вида памяти: слуховую, зрительную и моторную. Краткая запись в тетради нового учебного материала облегчает работу с текстом учебника дома.
Скорость записи зависит от умения пользоваться приемом сокращения слов, но нужно помнить, что для удобства расшифровки сокращают в основном прилагательные, деепричастия и причастия. Можно также сокращать наиболее часто встречающиеся слова, характерные для химии, такие как атом (а), молекула (м), вещество (в-во) и др. Используя этот прием, добиваются увеличения скорости письма, что пригодится на лекциях.
2. Работа с учебником играет важную роль в самоподготовке студентов. Прочитав дополнительно материал учебника, можно более глубоко изучить какую-либо тему, лучше в ней разобраться, понять то, что было не понято на лекции. При первом чтении материала нужно выделять главные, существенные моменты и фиксировать их на бумаге. То, что ясно, можно опустить. При вторичном чтении обращают внимание на мелкие детали, неясные места. Если что-то важное забыто, то его можно найти в этом или другом учебнике и кратко зафиксировать. После этого читают еще раз, обращая внимание на главное. Затем воспроизводят весь материал, пользуясь записями при закрытой книге. Если при этом возникают затруднения, то следует пометить, что не удалось вспомнить, и продолжить рассказ про себя или вслух, а после его окончания обратиться еще раз к непонятным местам в учебнике.
3. Самоконтроль. Нужно внимательно выполнять домашние задания, так как иногда возникают обидные ошибки, например, неправильно выведена формула и, как следствие, задача решена неверно, неправильно расставлены коэффициенты в ОВР и др. Часто причиной низкого качества выполненной работы бывает не только пренебрежение к самоконтролю, но и незнание его приемов. Ими нужно овладевать изо дня в день. Присмотритесь внимательно к вашей работе на лекциях и дома. Наряду с получением новых знаний, вы постоянно овладеваете новыми приемами самоконтроля, совершенствуете их, закрепляете уже известные. Это происходит во время ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач и других видов работ. Обычно в качестве приемов самоконтроля чаще всего применяется воспроизведение прочитанного текста в целом и по частям, припоминание основных моментов изучаемого матери-ала по пунктам, составленным в ходе чтения плана. Полезным приемом самоконтроля являются ответы на контрольные вопросы в конце каждой темы или задачника. Они требуют точного воспроизведения текста, например, вопросы на знание формулировки закона, правил и др. Но значительно ценнее вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей и т.д.
4. Выполнение домашних заданий. С чего начинать выполнение домашних заданий, что и как делать и чем закончить?
В учебной работе полная самостоятельность проявляется в ходе выполнения домашних заданий. Письменные задания по каждой теме нужно выполнять в тот же день, когда была прочитана лекция по этой теме, пока все еще свежо в памяти. Это дает возможность сделать их быстро и без перенапряжения. Теоретический материал учат за день до семинара по расписанию.
Следует отметить, что регулярное выполнение домашних заданий — естественное продолжение работы на семинаре, возможность для закрепления знаний, устранения в них пробелов. Одна из причин невыполнения домашних заданий — неумение читать лекции и учебники, осмысливать прочитанное, выделять главное и существенное, заучивать факты. Новый материал всегда содержит элементы известного и неизвестного, понятного и непонятного. Трудность восприятия нового — естественный процесс. Чтобы его облегчить, нужно зафиксировать непонятное, а затем обратиться за помощью к преподавателю или найти ответы в литературе. Иногда для понимания трудных вопросов требуются продолжительное время и различные способы их усвоения, но материал каждой темы обязательно должен быть усвоен.
Откладывать выполнение домашних заданий на последующие дни нельзя, так как можно забыть учебный материал. Привычка готовить домашние задания вслед за лекциями поможет нормализовать нагрузку и упорядочить бюджет времени.
В работе по выполнению домашних заданий можно выделить три этапа: подготовительный, или организационный, собственно самостоятельная работа и самоконтроль. Первый этап включает подготовку рабочего места, составление плана работы, второй — выполнение домашних заданий в соответствии с намеченным планом, третий — самоконтроль и исправление ошибок. Когда вы хорошо выучили текст учебника, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
Памятка для работы с текстом лекции
1. Сначала прочитайте про себя или вслух текст лекции медленно, обдумывая каждое слово, обращая внимание на новые слова, термины, а также деля материал на смысловые части.
2. Выделите в каждой части главную идею, доказательства, иллюстративные данные, второстепенные положения на отдельном листе бумаги или в тетради.
3. Обратите особое внимание на состав и строение веществ, запись формул и уравнений реакций и их сущность.
4. Если встретились непонятные вопросы и вы не нашли ответ на них в учебнике или в другой литературе, запишите в тетради соответствующую страницу и обратитесь за помощью к товарищу или учителю.
5. Только после того, как вы хорошо выучили текст лекции, приступайте к выполнению домашних заданий, требующих ответов в устной и письменной форме.
6. Проверьте качество усвоения учебного материала и выполнения письменных заданий и, если обнаружите ошибки, внесите необходимые исправления.
Для допуска к экзамену необходимо посещение всех лекций, практических и лабораторных занятий, выполнение всех контрольных работ, написание реферата. При подготовке к лабораторным и практическим занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводившего лекционный курс, индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену (зачету) – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы перед экзаменом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить, может считать себя подготовленным, к экзамену.
Экзамен (зачет) проводится по билетам, в каждом из них поставлены пять вопросов из разных частей (разделов, тем) учебной дисциплины. Экзамен (зачет) проводится в псьменной форме. Требования к изложению материала: изложение материала должно быть точным, должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе, изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. Ответ должен показать, как глубоко освоена дисциплина, насколько широки познания по предмету.

Ответ по каждому вопросу оценивается по четырехбалльной шкале - экзамен, двухбалльной - зачет.
Дополнительные рекомендации приведены в приложении.