МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 206
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15 18 15 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 16 16 16 16 68 68
Лабораторные 32 32 32 32 20 20 20 20 104 104
Сам. работа 58 58 67 67 36 36 45 45 206 206
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 144 144 72 72 108 108 432 432

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.;к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.;к.б.н., доцент, Антоненко Т.В.;ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления о фаунистических объектах;
понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем;
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов;
современные методы работы с позвоночными животными;
принципы работы современной аппаратуры (фотоловушки и пр.);
знать основные методы коллеционирования позвоночных животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать способы наблюдения;
использовать способы описания фаунистических систем;
культивировать животных для вивария;
применять современные экспериментальные методы работы с позвоночными животными в полевых и лабораторных условиях;
выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп позвоночных;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками идентификации зоологических объектов;
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных;
составления коллекций позвоночных животных;
методами препарирования животных;
навыками описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живвых объектов;
навыками работы с современной аппаратурой как лабораторной, так и в полевых условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных
1.1. Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4
1.2. Роль животных в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения, описания, таксономических исследований, коллекционирования Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
1.3. Основы систематики животного мира. Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие
2.1. Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
2.2. Систематический обзор. Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
2.3. Свободноживущие и паразитические простейшие Лабораторные 1 10 ОПК-6 Л2.3
2.4. Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные
3.1. Отличительные особенности организации многоклеточных Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Тип Spongia –Губки
4.1. Общая характеристика организации животных типа Губки Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
4.2. Систематический обзор современных губок Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
4.3. Особенности строения представителей губок по классам Лабораторные 1 6 ОПК-6 Л2.3
4.4. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные
5.1. Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3, Л1.1
5.2. Морфология кишечнополостных по классам Лабораторные 1 6 ОПК-6 Л2.3
5.3. Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. Сам. работа 1 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 6. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики
6.1. Тип Ctenophora –Гребневики Сам. работа 1 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 7. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви
7.1. Общая характеристика организации плоских червей Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
7.2. Разноообразие паразитических плоских червей Лекции 1 1 ОПК-3 Л2.3
7.3. Разноообразие паразитических плоских червей Лабораторные 1 10 ОПК-6 Л2.3
7.4. Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 8. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви
8.1. Морфофизиология собственно круглых червей Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
8.2. Многообразие круглых червей Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
8.3. Строение основных представителей собственно круглых червей Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
8.4. Общая характеристика организации первичнополостных животных Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
8.5. Сравнительный обзор био- и геогельминтов Сам. работа 2 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 9. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви
9.1. Характеристика кольчатых червей как целомических животных Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
9.2. Систематический обзор кольчатых червей Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
9.3. Сравнительная морфология групп целомических животных Лабораторные 2 4 ОПК-6 Л2.3
9.4. Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. Сам. работа 2 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 10. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски
10.1. Общая характеристика типа моллюски Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
10.2. Отличительные черты организации представителей разных классов Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
10.3. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски Лабораторные 2 4 ОПК-6 Л2.3
10.4. Практическое значение моллюсков Сам. работа 2 14 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 11. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие
11.1. Общая характеристика типа Иглокожие Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
11.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие Сам. работа 2 14 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
11.3. Морфология представителей разных классов в типе Лабораторные 2 4 ОПК-6
Раздел 12. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие
12.1. Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.2. Общая характеристика морфофизиологии жабернодышащих Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.3. Общая характеристика морфофизиологии трахейнодышащих Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
12.4. Общая характеристика морфофизиологии хелицеровых Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.5. Особенности морфологии представителей разных классов Лабораторные 2 14 ОПК-6 Л2.3
12.6. Систематический обзор насекомых Сам. работа 2 15 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 13. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов
13.1. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Сам. работа 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4
Раздел 14. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.
14.1. Происхождение хордовых животных. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2
14.2. Отличие позвоночных от беспозвоночных. Сам. работа 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
Раздел 15. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.
15.1. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л2.5
15.2. Класс Асцидии - особенности биологии. Класс Сальпы - особенности метагенеза. Класс Аппендикулярии - черты уникальности. Лабораторные 3 4 ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
15.3. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Сам. работа 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 16. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.
16.1. Организация, развитие и биология ланцетника. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
16.2. Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. Лабораторные 3 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.5, Л1.3
16.3. Систематика подтипа. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 17. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.
17.1. Класс Круглоротые. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
17.2. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
17.3. Место круглоротых в системе позвоночных. Современные отряды. Сам. работа 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.2, Л2.5
Раздел 18. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.
18.1. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
18.2. Систематика кл. Chondrichthyes. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
18.3. Подкласс Цельноголовые Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 19. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня.
19.1. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
19.2. Проведение вскрытия костной рыбы. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
19.3. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 20. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.
20.1. Подкласс Лопастеперые. Подкласс Лучеперые. Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 21. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.
21.1. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
21.2. Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
21.3. Географическое распространение земноводных. Хозяйственное значение земноводных. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 22. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных
22.1. Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
22.2. Отряд Безногие. Характеристика семейств, их главнейших представителей. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 23. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.
23.1. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.2, Л2.1
23.2. Особенности метаболизма рептилий. Систематика рептилий. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
23.3. Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. Сам. работа 4 3 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 24. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.
24.1. Подкласс Черепахи. Подкласс Архозавры. Подкласс Чешуйчатые. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
24.2. Подкласс Клювоголовые. Котилозавры. Вымирание древних пресмыкающихся и причина этого явления. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 25. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.
25.1. Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. Лекции 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1
25.2. Проведение вскрытия птицы. Анатомо-морфологичепские особенности. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
25.3. Географическое распространение. Миграция и ориентация птиц. Экономическое значение. Домашние птицы и их происхождение. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2
Раздел 26. Систематика кл. Aves. Определение птиц
26.1. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Лекции 4 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.2. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.3. Происхождение птиц. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 27. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.
27.1. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лекции 4 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
27.2. Проведение вскрытия. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лабораторные 4 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
27.3. Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
27.4. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Зоология беспозвоночных
Тестовые задания закрытого типа

1.Чем отличаются моллюски класса Gastropoda от Lamellibranchia?
А)наличием мантии
Б)симметрией смешанного типа: билатеральной и винтовой
В)редукцией головы
Г)развитием раковины
Д)развитием жабер
Ответ:Б)симметрией смешанного типа: билатеральной и винтовой

2.Какие признаки могут служить основанием для доказательства филогенетической близости следующих групп животных: Annellida и Arthropoda?
А)тип метаморфоза
Б)палеонтологические данные
В)особенности эмбрионального развития (тип дробления, способ гаструляции, способ закладки мезодермы), гомология органов
Г)аналогия органов
Д)тип развитая
Ответ:В)особенности эмбрионального развития (тип дробления, способ гаструляции, способ закладки мезодермы), гомология органов

3.Что является разновидностью бесполого размножения у простейших?
А)Синергия
Б)Палинтомия
В)Хиастоневрия
Г)Коньюгация
Ответ: Б

4.Малярийный плазмодий одну из стадий развития проходит в:
А) В мышечной ткани
Б) В нервной ткани
В) В эритроцитах
Г) В лейкоцитах
Ответ: В

5. У кольчатых червей впервые появляется система, которая позволяет их считать высшими червями:
А)Нервная
Б)Пищеварительная
В)Половая
Г)Кровеносная

Зоология позвоночных
Тестовые задания закрытого типа

1.Отличием хрящевых рыб от костных рыб можно считать:
а) двухкамерное сердце
б) наличие мочевого пузыря
в) наличие жаберной крышки
г) два круга кровообращения
Ответ: б

2.Признаком представителей семейства Жабовые является:
а) развитие с формированием личинки
б) наличие двух пар конечностей
в) наличие паротид
г) отсутствие подъязычной кости
Ответ: в

3.Удавы относятся к семейству:
а) Viperidae
б) Colubridae
в) Elapidae
г) Boidae
Ответ: г

4.В состав яйца птиц входит:
а) халаза
б) рамфотека
в) тибиотарзус
г) пигостиль
Ответ: а
5. К мозговому отделу черепа млекопитающих относится из перечисленных костей:
а) каменистая
б) гиомандибуляре
в) переднеклиновидная
г) решётчатая кость
Ответ: а

Задания с открытым вариантом ответа:

Зоология беспозвоночных

1. Основные систематические категории, используемые в зоологии это: тип-класс-отряд-семейство-род-вид. Кто ввёл понятие бинарная номенклатура и что оно означает?
Ответ: предложил двойное название Карл Линней, первое - родовое название, второе-видовое.

2. Согласно современной систематики простейших животные входят в состав отдельного …. Оно насчитывает 5-6 типов.
Ответ: царство.

3. Какие типы питания встречаются у простейших? Какие специфические органоиды есть у них?
Ответ: автотрофное и гетеротрофное. Специфические органоиды: хроматофоры у автотрофов и пищеварительные вакуоли у гетеротрофов.

4. Чем принципиально отличаются простейшие от многоклеточных животных?
Ответ: Клетка простейших – это целостный организм, а у многоклеточных клетки выполняют отдельные функции.

5. Среди представителей класса животные жгутиконосцы встречаются паразитические виды. Кто сюда относится?
Ответ: трипаносомы, лейшмании, трихомонады.

6. Споровики получили своё название в связи с тем, что в их жизненном цикле имеется стадия….
Ответ: споры.

7. Комар для малярийного плазмодия считается основным хозяином. Объясните почему?
Ответ: В организме комара идёт образование зиготы, которая затем начинает делиться с образованием бесполого поколения спорозоитов.

8. В чём различие понятий коньюгации и копуляции?
Ответ: это разновидности полового процесса, при коньюгации имеет место обмен наследственной информацией, а при копуляции происходит слияние гамет.

9. Почему губок считают примитивным животным, хотя у них выделяют уже 7 типов клеток?
Ответ: ещё нет тканей, а клетки слабо дифференцированы могут переходить друг в друга.

10. Какие жизненные формы характерны типу Кишечнополостные: медуза и …
Ответ: полип

11. У представителей класса ресничные черви типа плоские черви сохраняются в большей степени прогрессивные черты строения чем в других классах, с чем это связано?
Ответ: они являются свободноживущими, на организацию других накладывает отпечаток паразитический образ жизни.

12. У паразитических плоских червей сложная гермафродитная половая система, но при этом оплодотворение у большинства за редким исключением…
Ответ: перекрестное.

13. Впервые сквозная пищеварительная система, состоящая из трёх отделов передняя, средняя и задняя кишка появилась в процессе эволюции у представителей типа…
Ответ: круглые черви.

14. Самыми крупными ароморфозами в типе членистоногих, позволившие им освоить все среды обитания, явились…
Ответ: появление членистых конечностей, хитинизация покровов, совершенство органов дыхания.

15. Какой класс из типа Членистоногие в настоящее время самый многочисленный?
Ответ: класс Насекомые.

Задания открытого типа

Зоология позвоночных

1.По каким признакам ланцетников выделяют в отдельный подтип Хордовых? Назовите не менее 5 признаков
(наличие эндостиля, нотохорда, миохордального комплекса, протонефридиальной выделительной системы, атриальной полости, соленоцитов)

2.У представителей класса Ascidiae личинки несут признаки хордовых животных, а взрослые особи практически полностью их утрачивают. Верно ли это утверждение?
Да
Нет

3.Дайте определение понятию «Фороциты»
(крупные подвижные амёбовидные клетки бочёночников, которые переносят почки 1-3 генераций с брюшного на спинной столон)

4.Гастрозоойды обеспечивают питание колонии бочёночников, питательные вещества другим членам колонии они передают через ….
(два крупных кровеносных сосуда внутри столона)

5.По каким признакам можно сделать вывод о том, что мозговой череп круглоротых находится на эволюционной стадии, соответствующей ранним этапам развития черепа остальных позвоночных?
(хрящи окружают мозг только снизу и с боков, крыша черепа эпителиальная)

6.Какие особенности строения позвоночника хрящевых рыб придают ему прочность?
(наличие вставочных пластинок между позвонками, большое количество извести в хрящах позвоночника)

7.У костных рыб формируется пять жаберных дуг, но при этом жабр….
(4,5)

8.Представители подкласса Цельноголовые сегодня рассматриваются в составе класса Хрящевые рыбы. Но у них есть признаки и Костных рыб. Назовите их.
(есть жаберные крышки, нет брызгальца, зубы сливаются в зубные пластинки)

9.Посветление окраски у костных рыб происходит по следующему пути…..
(продолговатый мозг – симпатическая нервная система – хроматофор)

10.Какой хвостовой плавник называется дифицеркальным?
(это вторично симметричный хвостовой плавник, который образуется за счет выпрямления позвоночника и равномерного разрастания лучей обоих лопастей плавника)

11.Чем отличается язык земноводных от всех остальных групп позвоночных?
(он прикрепляется к передней стороне нижней челюсти и складывается внутрь ротовой полости)

12.Мочеточники у пресмыкающихся мочеточники формируются за счет……
(отшнуровывания от задней части вольфовых каналов)

13.Дайте определение понятия «Двойное дыхание»
(это особенность работы дыхательной системы птиц, при которой газообмен происходит и на вдохе и на выдохе)

14.Воротная вена печени у птиц формируется в результате слияния…..
(копчиково-брыжеечной вены, с венами желудка и кишечника)

15.Перечислите типы желез млекопитающих.
(потовые, сальные, млечные, пахучие)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении ФОС


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы по зоологии беспозвоночных:

1. Зоология как наука. Ее место среди других дисциплин. Общие, частные и прикладные науки.
2. Основные принципы систематики животных. Современная систематика живых организмов.
3. Общая характеристика Простейших животных.
4. Типы питания и размножения у представителей Простейших.
5. Отличительные черты организации колониальных Простейших. Представители. Размножение.
6. Общая характеристика типа Саркомастигофоры. Деление на подтипы. Отличительные черты подтипа Саркодовые. Их многообразие.
7. Общая характеристика типа Саркомастигофоры. Деление на подтипы. Отличительные черты подтипа Жгутиковых. Их многообразие.
8. Представители класса Растительные жгутиконосцы. Особенности организации, питания, размножения.
9. Представители класса Животные жгутиконосцы. Особенности организации, питания, размножения.
10. Паразитические Простейшие. Их многообразие. Особенности жизненного цикла трипаносом.
11. Паразитические Простейшие. Их многообразие. Особенности жизненного цикла токсоплазмы.
12. Морфофизиологическая характеристика типа Апикомплексы. Важнейшие представители Споровиков.
13. Малярийный плазмодий, особенности организации и жизненного цикла.
14. Эймерия, особенности организации и жизненного цикла.
15. Особенности организации и размножения грегарин.
16. Общая характеристика типа Миксоспоридии.
17. Общая характеристика типа Микроспоридии.
18. Общая характеристика типа Инфузории. Особенности размножения.
19. Отличительные черты строения и биологии многоклеточных.
20. Теории происхождения многоклеточных организмов.
21. Морфофизиологическая характеристика животных типа Губки. Деление на классы.
22. Морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные. Деление на классы.
23. Особенности организации и размножения представителей класса Гидроидные.
24. Особенности организации и размножения представителей класса Сцифоидные.
25. Особенности организации и размножения представителей класса Коралловые полипы.
26. Морфофизиологическая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.
27. Характеристика класса Ресничные черви. Важнейшие представители и значение.
28. Паразитические черты в организации и процессах жизнедеятельности представителей классов типа Плоские черви.
29. Характеристика класса Сосальщики. Важнейшие представители и значение. Особенности жизненных циклов.
30. Характеристика класса Трематоды на примере Печеночного сосальщика.
31. Характеристика класса Трематоды на примере Ланцетовидной двуустки.
32. Морфофизиологическая характеристика Моногеней.
33. Характеристика класса Ленточные черви. Важнейшие представители и значение. Особенности жизненных циклов.
34. Характеристика класса Цестода на примере Эхинококка и Альвеококка.
35. Характеристика класса Цестода на примере Широкого Лентеца.
36. Характеристика Класса Цестода на примере Бычьего и Свиного цепней.
37. Характеристика класса Цестода на примере Ремнеца.
38. Морфофизиологическая характеристика типа Круглые черви. Деление на классы.
39. Особенности жизненных циклов развития биогельминтов на примере Трихинеллы, нитчатки Банкрофта.
40. Особенности организации и размножения представителей класса Волосатиковые.
41. Особенности организации и размножения представителей класса Коловратки.
42. Особенности жизненных циклов развития геогельминтов на примере Аскариды и Острицы.
43. Разнообразие жизненных циклов развития паразитических нематод (с миграцией, без миграции личинок по организму хозяина).
44. Разнообразие жизненных циклов развития паразитических нематод (с выходом и без выхода во внешнюю среду).
45. Морфофизиологическая характеристика типа Кольчатые черви. Деление на классы.
46. Характеристика класса Многощетинковые черви. Их многообразие.
47. Отличительные черты класса Малощетинковые черви. Их многообразие.
48. Отличительные черты класса Пиявки. Их многообразие.
49. Морфофизиологическая характеристика типа Моллюски. Деление на классы.
50. Особенности размножения и развития моллюсков.
51. Отличительные черты класса Брюхоногие моллюски. Их многообразие.
52. Отличительные черты класса Двустворчатые моллюски. Промысловые виды.
53. Отличительные черты класса Головоногие моллюски. Их многообразие.
54. Общая характеристика типа Членистоногие. Их многообразие и значение.
55. Характерные черты класса Ракообразные, их многообразие и значение.
56. Характерные черты класса Насекомые, их многообразие.
57. Виды размножения и типы развития насекомых. Основные отряды (указать какой тип развития характерен для отряда).
58. Характерные черты класса паукообразные, их многообразие.
59. Отличительные черты организации клещей. Их многообразие и значение.
60. Особенности организации и многообразие пауков. Значение.
61. Морфофизиологическая характеристика типа Иглокожие. Деление на классы.
62. Разнообразие типа Иглокожие. Особенности организации и значение морских звезд.
63. Разнообразие типа Иглокожие. Особенности организации и значение морских ежей.
64. Разнообразие типа Иглокожие. Особенности организации и значение морских лилий.
65. Разнообразие типа Иглокожие. Особенности организации и значение голотурий.

Зоология позвоночных
1. Черты сходства и различия в строении хордовых и беспозвоночных.
2. Общая характеристика подтипа Tunicata на примере асцидий. Докажите их уникальность.
3. Сравнительная характеристика классов Salpae и Appendicularia. Процветающие ли это группы? Свой ответ обоснуйте.
4. Общая характеристика подтипа Acrania на примере ланцетника. Черты строения, позволившие выделить их в отдельный подтип.
5. Эволюция покровов у позвоночных. Производные кожи в различных классах подтипа
6. Онтогенез осевого скелета у позвоночных. Типы позвонков. Связь строения и функции.
7. Филогенез осевого скелета на примере классов подтипа Позвоночные. Связь строения и функции.
8. Развитие нейрокраниума в онтогенезе позвоночных. Типы строения черепа и их связь с образом жизни.
9. Развитие спланхнокраниума в онтогенезе позвоночных. Типы причленения мозгового и висцерального отделов черепа. Видоизменения дуг в филогенезе.
10. Особенности строения парных конечностей и их поясов у анамний. Связь строения с образом жизни.
11. Особенности строения парных конечностей и их поясов у амниот. Связь строения с образом жизни.
12. Развитие в онто- и филогенезе переднего и промежуточного мозга. Усложнение строения в эволюционном ряду от круглоротых до млекопитающих.
13. Развитие в онто- и филогенезе среднего мозга, мозжечка и продолговатого мозга. Усложнение строения в эволюционном ряду от круглоротых до млекопитающих.
14. Онтогенез спинного мозга и периферической нервной системы. Их строение в различных классах позвоночных.
15. Эволюционные изменения органов акустико-латеральной системы у позвоночных при переходе от водного к наземному образу жизни.
16. Особенности строения органов зрения (парных и непарных) в различных классах позвоночных. Онтогенез и связь строения с образом жизни (уч.).
17. Особенности строения и развития органов обоняния и электрических органов в различных классах позвоночных (уч.)
18. Эволюция пищеварительной системы у позвоночных. Специфика этой системы у позвоночных.
19. Развитие и эволюция органов дыхания у позвоночных. Связь строения с образом жизни.
20. Эволюция сердца и артериальной системы у позвоночных. Органы кроветворения (уч.)
21. Эволюция венозной и лимфатической систем у позвоночных. Их функции.
22. Развитие и строение выделительной системы у позвоночных.
23. Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза в разных группах позвоночных.
24. Развитие половой системы. Специфика ее онтогенеза.
25. Системы копуляции у позвоночных. Значение копуляции для выживания вида.
26. Сравнительная характеристика анамний и амниот. Причины разделения позвоночных на эти 2 группы.
27. Функции желез внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидная).
28. Функции желез внутренней секреции (надпочечники, поджелудочная железа, семенники, яичники, тимус, плацента).
Приложения
Приложение 1.   ФОС Зоология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.2 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
Л1.3 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: М. : Высш. шк, 1979 76
Л2.2 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.3 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л2.4 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л2.5 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: М. : Высш. шк, 1979 68
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. www.zoomet.ru
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. www.biodat.ru.
Э3 Зоология позвоночных. ч.1. Низшие хордовые. Анамнии elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Зоология.
Дисциплина Зоология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Зоология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.