Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А. В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ориентировать студента в курсе проблем, стоящих перед современным эволюционным учением, помочь ему в формировании собственной позиции на причины и ход эволюции. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен - определить общие причины и движущие силы эволюции организмов; - вскрыть механизмы развития приспособлений (адаптации) организмов к условиям их обитания и изменениям этих условий; - обосновать возможность возникновения поразительного разнообразия жизненных форм, а также причины сходств и различий разных видов и групп; - выявить факторы, ведущие к эволюционному прогрессу – нарастающему усложнению и совершенствованию организации живых существ в ходе эволюции – при одновременном сохранении более примитивных и просто устроенных видов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.5 |
ОПК-8 | способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие причины и движущие силы биологической эволюции; исторические и современные положения эволюционной теории; исторические и современные положения эволюционной теории и способен применить их на практике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | доказать возникновение адаптаций на единичных примерах; доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах; доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах из разных разделов биологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками научной дискуссии по основным разделам эволюционного учения; навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения; навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения и критического анализа основных проблем современной теоретической биологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Определение понятия «биологическая эволюция». Предмет и задачи эволюционного учения. | Лекции | 7 | 2 | Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Место эволюционного учения в составе биологических наук | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Методы изучения эволюции. Основные разделы эволюционного учения | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 2. Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений | ||||||
2.1. | Основные теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Принцип градации. Принцип прямого приспособления. Закон о влиянии упражнения органа на его развитие. Закон о наследовании приобретенных свойств. Движущие силы и механизмы эволюции по Ламарку. Современный неоламаркизм. Теория естественного отбора Дарвина-Уолесса. Предпосылки создания теории. Формирование классического дарвинизма. Кризис классического дарвинизма. | Лекции | 7 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Основные положения теории естественного отбора и ее оценка. | Практические | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Синтетическая теория эволюции. Переход к популяционному мышлению. Развитие эволюционной биологии. Основные положения СТЭ. Формирование экосистемного подхода в биологии. Изучение молекулярных основ изменчивости в эволюции. Нерешенные проблемы неодарвинизма. Современные дискуссии в эволюционном учении. | Сам. работа | 7 | 8 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Генетические основы эволюционного процесса | ||||||
3.1. | Организация жизни и ее основные характеристики. Основные свойства живых систем. Аксиомы теоретической биологии. Эволюция как условие существования жизни. Биотический потенциал и давление жизни. Системность и организованность жизни. | Лекции | 7 | 4 | Л1.2 | |
3.2. | Уровни организации жизни | Практические | 7 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Основные этапы истории жизни на Земле. Основные гипотезы возникновения жизни. Основные положения биохимической эволюции живых систем. Начальные этапы биологического обмена. Сущность предбиологического отбора. Основные этапы эволюции растений и животных. Этапы эволюции биосферы. | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 4. Концепция видообразования | ||||||
4.1. | Понятие о норме реакции. Формы изменчивости. Мутации как элементарный эволюционный материал. Основные характеристики популяции как эколого-генетической системы. Популяционный генофонд. Закон Харди-Вайнберга.Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс как фактор-поставщик элементарного эволюционного материала. Значение популяционных волн, миграции и дрейфа генов в эволюционном процессе. Изоляция как фактор-усилитель генотипических различий между популяциями. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки естественного отбора. Определение понятия естественный отбор. Вид и видообразование. История развития концепции вида. Критерии и структура вида. Вид – качественный этап эволюционного процесса. Видообразование как результат микроэволюции. Основные пути и способы видообразования. Принцип основателя и видообразование. | Лекции | 7 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Ведущая роль отбора в возникновении новых признаков. Эффективность и скорость действия естественного отбора. Основные формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Сходство и различие в действии искусственного и естественного отбора. | Практические | 7 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 5. Проблемы макроэволюции | ||||||
5.1. | Эволюция онтогенеза. Общие представления об онтогенезе разных организмов и специфика его эволюции. Онтогенетическая дифференцировка. Целостность и устойчивость онтогенеза. Эмбрионизация онтогенеза. Автономизация онтогенеза. Онтогенез – основа филогенеза. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Теория филэмбриогенеза. Эволюция филогенетических групп. Формы филогенеза. Основные направления эволюции филогенеза. Скорость эволюции и происхождение иерархии филогенетических групп. Вымирание групп и его причины. Эмпирические правила макроэволюции. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1 | |
5.2. | Моделирование филогенеза | Практические | 7 | 4 | Л1.1 | |
5.3. | Эволюционный прогресс. Понятие прогресса и его критерии. Классификация явлений прогресса: неограниченный, биологический, групповой, биотехнологический прогресс. Взаимосвязь разных направлений прогресса и его относительность. Антропогенез. Место человека в системе животного мира. Основные этапы эволюции человека: рамапитеки, австралопитеки, архантропы, палеантропы, кроманьонцы. Происхождение человеческих рас. Микроэв | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 6. Практическое и методологическое значение эволюционного учения | ||||||
6.1. | Значение эволюционного учения для охраны среды и сохранение биоразнообразия флоры и фауны. Эволюционное учение и практика сельского хозяйства. Эволюционное учение как теоретическая основа развития биологии. | Сам. работа | 7 | 9 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тестовые задания закрытого типа 1.Сохранению признаков вида в природе способствует: А) изменчивость б) мутагенез в) метаболизм, г) наследственность Ответ: г 2.Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора? а) сезонная б) мутационная в) определенная г) фенотипическая Ответ: б 3.Какой из перечисленных примеров иллюстрирует общую дегенерацию? а) сокращение числа пальцев до 2 у страуса б) превращение корней у растений повилики в присоски в) развитие зародышей млекопитающих в мышечном органе-матке г) отсутствие конечности у змей Ответ: б 4.Доказательством единства человеческих рас является а) одинаковый набор хромосом б) приспособленность к жизни в разных климатических условиях в) наличие атавизмов г) наличие рудиментов Ответ: а 5.Увеличение численного состава популяции определяется а) высокой частотой мутаций б) разнообразием составляющих ее организмов в) популяционными волнами; г) преобладанием рождаемости над смертностью Ответ: г 6.В процессе эволюции расселение вьюрков на Галапагосские острова привело а) образованию новых видов б) обострению конкуренции между особями в) усилению действия абиотических факторов г) обострению межвидовой борьбы Ответ: а 7.Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе - это а) охота акул и скатов б) миграция перелетных птиц в) ночная активность летучих мышей г) движение створок раковины моллюска Ответ: б 8.Примером атавизма у человека считают появление а) зубов мудрости б) хвостового отдела позвоночника в) свода стопы г) мимической мускулатуры Ответ: б 9.Мутацию считают хромосомной если а) число хромосом увеличилось на 1-2 б) один нуклеотид в ДНК заменился на другой в) участок одной хромосомы перенесен на другую г) произошло кратное увеличение числа хромосом Ответ: в 10.Результатом эволюции является а) появление новых засухоустойчивых сортов растений б) выведение новых пород крупного рогатого скота в) сохранение прежних видов в стабильных условиях обитания г) получение высокопродуктивных бройлерных кур Ответ: г Задания с открытым ответом 1.Шведский естествоиспытатель, который написал выдающийся труд «Система природы»……. (Карл Линней) 2.Вопреки общепринятому мнению, что теорию эволюции разрабатывал только Ч. Дарвин, параллельно с ним к аналогичным выводам пришел и ….. (Дж Уоллис) 3.Какие исследования привели к формированию синтетической теории эволюции? (генетико-экологические исследования) 4.Какие методы относят к современным методам изучения эволюционного процесса? (палеонтологические, биогеографические, морфологические, эмбриологические, генетические, биохимические) 5.Какую роль сыграло освоение открытых пространств в эволюции семейства Лошадиных? (у них произошла редукция всех пальцев, кроме третьего; срослись кости пясти плюсны; произошло удлинение стопы и пясти) 6.Верно ли утверждение, что на определённой стадии развития зародыш человека соответствует мальку рыбы? Да Нет 7.В чём проявляется концепция креационизма в понимании развития живой природы? (представление о природе опирается на ветхозаветское сказание о сотворении мир; во всех явлениях природы видели проявление божественного промысла) 8.Сходство строения митохондрий и пластид позволяет говорить о схожести процессов их возникновения. Теория, которая это подтверждает…… (симбиогенез) 9.В чём сущность теории дифференциации лентообразных колоний возникновения многоклеточности у растений? (колонии, прикреплённые одним концом к субстрату имели разный доступ к свету, температуре и химическим факторам (в воде), что и привели к развитию разноклеточности по функциям) 10.К какой группе растений относился лепидодендрон, который рос в каменноугольном периоде палеозойской эры? (плауновидные) 11.Верно ли утверждение, что котилозавры были первыми представителями рептилий? Да Нет 12.Какие анатомо-физиологические особенности сформировались у беспозвоночных, освоивших сушу? (защитные покровы – хитиновый панцирь, дыхание лёгкими или трахеями, выделение продуктов обмена виде гуанина или мочевой кислоты, яйца приобрели защитные оболочки) 13.Дайте определение термина «Вид». (вид – это совокупность особей, сходным по анатомо-морфологическим, физиологическим, биохимическим, экологическим и генетическим признакам, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство) 14.Дайте определение понятия «Популяция» (совокупность особей одного вида, длительно обитающих на определённой территории, размножающихся путём свободного скрещивания, и в той или иной степени, изолированных от других групп данного вида) 15. Важнейшей характеристикой популяции являются частоты аллелей (генов) или генотипов. Верно ли данное утверждение? Да Нет |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Сущность «популяционного мышления» в современной биологии. 2. Обосновать тезис: «Эволюция – процесс адаптациогенеза». 3. Эволюционные предпосылки стабильности онтогенеза. 4. Относительность понятия «эволюционный прогресс». 5. Микроэволюционные или макроэволюционные процессы в пределах определенной группы 6. Будущее человека как биологического вида. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1.Основные положения эволюционных теорий К. Линнея и Ж.Б.Ламарка. 2. Основные положения эволюционных теорий Ч.Дарвина и СТЭ. 3. Основные свойства живых систем. 4. Уровни организации жизни. 5. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. 6. Генетические основы эволюции. 7. Элементарная эволюционная единица. Закон Харди-Вайнберга 8. Элементарный эволюционный материал. 9. Роль популяционных волн и дрейфа генов в эволюционном процессе. 10. Изоляция как фактор усилитель генотипических различий между популяциями. 11. Естественный отбор как движущая и направляющая сила эволюционного процесса. 12.Результат действия естественного отбора – формирование адаптаций. 13. Вид и видообразование. 14. Методы изучения эволюционного процесса (доказательства эволюции). 15. Основные направления эволюции онтогенеза. 16. Главные направления эволюции филогенеза. 17. Основные направления эволюции (ключевые ароморфозы) у растений. 18. Основные направления эволюции (ключевые ароморфозы) у животных. 19. Формы эволюционного прогресса. 20. Основные этапы неорганической эволюции 21. Основные процессы и развитие жизни в архее. 22. Основные процессы и развитие жизни в протерозое. 23. Основные процессы и развитие жизни в пазеозое. 24. Основные процессы и развитие жизни в мезозое. 25. Основные процессы и развитие жизни в кайнозое. 26. Основные этапы антропогенеза. 27. Эволюция современного человека. Человеческие расы. 28. Эволюция культурных форм организмов. 29. Недарвиновская эволюция: неоламаркизм, нейтрализм, сальтационизм, неокатастрофизм. 30. Эволюционное учение как наука. Практическое и методологическое значение эволюционного учения. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иорданский Н.Н. | Эволюция жизни: | М.: Академия, 2001 | |
Л1.2 | Северцов А.С. | Теория эволюции: учеб. для вузов | М.: Владос, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яблоков, А.В. | Эволюционное учение (Дарвинизм): учеб. для вузов | М. : Высш. шк., 1998 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория эволюции как она есть | evolution.powernet.ru | ||
Э2 | Бесплатная электронная биологическая библиотека | www.zoomet.ru | ||
Э3 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Э1 Сайт по проблемам эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://macroevolution.narod.ru. – Загл. с экрана. Э2 Теория эволюции как она есть [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://evolution.powernet.ru. – Загл. с экрана Э3 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __80__баллов, за решение задачи __20__ баллов. Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно |