МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теории эволюции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Теории эволюции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.б.н. А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ориентировать студента в курсе проблем, стоящих перед современным эволюционным учением, помочь ему в формировании собственной позиции на причины и ход эволюции.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
- определить общие причины и движущие силы эволюции организмов;
- вскрыть механизмы развития приспособлений (адаптации) организмов к условиям их обитания и изменениям этих условий;
- обосновать возможность возникновения поразительного разнообразия жизненных форм, а также причины сходств и различий разных видов и групп;
- выявить факторы, ведущие к эволюционному прогрессу – нарастающему усложнению и совершенствованию организации живых существ в ходе эволюции – при одновременном сохранении более примитивных и просто устроенных видов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие причины и движущие силы биологической эволюции;
исторические и современные положения эволюционной теории;
исторические и современные положения эволюционной теории и способен применить их на практике.
3.2.Уметь:
3.2.1.доказать возникновение адаптаций на единичных примерах;
доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах;
доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах из разных разделов биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научной дискуссии по основным разделам эволюционного учения;
навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения;
навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения и критического анализа основных проблем современной теоретической биологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Определение понятия «биологическая эволюция». Предмет и задачи эволюционного учения. Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.2. Место эволюционного учения в составе биологических наук Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Методы изучения эволюции. Основные разделы эволюционного учения Сам. работа 7 8 Л1.1
Раздел 2. Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений
2.1. Основные теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Принцип градации. Принцип прямого приспособления. Закон о влиянии упражнения органа на его развитие. Закон о наследовании приобретенных свойств. Движущие силы и механизмы эволюции по Ламарку. Современный неоламаркизм. Теория естественного отбора Дарвина-Уолесса. Предпосылки создания теории. Формирование классического дарвинизма. Кризис классического дарвинизма. Лекции 7 4 Л1.2, Л1.1
2.2. Основные положения теории естественного отбора и ее оценка. Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Синтетическая теория эволюции. Переход к популяционному мышлению. Развитие эволюционной биологии. Основные положения СТЭ. Формирование экосистемного подхода в биологии. Изучение молекулярных основ изменчивости в эволюции. Нерешенные проблемы неодарвинизма. Современные дискуссии в эволюционном учении. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Генетические основы эволюционного процесса
3.1. Организация жизни и ее основные характеристики. Основные свойства живых систем. Аксиомы теоретической биологии. Эволюция как условие существования жизни. Биотический потенциал и давление жизни. Системность и организованность жизни. Лекции 7 4 Л1.2
3.2. Уровни организации жизни Практические 7 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные этапы истории жизни на Земле. Основные гипотезы возникновения жизни. Основные положения биохимической эволюции живых систем. Начальные этапы биологического обмена. Сущность предбиологического отбора. Основные этапы эволюции растений и животных. Этапы эволюции биосферы. Сам. работа 7 8 Л1.1
Раздел 4. Концепция видообразования
4.1. Понятие о норме реакции. Формы изменчивости. Мутации как элементарный эволюционный материал. Основные характеристики популяции как эколого-генетической системы. Популяционный генофонд. Закон Харди-Вайнберга.Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс как фактор-поставщик элементарного эволюционного материала. Значение популяционных волн, миграции и дрейфа генов в эволюционном процессе. Изоляция как фактор-усилитель генотипических различий между популяциями. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки естественного отбора. Определение понятия естественный отбор. Вид и видообразование. История развития концепции вида. Критерии и структура вида. Вид – качественный этап эволюционного процесса. Видообразование как результат микроэволюции. Основные пути и способы видообразования. Принцип основателя и видообразование. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Ведущая роль отбора в возникновении новых признаков. Эффективность и скорость действия естественного отбора. Основные формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Сходство и различие в действии искусственного и естественного отбора. Практические 7 6 Л1.1
Раздел 5. Проблемы макроэволюции
5.1. Эволюция онтогенеза. Общие представления об онтогенезе разных организмов и специфика его эволюции. Онтогенетическая дифференцировка. Целостность и устойчивость онтогенеза. Эмбрионизация онтогенеза. Автономизация онтогенеза. Онтогенез – основа филогенеза. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Теория филэмбриогенеза. Эволюция филогенетических групп. Формы филогенеза. Основные направления эволюции филогенеза. Скорость эволюции и происхождение иерархии филогенетических групп. Вымирание групп и его причины. Эмпирические правила макроэволюции. Лекции 7 4 Л1.1
5.2. Моделирование филогенеза Практические 7 4 Л1.1
5.3. Эволюционный прогресс. Понятие прогресса и его критерии. Классификация явлений прогресса: неограниченный, биологический, групповой, биотехнологический прогресс. Взаимосвязь разных направлений прогресса и его относительность. Антропогенез. Место человека в системе животного мира. Основные этапы эволюции человека: рамапитеки, австралопитеки, архантропы, палеантропы, кроманьонцы. Происхождение человеческих рас. Микроэв Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 6. Практическое и методологическое значение эволюционного учения
6.1. Значение эволюционного учения для охраны среды и сохранение биоразнообразия флоры и фауны. Эволюционное учение и практика сельского хозяйства. Эволюционное учение как теоретическая основа развития биологии. Сам. работа 7 9 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытого типа

1.Сохранению признаков вида в природе способствует:
А) изменчивость
б) мутагенез
в) метаболизм,
г) наследственность
Ответ: г
2.Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора?
а) сезонная
б) мутационная
в) определенная
г) фенотипическая
Ответ: б
3.Какой из перечисленных примеров иллюстрирует общую дегенерацию?
а) сокращение числа пальцев до 2 у страуса
б) превращение корней у растений повилики в присоски
в) развитие зародышей млекопитающих в мышечном органе-матке
г) отсутствие конечности у змей
Ответ: б
4.Доказательством единства человеческих рас является
а) одинаковый набор хромосом
б) приспособленность к жизни в разных климатических условиях
в) наличие атавизмов
г) наличие рудиментов
Ответ: а
5.Увеличение численного состава популяции определяется
а) высокой частотой мутаций
б) разнообразием составляющих ее организмов
в) популяционными волнами;
г) преобладанием рождаемости над смертностью
Ответ: г
6.В процессе эволюции расселение вьюрков на Галапагосские острова привело
а) образованию новых видов
б) обострению конкуренции между особями
в) усилению действия абиотических факторов
г) обострению межвидовой борьбы
Ответ: а
7.Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе - это
а) охота акул и скатов
б) миграция перелетных птиц
в) ночная активность летучих мышей
г) движение створок раковины моллюска
Ответ: б
8.Примером атавизма у человека считают появление
а) зубов мудрости
б) хвостового отдела позвоночника
в) свода стопы
г) мимической мускулатуры
Ответ: б
9.Мутацию считают хромосомной если
а) число хромосом увеличилось на 1-2
б) один нуклеотид в ДНК заменился на другой
в) участок одной хромосомы перенесен на другую
г) произошло кратное увеличение числа хромосом
Ответ: в
10.Результатом эволюции является
а) появление новых засухоустойчивых сортов растений
б) выведение новых пород крупного рогатого скота
в) сохранение прежних видов в стабильных условиях обитания
г) получение высокопродуктивных бройлерных кур
Ответ: г

Задания с открытым ответом

1.Шведский естествоиспытатель, который написал выдающийся труд «Система природы»…….
(Карл Линней)
2.Вопреки общепринятому мнению, что теорию эволюции разрабатывал только Ч. Дарвин, параллельно с ним к аналогичным выводам пришел и …..
(Дж Уоллис)
3.Какие исследования привели к формированию синтетической теории эволюции?
(генетико-экологические исследования)
4.Какие методы относят к современным методам изучения эволюционного процесса?
(палеонтологические, биогеографические, морфологические, эмбриологические, генетические, биохимические)
5.Какую роль сыграло освоение открытых пространств в эволюции семейства Лошадиных?
(у них произошла редукция всех пальцев, кроме третьего; срослись кости пясти плюсны; произошло удлинение стопы и пясти)
6.Верно ли утверждение, что на определённой стадии развития зародыш человека соответствует мальку рыбы?
Да
Нет
7.В чём проявляется концепция креационизма в понимании развития живой природы?
(представление о природе опирается на ветхозаветское сказание о сотворении мир; во всех явлениях природы видели проявление божественного промысла)
8.Сходство строения митохондрий и пластид позволяет говорить о схожести процессов их возникновения. Теория, которая это подтверждает……
(симбиогенез)
9.В чём сущность теории дифференциации лентообразных колоний возникновения многоклеточности у растений?
(колонии, прикреплённые одним концом к субстрату имели разный доступ к свету, температуре и химическим факторам (в воде), что и привели к развитию разноклеточности по функциям)
10.К какой группе растений относился лепидодендрон, который рос в каменноугольном периоде палеозойской эры?
(плауновидные)
11.Верно ли утверждение, что котилозавры были первыми представителями рептилий?
Да
Нет
12.Какие анатомо-физиологические особенности сформировались у беспозвоночных, освоивших сушу?
(защитные покровы – хитиновый панцирь, дыхание лёгкими или трахеями, выделение продуктов обмена виде гуанина или мочевой кислоты, яйца приобрели защитные оболочки)
13.Дайте определение термина «Вид».
(вид – это совокупность особей, сходным по анатомо-морфологическим, физиологическим, биохимическим, экологическим и генетическим признакам, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство)
14.Дайте определение понятия «Популяция»
(совокупность особей одного вида, длительно обитающих на определённой территории, размножающихся путём свободного скрещивания, и в той или иной степени, изолированных от других групп данного вида)
15. Важнейшей характеристикой популяции являются частоты аллелей (генов) или генотипов. Верно ли данное утверждение?
Да
Нет

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность «популяционного мышления» в современной биологии.
2. Обосновать тезис: «Эволюция – процесс адаптациогенеза».
3. Эволюционные предпосылки стабильности онтогенеза.
4. Относительность понятия «эволюционный прогресс».
5. Микроэволюционные или макроэволюционные процессы в пределах определенной группы
6. Будущее человека как биологического вида.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Основные положения эволюционных теорий К. Линнея и Ж.Б.Ламарка.
2. Основные положения эволюционных теорий Ч.Дарвина и СТЭ.
3. Основные свойства живых систем.
4. Уровни организации жизни.
5. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле.
6. Генетические основы эволюции.
7. Элементарная эволюционная единица. Закон Харди-Вайнберга
8. Элементарный эволюционный материал.
9. Роль популяционных волн и дрейфа генов в эволюционном процессе.
10. Изоляция как фактор усилитель генотипических различий между популяциями.
11. Естественный отбор как движущая и направляющая сила эволюционного процесса.
12.Результат действия естественного отбора – формирование адаптаций.
13. Вид и видообразование.
14. Методы изучения эволюционного процесса (доказательства эволюции).
15. Основные направления эволюции онтогенеза.
16. Главные направления эволюции филогенеза.
17. Основные направления эволюции (ключевые ароморфозы) у растений.
18. Основные направления эволюции (ключевые ароморфозы) у животных.
19. Формы эволюционного прогресса.
20. Основные этапы неорганической эволюции
21. Основные процессы и развитие жизни в архее.
22. Основные процессы и развитие жизни в протерозое.
23. Основные процессы и развитие жизни в пазеозое.
24. Основные процессы и развитие жизни в мезозое.
25. Основные процессы и развитие жизни в кайнозое.
26. Основные этапы антропогенеза.
27. Эволюция современного человека. Человеческие расы.
28. Эволюция культурных форм организмов.
29. Недарвиновская эволюция: неоламаркизм, нейтрализм, сальтационизм, неокатастрофизм.
30. Эволюционное учение как наука. Практическое и методологическое значение эволюционного учения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: М.: Академия, 2001
Л1.2 Северцов А.С. Теория эволюции: учеб. для вузов М.: Владос, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков, А.В. Эволюционное учение (Дарвинизм): учеб. для вузов М. : Высш. шк., 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория эволюции как она есть evolution.powernet.ru
Э2 Бесплатная электронная биологическая библиотека www.zoomet.ru
Э3 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э1 Сайт по проблемам эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://macroevolution.narod.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Теория эволюции как она есть [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://evolution.powernet.ru. – Загл. с экрана
Э3 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __80__баллов, за решение задачи __20__ баллов.
Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно