МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иммунология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Иммунология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов c дисциплиной "Иммунология", как раздела биологии, основными пинципами методами функционирования иммунной системы, современным достижениям науки.
Задачи дисциплины:
По завершению изучения дисциплины, сформировать у студентов знания общих приниципов и законов функционирования иммунной системы, механизмов вовлечения иммунной системы в поддержания гомеостаза.
Иметь представления о роли и значении отдельных факторов, влияющих на состояние иммунитета и здоровья человека.
Знать методы определения иммунного статуса человека, уметь интерпретировать данные иммунограммы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-cтроение и закономерности функционирования иммунной системы разных в филогенетическом плане организмов;
-основные иммунологические термины и константы;
-регуляторные механизмы иммунной системы, обеспечивающие иммунный гомеостаз;
-принципы функциональной оценки состояния иммунной системы человека и животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.-оценивать функциональное состояние иммунной системы организма (1-2 уровень иммунологического исследования);
-планировать обследование иммунной системы в соотвествии с прикладными задачами;
-интерпретировать полученные результаты иммунологического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-интерпретировать данные иммунологического исследования;
-иметь базовые навыки иммунологического исследования;
-опыт работы с современной аппаратурой для гематологических и иммунологичских исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Иммунология как наука. Предмет и задачи иммунологии. Лекции 8 1 ОПК-4 Л1.1
1.2. История развития иммунологии. Значение достижений иммунологии для практической деятельности человека. Теории иммунитета.Формирование иммунитета у животных и человека. Сам. работа 8 2 ОПК-4 Л1.1
Раздел 2. Общая характеристика системы иммунитета. Неспецифический Иммунитет
2.1. Общая организация иммунной системы организма млекопитающих.Органы иммуной системы. Врожденный иммунитет. Лекции 8 1 ОПК-4 Л1.1
2.2. Определение фагоцитарной активности полиморфоядерных лейкоцитов Тест восстановления цитросинего тетразолия (НСТ-тест). Лабораторные 8 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.1
2.3. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета. Сам. работа 8 4 ОПК-4
Раздел 3. Общая характеристика специфического (лимфоцитарного) иммунитета
3.1. Общая характеристика и классификация антигенов. Типы специфичностей антигенов. Клетки иммунной системы: В- и Т-лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки. Лекции 8 2 ОПК-4 Л1.1
3.2. Эффекторные функции клеток иммунной системы: клеточный и гуморальный иммунный ответ. Центральные и периферические органы лимфоидной системы, их структура и функции в иммунном ответе. Сам. работа 8 6 ОПК-4 Л1.1
Раздел 4. Молекулярная иммунология
4.1. Иммуноглобулины, особенности их строения и функций. Значения и механизмы формирования пространственной организация антигенсвязывающего участка иммуноглобулинов. Соматическая рекомбинация генов легких и тяжелых цепей иммуноглобулинов – основа вариабельности иммуноглобулинов. Общая характеристика строения и функций различных классов иммуноглобулинов. Антигенраспознающие рецепторы. Иммуноглобулиновые рецепторы В и Т-клеток. Соматическая рекомбинация генов ТКР. Участие ко-рецепторов CD4 и C CD8 при распознавании антигенов ТКР. Лекции 8 1 ОПК-4 Л1.1
4.2. Количественное определение иммуноглобулинов методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. Лабораторные 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2
4.3. Структурная организация и значение главного комплекса гистосовместимости (МНС). Природные функции продуктов МНС. Терминология и законы трансплантации. Кодоминантное наследование полиморфизма и полигенных признаков. Генетическая организация и основные белки комплекса МНС у мышей и человека. Процессирование микробных и вирусных антигенов антигенпрезентирующими клетками (АПК). Экспрессия на мембране АПК комплексов "молекула гистосовместимости-пептид".Участие корецепторов CD4 и CD8 при распознавании антигенов ТКР. Цитокины. Разнообразие цитокининов и их функций. Общая хараткеристика и функции интерлейкина, факторы некроза опухолей (ФНО-А) и других цитокининов. Сам. работа 8 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 5. Клеточная иммунология
5.1. Структурно-функциональная организация Т и В-систем иммунитета.Механизы и значение антигеннезависимой дифференцировки Т и В-лимфоцитов.Т-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов в тимусе. Формирование основных субпопуляций Т-клеток. Положительная и отрицательная селекция клеток в тимусе. Миграция тимоцитов в периферические органы и лимфоидные образования. Лекции 8 3 ОПК-4
5.2. Определение субпопуляций лимфоцитов с помощью моноклональных антител. Лабораторные 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2
5.3. В-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов в костном мозге. Участие стромальных клеток. Основные этапы дифференцировки. Селекция В-клеток. Миграция В-клеток на периферию. Сам. работа 8 6 ОПК-4
Раздел 6. Иммунный ответ и взаимодействие клеток
6.1. Общая характеристика иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунные ответы. Основные различия первичного и вторичного ответов. Применение вакцин для предупреждения заболеваний. Клеточный иммунный ответ. Основные реакции клеточного иммунитета. Дифференцировка наивных СД4 Т-клеток в Тн1- и Тн2-клетки. Способы активации наивных СД8 Т-клеток. Механизмы цитотоксического действия СД8 Т-клеток и натуральных киллеров. Лекции 8 2 ОПК-4
6.2. Гуморальный иммунный ответ. Активация В-лимфоцитов на периферии. Тимуснезависимая дифференцировка В-клеток. Кооперативное взаимодействие с АПК. Образование активных антителопродуцентов. Генетический контроль иммунного ответа. Характер наследования силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа и их фенотипический продукт. Иммунологическая толерантность. Открытие иммунологической толерантности. Клеточные основы толерантности. Толерантность В- и Т-клеточного типа. Роль супрессоров. Искусственное создание толерантности. Регуляляция иммунитета, роль гормонов и биологически-активных веществ. Сам. работа 8 16 ОПК-4
Раздел 7. Нарушения иммунитета
7.1. Реакции гиперчувствительности. Реакции гиперчувствительности I, II и III типов. Пусковые механизмы этих реакций. Медиаторы аллергических реакций. Механизмы повреждений. Десенсибилизация. Гиперчувствительность замедленного IV типа. Реакции туберкулинового и гранулематозного типов. Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-1
7.2. Аутоиммунные процессы и заболевания. Аутоиммунные заболевания, инициированные антителами и Т-лимфоцитами. Механизмы аутоиммунных реакций. Генетические факторы. Иммунодефицитные состояния. Врожденная (первичная) иммунологическая недостаточность. В-клеточные и Т-клеточные иммунодефициты. Общая характеристика и причины вторичной иммунологической недостаточности. Сам. работа 8 6 ОПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. К периферическим органам лимфоидной системы не относится?
а) тимус;
б) лимфатические узлы;
в) селезенка;
г) пейеровы бляшки кишечника.
2. Иммунология, как наука изучает
а) строение иммунной системы;
б) механизмы контроля и регуляции иммунных реакций;
в) закономерности и механизмы развития иммунных реакций;
г) все верно.
3. Основной функцией центральных органов иммунной системы является:
а) созревание и размножение иммунокомпетентных клеток;
б) антиген-зависимое формирование Т- и В- системы иммунитета;
в) выработка антител и накопление антиген-специфических клонов лимфоцитов;
г) элиминация генетически чужеродного агента.
4. Антитела представляют собой белки:
а) агглютиногены;
б) иммуноглобулины;
в) гемоглобины;
г) фибриногены.
5. Естественно приобретенный активный иммунитет может сохраняется:
а) 1-2 года;
б) 3-5 лет;
в) два месяца;
г) 10-15 дней.
6. Автором клеточной теории иммунитета является:
а) П.Эрлих;
б) И. Мечников;
в) А. Райт;
г) Г. Кункель.
7. Факт существования генов главного комплекса гистосовместимости открыл:
а) Г. Снелл;
б) Г. Кёлер;
в) И. Мечников;
г) Д. Доссе.
8. Автором гуморальной теории иммунитета является:
а) П. Эрлих;
б) И. Мечников;
в) А. Райт;
г) Г. Снелл.
9. Вакцина это:
а) культура ослабленных микробов;
б) готовые антитела;
в) неослабленные микробы;
г) кровь переболевшего человека или животного.
10. Сыворотка представляет собой:
а) готовые антитела;
б) ослабленные антигены;
в) ослабленные микробы;
г) убитые микробы.
11. Какой класс иммуноглобулинов обладает цитофильностью и обеспечивает реакцию гиперчувствительности немедленного типа:
а) IgM;
б) IgG;
в) IgA;
г) IgE.
12. IgM антитела обладают всеми перечисленными свойствами, кроме
а) проявления антибактериальных свойств;
б) связывания комплемента;
в) проникновения через плаценту;
г) участия в первичном иммунном ответе.
13. Какой иммуноглобулин состоит из пяти субъединиц?
а) IgE;
б) IgM;
в) IgG;
г) IgA.
14. В-клетки памяти синтезируют:
а) IgA;
б) IgD;
в) IgG;
г) IgM.
15. В первичном иммунном ответе преимущественно участвует:
а) IgM;
б) IgA;
в) IgG;
г) IgE.

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 г
3 б
4 б
5 а
6 б
7 а
8 а
№ вопроса ответ
9 а
10 а
11 г
12 в
13 б
14 в
15 а


Задания открытого типа
1. Перечислите, что относят к клеточным факторам неспецифической защиты организма?
(Тучные клетки, лейкоциты, макрофаги, натуральные киллерные клетки)
2. Какие имеются пути активации системы комплемента?
(Классический, альтернативный, лектиновый)
3. Перечислите, что относится к иммунокомпетентным клеткам?
(Т-лимфоциты, В-лимфоциты, макрофаги)
4. Укажите, где формируются Т-лимфоциты?
(Тимус)
5. Дайте определение понятию иммунитет?
(Система биологической защиты внутренней среды многоклеточного организма от генетически чужеродных веществ экзогенной и эндогенной природы)
6. Что относится к гуморальным факторам неспецифической резистентности макроорганизма?
(Белки системы комплемента, фибронектин)
7. Перечислите объекты для фагоцитоза?
(Микроорганизмы, собственные отмирающие клетки организма, синтетические частицы)
8. Из каких функциональных частей состоит молекула антигена?
(Детерминантная группа, носитель)
9. По особенностям локализации в клетке антигены бывают?
(Соматические, поверхностные, жгутиковые)
10. Перечислите антигены по признаку специфичности?
(Видоспецифические, вариант-специфические, группоспецифические)
11. Назовите признак, по которому отличаются иммуноглобулины одного класса, но разной специфичности?
(Структурой активного центра)
12. Укажите индикаторы, используемые в иммуносеродиагностике инфекционных заболеваний?
(Антигены, антитела)
13. Укажите аналитический прием, наиболее широко используемый для выявления микробных антигенов в исследуемом материале?
(Иммуноферментный анализ)
14. Какие антитела называют полными?
(Антитела, имеющие не менее двух активных центров)
15. Какие антитела называют моноклональными?
(Антитела, продуцируемые одним клоном плазматических клеток)
16. Фазами образования иммуноглобулинов являются?
(Продуктивная, индуктивная)
17. К специфическим факторам защиты организма относится?
(Антителообразование, гиперчувствительность немедленного типа, иммунологическая память)
18. К биологически активным молекулам бактериальной клетки относятся?
(Токсины, ферменты агрессии, поверхностные белки клеточной стенки)
19. Перечислите основные признаки, характеризующие антигены?
(Чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность)
20. Перечислите классы иммуноглобулинов?
(IgG, IgM, IgA, IgD, IgE)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Что изучает иммунологии как наука?
2. Какие цели и задачи решает иммунология?
3. Каковы роль и место иммунологии в системе биологических наук?
4. Приведите примеры использования достижений иммунологии в фундаментальных биохимических, молекулярно-биологических исследованиях и медицине.
5. Каких Вы знаете русских и зарубежных ученых, внесших наиболее весомый вклад в развитие иммунологии?
6. Что такое иммунитет?
7. Каково строение иммунной система человека?
8. Какие органы иммунной системы относят к центральным, а какие к периферическим?
9. Каковы функции центральных и периферических органов иммунной системы?
10. Виды иммунитета?
11. Что понимается под неспецифическими факторами защиты организма?
12. Какие общие черты присущи всем неспецифическим защитным факторам?
13. Приведите классификацию неспецифических факторов защиты.
14. Какие механизмы используются неспецифическими защитными факторами для обнаружения и идентификации чужеродного агента?
15. Какие органы и ткани выполняют барьерную функцию?
16. На чем основаны защитные свойства покровов тела?
17. Какова роль нормальной микрофлоры в обеспечении защиты организма от чужеродного агента?
18. Какова роль гидролитические ферменты жидких сред и секретов организма в защитных функциях организма?
19. Что такое фагоцитоз? Какие клетки способны к фагоцитозу?
20. Каковы механизмы фагоцитоза (кислород-зависимые и кислород -независимые)?
21. Каково биологическое и иммунологическое значение фагоцитоза?
22. Какие виды фагоцитоза Вы знаете? Ответ обоснуйте примерами.
23. Что понимается под системой комплемента? Общая характеристика системы комплемента.
24. В чем заключаются основные функции системы комплемента?
25. Какие пути активации комплемента Вы знаете, в чем различия между ними?
26. Приведите схему активация системы комплемента по классическому и альтернативному пути.
27. Какова роль комплемента в образовании анафилотоксинов?
28. Что такое опсонизация и какова роль комплемента в этом процессе?
29. Приведите схему образования мембран-атакующего комплекса (МАК).
30. Каков механизм взаимодействия системы комплемента с фагоцитами?
31. Дайте общую характеристику и схему острой воспалительной реакции (ОВР). Приведите примеры развития острого воспаления.
32. Какова роль системы комплемента в развитии ОВР?
33. Назовите известные Вам белки острой фазы воспаления. Какова роль этих белков в защите организма от чужеродного агента?
34. Назовите основные неспецифические факторы защиты организма при вирусной инфекции.
35. Интерфероны. Какие виды интерферонов Вы знаете?
36. Кто является продуцентом интерферонов?
37. Каков молекулярный механизм действия интерферонов?
38. В чем заключается механизм противовирусного действия интерферонов?
39. Какие функции выполняют NK-клетки?
40. В чем заключается механизм внеклеточного уничтожения инфицированных вирусами клеток?
41. Какова роль лизоцима, SIgA и пропердина в неспецифической защите организма?
42. Что такое лактоферин, какова его роль?
43. Что понимается под бактерицидной активностью сыворотки крови?
44. Каково значение стресса, в системе неспецифической защиты организма?
45. Дайте общую характеристику лимфо-миелоидному комплексу.
46. Перечислите направления дифференцировки стволовой кроветворной клетки (СКК).
47. Какие клетки относят к антиген-презентирующим?
48. Назовите клетки, относящиеся к эффекторным. Какие характерны для них общие признаки?
49. Приведите основные морфологические, анатомические и функциональные особенности костного мозга?
50. Приведите основные морфологические, анатомические и функциональные особенности тимуса?
51. Приведите основные морфологические, анатомические и функциональные особенности селезенки?
52. Приведите основные морфологические, анатомические и функциональные особенности лимфатического узла?
53. Приведите основные морфологические, анатомические и функциональные особенности лимфоидной ткани, ассоциированной со слизистыми покровами?
54. Что понимается под аббревиатурой «MALT», каковы функции данной системы?
55. Назовите отличительные особенности (функциональные, морфологические) лимфоцитов, как главных клеток иммунной системы?
56. Перечислите состав субпопуляции Т-клеток и их функции?
57. Дайте общую характеристику популяции Т-лимфоцитов.
58. Какие функции выполняет субпопуляция Т-хелперов?
59. Приведите схему развития Т- лимфоцита?
60. Какими путями осуществляется миграция и рециркуляция лимфоцитов в организме?
61. Как осуществляется регуляция созревания Т-лимфоцитов?
62. Приведите схему развития B- лимфоцита?
63. Как осуществляется регуляция созревания B-лимфоцитов?
64. Сформулируйте основные этапы филогенеза иммунной системы.
65. Назовите сроки закладки и развития иммунной системы у человека. Какие периоды ее развития относят к критическим? Почему?

Критерии оценивания на зачете
Студенту предлагается два теоретико-практических вопроса из разных разделов курса. Зачет проводится в устной форме.
Оценка «зачтено» – студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Оценка «не зачтено» – студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хаитов Р.М. Иммунология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Требухов А.В. Практикум по иммунологии: учебно-методическое пособие Барнаул: .Изд-во ООО "Пять плюс", 2016 60
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС «Юрайт» urait.ru
Э4 Открытое образование openedu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Курс на Moodle "Иммунология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Дополнительные источники :

1. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
2. Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
3. Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
4. Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/
5. Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html
6. Медлайн www.medline.com
7. Медицинские лекции: http://medlec.org/Immunologia/
8. Медлинкс: http://www.medlinks.ru/topics.php?op=topic&topic=56
9. Иммунология и аллергология http://allimmunology.org/gumoralnyj-immunitet

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Иммунология".
Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу.
Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru).
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические (лабораторные) занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической аттестации за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.