МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.;Ст. преп., Куцева Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о механизмах, закономерностях и условиях, обеспечивающих формирование личности в образовательном процессе.
Формирование у студентов интереса к педагогической практике как прикладной деятельности биолога в области образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение педагогической психологии, её взаимосвязь с другими науками; основные методы педагогической психологии; научение и учение, мотивы и мотивация учения; особенности усвоения знаний, умений и навыков; характеристику педагогической деятельности; педагогические способности и стили деятельности; педагогическое общение; основные подходы к воспитанию; актуальные проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности; ключевые методологические, методические и технологические основы изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять критерии обучаемости; формулировать мотивации на учебную деятельность; определять ответственность и выявлять приемы формирования ответственности у школьников; самостоятельно определять методы и модели воспитания на основе полученных теоретических знаний; определять конфликты в психолого-педагогическом процессе; стили педагогического общения; диагностировать педагогические способности; выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля; конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний и умений в практической деятельности
Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам,дисциплинам (модулям) образовательной программы
навыками анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическая психология: становление и современное состояние
1.1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. История становления и связь с другими науками. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Система проблемного обучения В. Оконь, М.И. Махмутова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Экспериментальная система Л.В. Занкова. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Вклад Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Суггестология Г.К. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Периодизация возрастного развития человека
2.1. Критерии периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому. Периодизации Л.С. Выготского, Эльконина, Фрейда и эриксона. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Развитие интеллекта по Ж. Пиаже. Сам. работа 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса
3.1. Педагог и обучающийся как субъект учебной деятельности. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности, мотивация и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности субьекта учебной деятельности разного возраста. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Понятие и структура учебной деятельности, проблема формирования учебной мотивации
4.1. Основные характеристики учебной деятельности. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия и операции. Усвоение.Самостоятельная работа. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере. Устойчивость учебной мотивации Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
5.1. Определение, средства и процедуры общения. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Определение педагогического общения, его направленность, специфика, функции. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Стратегии общения, виды общения. Тактика общения. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Учебно-педагогическое сотрудничество
6.1. Общая характеристика учебного сотрудничества. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания.
7.1. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. Лекции 7 4 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Воспитание в процессе обучения. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Взаимоотношения личности и коллектива. Роль семьи в воспитании детей. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Обучение и развитие
8.1. Три точки зрения на соотношение обучения и развития. Влияние уровней биологической зрелости организма на обучение. Теории П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщению. Особенности эмпирического мышления. Специфика теоретического мышления. Сам. работа 7 8 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения
9.1. Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации обучения. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Проблемное, програмированное обучение. Интерактивное обучение. Формула «Обучаясь, обучаю». Интерактивные формы обучения. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Контроль в обучении. Педагогическая оценка
10.1. Методы диагностики познавательных процессов. Методы диагностики личности. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников. Диагностика межличностных отношений и психологического климата. Практические 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Сущность, виды, методы и формы контроля в обучении. Психодиагностика в образовательный учреждениях. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Неуспеваемость учащихся. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. Сам. работа 7 6 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Педагогическая психология — это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
2. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
3. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
4. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
5. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 б
3 в
4 в
5 г

Вопросы открытого типа:
1. Перечислите основные методы исследования в педагогической психологии ...
(наблюдение, тестирование, эксперимент).
2. Основоположником русской педагогической психологии является ...?
(К. Ушинский)
3. Назовите разделы педагогической психологии ….
(психология обучения, воспитания, психология учителя)
4. Теоретический этап развития педагогической психологии является: …
(третьим этапом)
5. Что такое зона ближайшего развития? …
(расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития)
6. Напишите, что является основным новообразованием подросткового возраста …
(чувство взрослости)
7. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает…
(готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую)
8. Напишите, что является ведущей деятельностью в подростковом возрасте …
(интимно-личностное общение)
9. К структуре учебной деятельности относится ….
(мотив, цель, контроль)
10. Предметом педагогической психологии являются …
(факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Диалог как форма взаимодействия в образовательном процессе.
2. Значение и место современной педагогической психологии в системе наук о ребенке.
3. Индивидуальный стиль деятельности педагога как фактор развития личности учащегося.
4. Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
5. Модели поведения личности педагога в профессиональной деятельности.
6. Мотивирование как один из способов формирования психологической готовности к обучению.
7. Мотивы учения и их трансформация в процессе обучения.
8. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
9. Организация психологической службы в школе: проблемы и перспективы.
10. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
11. Особенности педагогического общения как значимая характеристика профессиональной компетентности.
12. Особенности социального интеллекта личности педагога.
13. Поведение учащихся с различной самооценкой способностей в ситуациях успехов и неудач.
14. Проблема обучаемости в педагогический психологии.
15. Психологическая готовность педагога к профессиональному взаимодействию с психологом по проектированию образовательного пространства.
16. Психологическая культура личности педагога.
17. Психологическая профилактика возникновения негативных профессиональных деформаций.
18. Психологические и педагогические проблемы развития российского образования.
19. Психологические особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности.
20. Психологические различия стратегий традиционного и инновационного образования.
21. Психологические средства воспитания.
22. Психология педагогической оценки.
23. Психолого-педагогические основы становления самостоятельности личности.
24. Пути формирования у учащихся самостоятельного творческого мышления.
25. Развитие личности в условиях компьютерного обучения.
26. Синдром эмоционального сгорания учителей.
27. Социально-педагогическая адаптация начинающих учителей в педагогическом коллективе.
28. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания.
29. Социально-психологические характеристики личности педагога.
30. Социометрические позиции учащихся при межличностном взаимодействии в учебной группе.
31. Стратегии инновационного образования.
32. Студент как субъект учебной деятельности.
33. Умственное развитие учащихся в процессе обучения средствами учебной дисциплины.
34. Учение как один из видов деятельности и его специфика.
35. Факторы эффективности педагогического общения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
2. Основные проблемы педагогической психологии.
3. Принципы педагогической психологии.
4. Методы исследования в педагогической психологии.
5. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки.
6. Образование в современном мире и специфика его содержания.
7. Понятие об обучении в педагогической психологии. Различные взгляды на проблему соотношения обучения и развития.
8. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития: зона актуального и ближайшего развития, их показатели.
9. Понятие и основные характеристики учебной деятельности.
10. Предметное содержание учебной деятельности.
11. Внешняя структура учебной деятельности.
12. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
13. Общая характеристика учебной мотивации и особенности ее формирования.
14. Классификация учебных мотивов, их характеристики и функции.
15. Возможности личностно-ориентированного подхода в современном образовании.
16. Сущность, содержание и характеристики понятий «традиционное обучение» и «развивающее обучение».
17. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
18. Особенности и структура педагогической деятельности.
19. Педагогическая направленность: понятие и структура.
20. Сущность и структура педагогических способностей.
21. Педагог как субъект педагогической деятельности.
22. Профессионально важные качества личности педагога.
23. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
24. Понятие и специфика педагогического общения.
25. Уровни, функции и модели педагогического общения.
26. Межличностное восприятие в педагогическом процессе.
27. «Барьеры» педагогического общения.
28. Воспитание как одна из основных категорий педагогической психологии. Цели и виды воспитания.
29. Нравственное воспитание.
30. Методы и приемы воспитания.
31. Принципы и закономерности воспитания.
32. Основные теории и подходы к воспитанию.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Гуружапова В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Талызина Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э3 Открытое образование openedu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Педагогическая психология».
Дисциплина «Педагогическая психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.

Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек . Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;
Подготовка к семинарам .Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
В рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Обсуждение рефератов проходит в рамках итогового экзамена.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 3 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Работа сдается преподавателю за месяц до проведения зачета и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя на доработку. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к зачету.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.