МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических основ обучения биологии, ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по биологии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом. Различные подходы к изучению основных тем школьного курса.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. Учитывать физиологические и психологические особенности детей разного возраста при подборе биологического содержания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение уровня биолого-экологической грамотности школьников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методику преподавания биологии
1.1. Методика преподавания биологии как наука Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии . ФГОС. Лекции 8 1 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Современные проблемы биологического образования Практические 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Приемы и методы обучения биологии
2.1. Приемы и методы обучения биологии Лекции 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Урок как основная форма организации учебного процесса Лекции 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Характеристика отдельных методов обучения биологии. Разработка урока Практические 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. ИКТ в биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Интерактивные технологии обучения биологии в школе Лекции 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Биологический эксперимент в школе Практические 8 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Выбор методов обучения для разного возраста обучающихся Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Проблемный подход в обучении биологии Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Разработка проблемного урока Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 8 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Контрольно-оценочные средства Лекции 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня Сам. работа 8 8 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Организация проектной деятельности учащихся Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.14. Экскурсия как важная форма обучения биологии. Биологические кружки Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.15. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии Практические 8 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.16. Экологическое воспитание Сам. работа 8 7 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.17. Экзамен 8 27 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-7

Тестовые задания

1. Методы обучения делятся на …
А) развивающие, самостоятельные, практические
б) инструктивные, словесные, вспомогательные
в) словесные, наглядные, практические
г) наглядные, инструктивные, объяснительные

2. Основной целью изучения нового материала является:
а) контроль знаний
б) закрепление знаний
в) овладение биологическими понятиями
г) повторение ранее изученного

3. Лабораторная работа «Строение растительной клетка чешуи кожицы лука» относится к работам с …
а) анатомическим содержанием
б) физиологическим содержанием
в) морфологическим содержанием
г) систематическим содержанием

4. Из перечисленного выделите словесный метод обучения:
а) демонстрация таблицы
б) лабораторная работа
в) наблюдение опыта
г) лекция

5. Способом устной проверки знаний является:
а) работа по карточкам
б) фронтальный опрос
в) биологический диктант
г) тестовая проверка

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 В
2 В
3 В
4 Г
5 Б



Задания открытого типа

1. Назовите 3 функции обучения – ……..
Образовательная, воспитательная, развивающая

2. Согласны ли Вы с утверждением, что организация работы с учебником относится к логическим приемам обучения
Да
Нет

3. Методические приемы обучения делятся на три группы ……..
Логические, технические, организационные

4. Согласны ли Вы с утверждением, что коллекции семян это натуральные средства обучения
Да
Нет

5. Основной формой обучения является ….
Урок

6. Согласны ли Вы с утверждением, что кружок юных натуралистов является формой организации внеклассной работы
Да
Нет

7. Основателем учения о происхождении видов путем естественного отбора является …
Дарвин

8. Согласны ли Вы с утверждением, что рассказ учителя – это метод, используемый для закрепления новых знаний учащихся
Да
Нет

9. Наглядные средства обучения, относящиеся к натуральным (предметным):
живые объекты (растения и животные)

10. К искусственным изобразительным наглядным пособиям относятся:
таблицы, муляжи, модели

11. Метод, позволяющий опросить всех учащихся при минимальных затратах времени …
Тестовые задания

12. Согласны ли Вы с утверждением, что уход за комнатными растениями относится к методу проверки практических умений и навыков учащихся.
Да
Нет

13. Групповая работа – это…
работа группы учеников под руководством учителя

14. Согласны ли Вы с утверждением, что введение игровых элементов в обучение биологии положительно влияет на дисциплину учащихся
Да
Нет

15. Содержание учебников определяется …
Программой

16. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-экскурсия – это урок, проводимый вне класса и школы, в природе, на производстве, музее, выставке.
Да
Нет

17. Главное требование, предъявляемое к оценке знаний учащихся – это ….
объективность

18. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление знаний не входит в структуру урока
Да
Нет

19. Кружок юных натуралистов – это …….. работа.
внеклассная

20. Согласны ли Вы с утверждением, что развивающая функция метода обучения в первую очередь направлена на развитие познавательных процессов?
Да
Нет

21. Организационные приемы служат для …..
направления внимания, восприятия, работы учащихся

22. Согласны ли Вы с утверждением, что учебная дискуссия относится к наглядным методам
Да
Нет

23. Внеклассная работа – это …
форма организации работы учащихся вне урока под руководством учителя

24. Согласны ли Вы с утверждением, что урок-путешествие является нетрадиционным уроком
Да
Нет

25. В дидактических играх познавательные задачи ставятся перед учащимися …
не прямо, а в завуалированной форме

26. Согласны ли Вы с утверждением, что направляющая роль в беседе принадлежит одному ученику
Да
Нет

27. Гербарии – это …
засушенные растения со всеми органами

28. Согласны ли Вы с утверждением, что на уроках вводные беседы проводятся для восстановления в памяти школьников имеющихся знаний
Да
Нет

29. Беседа – это метод обучения, в виде …
диалога учителя и учащихся

30. Согласны ли Вы с утверждением, что основной целью лабораторного занятий является непосредственное ознакомление учащихся с предметами и явлениями природы при демонстрации опытов учителем
Да
Нет

31. По дидактическим целям беседы бывают …
вводные и обобщающие

32. Согласны ли Вы с утверждением, что закрепление нового материала – это лишнее в этапах урока
Да
Нет

33. Рассказ – это ……. изложение учебной информации
Последовательное

34. Согласны ли Вы с утверждением, что изучение жизненного цикла грибов, является обязательным в школьном курсе биологии.
Да
Нет

35. Фронтальная работа – это…
одновременная работа учеников всего класса под руководством учителя

36. Примерная образовательная программа является приложением к …
ФГОС

37. В процессе наблюдения формируются следующие умения ….
наблюдательность, умение видеть, подмечать явления природы

38. В курсе зоологии первым изучается тип …
простейшие

39. Сайт, на котором содержится актуальная информация о растениях, называется …
плантариум

40. В …. расписано время и содержание каждой темы.
рабочей программе дисциплины

41. Ресурс, с помощью которого можно определить название любого живого организма по фотографии в режиме реального времени …
I naturalist

42. Согласны ли Вы с утверждением, что учитель биологии сам определяет темы практических и лабораторных работ.
Да
Нет

43. Тема биосинтез белка разбирается в разделе ….
общая биология

44. Подробное содержание всех этапов конкретного урока описано в ….
конспекте урока

45. Согласны ли Вы с утверждением, что знать значение фотосинтеза для живых организмов и их эволюции – это метопредметные результаты обучения.
Да
Нет

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Развитие биологических понятий в школьном предмете
2. Цели и задачи методики обучения биологии и экологии
3. Виды обучения биологии и экологии
4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования
5. Содержание предмета "Биология"
6. Экологическое воспитание
7. Особенности эксперимента по биологии в различных ее разделах
8. Применение интерактивных методов в школьной биологии
9. ИКТ в биологии
10. Выбор методов обучения
11. Организация самостоятельной работы учащихся
12. Проблемный подход в обучении биологии
13. Организация проектной деятельности учащихся
14. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании
15. Биологические кружки
16. Экскурсия как важная форма обучения биологии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Особенности содержания современного курса биологии.
2. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-образовательный процесс.
3. Методика обучения биологии как наука
4. Краткая история становления и развития методики обучения биологии
5. Цели и задачи методики обучения биологии
6. Виды обучения биологии
7. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования
8. Система методов обучения биологии
9. Приемы и методы преподавания биологии
10. Характеристика отдельных методов обучения биологии
11. ИКТ в биологии
12. Выбор методов обучения
13. Организация самостоятельной работы учащихся
14. Проблемный подход в обучении биологии
15. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
16. Общая характеристика и система форм обучения биологии
17. Урок биологии (цели, содержание, план урока)
18. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии
19. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании
20. Экологическое воспитание
21. Экскурсия как важная форма обучения биологии
22. Биологические кружки
23. Особенности организации лабораторных и практических работ по биологии
24. Контрольно-оценочная деятельность при обучении биологии
25. Приемы и методы преподавания биологии.
26. Словесные методы преподавания биологии: беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция, семинар и методические требования к их организации.
27. Наглядные методы преподавания биологии: демонстрация натуральных объектов, опытов, изобразительных пособий. Правила демонстрации.
28. Интерактивные технологии обучения биологии.
29. Личность ученика. Возрастная характеристика.
30. Формы и виды контроля знаний при обучении биологии в школе. Критерии оценки знаний.
31. Воспитание в процессе обучения биологии. Функции воспитания.


Критерии оценивания на экзамене
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э5 ЭБС «Юрайт» urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ http://elibrary.ru
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Курс мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1321

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методика преподавания биологии».
Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методика преподавания биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.