Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными направлениями развития биотехнологии животных, формирование у студентов биотехнологического мышления, системных знаний, умений и навыков в области биотехнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; -возможности использования современного оборудования на разных этапах выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование; - работать на современном оборудовании в полевых и лабораторных условиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организаций научных исследований с использованием современного оборудования; - навыками эксплуатации современного оборудования для проведения научных исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в предмет. | ||||||
1.1. | Введение в биотехнологию животных. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Культура животных клеток. | ||||||
2.1. | История культивирования животных клеток. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Методы асептики | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Посуда и субстраты для культивирования клеток | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Безопасность, биоэтика и валидация | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Питательные среды. Системы культивирования животных клеток | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Гибридизация животных клеток. Методы создания химер. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Первичная культура животных клеток, субкультура и клеточные линии | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Трансплантация ядер животных клеток. Клонирование. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Эмбриотрансплантация. | ||||||
3.1. | Основы биологии размножения животных. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Биология культивируемых животных клеток. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Отбор животных-доноров и подбор животных-реципиентов. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Суперовуляция и осеменение самок-доноров. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Трансплантация эмбрионов животных. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Эмбриокультура. | ||||||
4.1. | Основы клеточной биологии. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Культивирование, оценка, селекция, отбор гамет и эмбрионов. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Принципы криоконсервации. Планирование и контроль замораживания культур клеток, тканей, эмбрионов. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Криобанк гамет и эмбрионов. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Банки клеток. Транспортировка клеточных культур. | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Эмбриоинженерия. | ||||||
5.1. | Основы молекулярной биологии. | Лекции | 6 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Рекомбинантная ДНК. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Клеточные технологии в животноводстве. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Трансгенные животные. | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Методы выделения и культивирования клеток животных. 2. Принципы создания молекулярных векторов животных. 3. Принципы и методы клонирования животных. 4. Принципы и методы получения трансгенных животных. 5. Вопросы безопасности работ с трансгенными животными. 6. Методы регуляции продуктивности наиболее распространенных сельскохозяйственных животных. 7. Использование трансгенных животных. 8. Значение химерных животных. 9. Трансплантация эмбрионов как биотехнологический метод воспроизводства животных. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Методы выделения и культивирования клеток животных. 2. Принципы создания молекулярных векторов животных. 3. Принципы и методы клонирования животных. 4. Принципы и методы получения трансгенных животных. 5. Вопросы безопасности работ с трансгенными животными. 6. Методы регуляции продуктивности наиболее распространенных сельскохозяйственных животных. 7. Использование трансгенных животных. 8. Значение химерных животных. 9. Трансплантация эмбрионов как биотехнологический метод воспроизводства животных. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к экзамену: 1. Биотехнология животных: цель, задачи и методы. 2. Какие требования необходимо соблюдать для отбора производителей и доноров? 3. Какие факторы влияют на характер суперовуляции? 4. Какие группы препаратов применяют для вызывания суперовуляции? 5. От чего зависит выбор метода трансплантации эмбрионов в животноводстве? 6. Какими преимуществами обладает хирургический метод трансплантации эмбрионов? 7. Какими преимуществами обладает нехирургический метод трансплантации эмбрионов? 8. Какие показатели являются основными при оценке сперматозоидов, ооцитов, фолликулов и эмбрионов? 9. Какие методы оценки применяют для гамет и эмбрионов? 10. Преимущества использования метода криоконсервации в биотехнологии животных. |
Приложения |
Приложение 1.
06_03_01_Биология-12-2019 Биотехнология животных.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бычкова О.В., Л.П. Хлебова | Сельскохозяйственная биотехнология: учебное пособие: | Алтайский государственный университет, 2023 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.С. Шевелуха | Сельскохозяйственная биотехнология : | М.: Высш. шк, 1998 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э2 | Классическая и молекулярная биология | molbiol.ru | ||
Э3 | Коммерческая биотехнология | cbio.ru | ||
Э4 | Элементы большой науки | elementy.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Биотехнология животных" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
122Л | лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс "Биотехнология животных" предназначен для студентов третьего курса бакалавриата биологического факультета для направления "Биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |