Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | сформировать у студентов практические навыки в области фитопатологии, показать связь науки с сельскохозяйственным производством и другими отраслями народного хозяйства, научить критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия, вопросы и проблемы фитопатологии и защиты растений; средствах и методах защиты растений; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | провести идентификацию болезней с помощью определителя; разработать рабочий план проведения защитных мероприятий в конкретных условиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с определителями болезней, основными видами источников по изучаемой проблеме; самостоятельной постановки этапов исследования в области фитопатологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства | ||||||
1.1. | Предмет и задачи фитопатологии. Краткая история развития фитопатологии. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Экологические ниши и их значение в защите растений | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Стратегии и тактики жизнедеятельности фитопатогенов | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Болезни растений, их классификация. Методы изучения | ||||||
2.1. | Понятие о болезнях растений, их сущность и вредоносность. Принципы и системы классификации болезней растений. Понятие о симбиозе и его виды. Понятие о паразитизме. Формы паразитизма | Лекции | 6 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Вирусы, вироиды, фитоплазмы как возбудители болезней растений | ||||||
3.1. | Общая характеристика вирусных болезней растений. Пути распространения вирусов в природе и методы оздоровления растений от них | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Иммунитет растений и его использование в защите растений | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Вирус закукливания. Диагностика и защитные мероприятия | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Бактериальные болезни. Нематодозы растений | ||||||
4.1. | Типы поражения растений бактериозами. Свойства фитопатогенных бактерий. Источники заражения, пути распространения фитопатогенных бактерий. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Методы определения пораженности растений бактериозом | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Бактериальные болезни зерновых культур, овощей и картофеля | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Грибные болезни растений | ||||||
5.1. | Общие сведения о грибах - возбудителях болезней растений. Болезни отдельных культур | Лекции | 6 | 3 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Методы определения пораженности растений различными грибными болезнями | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Этиология грибных инфекций зерновых культур | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Неинфекционные болезни растений. Сопряженные болезни | ||||||
6.1. | Неинфекционные болезни растений. Болезни растений, вызываемые недостатком питательных веществ в почве, недостатком и избытком воды в почве. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Болезни растений, вызываемые действием высоких температур, избытком и недостатком света, химическими и механическими воздействиями | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Пути и механизмы защиты растений от неинфекционных заболеваний | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Экологические ниши и их значение в защите растений | ||||||
7.1. | Экологические ниши вредных организмов в агроэкосистемах, сукцессия и дифференциация экологических ниш в агроэкосистемах | Лекции | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Экологическая классификация вредных организмов | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Экологические ниши отдельных видовых популяций | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Защита растений в современных условиях | ||||||
8.1. | Понятие об эпифитотиях и прогноз инфекционных болезней | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Выбор фунгицида и регламенты работы с ним | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Список пестицидов и агрохимикатов, принцип формирования и практическое применение | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Методы борьбы с вредными организмами: агротехнические, химические, биотехнические, биологические и карантин | ||||||
9.1. | Методы защиты с/х культур от болезней. Агротехнический метод. Биологический метод. Физический метод. Химический метод. Карантин | Лекции | 6 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Принципы оптимизации фитосанитарного состояния агроэкосистем | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Современное законодательство о защите растений. Определение экономической эффективности защитных мероприятий | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Фитопатология и защита растений.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Т. Дьяков, С. Н. Еланский | Общая фитопатология: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9C8B1173-01C3-4CE1-B475-EC5A775951E6 |
Л1.2 | Дьяков Ю.Т., Еланский С.Н. | ОБЩАЯ ФИТОПАТОЛОГИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чулкина В.А., Торопова Е.Ю., Чулкин Ю.И., Стецов Г.Я. | Агротехнический метод защиты растений.: Учебное пособие | ИВЦ "Маркетинг", 2000 | 6 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | archive.org | ||
Э2 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный) | openlibrary.org | ||
Э4 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/defaultx.asp |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Фитопатология и защита растений». Дисциплина «Фитопатология и защита растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Фитопатология и защита растений». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |