МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурные растения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Соколова Л.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Культурные растения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н., проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с основными видами культурных растений, овладение важнейшими знаниями по их происхождению, расселению, сорторазнообразию и использованию человеком.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основную терминологию , стандарты и ГОСТы по оформлению научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
основные методы и подходы, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по культурным растениям и пояснительных записок к выполненным заданиям.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в области изучения культурных растений.
проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по русурсам культурных растений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритика культурных растений
1.1. Происхождение культурных растений Лекции 8 2 ПК-2
1.2. Происхождение важнейших культурных растений Лабораторные 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные центры происхождения культурных растений Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Центры происхождения культурных растений Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1
1.5. Общая характеристика культурных растений Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные группы культурных растений
2.1. Хлебные растения Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Овощные растения Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Технические растения Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Лекарственные растения Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Декоративные растения Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
2.6. Основные группы культурных растений Сам. работа 8 20 ПК-2 Л2.1
2.7. Декоративные растения и их использование Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.1
2.8. Общая характерискика культурных растений Алтайского края Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1
Раздел 3. Сортовое многоообразие культурных растений
3.1. Районированые сорта и их особенности Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
3.2. Сортовое многообразие культурных растений Сам. работа 8 26 ПК-2 Л2.1
3.3. Новейшие сорта культурных растений Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1
3.4. Сорта культурных растений Лабораторные 8 6 ПК-2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Количество тычинок в цветке пшеницы
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
2. Какое из перечисленных растений не относится к зернобобовым культурам
а) соя
б) люпин
в) фасоль
г) рис
3. К многолетним бобовым кормовым травам относится
а) ежа сборная
б) клевер ползучий
в) сахарная свекла
г) тимофеевка луговая
4. К декоративным культурам относится
а) горох
б) плющ
в) репа
г) малина
5. Какую часть растения календула применяют в лекарственных целях?
а) корень
б) стебель
в) листья
г) цветки

Задания открытого типа

1. Panicum ………… L. – это однолетнее травянистое растение. Корень мочковатый. Листья линейные. Соцветие метельчатое, с длинными веточками. Колоски сжатые со спинки, яйцевидно-заострённые. Цветочные чешуи хрящеватые. Тычинок три. Рыльца перистые.
2. Согласны ли Вы с утверждением, что рожь выдерживает морозы до -25°С.
Да
Нет
3. Какие культуры возделывают для получения семян с высоким содержанием белка?
4. Дайте определение понятию «Овощные растения»
5. Все зернобобовые культуры относятся к ботаническому семейству ……….
6. Перечислите основные зерновые культуры (не менее 5).
7. Сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лен по производственной классификации относятся к ……… культурам.
8.Какие растения из семейства Лилейные относятся к овощным культурам (не менее 2-х)?
9. Согласны ли Вы с утверждением, что возделывание многолетних трав исключает необходимость затрат на ежегодную обработку почвы, семена и посев.
Да
Нет
10. Какие есть ценные качества у плодово-ягодных культур?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Зерновые культуры.
2. Зернобобовые культуры.
3. Технические культуры.
4. Овощные культуры.
5. Кормовые культуры.
6. Плодовые культуры.
7. Ягодные культуры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Классификация культурных растений, особенности их номенклатуры.
2. Теоретические основы создания новых сортов.
3. Вавилов Н.И. и его школа.
4. Центры происхождения культурных растений.
5. История растениеводства в России.
6. Агрофитоценозы.
7. Зерновые культуры.
8. Зернобобовые культуры.
9. Крахмалоносные культуры.
10. Сахароносные культуры.
11. Масличные культуры.
12. Волокнистые культуры.
13. Овощные культуры.
14. Бахчевые культуры.
15. Кормовые культуры.
16. Плодовые культуры.
17. Ягодные культуры.
18. Эфиромасличные культуры.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева Культурные растения СССР: Мысль, 1978 18
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З.И. Лучник Интродукция деревьев и кустарников в Алтайском крае: Колос, 1970 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; herba.msu.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
БД 2022623183 от 01.12.2022 Корниевская Т.В., Силантьева М.М."Природные кормовые травы и новые кормовые
культуры региона"
БД 2022623015 от 22.11.2022 Крупочкин Е.П., Волкова А.К., Дунец А.Н."Предприятия сельского хозяйства Алтайского края"
БД 2021623264 от 28.12.2021 Ваганов А.В., Косачев П.А., Шмаков А.И. "Пищевые виды растений Алтайской горной страны"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Культурные растения». Программа предусматривает три раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения науки, актуальность изучения курса, цели и задачи, методы, классификации. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по культурным растениям, в разделе предлагаются обсудить происхождение важнейших культурных растений, основные центры происхождения культурных растений. Второй раздел посвящен основным группам культурных растений - хлебным, овощным, техническим, лекарственным и декоративным. Третий раздел связан с изучением основных сортов культурных растений.
Дисциплина «Культурные растения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.