МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по зоологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 56 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 88 88 100 100 28 28 216 216
Итого 144 144 144 144 72 72 360 360

Программу составил(и):
Ст.препод, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по зоологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:

- овладеть основными методами зоологических исследований;
- научить студентов – будущих специалистов самостоятельно работать с научной литературой;
- приобрести практические навыки исследовательской работы;
- закрепить навыки морфологических и морфометрических исследований животных;
- приобрести навыки чтения специальных текстов, определительных ключей и др.;
- расширить общебиологическую подготовку;
- изучить современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
- изучить современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами;
- методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
- устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять;
- современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами;
- основные методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования;
- базовые методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования.
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
- проводить исследования индивидуально или в составе группы;
- выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала.
- применять современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами;
- настраивать и калибровать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
- осуществлять подбор необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения экспериментов с зоологическими объектами.
- применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
- навыками применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций;
- навыками оценки состояния природных объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации;
- современными полевыми и лабораторными методами исследования зоологических объектов;
- постановки эксперимента с использованием необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения исследования зоологических объектов;
- навыками организации научных исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования;
- применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Простейшие
1.1. Проблемы систематики простейших. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Лабораторные 6 20 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.1
1.2. Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Сам. работа 6 16 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2
1.3. Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила. Сам. работа 6 16 ОПК-6, ПК-1 Л3.2, Л1.2
1.4. Проблема очистки воды и понятие сапробности. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила. Сам. работа 6 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды. Сам. работа 6 20 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Сегментарный состав головы насекомых по современным представлениям.
2.1. Типы постановки головы у насекомых. Лабораторные 6 18 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.2
2.2. Номенклатура частей головы насекомых. Сам. работа 6 20 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Типы усиков Лабораторные 6 18 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Номенклатура частей ротового аппарата. Сам. работа 7 20 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Видоизменения частей в разных типах ротовых аппаратов в связи с режимом питания. Номенклатура частей груди. Лабораторные 7 22 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Строение насекомых
3.1. Строение склеритного кольца. Сам. работа 7 18 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.2. Номенклатура частей груди. Сам. работа 7 32 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Строение крыльев. Номенклатура частей крыла Сам. работа 7 30 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Типы конечностей. Сегментный состав брюшка. Придатки брюшка и их видоизменения. Примечание: все части тела необходимо показывать на изученных объектах и изготовленных самостоятельно препаратах. Лабораторные 7 22 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Особенности строение насекомых
4.1. Наружные половые органы самцов и самок Лабораторные 8 10 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Наружные половые органы самцов и самок Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
4.5. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. Лабораторные 8 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.2
4.6. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
5.1. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. Лабораторные 8 18 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытого типа

1) При изучении препарата ланцетника, для ознакомления с его морфологией и анатомией применяют метод:
А) Электронной микроскопии
Б) Прижизненного окрашивания
В) Рентгеноструктурный анализ
Г) Культивирование клеток и тканей
Ответ: Б

2) Какой метод применяется для изучения биологических объектов в специально созданных искусственных условиях?
А) Метод наблюдения
Б) Мониторинг
В) Экспериментальный метод
Г) Статистический метод
Ответ: В

3) При изучении научного обзора герпетофауны Южной Сибири Вы обнаружили грубейшую ошибку в фаунистическом списке – приводился отряд, не представленный в фауне Северной Азии. Какой это отряд?
A) Serpentes
Б) Lacertilia
B) Caudata
Г) Gymnophiona
Ответ: Г

4) Анализируя научный обзор по вопросу происхождения и ранней эволюции млекопитающих, Вы определили, что для палеозойских предков млекопитающих не был характерен следующий признак:
А) Чешуйчатые покровы тела
Б) Дифференцированные зубы
В) Наличие кожных желёз
Г) Конечности, расположенные под туловищем, а не по бокам
Ответ: А

5) В пояснительной записке указывается, что пневматичность костей у бескилевых птиц развита слабо. С чем это связано?
А) С водным образом жизни
Б) С переходом к наземному (нелетающему) образу жизни
В) С развитием мощной летательной мускулатуры
Г) С миниатюризацией большинства представителей группы

6) Какая современная аппаратура НЕ подходит для изучения морфологии пауков:
А) Просвечивающий электронный микроскоп
Б) Сканирующий электронный микроскоп
В) Стереоскопический световой микроскоп
Г) Монокулярный световой микроскоп
Ответ: А

7) В таксономическом обзоре пауков рода Acantholycosa Южной Сибири указывается, что большинство представителей рода являются неоэндемиками. Перед Вами стоит задача критически проанализировать полученную из обзора информацию и применить её на практике, найти новый вид из данного рода. В какой природной зоне или высотном поясе Вы будете искать?
А) Степная зона
А) Лесостепь
Б) Лесной пояс гор
Г) Нивальная зона гор
Ответ: Г

8) При обзоре данных по продолжительности хрящевых рыб, было выявлено, что наибольшую продолжительность жизни имеет:
А) Белая акула
Б) Черноморский катран
В) Гренландская полярная акула
Г) Китовая акула
Ответ: В

9) Критический анализ массива данных, полученных в ходе полевых работ по изучению хвостатых амфибий Голарктики продемонстрировал связь пожизненного сохранения жаберного дыхания с:
А) Неотенией
Б) Приспособлением к обитанию в засушливых территориях
В) Питанием водными беспозвоночными
Г) Размножением в водоёмах
Ответ: А

10) В ходе изучения выделительной системы личинок амфибий, экспериментальные методы показали, что основным продуктом белкового обмена у них служит:
А) Аммиак
Б) Мочевина
В) Мочевая кислота
Г) Азот
Ответ: А



Тестовые задания открытого типа


1) Перечислите основные элементы современного светового микроскопа (не менее 4)
(окуляр, тубус, револьверная головка, объектив, предметный столик, конденсор)

2) Среди чешуйчатых рептилий, изученных Вами в ходе обширных полевых исследований, все представители, исключая змей и амфисбен, имели тропибазальный череп. Что характерно для такого строения черепа?
(узкое основание черепа и сближенные глазницы, головной мозг расположен кзади от межглазничной перегородки)

3) Вам предложено критически проанализировать полученную Вами информацию об отряде Рукокрылые и найти в ней три биологические ошибки: “Рукокрылые широко распространены по всему земному шару, исключая Австралию и Антарктиду. Несмотря на наличие кожистых крыльев, они приспособлены лишь к планирующему полёту. Большинство из них насекомоядны, а при ориентировке решающее значение у них имеет орган зрения”
(исключая Антарктиду, но не Австралию, приспособлены к активному полёту, ориентируются с помощью эхолокации)

4) Изучая аналитическую карту высотно-ландшафтного распределения позвоночных животных в Восточных Гималаях, Вы обнаружили, что птицы в этом регионе были неоднократно зафиксированы на бОльших абсолютных высотах, чем млекопитающие. С какими прогрессивными особенностями организации дыхательной системы это может быть связано?
(наличие воздушных мешков, объём которых в несколько раз превосходит объём легких и системы “двойного дыхания”)

5) В современных аналитических обзорах по мировой гипогейной ихтиофауне авторами выделяется ряд специфических адаптаций, наблюдаемых у видов, населяющих пещерные водоёмы. Перечислите не менее трёх адаптаций.
(редукция глаз, депигментация, потеря чешуи, укрупнение плавников, удлинение циркадных ритмов, низкий уровень метаболизма)

6) Прокартировав ландшафтное распределение рептилий в Алтайском крае, Вы пришли к выводу, что в равнинной части региона ядовитые змеи отсутствуют. Верно ли это суждение?
(нет)

7) Во время лабораторной работы Вам предоставили миногу. Сделайте описание её органов дыхания.
(Органы дыхания представлены жаберными лепестками. Жаберные ходы ведут в жаберные мешки, где обильно ветвятся кровеносные сосуды. На противоположном конце жаберных мешков расположены внутренние жаберные ходы, которые ведут в глотку.)

8) Объясните, почему открытие личинки асцидии, сделанное с помощью экспериментальных методов работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, имело ключевое значение для понимания места оболочников на филогенетическом древе животных?
(Личинка асцидии имеет набор органов, типичных для хордовых, в том числе хорду и нервную трубку. Что позволяет отнести оболочников к хордовым.)

9) Критически проанализируйте следующую информацию: “Млекопитающие подкласса Первозвери (Prototheria) и Сумчатые (Marsupialia) демонстрируют множество примеров конвергентной эволюции. Различные виды первозверей и сумчатых, обитающие в сходных условиях, имеют сходные жизненные формы, несмотря на отсутствие близкого родства между этими двумя группами млекопитающих”. Верно ли это?
(нет)

10) Почему при написании отчёта по полевым исследованиям экологии птиц изучаемой территории нельзя учитывать только гнездящиеся виды?
(пролётные и зимующие виды птиц участвуют в трофических цепях также как и гнездящиеся)

11) В современных аналитических обзорах, посвященных филогении тетрапод, класс Рептилий (Reptilia) в традиционных границах, считают парафилетическим, а не монофилетическим. С чем это связано?
(Это связано с тем, что монофилетическая группа должна включать всех потомков общего предка. Птицы являются потомками рептилий, следовательно, класс рептилий, в традиционных границах не включающий птиц, является не монофилетическим, а парафилетическим.)

12) В результате биологических исследований в области анатомии амфибий, было установлено, что на разных стадиях жизненного цикла, представители этой группы животных имеют разное количество камер сердца. Изложите своё объяснение подобных результатов.
(Личинки амфибий имеют двухкамерное сердце, подобно рыбам. В то время как взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце. Это связано с тем, что личинки амфибий ведут водный образ жизни и имеют жаберное, а не лёгочное или кожное дыхание. А взрослые амфибии дышат лёгкими и/или кожей.)

13) В пояснительной записке сказано, что катадромные костные рыбы, такие как угорь, живут в море, а нерестятся в реках. Содержит ли пояснительная записка ложную информацию?
(Да)

14) Согласно данным, полученным учёными благодаря современным экспериментальным методам, у хрящевых рыб ведущую роль при обнаружении добычи играет не зрение и слух, а другие сенсорные системы. Что это за системы, и какими органами они представлены?
(Сейсмосенсорная система, представленная органами боковой линии и обонятельные органы, представленные парными обонятельными мешками)

15) В своём аналитическом отчёте по изучению размножения и онтогенеза миксин Вы указали, что миксины развиваются без превращения, обитают исключительно в морях и океанах и никогда не заходят в пресные водоёмы для размножения. Верны ли результаты Ваших биологических исследований?
(Да)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Проблемы систематики простейших.
2. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
3. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
4. Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
5. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
6. Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
7. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
8. Проблема очистки воды и понятие сапробности.
9. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы.
10. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила.
11. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды.
12. Расчленение тела насекомых на сегменты и тагмы. Анализ частей и придатков тела.
13. Набор головных сегментов. Номенклатура основных частей головы. Происхождение основных придатков головы.
14. Исходный план строения ротового аппарата. Номенклатура частей ротового аппарата. Типы ротовых аппаратов.
15. Типы усиков.
16. Скелетные особенности грудных сегментов. Номенклатура грудных склеритов и швов.
17. Сравнительный анализ строения груди у насекомых с различным типом локомоции.
18. Сегментация конечностей. Типы конечностей.
19. Типы крыльев. Номенклатура жилок.
20. Особенности жилкования крыльев у различных групп насекомых.
21. Типы крыловых моторов. Механизмы сцепления крыльев.
22. Сегментный состав брюшка. Особенности скелетной основы и мускулатуры брюшных сегментов. Брюшные придатки.
23. Наружные половые органы самцов и самок.
24. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату.
25. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
26. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.2 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л3.2 И. Х. Шарова Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Большой практикум по зоологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://scholar.google.ru/ - Гугл Академия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Большой практикум по зоологии».
Дисциплина «Водные биоресурсы региона и их охрана» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Большой практикум по зоологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.