МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 56 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 88 88 100 100 28 28 216 216
Итого 144 144 144 144 72 72 360 360

Программу составил(и):
к.б.н., доцент , Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представление об основных методах физиологического эксперимента;
• освоить навыки практической работы на лабораторном и приборном оборудовании, сбор и анализ физиологических показателей, важных для понимания механизмов работы организма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях,методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды, устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования, приборы, используемые для оценки функционального состояния организма человека ;перечислить методы физиологических исследований систем органов человека ;основные методологические подходы к изучению физиологии человека
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии современной аппаратурой в лабораторных условиях,пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы, выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала; самостоятельно работать с приборами;применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в условиях производства и в лабораторных условиях;понимать, излагать и критически анализировать биологическую информацию и представлять результаты лабораторных исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами получения, обработки, анализа и синтеза лабораторной биологической информации, навыками применения принципов составления научно-технических материалов;навыками в области организации и управления при проведении научно-исследовательских и производственных биологических работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы экспериментальной физиологии животных
1.1. Методы экспериментальной физиологии животных Сам. работа 6 30
1.2. Приготовление мазка крови Лабораторные 6 14
1.3. Исследование механизма мышечного возбуждения Лабораторные 6 10
Раздел 2. Методы исследования системы крови
2.1. Определение лейкоцитарной формулы Лабораторные 6 16 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Исследование механики мышц Исследование рефлекторной функции спинного мозга Лабораторные 6 16 ОПК-6 Л2.2, Л1.1
2.3. Методика препаровки брюхоногих моллюсков Электрическое раздражение и распространение возбуждения. Электрофизиология нервного стволаТеоретические основы электрофизиологии возбудимых тканей Сам. работа 6 28 ОПК-6 Л2.2, Л1.3
2.4. Наблюдение буферных свойств сыворотки крови.Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостазасистемы крови Сам. работа 6 30 ОПК-6 Л2.2
Раздел 3. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения
3.1. Теоретические основы капнографии Сам. работа 7 42 Л2.1, Л3.1
3.2. Оценка типа вентиляции по концентрации СО2 в выдыхаемом воздухе. Оценка проходимости воздухоносных путей Оценка легочного газообмена методом капнографии Оценка вентиляционно-перфузионных отношений методом капнографии Пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генче, Сабразе, Бакулева). Комбинированная проба Серкина. Проба Гаррисона. Определение кислородного долга. Определение коэффициента эффективности восстановления после физической нагрузки. Оценка эффективности дыхания. Оценка текущего функционального состояния, основанная на анализе вариабельности дыхательного ритма. Лабораторные 7 16 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Анализ электрокардиограммы с помощью оценочных индексов. Влияние физической нагрузки на характеристики ЭКГ. Вариационная пульсометрия. Расчет индекса напряжения Баевского Оценка реакции системы кислородообеспечения на орто-пробу, основанная на анализе кардиоритма (по Баевскому) Методика исследования частотных характеристик сердечного ритма с использованием спектрального анализа Исследование характеристик пульса в покое и при физической нагрузке на основе анализа сфигмограмы. Скорость распространения пульсовой волны. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. Лабораторные 7 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.4. Регистрация ЭКГ в разных отведениях и определение ее основных характеристик. Лабораторные 7 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3
3.5. Определение жизненной емкости легких. Оценка фактических величин легочных объемов. Оценка частотно-временных параметров дыхания в покое и подмвлиянием различных факторов. Проба Розенталя. Определение ЖЕЛ после дозированной физической нагрузки. Определение форсированной жизненной емкости легких по Вотчалу и проба Тиффно. Лабораторные 7 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Теоретические основы электрокардиографии. Определение электрической оси сердца. Оценка гемодинамической реакции на физическую нагрузку по показателям артериального давления и частоты сердечных сокращений. Косвенные методы оценки кардиореспираторных и гемодинамических показателей Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Теоретические основы вариационной пульсометрии. Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.8. Теоретические основы и правила проведения функциональных проб Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.3
Раздел 4. Методы оценки физической работоспособности
4.1. Теоретические основы и правила проведения функциональных проб. Проба Мартинэ Функциональная проба Руфье-Диксона. Комбинированная проба Летунова. Гарвардский степ-тест. Функциональная проба с натуживанием (проба Вальсальвы). Ортостатическая проба. Субмаксимальный тест. Определение максимального потребления кислорода. Определение физической выносливости по Н.Н. Самко. Сам. работа 7 12 ОПК-6 Л2.1
Раздел 5. Методы оценки состояния теплообмена и терморегуляции
5.1. Изменение температуры тела в условиях охлаждения и нагревания. Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Холодовая температурная проба. Лабораторные 7 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.3
5.2. Теоретические основы калориметрии как способа оценки обмена веществ Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Методы исследования функционального состояния человека
6.1. Регистрация ЭЭГ человека в разных деятельных состояниях. Расчет пространственной синхронизации спонтанной ЭЭГ Регистрация ВП Лабораторные 7 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3
6.2. Теоретические основы электроэнцефалографии. Оценка влияния абиотических факторов среды на функциональное состояние человека. Сам. работа 7 22 ОПК-6 Л2.2
Раздел 7. Методы исследования ВНД
7.1. Оценка эмоциональных реакций человека по КГР Одновременная регистрация основных электрофизиологических показателей Влияние цели на результат деятельности. Влияние обстановочной афференции на результат деятельности. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности. Ощущение, восприятие, внимание как проявления ВНД. Исследование переключения внимания с помощью бело-черной таблицы Горбовского. Оценка устойчивости внимания с помощью цифровых таблиц Шульте. Методика определения кратковременной памяти. Методика «Образная память». Объем кратковременной памяти. Непроизвольная память. Зависимость запоминания от установки личности. 70. Осмысленность восприятия в запоминании. 71. Методика «оперативная память» 72. Опыт «Прием информации». 73. Мышление, как проявление ВНД. 74. Изучение образов восприятия и представления. 75. Слуховые иллюзии. 76. Пространств Лабораторные 8 12 ОПК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Общая характеристика методов исследования высшей нервной деятельности человека Сам. работа 8 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Методы исследования анализаторов
8.1. Специфичность анализаторов. Раздражение периферического конца анализатора неадекватными раздражителями. Хронаксиметрия анализаторов (сенсорная хронаксия). Определение порогов различения. Измерение интервалов функциональных сдвигов в анализаторах человека. Ритмическое раздражение анализаторов. Функциональная подвижность анализаторов. Кожно-гальванический рефлекс как показатель сдвигов в системе анализатора. Исследование век, конъюнктивы и глазного яблока при боковом (фокальном) освещении. Экзофтальмометрия. Определение горизонтального размера роговицы и цвета глаз. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. Исследование зрачков и зрачковых реакций. Алгезиметрия (исследование тактильной чувствительности роговицы). 99. Оценка функционального состояния глазодвигательных мышц. 100. Определение остроты зрения (визометрия). 101. Исследование характера зрения при двух открытых глазах (бинокулометрия). 102. Исследование периферического зрени Лабораторные 8 20 ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Ориентировочное определение гемианопсий. Определение центральных скотом и метаморфопсий. Адаптометрия. Аккомодометрия. Диагностика астигматизма Определение нижнего абсолютного порога слуховой чувствительности с помощью механических секундомеров. Определение способности правильно устанавливать направление звука по методике М.И. Вольфковича и Л.И. прессмана. Исследование пространственного слуха по методу Блинкова С.М. Определение абсолютных слуховых порогов и диапазона слышимости. Определение разностных порогов различения звука. Исследование безусловных слуховых рефлексов камертональными методами. Слуховые иллюзии. Исследование фонематического слуха. Регистрация кожно-гальванических рефлексов на звуковое раздражение. 117. Регистрация сосудистой реакции на звуковые раздражения. 118. Слуховые рефлексы. 119. Исследование костной и воздушной проводимости звука. 120. Исследование функции слуховых труб. 121. Самостоятельное проду Лабораторные 8 12 ОПК-6 Л1.2
8.3. Общие принципы работы анализаторов. Особенности зрительного, слухового восприятия Сам. работа 8 16 ОПК-6 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.
Тестовые задания
1. Человек получает более 90 % информации о внешней среде с помощью … анализатора
а) слухового
б) обонятельного
в) зрительного
г) проприоцептивного
2. Аномалия рефракции, при которой различные отделы роговицы обладают разной преломляющей способностью, называется
а) астигматизм
б) миопия
в) гиперметропия
г) дальтонизм
3. К сладкому чувствительна следующая область языка
а) края
б) корень
в) края и кончик
г) кончик
4. Из перечисленных областей тела наименьшей тактильной чувствительностью обладает
а) кончики пальцев рук
б) кончик языка
в) поверхность губ
г) тыльная поверхность кисти
5. Рецепторы, расположенные в мышцах и связках, называются
а) проприорецепторами
б) тактильными рецепторами
в) хеморецепторами
г) барорецепторами

№ вопроса ответ
1 в
2 а
3 г
4 г
5 а

ПК-1: Способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.

1. Какая из перечисленных таблиц не используется для определения остроты зрения
а) Таблица Сивцева
б) Таблица Головина
в) Таблица Орловой
г) полихроматическая таблица Рабкина
2. Пациент видит 10-ю строку таблицы Головина (D=6,0) на расстоянии 6 м. Острота зрения данного пациента равна
а) 0,5
б) 1,0
в) 2,0
г) 10,0
3. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
а) нервом
б) нервным волокном
в) анализатором
г) органом чувств
4. Дыхательный объём – это …
а) объём воздуха, который человек вдыхает при максимальном вдохе
б) объём воздуха, который человек вдыхает или выдыхает при обычном дыхательном движении
в) объём воздуха, который человек вдыхает после обычного выдоха
г) объём воздуха, который человек вдыхает за 1 минуту
5. Соединение гемоглобина с каким газом называется карбоксигемоглобином?
а) СО
б) О2
в) H2
г) NН2

№ вопроса ответ
1 г
2 б
3 в
4 б
5 а

ПК-2: Способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

Тестовые задания
1. Острота зрения может быть вычислена по формуле
а) V = (P1-P2)/R
б) V = d/D
в) V = πr²
г) V = Q/S
2. Что позволяет оценить метод анализа вариабельности сердечного ритма в физиологических исследованиях?
а) определить тип вегетативной регуляции
б) оценить степень напряжения регуляторных систем
в) оценить функциональное состояние
г) все варианты верны
3. По величине какого отрезка электрокардиограммы судят о продолжительности сердечного цикла?
а) P – Q
б) Q – T
в) R – R
г) Q – S
4. Для определения артериального давления используют
а) капиметр
б) динамометр
в) тонометр
г) барометр
5. Способность сердца возбуждаться под влиянием импульсов называется
а) автоматизм
б) возбудимость
в) сократимость
г) проводимость

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 г
3 в
4 в
5 в
Задания открытого типа
ОПК-6: Способен применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.

1. Приспособление глаза к условиям пониженного освещения, т.е. изменения световой чувствительности глаза после выключения действовавшего на глаз света - это
(Темновая адаптация)
2. Соответствует ли физиологической норме частота пульса 67 уд/мин у мужчины 23 лет?
(Да)
3. Количество крови, перекачиваемое сердцем за 1 минуту – это
(Минутный объем крови)
4. Может ли нарушение выведения СО2 быть следствием увеличения дыхательного мертвого пространства?
(Да)
5. Абсолютный порог пространственной тактильной чувствительности – это
(минимальное расстояние между двумя точечными прикосновениями, при которых эти воздействия воспринимаются раздельно)
6. Неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибок восприятия называется …
(Иллюзии)
7. Состояние … регуляторных систем характеризуется одновременным усилением активности симпатической и парасимпатической систем, что может приводить к «парадоксальным» реакциям, при этом наблюдается расширение гистограммы со значительным ростом частоты сердечных сокращений или ее уменьшением.
(Перенапряжения)
8. Физическая нагрузка оказывает разнообразное действие на сердечно-сосудистую систему, вызывая …
(тахикардию, умеренное повышение артериального давления, увеличение работы сердца и потребности миокарда в кислороде)


ПК-1: Способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.

1. Метод позволяющий оценить частоту сердечных сокращений по частоте пульса при прощупывании лучевой артерии в области запястья.
(Пальпаторный)
2. Измерение концентрации углекислого газа в газовой смеси (вдыхаемом или выдыхаемом газе, атмосферном воздухе, газовой смеси и т.д.) производится при помощи …
(Капнометра)
3. Во время выполнения лабораторной работы студент использовал прибор, сконструированный из синусоидально изогнутой проволоки, по которой свободно перемещается кольцо на рукоятке. Что это был за прибор и для чего он используется?
(Треморометр, используется для оценки динамического тремора рук)
4. Верно ли что статическую работу определяют по формуле В = p ∙ t, кг/ч, где p – развиваемое усилие (кг), t – время, в течение которого поддерживается заданное усилие (ч)?
(Да)
5. Самостоятельное продувание слуховых труб по методу Вальсальвы способствует прочищению слуховых труб и является хорошей профилактикой слухового неврита. Опишите процесс продувания слуховых труб.
(Испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос и делает энергичный выдох, при этом, добиваясь ощущения заложенности в ушах)
6. Для исследования пространственного слуха по методу С.М. Блинкова используются …
(Наушники, соединенные резиновой трубкой, проходящей вдоль линейки длиной 50 см)


ПК-2: Способен применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

1. При регистрации …(1) в первом стандартном отведении регистрируют разность потенциалов между электродами, расположенными на запястьях левой и правой …(2), во втором – между …(3) на правой руке и левой ноге, в …(4) – между электродами на левой руке и левой ноге. Вставьте пропущенные слова.
(1– ЭКГ, 2 – рук, 3 – электродами, 4 – третьем)
2. В норме капнограмма (кривая, отражающая содержание СО2 в выдыхаемом воздухе) имеет … форму или вид квадратной волны.
(Трапециевидную)
3. При скорости записи ЭКГ 50 мм/сек - 1 мм равен:
(0,02 сек)
4. Верно ли что при замене бумаги кардиограф не нужно отключать от сети?
(Нет)
5. Черный пластинчатый электрод при стандартной записи ЭКГ устанавливается на …
(Правую ногу)
6. При каких условиях капнометр подаст сигнал остановки дыхания?
(при перегибах интубационной трубки, разгерметизации магистрали, неисправности респиратора)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине
1. Общие принципы строения и функционирования анализаторов.
2. Классификация анализаторов.
3. Оптическая система глаза. Аккомодация.
4. Световая и темновая адаптация.
5. Методы определения остроты зрения.
6. Методы исследования слуха речью, камертонами.
7. Расстройства обоняния.
8. Слуховая труба и методы ее исследования.
9. Вестибулярный анализатор, методы его исследования.
10. Основные характеристики деятельности вкусового анализатора.
11. Тактильные агнозии.
12. Психомоторные реакции.
13. Частота сердечных сокращений как косвенный метод оценки физической работоспособности человека.
14. Общая характеристика легочного обмена.
15. Основы капнографии. Структура нормальной капнограммы.

Критерии оценивания на зачете
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Если средняя оценка соответствует удовлетворительно - отлично, то ставится отметка «зачтено».
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ноздрачев А.Д. Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие М. : Академия, 2007 33
Л1.2 И. Ю. Воронина Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алипов Н.Н., Ахтямова Д.А., Афанасьев В.Г., Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учеб. пособие М.: Академия, 2010 5
Л2.2 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э3 Федеральный портал "Моё образование" online.edu.ru
Э4 Открытое образование openedu.ru
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 Научная электронная библиотека «Киберленинка» cyberleninka.ru
Э8 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э9 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научная электронная библиотека «Киберленинка»http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Большой практикум по физиологии»
Дисциплина «Большой практикум по физиологии» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».