МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум по экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 15 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 56 56 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 88 88 100 100 28 28 216 216
Итого 144 144 144 144 72 72 360 360

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Бобина И. В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум по экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - закрепление теоретических знаний полученных студентами в течение предыдущих лет обучения, углубление теоретической подготовки и приобретение ими практических навыков и умений для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы работы с биологическми объектами в полевых и лабораторных условиях
- основные принципы эксплуатации оборудования и аппаратуры в лабораторных и полевых условиях
- правила составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитичеких карт и пояснительных записок
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских лабораторных биологических работ
- применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров аналитических карт и пояснительных записок
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- совреннными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыками работы с современной аппаратурой
- навыками эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-иследовательских полевых биологических работ
- навыками изложения, критического анализа получаемой информации и предоставления результатов полевых и лабораторных биологческих исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Оценка экологического состояния водной среды
1.1. Определение органолептических свойств воды (цветность, запах, мутность, прозрачность, вкус и привкус, пенистость, взвешенные вещества). Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Определение обобщенных показателей воды (водородные показатель, растворенный кислород, кислотность, щелочность, окисляемость, бихроматная окисляемость, перманганатная окисляемость, сухой остаток, общая жесткость, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества) Лабораторные 7 8 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Определение неорганических веществ (сульфаты, сульфиды и сероводород, соленость воды, хлориды, ионы аммония, нитриты, нитраты, фосфат-ионы, фторид-ионы, общее железо, свинец, аллюминий) Лабораторные 7 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Источники загрязнения поверхностных вод. Оценка качества питьевой воды. Влияние качества питьевой воды на состояние здоровья человека. Регламентация качества поверхностных вод и питьевой воды. Виды проб. Отбор проб из разных источников. Кончсервация проб. Подготовка проб к анализу. Сам. работа 7 50 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Оценка экологического состояния воздушной среды
2.1. Оценка загрязнения атмосферного воздуха по степени запыленности, содержанию диоксида серы, сероводорода, диоксида азота, углекислого газа, окиси углерода, кислорода, фенола, аммиака, формальдегида Лабораторные 6 20 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Отработанные газы автотранспорта (по концентрации СО), определение уровня шума Лабораторные 6 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Химический состав атмосферного воздуха. Виды атмосферных загрязнений и источники загрязнения воздуха. Регламентация качества атмосферного воздуха.Отбор проб атмосферного воздуха. Сам. работа 6 44 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Оценка качества атмосферного воздуха по степени загрязнения снежного покрова
3.1. Определение запыленности территории Лабораторные 6 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Определение запаха, цветности и степени мутности, сухого остатка, органических веществ, жесткости, кислотности талой воды Лабораторные 6 16 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Определения содержания хлоридов, сульфатов, нитратов, карбонатов, ионов железа, ионов свинца в талой воде Лабораторные 6 12 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Отбор проб снега для анализа. Методы оценки загрязнения воздуха по качеству снежного покрова. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на состояние здоровья человека. Сам. работа 6 44 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Методы анализа почв
4.1. Изучение морфологических свойств почвы Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Изучение физико-химических свойств почвы Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Изучение химических свойств почв Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Изучение биологической и ферментативной активности почв Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Биотестирование загрязненных почв Лабораторные 7 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.6. Виды почв и их характеристика. Морфологические свойства почв. Физико-химические свойства почв. Химический состав почв. Нарушение структуры и свойств почвы. Техника наложения почвенного разареза. Отбор проб для нализа. Сам. работа 7 50 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Влияние неблагоприятных факторов среды на живой организм
5.1. Вода, как экологический фактор Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.2. Температура, как экологический фактор Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.3. Свет. как экологический фактор Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.4. Устойчивость растений к засолению. Кислотоустойчивость Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.5. Приспособления растений к недостатку и избытку воды. Влияние высоких и низких температур на растения.Адаптации растений к световому режиму. Устойчивость растений к засолению. Кислотоустойчивость растений. Механизмы устойчивости растений к избытку тяжелых металлов. Сам. работа 8 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
5.6. Влияние тяжелых металлов на жизнедеятельность организмов Лабораторные 8 4 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Изучение показателей здоровья человека
6.1. Оценка состояния здоровья человека по антропометрическим показателям Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л1.3
6.2. Оценка состояния здоровья человека по показателям сердечно-сосудистой системы Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л1.3
6.3. Оценка состояния здоровья человека по показателям дыхательной системы Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л1.3
6.4. Питание и обмен веществ Лабораторные 8 6 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.4, Л2.4, Л1.2, Л1.3
6.5. Изучение адаптационных возможностей организма человека. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую, дыхательную системы человека. Резервные возможности организма. Сам. работа 8 14 ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПК–3 Способен проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду

Тестовые задания

1. Возвращение плодородия нарушенным землям называют:
а) мелиорацией
б) репарацией
в) реактивацией
г) рекультивацией
2. Разрушение почв под действием ветра называют:
а) эрозией
б) сидерацией
в) дефляцией
г) деградацией
3. Плодородие, которое приобретает почва в результате целенаправленной деятельности человека, называется:
а) природное
б) естественное
в) искусственное
г) первичное
4. Какие отрасли народного хозяйства по характеру использования воды относятся к категории водопользователей?
а) которые пользуются водой, не расходуя ее и не ухудшая качества
б) которые потребляют воду, сокращая ее запасы и ухудшая качество
в) которые, потребляя воду, значительно сокращают ее запасы
г) которые, потребляя воду, очень сильно влияют на ее качество
5. Растениеводство как отрасль с.-х. производства относится к категории:
а) водопользователь
б) водопотребитель
в) водозагрязнитель
г) водоистребитель
6. Самые большие объемы пресной воды в мире используются:
а) в сельском хозяйстве
б) в легкой промышленности
в) в коммунальном хозяйстве
г) на питьевое водоснабжение

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 г
2 а
3 в
4 а
5 б
6 а

Задания открытого типа

1. Могут ли свинокомплексы вызывать цветение водоемов?
Ответ: да, т.к. отходы животных содержат биогенные элементы
2. Могут ли отходы животноводства способствовать развитию процесса эвтрофикации (цветения водоемов)?
Ответ:да, т.к. отходы животноводства содержат биогенные элементы
3. Могут ли минеральные удобрения способствовать развитию процесса эвтрофикации (цветения водоемов)?
Ответ: да, особенно если нарушается технология их хранения, транспортировки и внесения
4. Совокупность организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, направленных на улучшение с.-х. угодий называется …
Ответ: мелиорацией
5. Согласны ли вы с утверждением, что эрозия почвы – это процесс смыва и намыва почвы текущей водой?
а) да
б) нет
Ответ: нет
6. Согласны ли вы с утверждением, что подкисление почвы приводит к дефициту важных минеральных веществ?
а) да
б) нет
Ответ: д
7. Согласны ли вы с утверждением, что при орошении происходит изменение физических свойств и засоление почв?
а) да
б) нет
Ответ: да
8. Согласны ли вы с утверждением, что к агрохимикатам относят радиоактивные осадки?
а) да
б) нет
Ответ: нет
9. Согласны ли вы с утверждением, что для предупреждения загрязнений среды биогенными элементами пойменные земли следует использовать преимущественно под сенокосы
а) да
б) нет
Ответ: да
10. Согласны ли вы с утверждением, что основными источниками поступления биогенных элементов в водоемы являются удобрения, вымываемые с полей?
а) да
б) нет
Ответ: да
11. Согласны ли вы с утверждением, что дегуминификация - -то процесс потери почвами воды?
а) да
б) нет
Ответ: нет
12. Согласны ли вы с утверждением, что экологические издержки экстенсивного земледелия связаны с разрушающим воздействием на почвы тяжелой техники и неграмотным применением удобрений и ядохимикатов?
а) да
б) нет
Ответ: да
13. Согласны ли вы с утверждением, что экологическими последствиями воздействия сельского хозяйства на атмосферный воздух является загрязнение метанолом, сероводородом и аммиаком?
а) да
б) нет
Ответ: да
14. Согласны ли вы с утверждением, что загрязнение атмосферного воздуха метанолом происходит вследствие работы промышленных комплексов по производству мяса?
а) да
б) нет
Ответ: нет

15. Согласны ли вы с утверждением, что основной причиной загрязнение атмосферного воздуха сероводородом являются домашние животные?
а) да
б) нет
Ответ: нет

16. Могут ли наносить ущерб природной среде калийные удобрения?
Ответ: Да, при высоких дозах внесения они могут вызвать засоление почвы и способствовать эвтрофикации водоемов

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПК-4 Способен планировать мероприятия по обеспечению экологической безопасности продуктов сельскохозяйственного производства

Тестовые задания

1. Можно ли за счет агротехнических мероприятий снизить накопление радионуклидов в сельскохозяйственной продукции?
а) нет, на накопление радионуклидов вообще повлиять нельзя
б) да, это возможно за счет внесения азотных удобрений
в) да, за счет специальных севооборотов, подбора культур, специальной обработки почвы
г) нет, это возможно только за счет внесения известковых удобрений

2. Совпадают ли по смыслу понятия «экологически чистая» и «экологически безопасная» продукция?
а) да, это одно и то же
б) да, это названия одинаковой по качеству продукции
в) нет, экологически чистую продукцию получают без использования пестицидов и синтетических минеральных удобрений
г) нет, «экологически безопасная» продукция более качественная, чем «экологически чистая»

3. Каким основным способом тяжелые металлы поступают в растения?
а) из воздуха
б) из почвы
в) из атмосферных осадков
г) из удобрений

4. Какие мероприятия могут снизить накопление тяжелых металлов в продукции растениеводства?
а) применение орошения
б) внесение высоких доз всех удобрений
в) безотвальная обработка почвы
г) мероприятия по гумусонакоплению

5. Что из нижеперечисленного может привести к накоплению в растениях нитратов?
а) недостаточная освещенность
б) недостаточное внесение азотных удобрений
в) повышенные дозы известковых удобрений
г) недостаточное внесение известковых удобрений

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 в
2 в
3 б
4 г
5 а

Задания открытого типа

1. Согласны ли вы с утверждением, что уплотнение почвы и сниженная микробиологическая активность могут привести к накоплению в растениях нитратов?
а) да
б) нет
Ответ: да
2. Согласны ли вы с утверждением, что накопление в растениеводческой продукции большого количества нитратов способствует улучшению вкусовые качества любой продукции и повышению содержания витаминов?
а) да
б) нет
Ответ: нет
3. Продукция животноводства, произведенная без использования гормонов роста, стимуляторов аппетита, кормовых консервантов, антибиотиков называется …
Ответ: Экологически чистая продукция
4. Продукция, произведенная по традиционным технологиям и удовлетворяющая всем существующим санитарно-гигиеническим нормативам качества, называется …
Ответ: Экологически безопасная продукция
5. Отсутствие опасности для здоровья человека при употреблении продуктов питания, как с точки зрения острого негативного воздействия (пищевые отравления и пищевые инфекции), так и с точки зрения опасности отдаленных последствий (канцерогенное, мутагенное и тератогенное действие) называется …
Ответ: безопасностью продуктов питания
6. Продукты, производимые из продовольственного сырья используемые в пищу в натуральном или переработанном виде называются …
Ответ: Пищевые продукты
7. Согласны ли вы с утверждением, что к безопасности пищевых продуктов относят удовлетворительные органолептические показатели и непродолжительный срок хранения?
а) да
б) нет
Ответ: нет
8. Согласны ли вы с утверждением, что фальсификация пищевых продуктов – это реализация продуктов с истекшим сроком годности?
а) да
б) нет
Ответ: нет
9. Согласны ли вы с утверждением, что качество пищевых продуктов определяется, в первую очередь, их безопасностью, а также содержанием необходимых человеку пищевых и биологически активных веществ?
а) да
б) нет
Ответ: да
10. Согласны ли вы с утверждением, что для обнаружения маститного молока используют каталазную пробу?
а) да
б) нет
Ответ: да
11. Согласны ли вы с утверждением, что органолептическими показателями молока являются плотность и вязкость?
а) да
б) нет
Ответ: нет
12. Согласны ли вы с утверждением, что плотность фальсифицированного молока с водой снижается?
а) да
б) нет
Ответ: да
13. Согласны ли вы с утверждением, что кислотность молока по стандарту должно быть в пределах 14-15 0 Т?
а) да
б) нет
Ответ: нет
14. С какой целью молоко подвергается термической обработке?
Ответ: Для уничтожения микроорганизмов
15. Согласны ли вы с утверждением, что плотность служит показателем цельности молока?
а) да
б) нет
Ответ: да
Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже.
Зачтено. Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Зачтено. Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Не зачтено. Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Экологическое земледелие, понятие, концепции.
2. Особенности защиты растений в экологическом земледелии.
3. Понятие об экологически чистой продукции. Регламентация и стандартизация производства экологически чистой продукции.
4. Нитраты в с.-х. продукции. Пути получения продукции с низким содержанием нитратов.
5. Методы оценки сельскохозяйственной продукции на содержание нитратов.
6. Критерии оценки качества молока.
7. Критерии оценки качества молочных продуктов.
8. Экологические функции почв.
9. Вермикультивирование и перспективы его применения в с.-х. производстве.
10. Ресурсные циклы, понятие и виды.
11. Охрана и использование природных ландшафтных элементов – как метод повышения эффективности саморегуляции агроэкосистем.
12. Понятие «агроэкосистемы». Классификация агроэкосистем.
13. Агроэкологическая оценка земель.
14. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах.
15. Сельскохозяйственные ландшафты и их особенности.
16. Почвенно-биотический комплекс (ПБК) как основа агроэкосистем. Состав и характеристика ПБК.
17. Экологические проблемы применения азотных удобрений. Пути оптимизации их использования.
18. Экологические проблемы применения фосфорных удобрений. Пути оптимизации их использования.
19. Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации с.-х. производства. Эвтрофикация водоемов.
20. Экологические проблемы применения калийных удобрений. Пути оптимизации их использования.
21. Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Пути оптимизации их использования.
22. Экологические проблемы мелиорации. Пути предупреждения и устранения.
23. Экологические проблемы животноводства и пути их решения.
24. Основные направления, преимущества и недостатки альтернативных систем земледелия.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 И.В. Бобина, Г.Г. Соколова, Е.А. Шарлаева, Р.В. Яковлев Большой практикум по экологии Ч. 3 : Экологический мониторинг качества воздушной среды.: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.4 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 45
Л1.5 О. В. Бычкова, Е. А. Шарлаева Практикум по экологии. Оценка устойчивости растений: учеб. пособие [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А., Беккер В.Н. Практикум по экологии: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.2 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
Л2.3 Ермаков И.П. Физиология растений : М.: Академия, 2005
Л2.4 Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для вузов М. : Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека ONLINE biblioclub.ru
Э2 Научно-популярный журнал "Экология и жизнь" www.ecolife.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э4 Электронно-библиотечная система ЛАНЬ e.lanbook.com
Э5 Курс в Moodle «Большой практикум по экологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Mozilla FireFox
Google Chrome
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины