МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биохимия растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Бородулина И.Д.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биохимия растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение основных особенностей биохимического состава и метаболических превращений растительных организмов, а также знакомство с современными тенденциями развития биохимии растений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современную аппаратуру и оборудование в области биохимии;
- современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских биологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских биологических работ;
- продуманно выбирать и применять методы и приемы для проведения научно-исследовательских биологических работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- полученными знаниями для планирования и выполнения научно-исследовательских биологических работ;
- умением эксплуатировать аппаратуру и оборудование при проведении собственных научно-исследовательских работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ВИТАМИНЫ
1.1. История развития представлений о биологически активных веществах.Витамины и антивитамины. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Качественное и количественное определение витамина С (аскорбиновая кислота) Лабораторные 6 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Определение важнейших понятий и терминов: биологически активные вещества (БАВ), лекарственные средства, витамины и др. Классификация БАВ по видам биологической активности. Витамины. Классификация витаминов и их роль в обмене веществ Сам. работа 6 10 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. АЛКАЛОИДЫ
2.1. Алкалоиды. Строение и классификация алкалоидов, распространение в растительном мире Лекции 6 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Качественное обнаружение и количественное определение алкалоидов в растительном сырье Лабораторные 6 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Алкалоиды. Физико-химические свойства алкалоидов. Применение алкалоидов в медицине Сам. работа 6 12 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. ФЕНОЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
3.1. Фенольные соединения: строение и классификация, фармакологические свойства. Флавоноиды Лекции 6 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Качественное обнаружение и количественное определение флавоноидов в растительном сырье. Качественное обнаружение и количественное определение дубильных веществ (таннидов) в растительном сырье Лабораторные 6 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Фенольные соединения. Ксантоны. Фенологликозиды и простые фенолы. Лигнаны. Флавоноиды: физико-химические свойства и классификация Сам. работа 6 10 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. ТЕРПЕНЫ И ТЕРПЕНОИДЫ. ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
4.1. Терпены и терпеноиды: строение , классификация, физико-химические свойства Лекции 6 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Определение йодного числа в эфирных маслах Лабораторные 6 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Каротиноиды. Кумарины. Эфирные масла. Жирные масла. Стероиды. Фитонциды. Феромоны. Сам. работа 6 7 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Экзамен 6 27 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определите, какой класс вторичных метаболитов является наиболее многочисленным на данный момент:
а) фенольные соединения;
б) минорные соединения;
в) изопреноиды;
г) алкалоиды.
2. В качестве «унифицированных блоков», присоединяющихся к «базовым структурам», чаще всего выступают:
а) липиды;
б) витамины;
в) сахара;
г) аминокислоты.
3. Выберите верное утверждение: ксантофиллы – это:
а) изопреноиды, состоящие из нескольких сотен остатков изопрена;
б) каротиноиды, не имеющие в своем составе кислорода;
в) каротиноиды, содержащие гидроксильную или эпоксигруппу;
г) желтые и оранжевые красящие вещества фенольной природы.
4. Основными компонентами эфирных масел, как правило, являются:
а) монотерпены;
б) сесквитерпены;
в) дитерпены;
г) тетратерпены.
5. Эфирные масла получают следующими способами:
1) _____________________________________; 2)______________________________________;
3) _____________________________________; 4)______________________________________
6. Выберите из предложенного перечня три представителя тритерпеноидов:
а) ментол;
б) фитол;
в) сапонины;
г) сердечные гликозиды;
д) абсцизовая кислота;
е) гиббереллин;
ж) экдистероиды.
7. Укажите название группы изопреноидов, к которой относятся:
лютеин; виолоксантин; зеаксантин; неоксантин.
8. Наиболее восстановленной группой фенольных соединений являются:
а) кумарины;
б) флавононы;
в) антоцианы;
г) катехины.
9. Основным местом накопления необычных жирных кислот в растении является:
а) корневая система;
б) листья;
в) соцветия;
г) семена.
10. Горький вкус рапсовому маслу придает:
а) олеиновая кислота;
б) линоленовая кислота;
в) эруковая кислота;
г) рициноловая кислота.
11. Алкалоиды – это:
а) группа азотсодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), большинство которых обладает свойствами слабой кислоты;
б) группа серосодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), большинство которых обладает свойствами слабого основания;
в) группа азотсодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), большинство которых обладает свойствами слабого основания.
12. Назовите аминокислоту, из которой синтезируются индольные алкалоиды:
а) тирозин;
б) фенилаланин;
в) триптофан;
г) треонин.
13. Аллицин лука и чеснока относят:
а) к алкалоидам;
б) фенилпропаноидам;
в) серосодержащим гликозидам;
г) растительным аминам.
14. К необычным жирным кислотам относятся:
а) олеиновая;
б) олеостеариновая;
в) линоленовая;
г) эруковая;
д) арахидоновая;
е) рициноловая.
15. Выберите из предложенного перечня четыре основных процесса модификации протеиногенных аминокислот, в результате которых образуются непротеиногенные аминокислоты:
а) конденсация;
б) гидроксилирование;
в) циклизация;
г) аминирование;
д) удлинение цепи;
е) конъюгация;
ж) метилирование;
з) сокращение цепи.
16. Установите соответствие между алкалоидами (1–4) и аминокислотами (а–г), из которых они образуются:
алкалоиды: аминокислоты:
1) кокаин; а) триптофан;
2) морфин; б) тирозин;
3) конин; в) лизин;
4) хинин. г) орнитин.
17. Основным местом накопления алкалоидов, как правило, является:
а) цитозоль;
б) пластиды;
в) вакуоль;
г) клеточная стенка.
18. Выберите из предложенного перечня названия вторичных метаболитов, которые не относятся к алкалоидам:
а) кверцетин;
б) серотонин;
в) кумарин;
г) соласонин;
д) таннин;
е) кофеин.
19. Предшественником псевдоалкалоидов является:
а) аспарагиновая кислота;
б) антраниловая кислота;
в) мевалоновая кислота;
г) L-орнитин.
20. Содержание кальция и фосфора в организме животного регулирует витамин:
а) пантотеновая кислота;
б) токоферол;
в) холекальциферол;
г) ретинол.
21. К внешним причинам, вызывающим недостаточность витаминов, относятся:
а) пол, возраст;
б) общее состояние здоровья;
в) сбалансированность рациона;
г) физиологическое состояние.
22. Витамин пиридоксин участвует в обмене:
а) углеводов;
б) белков;
в) липидов;
г) нуклеиновых кислот.
23. К водорастворимым витаминам относятся:
а) В5, К, Н, Р;
б) В1, С, F, В6;
в) В12, С, Р, В3;
г) В3, А, Д, Е.
24. К водорастворимым витаминам относят:
а) В1, В12, В5, Q;
б) В6, Д, Н, С;
в) В2, Р, Вс, В3;
г) В12, В5, К, F.
25. Из какого витамина в животном организме образуется гормон кальцийтриол:
а) А;
б) Д3;
в) В12;
г) Д2.
26. На обеспеченность животного организма витаминами влияют:
а) температура тела и рН;
б) качество и сбалансированность кормов;
в) температура кормов и наличие антивитаминов;
г) физиологическое состояние и рН.
27. При авитаминозе ретинола отмечается:
а) выпадение шерсти;
б) кератомаляция;
в) остеомаляция;
г) анемия.
28. В животном организме депонируются витамины:
а) В5, С, К, Д;
б) А, В3, F, P;
в) Е, К, Д, А;
г) Q, H, F, В12.
29. Атом серы входит в состав витаминов:
а) В6 и В12;
в) В1 и Н;
б) В3 и Н;
г) С и К 10.
30. Атом азота входит в состав витамина:
а) А;
б) С;
в) Д;
г) В6.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем для рефератов и презентаций
1. Производные моносахаридов и их роль в жизни растений.
2. Запасные полисахариды растений – особенности строения и биосинтеза.
3. Многообразие структурных полисахаридов растений, взаимосвязь структуры и функции.
4. Непротеиногенные аминокислоты, их распространение в природе и функции.
5. Сравнительный анализ белкового состава животных и растительных организмов.
6. Зернобобовые растения – важный источник растительных белков.
7. Молекулярная организация углеводузнающих белков клетки – лектинов.
8. Белки-ингибиторы протеолитических ферментов у растений.
9. Особенности липидного состава растительных организмов.
10.Метаболическая активность производных жирных кислот – ацетогенинов, оксилипинов, жирных спиртов.
11.Роль липидов в процессе передачи информации в клетке.
12.Эволюционное разнообразие фосфолипидных структур клетки.
13.Многообразие состава и функций органических кислот в растительных организмах. 14.Изменение содержания органических кислот при созревании и хранении плодов и овощей.
15.Флавоноиды растений: природа, распространение и функции.
16.Алкалоиды растений и их практическое использование.
17.Полимерные растительные изопреноиды, их биосинтез, накопление в растительных тканях и способы извлечения.
18.Растительные яды, возможности их использования в медицине и научной деятельности. 19.Наркотические вещества растительного происхождения, методы их обнаружения в биологических образцах.
20.Природа и биологическая активность эфирных масел растений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Определение биохимии как науки. Предмет, задачи и методы биохимии растений.
2. Основные группы углеводов и их содержание в растениях.
3. Биологическая и питательная ценность углеводов.
4. Классификация углеводов по числу углеродных атомов и составу функциональных групп.
5. Моносахариды растений. Взаимопревращения моносахаридов и их производных.
6. Олигосахариды в растениях: их содержание, функции и биосинтез.
7. Запасные и структурные полисахариды растений. Строение и свойства.
8. Природа и функции аминокислот в растениях.
9. Пути биосинтеза аминокислот у растений.
10. Классификация белков растений.
11. Белки семян и листьев растений.
12. Биохимия ферментов. Классификация ферментов. Ферментативный катализ.
13. Особенности действия растительных ферментов. Промышленное использование растительных ферментов.
14. Липиды, их значение для растений, животных и человека. Классификация липидов.
15.Строение и функции жирных кислот, триглицеридов, восков.
16. Фосфолипиды и гликолипиды. Их содержание в растениях.
17. Органические кислоты алифатического ряда в растениях.
18. Изменение содержания органических кислот при созревании и хранении плодов и овощей.
19. Характерные особенности основных органических кислот у растений.
20. Витамины. Классификация витаминов.
21. Витамины групп А, D.
22. Витамины Е, К и Q.
23. Витамины В1, В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота).
24. Витамины В5 или РР, С, В9 или ВС.
25. Растительные вещества вторичного происхождения.
26. Фенольные соединения: классификация, распространение фенолов в растениях, функции.
27. Алкалоиды: классификация и распространение в растениях.
28. Гликозиды: строение и распространение в растениях.
29. Терпены и терпеноиды.
30. Эфирные масла и смолы: локализация и функции в растениях.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум: учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под. ред. И.П. Ермакова. Физиология растений: М.: Академия, 2005
Л2.2 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Биохимия растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
315Л лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.