МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Энтомология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Энтомология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.б.н. А.В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А.В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с особенностями морфологии, физиологии, биологии размножения и развития, жизненного цикла, основами систематики и классификации насекомых как одной из наиболее значимых групп животного мира.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– знать основные отличительные морфофизиологические адаптации насекомых к окружающей среде, особенности их размножения и развития;
– иметь представление о жизненном цикле насекомых, его приспособительных особенностях;
– получить представление о происхождении и биологическом разнообразии насекомых; практическом значении наиболее важных групп;
– закрепить навыки анатомирования и определения различных групп насекомых.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о роли насекомых в природе и жизни человека, основные морфологические и функциональные характеристики организма насекомых, особенности их постнатального онтогенеза, характеристики основных отрядов насекомых, номенклатуру основных диагностических признаков; принципы поиска научной информации по энтомологии;
- о ключевой роли насекомых в устойчивости биосферы, причинах их высокой численности и исключительного видового разнообразия, о происхождении; уникальные морфофункциональные особенности организма насекомых, их онтогенеза и жизненного цикла, о таксономическом разнообразии; правила представления научной информации по энтомологии в изданиях различного уровня и способы ее анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться учебными определителями, провести общее морфологическое описание насекомого, определять стадию развития, обрабатывать данные лабораторных исследований;
- пользоваться специальными определителями и базами данных, провести детальное морфологическое описание насекомого, свободно определять стадию развития, оценить морфофункциональные адаптации к условиям существования, критически анализировать полученную информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования методов сбора, фиксации и хранения насекомых, определения до уровня семейств и основных родов, составления коллекций насекомых на матрасиках; составления аналитических обзоров по выбранной тематике;
- навыками вскрытия и препаровки, расправления, определения до уровня родов и видов, составления коллекций насекомых; составления научных отчетов о соответствующих видах деятельности, квалифицированного анализа и изложения полученной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Энтомология как наука и ее содержание. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых
2.1. Покровы насекомых, их функции и значение.Скелет и мускулатура. Системы обмена веществ (пищеварительная, выделительная. дыхательная). Системы управления (нервная и эндокринная). Органы чувств. Лекции 7 10 ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Анатомия насекомых Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Онтогенез насекомых
3.1. Половая система.Гаметогенез и эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Определение стадий развития насекомых Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Происхождение и классификация насекомых
4.1. Происхождение и классификация насекомых Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Систематика насекомых
5.1. Определение насекомых Лабораторные 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Характеристика основных отрядов насекомых Сам. работа 7 39 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Некоторые аспекты экологии насекомых
6.1. Диапауза как регулятор жизненного цикла Лекции 7 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6426

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. В ходе изучения научного отчета по изучению характера питания кровососущих насекомых вы обнаружили ошибку в определении типа ротового аппарата слепней. Уточните, к какому типу относится их ротовой аппарат?
а) колюще-сосущий
б) сосущий
в) колюще-режущий*
г) грызуще-лижущий
2. При составлении пояснительной записки по изучению особенностей полета насекомых вам нужно указать отряды насекомых с асинхронными крыловыми мышцами. Какой из перечисленных ниже отрядов не имеет таких мышц?
а) Бабочки*
б) Жуки
в) Двукрылые
г) Перепончатокрылые
3. Вы должны проанализировать качества насекомых, позволившие им перейти к некрофагии. Какое из перечисленных ниже качеств является ведущим?
а) малые размеры
б) способность к полету*
в) наружный скелет
г) высокая скорость обмена веществ
4. В ходе составления аналитического обзора по состоянию популяции колорадского жука вы должны указать качество, которое делает его устойчивым к любым естественным и антропогенным воздействиям. Это:
а) особенности строения и функционирования кутикулы
б) особенности строения и функционирования пищеварительного тракта
в) наличие нескольких видов диапаузы*
г) высокий уровень иммунитета
5.В ходе полевых исследований вами обнаружена партеногенетическая раса прямокрылых. Какой тип партеногенеза способствовал ее сохранению в условиях изоляции?
а) спонтанный
б) циклический
в) избирательный
г) популяционный*

Ключ к тестам:
1 в
2 а
3 б
4 в
5 г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. В аналитическом отчете вам встретилось утверждение, что энтомология, в отличие от других разделов зоологии, с самого начала своей истории развивалась как прикладная наука. Так ли это?
Да*
Нет
2. Работая с литературными источниками, вы обнаружили, в некоторых из них комары рода Anopeles называются самыми эффективными убийцами на планете. Какой факт дает основание так считать?
(комары этого рода являются переносчиками возбудителя малярии - малярийного плазмодия).
3. Анализируя устойчивость насекомых к потере влаги, вы должны назвать слой кутикулы, который ограничивает транспирацию воды через покровы.
(эпикутикула)
4. В полевых условиях вы обнаружили несколько видов насекомых, имеющих сходство в контрастной красно-черной окраске и в размерах. Одновременно орнитологи установили, что эти виды насекомых очень редко встречаются в пищевом рационе местных птиц. Назовите это явление.
(мюллеровская мимикрия)
5. Составляя пояснительную записку к отчету по особенностям полета насекомых, вы должны указать, что помимо состояний сокращения и расслабления, асинхронные мышцы насекомых
могут находиться в третьем состоянии, которое определяется в том числе особыми свойствами упругости грудных склеритов. Назовите это состояние.
(состояние осцилляции)
6. Проводя сравнительный анализ полета насекомых, вы обнаружили, что высокие летательные способности могут быть характерны и для насекомых с синхронной крыловой мускулатурой. Назовите группы этих насекомых
(одонатоиды и хорошо летающие ортоптероиды = стрекозы и прямокрылые)
7. Анализируя видовой состав насекомых, занесенных в Красные Книги разных регионов РФ, вы можете обнаружить, что среди них преобладает одна пищевая специализация. Какая именно?
(монофагия)
8. Сопоставляя данные метаморфозу у разных отрядов насекомых, вы обнаружили, что все высшие насекомые, обладающие наиболее совершенными адаптациями к среде, характеризуются одним типом метаморфоза. Каким именно?
(голометаморфоз или развитие с полным превращением)
9. В научном отчете, посвященном изучению экскреции насекомых, вы обнаружили, что авторы упоминают только один основной компонент экскреторной системы – мальпигиевы сосуды. Назовите второй основной компонент.
(ректальные железы)
10. В пояснительной записке к аналитическому отчету по механизмам движения газов в трахейной системе насекомых указано, что по выходу из трахеолы молекуле кислорода нужно диффундировать до митохондрий не более 5 мкм, чаще 2,3. Так ли это?
Да*
Нет
9. В ходе лабораторных исследований вам предложено отпрепарировать сердце насекомых. Где вы будете его искать?
(на спинной стороне тела в области брюшка)
10. В пояснительной записке к отчету по изучению органов чувств насекомых указано, что нейрон насекомого, будучи морфологической единицей, способен функционировать как несколько клеток и воспринимать информацию от разных сенсорных модальностей. Как называется такой принцип функционирования, и какое свойство восприятия он обеспечивает?
(принцип экономии нейронов, синэстетичность).
11. При анализе способностей насекомых к обучению отмечается особая роль двух нейропильных масс протоцеребрума. Назовите их.
(грибовидные тела, центральное (эллипсоидное) тело)
12. В борьбе с насекомыми-вредителями насекомых очень перспективно использование ювенильных гормонов. Какие компоненты эндокринной системы их производят?
(прилежащие тела)
13. В реферате по изучению особенностей цветовосприятия пчел указано, что эти насекомые обладают трихроматическим зрением, но их чувствительность смещена в красную часть спектра. Так ли это?
Да
Нет*
14. В аналитическом обзоре, посвященном экологическим факторам, регулирующим размножение насекомых, упоминаются температура, влажность, освещенность, химизм среды. Какой важный фактор отсутствует в этом списке?
(трофический (дополнительное питание))
15. В пояснительной записке к отчету о метаморфозе насекомых отмечается , что при внешнем покое, характерном для стадии куколки, внутри нее идут очень интенсивные морфогенетические процессы. Какие именно?
(гистолиз и гистогенез)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека.
2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых.
3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе.
4. Строение и химический состав кутикулы насекомых.
5. Свойства кутикулы. Придатки кутикулы. Линька, склеротизация, пигментация.
6. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия.
7. Строение и механизм сокращения мышечного волокна насекомых, отличия от позвоночных. Особенности иннервации. Специализация мышечных волокон насекомых. Синхронные и асинхронные мышцы.
8. Особенности строения и функционирования мышечных волокон в летательных мышцах насекомых. Теория Прингла. Энергетика мышечного сокращения.
9. Основные группы мышц насекомых. Летательные мышцы. Механизм полета.
10. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых.
11. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения.
12. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых. Перитрофическая мембрана. Адаптации к жидкой пище (экономия влаги).
13. Основные компоненты экскреторной системы насекомых. Состав мочи. Дополнительные органы экскреции. Регуляция водно-солевого обмена.
14. Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Дыхание апнейстических форм.
15. Газообмен в трахейной системе насекомых. Теории Крога и Уиглсуорта. Вентиляция трахей. Направление тока газов. Температурный режим и терморегуляция.
16. Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Циркуляция гемолимфы.
17. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции.
18. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой.
19. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка (БНЦ). Проблемы концентрации и олигомеризации ганглиев БНЦ насекомых.
20. Общий план строения нейрона насекомых и особенности его функционирования. Функциональная классификация нейронов. Строение сегментального ганглия.
21. Строение и функции головного мозга насекомых. Размеры мозга и интеллектуальны способности.
22. Автономная нервная система насекомых: строение и функции.
23. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза.
24. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность.
25. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха).
26. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков.
27. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции.
28. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием.
29. Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза.
30. Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез.
31. Метаморфоз, его типы и происхождение.
32. Фаза личинки, ее биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Гемиметаболические личинки. Основные группы истинных (голометаболических) личинок.
33. Фаза куколки, ее особенности. Гистолиз и гистогенез. Типы куколок.
34. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла.
35. Проблема происхождения насекомых.
36. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых.
37. Общая характеристика одного из отрядов (надотрядов) насекомых.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов М.:Высшая школа, 1980 49
Л1.2 Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие Л.: Агропромиздат, 1985 11
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 78
Л2.2 Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология: М.:Мир, 1985 49
Л2.3 В. П. Тыщенко Основы физиологии насекомых. В 2-х частях. Ч. 1. Физиология метаболических систем : Л. : Изд-во ЛГУ., 1976
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН [Электронный ресурс] www.zin.ru
Э5 Курс в Moodle "Энтомология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН (http://www.zin.ru/projects/zinsecta/rus/ZInsecta.asp);
МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений (http://macroid.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины «Энтомология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Энтомология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Энтомология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по энтомологии является изучение макро- и микропрепаратов насекомых с использованием стереоскопических бинокулярных микроскопов с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур, а также определение различных стадий развития насекомых.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие морфофизиологические особенности насекомых, а также ответов на контрольные вопросы. При определении насекомых тема занятия засчитывается при предъявлении правильно определенных экземпляров или подготовленной и соответствующим образом оформленной коллекции насекомых.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов или экземпляров насекомых. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц.
Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Энтомология» является подробное знакомство с отрядами насекомых. Изучение отрядов (надотрядов) рекомендуется проводить по следующему плану:
План характеристики отряда (надотряда)
1. Положение в системе насекомых.
2. Характерные диагностические признаки.
3. Внешняя морфология:
а) голова: постановка головы, типы ротовых аппаратов в соответствии с пищевыми режимами, типы усиков.
б) Грудь: морфофункциональные особенности крылового аппарата, типы конечностей, характер локомоции.
в) Типы брюшка, его придатки, их морфофункциональная характеристика.
4. Особенности постнатального онтогенеза: тип метаморфоза, характерные типы личинок и куколок.
5. Особенности жизненного цикла.
6. Таксономическая структура (подотряды и основные семейства), практическое значение.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Проводится индивидуальный опрос и проверка альбома для контроля выполнения практических заданий.
В течение семестра также организуются коллоквиумы для контроля усвоения характеристик крупных таксонов насекомых.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
К экзамену по энтомологии студенты допускаются при следующих условиях:
• посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных;
• полностью зачтенные лабораторные работы;
• коллоквиумы, сданные не менее чем на «удовлетворительно».
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два теоретических вопроса, посвященных морфо-физиологии, биологии или экологии насекомых и вопрос по характеристике одного из отрядов. Экзамен может проходить в устной или письменной форме. На подготовку отводится 30–40 мин.