Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А.В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с особенностями морфологии, физиологии, биологии размножения и развития, жизненного цикла, основами систематики и классификации насекомых как одной из наиболее значимых групп животного мира. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – знать основные отличительные морфофизиологические адаптации насекомых к окружающей среде, особенности их размножения и развития; – иметь представление о жизненном цикле насекомых, его приспособительных особенностях; – получить представление о происхождении и биологическом разнообразии насекомых; практическом значении наиболее важных групп; – закрепить навыки анатомирования и определения различных групп насекомых. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о роли насекомых в природе и жизни человека, основные морфологические и функциональные характеристики организма насекомых, особенности их постнатального онтогенеза, характеристики основных отрядов насекомых, номенклатуру основных диагностических признаков; принципы поиска научной информации по энтомологии; - о ключевой роли насекомых в устойчивости биосферы, причинах их высокой численности и исключительного видового разнообразия, о происхождении; уникальные морфофункциональные особенности организма насекомых, их онтогенеза и жизненного цикла, о таксономическом разнообразии; правила представления научной информации по энтомологии в изданиях различного уровня и способы ее анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - пользоваться учебными определителями, провести общее морфологическое описание насекомого, определять стадию развития, обрабатывать данные лабораторных исследований; - пользоваться специальными определителями и базами данных, провести детальное морфологическое описание насекомого, свободно определять стадию развития, оценить морфофункциональные адаптации к условиям существования, критически анализировать полученную информацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования методов сбора, фиксации и хранения насекомых, определения до уровня семейств и основных родов, составления коллекций насекомых на матрасиках; составления аналитических обзоров по выбранной тематике; - навыками вскрытия и препаровки, расправления, определения до уровня родов и видов, составления коллекций насекомых; составления научных отчетов о соответствующих видах деятельности, квалифицированного анализа и изложения полученной информации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Энтомология как наука и ее содержание. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых | ||||||
2.1. | Покровы насекомых, их функции и значение.Скелет и мускулатура. Системы обмена веществ (пищеварительная, выделительная. дыхательная). Системы управления (нервная и эндокринная). Органы чувств. | Лекции | 7 | 10 | ПК-2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Анатомия насекомых | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Онтогенез насекомых | ||||||
3.1. | Половая система.Гаметогенез и эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Определение стадий развития насекомых | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Происхождение и классификация насекомых | ||||||
4.1. | Происхождение и классификация насекомых | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Систематика насекомых | ||||||
5.1. | Определение насекомых | Лабораторные | 7 | 16 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Характеристика основных отрядов насекомых | Сам. работа | 7 | 39 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Некоторые аспекты экологии насекомых | ||||||
6.1. | Диапауза как регулятор жизненного цикла | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6426 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. В ходе изучения научного отчета по изучению характера питания кровососущих насекомых вы обнаружили ошибку в определении типа ротового аппарата слепней. Уточните, к какому типу относится их ротовой аппарат? а) колюще-сосущий б) сосущий в) колюще-режущий* г) грызуще-лижущий 2. При составлении пояснительной записки по изучению особенностей полета насекомых вам нужно указать отряды насекомых с асинхронными крыловыми мышцами. Какой из перечисленных ниже отрядов не имеет таких мышц? а) Бабочки* б) Жуки в) Двукрылые г) Перепончатокрылые 3. Вы должны проанализировать качества насекомых, позволившие им перейти к некрофагии. Какое из перечисленных ниже качеств является ведущим? а) малые размеры б) способность к полету* в) наружный скелет г) высокая скорость обмена веществ 4. В ходе составления аналитического обзора по состоянию популяции колорадского жука вы должны указать качество, которое делает его устойчивым к любым естественным и антропогенным воздействиям. Это: а) особенности строения и функционирования кутикулы б) особенности строения и функционирования пищеварительного тракта в) наличие нескольких видов диапаузы* г) высокий уровень иммунитета 5.В ходе полевых исследований вами обнаружена партеногенетическая раса прямокрылых. Какой тип партеногенеза способствовал ее сохранению в условиях изоляции? а) спонтанный б) циклический в) избирательный г) популяционный* Ключ к тестам: 1 в 2 а 3 б 4 в 5 г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. В аналитическом отчете вам встретилось утверждение, что энтомология, в отличие от других разделов зоологии, с самого начала своей истории развивалась как прикладная наука. Так ли это? Да* Нет 2. Работая с литературными источниками, вы обнаружили, в некоторых из них комары рода Anopeles называются самыми эффективными убийцами на планете. Какой факт дает основание так считать? (комары этого рода являются переносчиками возбудителя малярии - малярийного плазмодия). 3. Анализируя устойчивость насекомых к потере влаги, вы должны назвать слой кутикулы, который ограничивает транспирацию воды через покровы. (эпикутикула) 4. В полевых условиях вы обнаружили несколько видов насекомых, имеющих сходство в контрастной красно-черной окраске и в размерах. Одновременно орнитологи установили, что эти виды насекомых очень редко встречаются в пищевом рационе местных птиц. Назовите это явление. (мюллеровская мимикрия) 5. Составляя пояснительную записку к отчету по особенностям полета насекомых, вы должны указать, что помимо состояний сокращения и расслабления, асинхронные мышцы насекомых могут находиться в третьем состоянии, которое определяется в том числе особыми свойствами упругости грудных склеритов. Назовите это состояние. (состояние осцилляции) 6. Проводя сравнительный анализ полета насекомых, вы обнаружили, что высокие летательные способности могут быть характерны и для насекомых с синхронной крыловой мускулатурой. Назовите группы этих насекомых (одонатоиды и хорошо летающие ортоптероиды = стрекозы и прямокрылые) 7. Анализируя видовой состав насекомых, занесенных в Красные Книги разных регионов РФ, вы можете обнаружить, что среди них преобладает одна пищевая специализация. Какая именно? (монофагия) 8. Сопоставляя данные метаморфозу у разных отрядов насекомых, вы обнаружили, что все высшие насекомые, обладающие наиболее совершенными адаптациями к среде, характеризуются одним типом метаморфоза. Каким именно? (голометаморфоз или развитие с полным превращением) 9. В научном отчете, посвященном изучению экскреции насекомых, вы обнаружили, что авторы упоминают только один основной компонент экскреторной системы – мальпигиевы сосуды. Назовите второй основной компонент. (ректальные железы) 10. В пояснительной записке к аналитическому отчету по механизмам движения газов в трахейной системе насекомых указано, что по выходу из трахеолы молекуле кислорода нужно диффундировать до митохондрий не более 5 мкм, чаще 2,3. Так ли это? Да* Нет 9. В ходе лабораторных исследований вам предложено отпрепарировать сердце насекомых. Где вы будете его искать? (на спинной стороне тела в области брюшка) 10. В пояснительной записке к отчету по изучению органов чувств насекомых указано, что нейрон насекомого, будучи морфологической единицей, способен функционировать как несколько клеток и воспринимать информацию от разных сенсорных модальностей. Как называется такой принцип функционирования, и какое свойство восприятия он обеспечивает? (принцип экономии нейронов, синэстетичность). 11. При анализе способностей насекомых к обучению отмечается особая роль двух нейропильных масс протоцеребрума. Назовите их. (грибовидные тела, центральное (эллипсоидное) тело) 12. В борьбе с насекомыми-вредителями насекомых очень перспективно использование ювенильных гормонов. Какие компоненты эндокринной системы их производят? (прилежащие тела) 13. В реферате по изучению особенностей цветовосприятия пчел указано, что эти насекомые обладают трихроматическим зрением, но их чувствительность смещена в красную часть спектра. Так ли это? Да Нет* 14. В аналитическом обзоре, посвященном экологическим факторам, регулирующим размножение насекомых, упоминаются температура, влажность, освещенность, химизм среды. Какой важный фактор отсутствует в этом списке? (трофический (дополнительное питание)) 15. В пояснительной записке к отчету о метаморфозе насекомых отмечается , что при внешнем покое, характерном для стадии куколки, внутри нее идут очень интенсивные морфогенетические процессы. Какие именно? (гистолиз и гистогенез) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека. 2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых. 3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе. 4. Строение и химический состав кутикулы насекомых. 5. Свойства кутикулы. Придатки кутикулы. Линька, склеротизация, пигментация. 6. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия. 7. Строение и механизм сокращения мышечного волокна насекомых, отличия от позвоночных. Особенности иннервации. Специализация мышечных волокон насекомых. Синхронные и асинхронные мышцы. 8. Особенности строения и функционирования мышечных волокон в летательных мышцах насекомых. Теория Прингла. Энергетика мышечного сокращения. 9. Основные группы мышц насекомых. Летательные мышцы. Механизм полета. 10. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых. 11. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения. 12. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых. Перитрофическая мембрана. Адаптации к жидкой пище (экономия влаги). 13. Основные компоненты экскреторной системы насекомых. Состав мочи. Дополнительные органы экскреции. Регуляция водно-солевого обмена. 14. Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Дыхание апнейстических форм. 15. Газообмен в трахейной системе насекомых. Теории Крога и Уиглсуорта. Вентиляция трахей. Направление тока газов. Температурный режим и терморегуляция. 16. Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Циркуляция гемолимфы. 17. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции. 18. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой. 19. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка (БНЦ). Проблемы концентрации и олигомеризации ганглиев БНЦ насекомых. 20. Общий план строения нейрона насекомых и особенности его функционирования. Функциональная классификация нейронов. Строение сегментального ганглия. 21. Строение и функции головного мозга насекомых. Размеры мозга и интеллектуальны способности. 22. Автономная нервная система насекомых: строение и функции. 23. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза. 24. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность. 25. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха). 26. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков. 27. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции. 28. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием. 29. Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза. 30. Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез. 31. Метаморфоз, его типы и происхождение. 32. Фаза личинки, ее биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Гемиметаболические личинки. Основные группы истинных (голометаболических) личинок. 33. Фаза куколки, ее особенности. Гистолиз и гистогенез. Типы куколок. 34. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла. 35. Проблема происхождения насекомых. 36. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых. 37. Общая характеристика одного из отрядов (надотрядов) насекомых. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бей-Биенко Г.Я. | Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов | М.:Высшая школа, 1980 | 49 |
Л1.2 | Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. | Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие | Л.: Агропромиздат, 1985 | 11 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. | Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 | 78 |
Л2.2 | Росс Г., Росс Ч., Росс Д. | Энтомология: | М.:Мир, 1985 | 49 |
Л2.3 | В. П. Тыщенко | Основы физиологии насекомых. В 2-х частях. Ч. 1. Физиология метаболических систем : | Л. : Изд-во ЛГУ., 1976 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН [Электронный ресурс] | www.zin.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Энтомология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН (http://www.zin.ru/projects/zinsecta/rus/ZInsecta.asp); МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений (http://macroid.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины «Энтомология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Энтомология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Энтомология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по энтомологии является изучение макро- и микропрепаратов насекомых с использованием стереоскопических бинокулярных микроскопов с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур, а также определение различных стадий развития насекомых. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие морфофизиологические особенности насекомых, а также ответов на контрольные вопросы. При определении насекомых тема занятия засчитывается при предъявлении правильно определенных экземпляров или подготовленной и соответствующим образом оформленной коллекции насекомых. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов или экземпляров насекомых. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц. Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Энтомология» является подробное знакомство с отрядами насекомых. Изучение отрядов (надотрядов) рекомендуется проводить по следующему плану: План характеристики отряда (надотряда) 1. Положение в системе насекомых. 2. Характерные диагностические признаки. 3. Внешняя морфология: а) голова: постановка головы, типы ротовых аппаратов в соответствии с пищевыми режимами, типы усиков. б) Грудь: морфофункциональные особенности крылового аппарата, типы конечностей, характер локомоции. в) Типы брюшка, его придатки, их морфофункциональная характеристика. 4. Особенности постнатального онтогенеза: тип метаморфоза, характерные типы личинок и куколок. 5. Особенности жизненного цикла. 6. Таксономическая структура (подотряды и основные семейства), практическое значение. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Проводится индивидуальный опрос и проверка альбома для контроля выполнения практических заданий. В течение семестра также организуются коллоквиумы для контроля усвоения характеристик крупных таксонов насекомых. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. К экзамену по энтомологии студенты допускаются при следующих условиях: • посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных; • полностью зачтенные лабораторные работы; • коллоквиумы, сданные не менее чем на «удовлетворительно». Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два теоретических вопроса, посвященных морфо-физиологии, биологии или экологии насекомых и вопрос по характеристике одного из отрядов. Экзамен может проходить в устной или письменной форме. На подготовку отводится 30–40 мин. |