МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология нервной системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология нервной системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представления о теоретических основах нервного механизма регуляции функций и методах физиологии ЦНС;
• изучить особенности морфо-функциональной организации центральной нервной системы на различных уровнях;
• дать представление об интегративной деятельности ЦНС как основе успешной адаптации к изменению условий существования;
• применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы физилогии нервной системы;
современные методы исследовательских и лабораторных работ по изучению физиологии нервной системы;
свойства и особенности основных нервных процессов, основные принципы координационной деятельности ЦНС и особенности рефлексов различных уровней ЦНС;
принцип работы современного оборудования и аппаратуры (аудиометра, электроэнцефалографа, стабилометра и пр.);
методы исследования функционального состояния ЦНС и способы регистрации биопотенциалов, обработки и оценки экспериментальных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять современные экспериментальные методы работы при изучении особенностей функционирования нервной системы человека;
выделять общие закономерности функционирования нервной системы человека;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование;
анализировать особенности изменения процессов в ЦНС при различных функциональных состояниях организма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования методов исследования функционированияй нервной системы;
описания и сравнительного анализа при изучении особенностей нервной системы;
работы с современной аппаратурой как для лабораторных работ, так и при выполнении исследовательских работ;
систематизировать информацию о свойствах и функциях ЦНС при анализе закономерностей организации функциональных систем;
интерпретировать полученные результаты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы
1.1. Фило- и онтогенез центральной нервной системы. Нейроцитология Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Электрические процессы в нейронах. Распространение и передача возбуждения в ЦНС. Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Фило- и онтогенез центральной нервной системы Клеточные элементы ЦНС Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы
2.1. Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.2. Торможение в ЦНС Лабораторная работа 1. Определение латентного периода окуломоторной и психической реакции человека. Лабораторная работа 2. Электромиография (ЭМГ). Регистрация биоэлектрической активности мышц человек Лабораторная работа 3. Иррадиация и суммация возбуждения в центральной нервной системе. Торможение рефлексов спинного мозга при сильном афферентном раздражении. Сеченовское торможение Лабораторная работа 4. Определение времени рефлекса при разной силе раздражения Лабораторная работа 5.Определение скорости образования и торможения условного вегетативного зрачкового рефлекса в зависимости от типа ВНД человека Лабораторные 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.3. Основные принципы координационной и интегративной деятельности ЦНС Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Физиология спинного мозга
3.1. Физиология спинного мозга Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Лабораторная работа 6. Изучение спинномозговых рефлексов. Анализ рефлекторной дуги Лабораторные 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.3. Строение спинного мозга. Проводящие пути.Спинномозговые нервы. Сам. работа 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Физиология ствола мозга
4.1. Физиология ствола мозга Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Лабораторная работа 7. Оценка функций черепномозговых нервов. Лабораторные 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
4.3. Строение продолговатого мозга, Варолиева моста, среднего мозга. Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Физиология промежуточного мозга
5.1. Физиология промежуточного мозга Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Семинар. Физиология промежуточного мозга Лабораторные 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
5.3. Таламус и основные группы его ядер. Строение гипоталамуса; его основные ядерные группы. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Физиология конечного мозга
6.1. Физиология конечного мозга Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Высшие корковые функции. Лабораторная работа 8. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека Лабораторные 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
6.3. Слои клеток в коре больших полушарий. Базальные ганглии. Взаимное расположение составляющих их ядер. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций.
7.1. Принципы регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
7.2. Семинар. Трансформация информационных потоков в звеньях сенсорных систем. Лабораторная работа 9. Двигательные системы мозга Лабораторная работа 10. Определение абсолютного порога слуховой чувствительности методом аудиометрии Лабораторная работа 11. Эстезиометрия. Определение пространственного порога тактильной чувствительности Лабораторная работа 12. Вестибулярный анализатор. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека Лабораторные 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
7.3. Отделы вегетативной нервной системы, синергизм и относительный антагонизм их влияний на иннервируемые органы.Строение м функции мозжечка. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Саморегуляция функционального состояния головного мозга
8.1. Саморегуляция функционального состояния головного мозга Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
8.2. Нейрофизиология сна. Лабораторная работа 13. Электроэнцефалография. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека при разных функциональных состояниях Лабораторные 7 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Неспецифические активирующие системы мозга Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Компенсация нарушений функций в нервной системе.
9.1. Компенсация нарушений функций в нервной системе. Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
9.2. Свойства ЦНС, обеспечивающие компенсаторные процессы. Семинар. Общие закономерности, этапы и способы компенсации нарушений функций ЦНС. Сам. работа 7 5 ПК-1 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытого типа.

При бодрствовании доминируют:
1. При бодрствовании доминируют:
1) Бета-ритмы
2) Альфа-ритмы
3) Тета-ритмы
4) *Альфа и бета-ритмы

2. Повреждение гиппокампа приводит к:
1) Повреждению долговременной памяти
2) Повреждению кратковременной и долговременной памяти
3) *Повреждению кратковременной памяти
4) Гиппокамп не связан ни с одним из видов

3. ПП клетки зависит от 3 главных факторов:
1) Входа калия в клетку, выхода калия из клетки, диффузии других ионов
2) Выхода калия из клетки, выхода натрия из клетки, диффузии других ионов в клетку
3) *Входа натрия в клетку, выхода калия из клетки, работы натрий-калийАТФфазы
4) Выхода натрия из клетки, выхода калия из клетки, работы натрий-калийАТФфазы


4. Человек в течение суток не принимал пищу. У него появилась слабость и головокружение. Укажите причину:
1) нарушение кровообращения головного мозга;
2) пониженная чувствительность нейронов к гипогликемии;
3) повышенная чувствительность нейронов к гипоксии;
4) *повышенная чувствительность нейронов к гипогликемии.

5. Время рефлекса – это время:
1) от начала действия раздражителя на мышцу до её сокращения;
2) минимальное, в течении которого раздражитель данной силы вызывает ответную реакцию;
3) необходимое для возбуждения одного нейрона;
4) *от начала раздражения рецептора до появления ответной реакции эффектора.

6. Функцией центрального торможения является:
1) *предохранение ЦНС от перевозбуждения;
2) развитие утомления;
3) распространение возбуждения по ЦНС;
4) повышение возбудимости нейронов.

7. Иррадиация в ЦНС– это:
1) *широкое распространение возбуждения по центрам;
2) схождение импульсов к одному центру;
3) возникновение господствующего очага возбуждения в
ЦНС;
4. сохранение ответа после прекращения возбуждения.

8. Основная функция гипоталамуса:
1) контроль произвольных движений;
2) подкорковый центр интеграции всех видов чувствительности;
3) центр регуляции тонуса мышц и координации движений;
4) *подкорковый центр интеграции вегетативной и эндокринной регуляций.

9. Высшим центром регуляции произвольных движений является:
1) спинной мозг;
2) мозжечок:
3) ствол мозга;
4)* кора больших полушарий.

10. Медиатором нервно-мышечного синапса в соматической
нервной системе является:
1) норадреналин;
2) *ацетилхолин;
3) серотонин;
4. глицин.

11. Во время стресса повышается активность симпатической системы, так как она:
1) вызывает торможение деятельности сердечно-сосудистой системы;
2) *обладает адаптационно-трофическим действием;
3) повышает секреторную активность желудочно-кишечного тракта;
4) понижает уровень артериального давления.

12. Проприорецепторы находятся:
1) во внутренних органах;
2) на коже;
3) *в суставах и мышцах;
4) в сетчатке.

13. Из какого зародышевого листка развивается нервная система
1) *эктодермы
1) мезодермы
3) энтодермы
4) эктодермы и энтодермы

14. Таламус является высшим подкорковым:
1) Двигательным центром
2) *Чувствительным центром
3) Симпатическим центром
4) Парасимпатическим центром

15. Импульс к телу нервной клетки проводится по:
1)* Дендритам
2) Аксонам
3) Нейроглии
4) Дендритам и аксонам

Задания со свободным ответом.

1. Дайте определение понятию «электроэнцефалография»
(Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биопотенциалов, генерируемых нейронами головного мозга, при отведении их от поверхности кожи головы)
2. Дайте определение понятию «электромиография»
(Электромиография (ЭМГ) — метод исследования функционирования скелетных мышц посредством регистрации их электрической активности — биотоков, биопотенциалов).

3. Дайте определение понятию «Реоэнцефалография»
(Реоэнцефалография (РЭГ) — метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов)

4. Какой метод исследования ЦНС описан ниже? Это метод исследования возбудимости нервов в зависимости от времени действия раздражителя. Сначала определяется реобаза — сила тока, вызывающая пороговое сокращение, а затем — хронаксия. Хронансия — это минимальное время прохождения тока силой в две реобазы, которое дает минимальное сокращение. Хронаксия исчисляется в сигмах (тысячных долях секунды).
(Хронаксиметрия)

5. Нарушение равновесия в положении стоя выявляет проба………
(Ромберга)

6. Опишите Альфа-ритм ЭЭГ.
(имеет частоту 8-13 Гц и амплитуду 30- 70 мкВ. Это относительно регулярный, синхронизированный ритм, регистрируемый у человека, находящегося в состоянии бодрствования и покоя. Он выявляется приблизительно у 90% людей, находящихся в спокойной обстановке, при максимальном расслаблении мышц, с закрытыми глазами или в темноте. Альфа-ритм наиболее выражен в затылочных и теменных долях мозга)

7. Опишите Бета-ритм ЭЭГ.
(характеризуется нерегулярными волнами с частотой 14-35 Гц и амплитудой 15-20 мкВ. Этот ритм регистрируется у бодрствующего человека в лобных и теменных областях коры, при открытии глаз, действии звука, света, обращении к испытуемому, выполнении им физических действий. Он свидетельствует о переходе нервных процессов к более активному, деятельному состоянию и повышению функциональной активности мозга)

8. Опишите Тета-ритм ЭЭГ.
(имеет частоту 4-7 Гц и амплитуду до 150 мкВ. Он проявляется при поздних стадиях засыпания человека и развитии наркоза)

9. Опишите Дельта-ритм ЭЭГ.
(характеризуется частотой 0,5-3,5 Гц и большой (до 300 мкВ) амплитудой воли. Он регистрируется над всей поверхностью мозга во время глубокого сна или наркоза)

10. В чем сущность Метода вызванных потенциалов?
(позволяет регистрировать изменение электрических потенциалов коры и других структур мозга, вызываемых стимуляцией различных рецепторных полей или проводящих путей, связанных с этими структурами мозга)

11. Опишите методику проведения Теста Яроцкого для определения порога чувствительности вестибулярного анализатора.
(Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом испытуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов — 90 с и более)

12. Обучаясь письму, ребенок «помогает» себе головой и языком. Каков механизм этого явления?
(Сильное возбуждение, которое возникает при недостаточном освоении двигательного навыка, приводит к явлению иррадиации возбуждения и вовлечению в процесс дополнительных мышц)

13. У двух больных произошло кровоизлияние в мозг, у одного из них в кору головного мозга, у другого — в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более неблагоприятный?
(В коре головного мозга нет жизненно важных центров, а в продолговатом есть (дыхательный, сосудодвигательный и др.). Поэтому более опасно для жизни кровоизлияние в продолговатый мозг. Как правило, оно заканчивается летальным исходом)

14. Какой вид торможения лежит в основе улучшения различий частоты звуков, выделения контуров изображения, дифференциации соседних точек прикосновения к коже.
(Латеральное торможение.)

15. Почему при охлаждении мозга можно продлить продолжительность периода клинической смерти?
(Продолжительность клинической смерти определяется временем, в течение которого клетки коры мозга могут выдерживать отсутствие кислорода. Охлаждение замедляет интенсивность метаболизма, поэтому отсутствие кислорода сказывается в меньшей степени, и клиническая смерть продолжается несколько дольше)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Общие черты строения ЦНС. Нейрон – морфо-функциональная единица ЦНС. Нейроглия, ее взаимоотношение с нейронами.
2. Рефлекс – основной вид деятельности ЦНС. Биологическая роль рефлекса. Рефлекторная дуга.
3. Механизм передачи возбуждения в возбуждающих синапсах. Возбуждающий постсинаптический потенциал, его особенности. Возникновение потенциала действия в нейроне.
4. Понятие о нервном центре. Основные свойства нервных центров и проведение возбуждения в них (одностороннее проведение возбуждения, суммация возбуждений, трансформация ритма возбуждения, иррадиация и др.).
5. Торможение в ЦНС, его значение. Механизмы торможения в ЦНС. Первичное и вторичное торможение.
6. Физиология спинного мозга.
7. Основные функции продолговатого мозга.
8. Основные функции среднего мозга, роль его ядер. Тонические рефлексы: статические и статокинетические.
9. Основные функции промежуточного мозга (зрительный бугор и гипоталамическая область).
10. Функции мозжечка, его значение в регуляции движений. Последствия повреждения мозжечка.
11. Ретикулярная формация: локализация в ЦНС и значение. Ее восходящие и нисходящие влияния. Взаимоотношения ретикулярной формации с большими полушариями головного мозга.
12. Симпатическая нервная система, влияние на внутренние органы. Адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы.
13. Парасимпатическая нервная система, локализация центров, влияние на внутренние органы.
14. Электроэнцефалография
15. Миография
16. Вызванные потенциалы
17. Электромиография
18. Реоэнцефалография
19. Компьютерная томография в исследованиях ЦНС

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковалева А.В. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э4 Федеральный портал "Моё образование" online.edu.ru
Э5 Teach-in. Лекции ученых МГУ teach-in.ru
Э6 Лекториум www.lektorium.tv
Э7 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 400с. nashaucheba.ru
Э8 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э9 Нейробиологическая платформа «МозгФакты» www.brainfacts.org
Э10 Портал «Карта мозга» portal.brain-map.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронные версии статистических публикаций (http://www.infostat.ru/)
5. Университетская информационная система РОССИЯ (http://www.cir.ru/index.jsp)
6. Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru/)
7. Онлайн энциклопедия кругосвет (http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.htm)
8. Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" (http://agroproblem.soil.msu.ru)
9. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 400с. (http://nashaucheba.ru/v33911)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология нервной системы»
Дисциплина «Физиология сенсорных систем» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология нервной системы». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке кзанятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы накаждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информациис обязательным указанием автора, названия и года издания используемойнаучной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишьосновные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответпо вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяетсясамим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи илимонографии, короткое изложение основных мыслей автора);готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.