МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология дыхания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биол. наук, профессор, Филатова О.В.;канд. биол. наук, доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
доктор биол. наук, профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология дыхания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с современными представлениями о структурно-функциональных особенностях системы дыхания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы физиологических исследований; как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с приборами; использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками интерпретации результата; современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ
1.1. Основные этапы процесса дыхания.Дыхательный акт и вентиляция легких. Биомеханика дыхательного акта. Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1
1.2. Регуляция дыхания и дыхательное поведение позвоночных животных. Физиологическое значение эволюционных изменений системы дыхания Сам. работа 7 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ПЕРЕНОС ГАЗОВ КРОВЬЮ
2.1. Основная закономерность легочного газообмена. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт кислорода кровью. Транспорт кровью углекислого газа.Обмен газов между кровью и тканями. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1
2.2. Спирометрия Лабораторные 7 6 ПК-1 Л2.1, Л3.2
2.3. Причины регионарных различий вентиляции легких. Основные структуры и факторы, определяющие сопротивление воздухоносных путей. Работа дыхания по преодолению эластического и неэластического соротивления. Сам. работа 7 12 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ДЫХАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ КОМПЕНСАЦИИ.
3.1. Механизмы развития и компенсации альвеолярной гиповентиляции. Роль сурфактанта в компенсации нарушений функции внешнего дыхания. Нарушения газообмена в легких. Нарушения перфузии легких и механизмы их компенсации. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1
3.2. Функциональные пробы в оценке внешнего дыхания Лабораторные 7 6 ПК-1 Л3.2, Л3.1
3.3. Факторы, определяющие эффективность легочного газообмена. Кровь как жидкостная фракция внутренней дыхательной среды. Функциональная система поддержания оптимальных величин дыхательных показателей кислотно-щелочного равновесия, напряжения кислорода и углекислого газа организма. Сам. работа 7 16 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.
4.1. Дыхательный центр, его структура и организация. Пневмотаксический центр варолиева моста. Роль механорецепторов легких в регуляции дыхания. Рефлекторная саморегуляция дыхания. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1
4.2. Капнография Лабораторные 7 6 ПК-1 Л2.1, Л3.2, Л3.1
4.3. Хеморецепторный контур регуляции соответствия легочной вентиляции и интенсивностью метаболизма. Эндокринные механизмы легочной вентиляции. Роль рефлексов с механорецепторов легких и воздухоносных путей и проприорецепторов дыхательных мышц в формировании паттерна дыхания. Механорецепторный контур регуляции и энергетическая оптимизация дыхательного акта. Сам. работа 7 12 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. НАРУШЕНИЯ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ КОМПЕНСАЦИИ
5.1. Причины и механизмы нарушения регуляции дыхания. Состояние гипоксической гипоксии. Нарушения эффекторных звеньев регуляции дыхания. Механизм развития альвеолярной гиповентиляции. Диспноэ и патологические типы дыхания.Обструктивный тип дыхания. Рестриктивные поражения легких. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1
5.2. Диагностика нарушений внешнего дыхания Лабораторные 7 6 ПК-1 Л3.2, Л3.1
5.3. Компенсаторные реакции при гипоксии, гиперкапнии, гипероксии. Реакция организма на гипокапнию Сам. работа 7 12 ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытого типа.

1. Как называется гемоглобин, несущий на себе кислород?
1) карбгемоглобин;
2) *оксигемоглобин;
3) метгемоглобин;
4) карбоксигемоглобин.

2. Пассивный выдох происходит за счет:
1) сокращения наружных межреберных мышц и диафрагмы;
2) *расслабления наружных межреберных мышц и диафрагмы;
3) сокращения мышц брюшного пресса;
4) сокращения внутренних межреберных мышц.

3. Вдох – это:
1) *активный процесс поступления воздуха в легкие;
2) активный процесс поступления углекислого газа в легкие;
3) пассивный процесс поступления воздуха в легкие;
4) активный процесс удаления углекислого газа из легких.

4. Дыхательный объём – это:
1) *объём воздуха, вдыхаемый и выдыхаемый при спокойном дыхании;
2) объём воздуха, который можно выдохнуть при максимальном выдохе после обычного вдоха и выдоха;
3) объём воздуха, который остается в легких после максимального выдоха;
4) объём воздуха, который можно вдохнуть при максимальном вдохе после обычного вдоха.


5. Минутный объем дыхания (МОД) – это количество воздуха, которое:
1) *вентилируется через легкие за 1 минуту;
2) поступает в легкие за 1 дыхательный цикл;
3) максимально можно выдохнуть после глубокого вдоха;
4) максимально можно выдохнуть после обычного вдоха.

6. К функциональному мертвому пространству относятся:
1) *альвеолы, которые вентилируются, но не перфузируются (нет кровотока) ;
2) альвеолы, которые вентилируются и перфузируются;
3) трахея;
4) бронхи.

7. Укажите свойство, не характерное для плевральной полости:
1) герметичность;
2) наличие серозной жидкости;
3) отсутствие воздуха;
4) *наличие воздуха.

8. Газообмен между альвеолами и кровью осуществляется в:
1) артериях малого круга кровообращения;
2) венах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) *капиллярах малого круга кровообращения.

9. Сурфактант в альвеолах:
1) *снижает поверхностное натяжение водной пленки;
2) увеличивает проницаемость альвеол для газов;
3) создает эластическую тягу легких;
4) увеличивает поверхностное натяжение водной пленки.

10. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из:
1) дыхательного объема (ДО)+остаточного объема (ОО);
2) дыхательного объема (ДО)+резервного объема вдоха (РОВд) ;
3) *дыхательного объема (ДО)+ резервного объема вдоха (РОВд)+ резервного объема выдоха (РОВыд);
4) дыхательного объема (ДО)+ резервного объема выдоха (РОВыд) + остаточного объема (ОО).

11. Укажите формулу для расчета МОД:
1) ЧСС х Сист. Объем;
2) *ЧД х Дых. Объем;
3) ЧД х Ост. объем;
4) Дых. объем + Резервный объем.

12. Экспираторный и инспираторный отделы дыхательного
центра расположены в:
1) *продолговатом мозге;
2) среднем мозге;
3) гипоталамусе;
4) спинном мозге.

13. Участие коры больших полушарий в регуляции дыхания заключается в:
1) обеспечении ритмичности и автоматизма дыхания;
2) *проявлении условных дыхательных рефлексов и согласовании дыхания с речью и пением;
3) иннервации дыхательных мышц;
4) интеграции дыхания с вегетативными функциями организма

14. Остановка дыхания называется:
1) эйпное;
2) гиперпное;
3) *апное;
4) тахипное.

15. Недостаточное снабжение тканей кислородом называется:
1) *гипоксией;
2) гипоксемией
3) гипербарией;
4) кессонной болезнью.

Задания открытого типа

1. Какие типы дыхания различают? …
(грудное, диафрагмальное и смешанное)
2. ЭКСПИРАТОРНЫЕ МЫШЦЫ — ЭТО …
(мышцы, при сокращении которых объем грудной полости уменьшается)
3. ДИАФРАГМА ОТНОСИТСЯ К СЛЕДУЮЩИМ ДЫХАТЕЛЬНЫМ МЫШЦАМ …
(инспираторным)
4. НОРМАЛЬНЫЙ ВЫДОХ ПРОИСХОДИТ …
(пассивно)
5. ПНЕВМОГРАФИЯ — ЭТО …
(графическая регистрация движений грудной клетки при дыхании)
6. ПНЕВМОТОРАКС — ЭТО …
(попадание воздуха в межплевральную щель)
7. ПРОХОДЯ ЧЕРЕЗ ВЕРХНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ ВОЗДУХ …
(очищается, согревается и увлажняется)
8. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ РАВЕН …
(500 мл)
9. РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВЫДОХА — ЭТО …
(объем максимального выдоха после нормального выдоха)
10. ОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ — ЭТО
(объем воздуха, остающийся в легких после максимального выдоха)
11. ОБЩАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ — ЭТО
(максимальное количество воздуха, которое может находиться в легких)
12. МЕРТВОЕ ПРОСТРАНСТВО — ЭТО …
(объем воздухоносных путей)
13. СРЕДНЯЯ ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ У ВЗРОСЛОГО РАВНА …
(16 в 1 мин.)
14. НАПРЯЖЕНИЕ КИСЛОРОДА В АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ РАВНО …
(100 мм рт. ст.)
15. КИСЛОРОДНАЯ ЕМКОСТЬ КРОВИ — ЭТО …
(максимальное количество кислорода, которое может переносить 100 мл крови)
16. ПРИ РАЗДРАЖЕНИИ ИНСПИРАТОРНОГО ОТДЕЛА ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОИСХОДИТ …
(вдох)
17. ТАХИПНОЭ — ЭТО …
(увеличение частоты дыхания)
18. ДИСПНОЭ — ЭТО …
(одышка)
19. ПОВЫШЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В КРОВИ НАЗЫВАЕТСЯ…
(гиперкапния)
20. ВЫСОТНАЯ БОЛЕЗНЬ ВОЗНИКАЕТ …
(при подъеме на высоту 4-5 км)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные этапы процесса дыхания
2. Дыхательный акт и вентиляция легких
3. Биомеханика дыхательного акта
4. Вентиляция легких
5. Соотношение вентиляции и перфузии легких
6. Газообмен в легких и перенос газов кровью. Основная закономерность легочного газообмена
7. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью
8. Транспорт кислорода кровью
9. Транспорт кровью углекислого газа
10. Обмен газов между кровью и тканями
11. Механизмы развития и компенсации альвеолярной гиповентиляции
12. Роль сурфактанта в компенсации нарушений функции внешнего дыхания
13. Нарушения газообмена в легких
14. Нарушения перфузии легких и механизмы их компенсации
15. Влияние дыхания на легочное кровообращение
16. Регуляция внешнего дыхания - физиологический процесс управления легочной вентиляцией
17. Дыхательный центр, его структура и организация. Дыхательные нейроны с различным характером ритмической активности
18. Пневмотаксический центр варолиева моста
19. Роль механорецепторов легких в регуляции дыхания
20. Рефлекторная саморегуляция дыхания
21. Ирритантные рецепторы
22. «Юкстакапиллярные» рецепторы легких
23. Рефлексы с проприорецепторов дыхательных мышц
24. Роль хеморецепторов в регуляции дыхания
25. Хемочувствительные рецепторы, расположенные непосредственно в структурах продолговатого мозга («центральные хеморецепторы») и в сосудистых рефлексогенных зонах («периферические хеморецепторы»)
26. Взаимодействие гуморальных стимулов дыхания
27. Взаимосвязь регуляции внешнего дыхания и других функции организма
28. Защитная функция дыхательных путей
29. Причины и механизмы нарушения регуляции дыхания
30. Состояние гипоксической гипоксии (горная и высотная болезнь и др.)
31. Нарушения эффекторных звеньев регуляции дыхания
32. Механизм развития альвеолярной гиповентиляции
33. Диспноэ и патологические типы дыхания
34. Обструктивный тип дыхания
35. Рестриктивные поражения легких
36. Искусственная вентиляция легких
37. Компенсаторные реакции при гипоксии, гиперкапнии и гипероксии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Джебраилова Т.Д., Киселев И.И., Умрюхин П.Е. Нормальная физиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Томилова И.Н. Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие Алт. ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512
Л3.2 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС «Консультант студента» www.studentlibrary.ru
Э4 Интуит intuit.ru
Э5 Академия Постнауки new.postnauka.org
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 Курс на Moodle "Физиология дыхания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология дыхания»
Дисциплина «Физиология дыхания» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
Отдельным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».