МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая эпидемиология и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая эпидемиология и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- стандарты и требования к оформлению обзоров, пояснительных записок, презентаций и т.п.
3.2.Уметь:
3.2.1.- критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью применять на практике приемы составления отчетов, обзоров, докладов, презентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЮ И ТОКСИКОЛОГИЮ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
1.1. Введение в экологическую эпидемиологию и токсикологию: история формирования и предмет исследований. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Инфекционные заболевания. Учение об эпидемиологическом процессе. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лабораторные 5 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ОСОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОЦЕНКИ РИСКА
2.1. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Методы эколого-эпидемиологических исследований и оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Окружающая среда и здоровье человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Основы экологической токсикологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Глобальные экологические проблемы, обусловленные химическим загрязнением окружающей среды. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Воздействие токсичных веществ на живые организмы Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Метеорологические условия, как комплекс физических факторов окружающей среды, действующих на человека Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды Лабораторные 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. Сам. работа 5 9 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
4.1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения
а) естественный эксперимент
б) контролируемый эксперимент
в) неконтролируемый эксперимент
г) планируемый эксперимент
ОТВЕТ: в
2. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и развитием болезни проводится путем вычисления:
а) соотношения вероятностей (отношения шансов)
б) относительного риска
в) абсолютного риска
г) атрибутивного риска
ОТВЕТ: а
3. Ретроспективное эпидемиологическое исследование – это:
а) поперечное исследование
б) когортное исследование
в) исследование по типу «случай-контроль»
г) одномоментное исследование
ОТВЕТ: в
4. Спорадическая заболеваемость – это
а) групповые заболевания;
б) единичные случаи заболевания;
в) массовая заболеваемость;
г) типичные формы болезни;
ОТВЕТ: б
5. По какому признаку заболеваемость рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия?
а) механизму передачи возбудителя;
б) тяжести течения болезни;
в) числу выявленных носителей;
г) количеству зарегистрированных случаев болезни.
ОТВЕТ: г
6. Отношение числа младенческих смертей в возрасте до одного года к числу рожденных живыми за тот же период, умноженное на 100
а) показатель младенческой смертности
б) показатель поздней смерти плода
в) мертворождаемость
г) общий показатель смертности
ОТВЕТ: а
7. На свадьбе было 120 человек. Из них если свадебный торт – 90. Из тех, кто ел торт – ОКИ заболели 30. Из тех, кто не ел торт, ОКИ заболел 1 человек. Относительный риск развития заболевания при употреблении торта в данном случае равен:
а) 20
б) 2
в) 30
г) 10
ОТВЕТ: г
8. Препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности для специфической профилактики инфекционных болезней среди людей и животных:
а) сыворотки;
б) интерфероны;
в) вакцины;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: в
9. Метод познания эпидемического процесса, основанный на оценке, сопоставлении и профессиональном осмыслении собранного эпидемиологического материала:
а) эпидемиологический анализ
б) эпидемиологическое обследование очагов
в) эксперимент
г) наблюдение
ОТВЕТ: а
10. Одновременно появившиеся групповые заболевания, охватывающие какой-либо коллектив или небольшой населенный пункт:
а) спорадия
б) эпидемическая вспышка
в) эпидемия
г) пандемия
ОТВЕТ: б
11. Для проведения активной иммунизации используют:
а) вакцины;
б) интерфероны;
в) сыворотки;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: а
12. Для проведения пассивной иммунизации используют:
а) анатоксины;
б) сыворотки;
в) вакцины;
г) интерфероны;
ОТВЕТ: б
13. К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят:
а) дезинфекцию;
б) дезинсекцию;
в) дератизацию.
г) иммунопрофилактику
ОТВЕТ: г

14. Для предотвращения хронического воздействия атмосферных загрязнителей, вызывающих общетоксический или специфический эффект предназначена ПДК:
а) средняя многолетняя
б) среднегодовая
в) средненедельная
г) среднесуточная
ОТВЕТ: г
15. Врожденные изменения и болезни, не связанные с появлением уродств, но ведущие к тяжелым функциональным поражениям:
а) эмбриотоксический эффект
б) тератогенный эффект
в) мутагенный эффект
г) канцерогенный эффект
ОТВЕТ: а

Ключ к тестам
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1 в 6 а 11 а
2 а 7 г 12 б
3 в 8 в 13 г
4 б 9 а 14 г
5 г 10 б 15 а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «эпидемиологический метод».
ОТВЕТ: совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности).
2. Согласны ли Вы с утверждением, что причина болезни – это факторы, которые необходимы для развития заболевания, но в редких случаях достаточны для того, чтобы вызвать конкретную болезнь или состояние
•Да
•Нет
ОТВЕТ: нет
3. Какие инфекционные болезни называют экзотическими?
ОТВЕТ: болезни, возникающие вследствие завоза их из другой страны и обычно не регистрируемые на данной территории;
4. Какие показатели риска рассчитывают при проведении когортных исследований?
ОТВЕТ: абсолютный риск, относительный риск, атрибутивный риск (разность рисков)
5. Согласны ли Вы с утверждением, что фактор риска заболевания – это событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии.
•Да
•Нет
ОТВЕТ: нет
6. Что такое источник инфекции?
ОТВЕТ: живой зараженный организм (человека или животного), являющийся естественной средой обитания для возбудителя инфекционной болезни, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду, т. е. может передаваться другому восприимчивому организму.
7. Эпидемический процесс – это...
ОТВЕТ: возникновение и распространение заболеваний в человеческой популяции.
8. Причина болезни (этиологический фактор) – это …
ОТВЕТ: событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии (т.е. они практически полностью определяют развитие конкретного заболевания).
9. Естественный эксперимент – это … .
ОТВЕТ: различные чрезвычайные ситуации, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.
10. Какой эксперимент называют контролируемым?
ОТВЕТ: эксперимент, который предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп, в которых учитывается заболеваемость определенной болезнью; итогом эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия, которую производят путем сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах.
11. Дайте определение понятию «природный очаг болезни»
ОТВЕТ: участок территории, где длительное время осуществляется циркуляция возбудителя болезни вместе со всеми дикими животными-резервуарами, переносчиками и факторами внешней среды, поддерживающими эту циркуляцию.
12. Дайте определение понятию «эпидемиологический очаг»
ОТВЕТ: место нахождения источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной болезни передавать заразное начало.
13. Неслышимые механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости (20 кГц–1000 МГц)?
ОТВЕТ: ультразвук
14. Как называется заболевание, которое развивается у лиц, подвергающихся неблагоприятному влиянию шума?
ОТВЕТ: сенсоневральная тугоухость.
15. Неслышимые акустические колебания с частотой ниже 20 Гц.
ОТВЕТ: инфразвук
16. Что такое ПДК? (расшифровка и определение)
ОТВЕТ: ПДК – предельно допустимая концентрация – наибольшая концентрация вещества в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при ежедневном воздействии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает в организме каких-либо патологических отклонений, а также неблагоприятных наследственных изменений у потомства.
17. При нормировании химических веществ в пищевых продуктах ПДК устанавливаются с учетом ______________ или _______________.
ОТВЕТ: допустимой суточной дозы (ДСД) или допустимого суточного поступления (ДСП)
18. Что такое экотоксичность?
ОТВЕТ: экотоксичность – это способность ксенобиотического профиля среды вызывать неблагоприятные эффекты в соответствующем биоценозе.
19. Дайте определение понятию «поллютант».
ОТВЕТ: имическое вещество, загрязняющее среду обитания (синоним - загрязнитель).
20. Суперэкотоксикант (СЭТ) – это …………………….
ОТВЕТ: вещество, обладающее в малых дозах мощным токсическим действием полифункционального характера

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методы профилактики и борьбы с инфекционными болезнями
Эндемичные заболевания
Природно-очаговые болезни
Новые и вновь возвращающиеся инфекции
Экологические и экологически-обусловленные заболевания
Окружающая среда и злокачественные новообразования
Окружающая среда и репродуктивное здоровье
Здоровье детского населения
Факторы добровольного риска
Адаптация организмов к воздействию экотоксикантов
Воздействие токсических веществ на рост и развитие живых организмов
Воздействие токсических веществ на половое созревание и поведение живых организмов
Воздействие токсических веществ на иммунный статус организма
Экотоксиканты и аллергические заболевания
Профессиональные заболевания (асбестоз, силикоз и др.), связанные с химическим загрязнением производственной среды.
Экотоксиканты и онкологическая заболеваемость
Особенности влияния токсикантов на репродуктивные функции живых организмов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Студенты, имеющие отметки по всем элементам текущей аттестации, получают зачет автоматически. Для тех, кто не выполнил или выполнил, но не в полном объёме предлагаемые задания, проводится промежуточная аттестация (зачет). Зачет проводится в устной форме в объеме программы учебной дисциплины. При проведении промежуточной аттестации студентам предлагается ответить на 2 теоретических вопроса. По окончании ответа на вопросы преподаватель может задавать дополнительные или уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет.

1. История формирования, предмет и задачи исследований экологической эпидемиологии.
2. Учение об эпидемическом процессе.
3. Факторы, обеспечивающие невосприимчивость организма к инфекции.
4. Понятие об эпидемическом очаге и интенсивности распространения эпидемического процесса.
5. Методы профилактики и борьбы с инфекционными болезнями
6. Эндемические заболевания. Характеристика, примеры.
7. Природно-очаговые заболевания. Характеристика, примеры.
8. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ.
9. Методы проведения эпидемиологических исследований.
10. Понятие и основные этапы оценки риска воздействия факторов среды на здоровье.
11. Управление риском и распространение информации о нем.
12. Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека.
13. Факторы окружающей среды и здоровье человека.
14. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях.
15. Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения.
16. Проблема качества питьевой воды. Влияние качества воды на здоровье человека.
17. Влияние почв на здоровье населения и санитарные условия жизни.
18. Химическое и биологическое загрязнение продуктов питания.
19. Роль неблагоприятных факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований.
20. Факторы окружающей среды, влияющие на состояние репродуктивной системы.
21. Окружающая среда и здоровье детского населения.
22. Экологические и экологически обусловленные заболевания. Понятие, примеры.
23. Профессиональные заболевания и производственно обусловленная заболеваемость: понятия, примеры.
24. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации.
25. Понятие и характеристика шума. Воздействие шума на организм.
26. Инфразвук и ультразвук. Их влияние на человека.
27. Электромагнитные поля и излучения: понятие, источники, влияние на здоровье населения.
28. Климат и погода, как комплекс физических факторов среды, действующих на человека.
29. Влияние высоких и аномально низких температур атмосферного воздуха на здоровье населения.
30. Микроклимат производственных помещений и здоровье работающих.
31. Понятие и основные принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения.
32. Гигиеническое нормирование химических веществ: в атмосферном воздухе населенных мест, в воздухе рабочей зоны.
33. Нормирование загрязняющих веществ в воде.
34. Гигиеническое регламентирование химических веществ в почве.
35. Гигиеническое нормирование химических веществ в продуктах питания.
36. Гигиеническое нормирование и профилактика воздействия физических факторов среды
Критерии оценивания ответа на зачете:
Зачтено (отлично) - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.
Зачтено (хорошо)- студент дает развернутый ответ на поставленный вопрос, приводит примеры, в ответе присутствуют свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Зачтено (удовлетворительно)- студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы, логичностью и последовательностью ответа.
Незачтено (неудовлетворительно) - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарлаева Е.А. Экологическая токсикология: учебное пособие Азбука, 2007
Л1.2 Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов М. : Академия, 2004
Л1.3 Лузянин С Л. Экологическая эпидемиология и токсикология: практикум Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов М.: Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medbook.net.ru
Э2 http://lib.susu.ac.ru/
Э3 Курс в Moodle "Экологичекая эпидемиология и токсикология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений и презентаций, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на практических занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Контрольная работа и практическое задание – средство проверки умений применять полученные знания для обоснованного ответа, решения задач, формулировки проблем и пр. Контрольные работы выполняются письменно. Продолжительность их выполнения – от 30 минут до 2 часов.
Презентация выполняется в программе PowerPoint. Оптимальное количество слайдов в презентации составляет 25–30 штук. Слайды могут содержать блоки текстового материала, графики, таблицы, анимационные модели, рисунки, схемы и другие средства визуализации информации. В начале презентации должна быть титульная страница, чтобы представить аудитории автора и тему доклада. Название доклада на первом слайде должно отражать самую главную идею презентации.
Оптимальное число строк на слайде – от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
В большинстве случаев на слайде необходимо располагать 1 объект, при этом он запомнится лучше, чем в группе с другими. Старайтесь не располагать на одном слайде много информации (особенно это касается таблиц) – они плохо читаются. Лучше разбить информацию на несколько логически завершенных частей и демонстрировать на отдельных слайдах.
При размещении текстовой информации необходимо помнить, что человек воспринимает зрительную информацию в следующей последовательности: слева направо, сверху вниз. Текстовые комментарии на слайде должны передавать ваши мысли как можно проще и яснее, то есть текстовые слайды должны передавать лишь главные утверждения.
Для лучшего восприятия информации необходимо придерживаться единого формата слайдов, используя на всех слайдах одинаковый шрифт и сходную цветовую гамму. Вычурность и разнообразие шрифтов делают трудно читаемым набранный текст. Используйте один шрифт в одном изображении и не более двух для всего доклада. Предпочтительней использовать шрифты, не содержащие тонких линий.
Размер шрифта должен быть таким, чтобы буквы отчетливо различались с последнего ряда аудитории, если демонстрация слайдов осуществляется через проектор. Не рекомендуется использовать шрифт менее 5 мм по высоте. Если для подготовки слайдов используется редактор MicrosoftWord, таким требованиям отвечает шрифт 16 мм, полужирный. Старайтесь не использовать часто заглавные буквы – это также затрудняет прочтение текста.
При использовании цветов старайтесь максимально близко придерживаться естественного цвета демонстрируемого объекта. При подборе искусственного цвета старайтесь придерживаться следующих правил:
• не используйте более 4-х различных цветов на одном слайде;
• учитывайте психологическое влияние цветов: стимулирующие (теплые) тона – действуют как раздражители (красный, оранжевый, желтый); дезинтегрирующие (холодные) тона – приглушают возбуждение (фиолетовый, синий, голубой, сине – зеленый); статические (успокаивающие) тона – уравновешивают, отвлекают от возбуждающих цветов (чистый зеленый, желто – зеленый, пурпурный); глухие тона – не вызывают возбуждения, помогают сосредоточиться (серый, белый, черный); теплые темные (коричневые) тона – смягчают, стабилизируют возбуждение, действуют инертно (коричнево-землистый, темно – коричневый); холодные темные тона – изолируют, приглушают возбуждение (темно – серый, темно – синий, темно – зелено – синий).
Оптимальная скорость переключения презентации – один слайд за 1–2 минуты, на лекциях – до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего. Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе.
Распространённая ошибка – читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть более популярна и образна. Слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении в них можно тыкать по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех мелочей.
Для контроля знаний по итогам изучения дисциплины предполагается проведение зачета. Зачет – процедура, проводимая для оценки знаний, умений, компетенций по учебному предмету. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы.