МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Важов С.В.

Рецензент(ы):
к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Материалы курса связывают ранее полученные студентами сведения о разнообразии животного и растительного
мира в единую систему представлений с курсами общей экологии, биогеографии, теории эволюции, охраны
природных ресурсов и природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, определения и понятия экологии животных, о взаимодействии
организма и среды, учение о бисфере, ее состав, структура
принципы и методы сохранения окружающей среды
особенности взаимодействия отдельных экологических групп животных и среды;
экологические модели динамики численности животных;
видовой состав и особенности размещения видов разных классов позвоночных животных по территории региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать типовые экологические задачи
производить оценку состояния экосистем и прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности
выявлять структуру сообществ;
применять знания при анализе конкретных ситуаций
определять виды-индикаторы сообществ;
выделять основные биотопы и стации для дифференциации экологических групп и фаунистических группировок животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами знаний о экологии животных и способами их применения;
методами выполнения экологических исследований
инструментарием оценки экологического воздействия
методами определения численности разных экологических групп;
методами определения допустимой нагрузки на ресурсные виды;
понятийным аппаратом современной систематики, фаунистики, биогеографии и экологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология особей (организм и среда).
1.1. Роль абиотических факторов в поведении, формообразовании, географическом распространении животных Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Температура среды и теплообмен животных, эколого-морфо- физиологичекие приспособления гомойотермных и пойкилотермных животных Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности Сам. работа 6 20 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Кислород и газообмен в разных средах Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Совокупное действие абиотических и биотических факторов, морфофизиологические и популяционные механизмы адаптации животных Лекции 6 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Эколого-морфо-физиологические приспособления позвоночных разных экологических групп к обитанию в свойственных им биоценозах. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой. Основные абиотические факторы среды и их влияние на жизнедеятельность животных в разных природных зонах. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Вид как экологическая система.
2.1. Территориальные группировки, их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Статистические показатели. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации животных. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Особенности строения животных разных экологических групп. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Особенности строения животных разных экологических групп. Сам. работа 6 19 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности. Структура популяций (пространственная, этологическая, демографическая) на примере животных Алтайского края. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Взаимодействие между видами (популяциями).
3.1. Выявление разных типов межвидовых взаимодействий и их классификация. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Межвидовая конкуренция. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Взаимоотношения типа хищник-жертва. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Редуценты и детритофаги. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Мутуализм, формы и его значение в природе. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Экологическая ниша: понятие и проблемы. Правило (закон) Гаузе. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Особенности экологии разных групп животных в биоценозах Алтайского края. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Охрана сообществ и видов животных.
4.1. Экологические основы рационального ведения хозяйства по пути сохранения и увеличения продуктивности сообществ. Понятия: редкий и уязвимый вид. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Привлечение птиц разных экологических групп: методы, способы и приемы Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий / вопросов
1. Экологические факторы это:
1) все элементы среды, воздействующие на организм;
2) только температурный фактор;
3) только пищевой фактор.
2. Что представляют собой абиотические факторы?
1) факторы живой природы;
2) факторы не живой природы;
3) особые химические факторы;
4) радиационные факторы.
3. Антропогенные факторы это:
1) факторы климатической природы;
2) факторы биологической природы;
3) факторы, вызванные деятельностью человека.
4. Оптимальные условия для организма достигаются при:
1) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для жизнедеятельности;
2) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для размножения;
3) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для роста
организма.
5. Какой из ниже перечисленных законов говорит о том, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей?
1. законом минимума (Либиха);
2. законом оптимума (толерантности, Шелфорда);
3. законом Гаузе (правилом конкурентного исключения);
4. законом максимума.
6. «Даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит
к стрессовому состоянию организма и в пределе к его гибели» - это формулировка закона:
1) минимума Либиха;
2) незаменимости фундаментальных факторов Вильямса;
3) лимитирующего фактора Шелфорда.
7. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в наземно-
воздушной среде?
1) ограниченное количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) состав органического вещества;
4) возможность потерять хозяина.
8. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в водной
среде?
1) количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) состав органического вещества;
4) возможность потерять хозяина.
9. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в почве?
1) ограниченное количество кислорода;
2) значительные колебания температуры;
3) влажность;
4) возможность потерять хозяина.
10. С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ жизни?
1) водной;
2) наземно-воздушной;
3) почвенной;
4) живой организм.
11. Какая среда жизни является более однородной?
1) водная;
2) наземно-воздушная;
3) почвенная;
4) живой организм.
12. Установите соответствие между отдельными видами животных и отношением их к температурному фактору.
1) голубь
А. пойкилотермные (холоднокровные)
2) акула
Б. гомойотермные (теплокровные)
3) собака
4) лягушка
5) кит
6) ящерица прыткая
13. Установите соответствие между растениями и животными организмами по
отношению к освещенности.
А. растения
1) светолюбивые
Б. животные
2) ночные
3) сумеречные
4) дневные
5) светолюбивые
6) тенелюбивые
14. Отсутствие скелета или уменьшение его доли в общей массе тела является
приспособлением живых организмов к обитанию в:
1) наземно-воздушной среде;
2) почве;
3) живом организме;
4) водной среде.
15. Гомойотермность (теплокровность) животных и разнообразные формы те-
ла характерны для обитателей:
1) наземно-воздушной среды;
2) почвы;
3) живого организма;
4) водной среды.
16. Редукция или полное отсутствие системы пищеварение является приспособлением живых организмов к обитанию в:
1) наземно-воздушной среде;
2) почве;
3) живом организме;
4) водной среде.
17. Из списка экологических факторов выберите те, которые относятся к биотическим:
1) вырубка лесных массивов;
2) конкуренция;
3) температура;
4) хищничество;
5) свет.
18. Пределы устойчивости организма это:
1) Рамки, ограничивающие пригодные для жизни условия;
2) Минимально приемлемые для обитания условия существования;
3) Оптимальные условия для существования.
19. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказать:
1) инфракрасное излучение;
2) излучение в синей части спектра;
3) ультрафиолетовое излучение;
4) излучение в красной части спектра.
20. Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:
1) высокой плотностью;
2) низкой плотностью;
3) содержит много света;
4) количество света уменьшается с глубиной;
5) низкое количество кислорода;
6) обилие воздуха.
21. Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:
1) высокой плотностью;
2) низкой плотностью;
3) много света;
4) мало света;
5) отсутствие кислорода;
6) обилие воздуха.
22. Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:
1) мало света;
2) много света;
3) недостаток кислорода;
4) обилие углекислого газа;
5) низкая плотность;
6) обилие воздуха.
23. Адаптация это:
1) приспособление организма к среде обитания;
2) приспособления организма к температурному фактору;
3) пищевые приспособления организма.
24. Экологическая ниша организмов определяется:
1) пищевой специализацией;
2) ареалом;
3) физическими параметрами среды;
4) биологическим окружением;
5) всей совокупностью условий существования.
25. В основе методов биоиндикации состояния окружающей среды лежит применение:
1) организмов, чувствительных к изменениям условий среды;
2) синантропных видов;
3) видов, устойчивых к загрязнениям.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (ЭССЕ)
Перечень тем
1. Карл Францевич Рулье и Николай Алексеевич Северцов.
2.Пойкилотермные организмы. Низкие и высокие температуры. Сумма положительных температур, биологический ноль.
3. Гомойотермные организмы, адаптационные механизмы. Издержки в поддержания температуры? Обратимая гипотермия.
4. Правило оптимума, сила фактора. Модифицирующий фактор. Правило минимума. Правило двух уровней адаптации. (По И.А. Шилову).
5. Водно-солевой обмен у водных организмов, пресноводные и морские животные. Экологические группы.
6. Вода (поступление, расход) у наземных организмов, адаптационные механизмы. Влажность, экологические группы. Осадки.
7. Кислород (условие и ресурс). Принцип водного дыхания у водных и наземных организмов. Адаптации к различным кислородным условиям.
8. Механизмы дыхания наземных и водных животных. Механизм дыхания у птиц. Гипоксия. Ныряющие животные.
9. Субстрат как условие. “Биокостное” вещество.
10. Снежный покров. Экологические группы животных (А.Н. Формозов).
11. Суточные и циркадные ритмы.
12. Сезонные и цирканные ритмы.
14. Популяция, определение, подходы к выделению.
15. Состав и структура популяций, разнообразие популяций.
16. Миграции (определение), виды миграций, свойства миграций.
17. Типы таблиц выживания (доживания). Основные обозначения в них.
18. Основные статистические показатели динамики популяций.
19. Модели кривых выживания.
20. Экспоненциальная модель роста численности.
21. Логистическая модель роста численности. Равновесная плотность (плотность насыщения, емкость среды в отношении особей вида).
22. Типы колебаний численности по Северцову, автоколебания, лаг-эффект.
23. Типы экологических стратегий.
24. Межвидовая конкуренция. Логистическая модель Лотки-Вольтерры-Гаузе.
25. Принцип (правило) Гаузе. Значение и трудности правила, чем оно подтверждается. Варианты определений.
26. Понятие экологическая ниша, подходы и проблемы.
27. Типы функциональных ответов хищников.
28. Логистическая модель хищник – жертва.
29. Детритофаги. Типы фаун, их влияние на почвообразование в различных зонах.
30. Особенности водной детритофагии. Сообщества с доминированием детритофагов.
31. Мутуализм и его значение (условная логистическая модель)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень вопросов
1. Основные направления экологии животных. Понятия фактор и ресурс.
2. Адаптации пойкилотермные животных к низким и высоким температурам. Сумма положительных температур.
3. Функциональные особенности гомойотермные организмы в поддержании постоянной температуры тела. Обратимая гипотермия.
4. Особенности водно-солевого обмен у пресноводных и морских животных как условия существования в водной среде. Экологические группы.
5. Основные способы и формы адаптаций животных к вневодной среде. Влажность и её экологическое значение.
6. Кислород как фактор существования в различных средах. Основные адаптации у водных и наземных организмов.
7. Механизм дыхания у птиц и его значение. Гипоксия и уровни адаптаций к ней.
8. Почва как особый экологический фактор.
9. Основные климатические факторы. Снежный покров и его значение.
10. Правило оптимума. Правило двух уровней адаптации.
11. Концепция «Экологическая ниша».
12. Состав и структура популяций. Разнообразие популяций.
13. Расселение и его значение для популяции (вида).
14. Типы таблиц выживания (доживания), их значение.
15. Модели кривых выживания и их особенности.
16. Экспоненциальная и логистическая модели роста численности. Равновесная плотность.
17. Типы колебаний численности, автоколебания, лаг-эффект.
18. Типы экологических стратегий.
19. Межвидовая конкуренция. Логистическая модель Лотки-Вольтерры-Гаузе.
20. Принцип (правило) Гаузе. Понятие экологическая ниша, подходы и проблемы.
21. Основные формы конкуренции.
22. Логистическая модель хищник – жертва.
23. Взаимодействие животного (хищника) и растения. Компенсация у растений.
24. Типы функциональных ответов хищников.
25. Ширина спектра питания. Эврифаги, специалисты. Понятие коэволюции.
26. Детритофагия и особенности ресурсов. Копрофагия, её значения.
27. Мутуализм и его значение.
28. Устойчивость и эволюция сообществ.
29. Описание состава сообществ: видовое разнообразие и ранговое распределение обилия.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/449874
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : М.: Мир,, 1989
Л2.2 Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: Изд-во М.: Наука, 1976.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Экология животных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru
http://www.scopus.com
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.lib.asu.ru
http:// www.zoomet.ru
http:// www.biodat.ru
http://www.altayohota.ru
http://www.ecolife.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии выставления отметки по дисциплине
Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой
системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной
дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 60 баллов, получает
неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам
промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой
научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных
практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за
посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического
исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных
источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью
При проведении итогового контроля в форме зачёта:
Отметка «зачтено» выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных
программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за
семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы
письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
«Зачтено» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий
предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило,
«зачтено» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их
самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
возможны незначительные погрешности при выполнении заданий, которые могут быть устранены, на основе имеющихся
знаний, студентом под руководством преподавателя;
«Не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала,
допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не выполнившему весь
объем предъявляемых заданий для итоговой аттестации по дисциплине. Как правило, оценка «не зачтено» ставится
студентам, которые не могут под руководством преподавателя с опорой на самостоятельные знания по изучаемой
дисциплине исправить допущенные ошибки, не могут приводить примеры, раскрывающие изложенный вопрос, не могут
применить знания на практическом опыте, не владеют свободно терминами а области раскрываемого вопроса.
Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или
индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки
формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной
форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за
проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации,
за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных
программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за
семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы
письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический
комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям
следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по
изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой
информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-
практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе
самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и
приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать
соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании
рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса.
Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий,
рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической
литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в
соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть
оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие
обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и,
возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить
степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе
«заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить
возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка,
предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем
реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании
семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно
освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при
освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно
выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени
на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами
АлтГУ. Подготовка домашнего зада-ния предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и
формирова-ния собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследова-ния);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных
источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематиче-ское и глубокое знание
учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший
основную и знакомый с дополнительной литерату-рой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично»
выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой
профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного
материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала,
успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в
программе. Как правило, оценка «хоро-шо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по
дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной ра-боты и
профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в
объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, знако-мый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило,
оценка «удовлетво-рительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при вы-полнении
экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-
программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить
к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».