МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о территориальной охране природы как важнейшей форме сохранения биологического разнообразия
Задачи:
- знать историю становления территориальной охраны природы в России и мире;
- знать федеральные и региональные законодательные акты, международные документы и соглашения в сфере территориальной охраны природы;
- иметь представление об основных методических подходах к организации и управлению ООПТ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- методы анализа получаемой информации и представления результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- базовые теоретические знания в области экологии растений и животных для создания ООПТ;
- принципы охраны растений и животных в системе ООПТ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- излагать и критически анализировать получаемую информацию;
- составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки;
- анализировать эффективность охраны растений и животных в системе ООПТ;
- разрабатывать мероприятия по охране редких и исчезающих видов растений и животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами анализа результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- методами и принципами составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок;
- методами оценки состояния популяций редких и исчезающих видов растений и животных;
- навыками организации сети ООПТ на региональном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и определения
1.1. ООПТ: основные положения и определения Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История заповедного дела
2.1. История заповедного дела Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Основоположники заповедного дела Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. История заповедного дела Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система ООПТ России
3.1. Категории ООПТ согласно Закону РФ Об ООПТ Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Категории ООПТ, невключенные в Закон РФ Об ООПТ Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Защита презентаций "ООПТ России" Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ООПТ мира
4.1. Классификация ООПТ МСОП Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Международные документ в сфере заповедного дела Лекции 7 1 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Концепция экологических сетей Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.4. ООПТ мира Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методические подходы к организации и управления ООПТ
5.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Критерии отнесения объектов к разряду особо охраняемых Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Характеристика заповедника или национального парка Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.4. Защита презентаций "ООПТ мира" Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Участие населения в организации и управлении ООПТ
6.1. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Анкетирование населения по проблеме ООПТ Сам. работа 7 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экологический туризм на ООПТ
7.1. Экологический туризм на ООПТ Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Экологическая тропа Сам. работа 7 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.3. Защита проекта "Экологическая тропа" Лабораторные 7 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Проблемы и задачи заповедного дела России
8.1. Проблемы и задачи заповедного дела России Лекции 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
8.2. Проблемы и задачи заповедного дела России Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРАХ
Перечень вопросов
Семинар 1. Основоположники заповедного дела
1. Василий Васильевич Докучаев
2. Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн
3. Дмитрий Николаевич Анучин
4. Григорий Александрович Кожевников
5. Петр Кузьмич Козлов
6. Йоханнес Эугениус Варминг
7. Гуго Конвенц)
8. Генри Торо
9. Олдо Леопольд
10. Джон Мюир
11. Иван Парфеньевич Бородин
12. Дмитрий Константинович Соловьев
13. Георгий Николаевич Высоцкий
14. Георгий Федорович Морозов
15. Иосиф Конрадович Пачоский
16. Валерий Иванович Талиев
17. Вениамин Петрович и Андрей Петрович Семеновы-Тяншанские
18. Владимир Николаевич Сукачёв
19. Даниил Николаевич Кашкаров
20. Александр Николаевич Формозов
21. Евгений Михайлович Лавренко
22. Феликс Робертович Штильмарк

Семинар 2. Система ООПТ Алтайского края
1. Какие категории ООПТ выделяются согласно краевому законодательству? Каких из них нет в законе РФ об ООПТ?
2. Какие полномочия в области заповедного дела у краевых органов власти, какие у местных?
3. Порядок образования особо охраняемых природных территорий федерального, краевого и местного значения.
4. Контроль за соблюдением режима охраны особо охраняемых природных территорий.
5. Места наибольшей концентрации ООПТ на территории Алтайского края. Почему?
6. В каких районах Алтайского края отсутствуют ООПТ. Почему?
7. Специфика Тигирецкого государственного заповедника.
8. Схема развития сети ООПТ Алтайского края до 2020 г. (по материалам Сайта Администрации алтайского края).
9. Какие территории в крае подходят для организации ООПТ (каких категорий и уровней) и почему?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Характеристика федеральных особо охраняемых природных территорий (Заповедников и национальных парков)
1. АЗАС
2. АЛТАЙСКИЙ 3. АСТРАХАНСКИЙ 4. БАЙКАЛО-ЛЕНСКИЙ 5. БАЙКАЛЬСКИЙ 6. БАРГУЗИНСКИЙ 7. БАСЕГИ 8. БАСТАК
9. БАШКИРСКИЙ 10. БЕЛОГОРЬЕ 11. БОГДИНСКО-БАСКУНЧАКСКИЙ
12. БОЛОНЬСКИЙ
13. БОЛЬШАЯ КОКШАГА 14. БОЛЬШЕХЕХЦИРСКИЙ 15. БОЛЬШОЙ АРКТИЧЕСКИЙ 16. БОТЧИНСКИЙ 17. БРЯНСКИЙ ЛЕС 18. БУРЕИНСКИЙ 19. ВЕРХНЕ-ТАЗОВСКИЙ 20.ВИСИМСКИЙ 21. ВИТИМСКИЙ 22. ВИШЕРСКИЙ 23. ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ 24. ВОРОНЕЖСКИЙ 25. ВОРОНИНСКИЙ
26. ГАЛИЧЬЯ ГОРА 27. ГЫДАНСКИЙ 28. ДАГЕСТАНСКИЙ 29. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МОРСКОЙ 30. ДАРВИНСКИЙ 31. ДАУРСКИЙ 32. ДЕНЕЖКИН КАМЕНЬ 33. ДЖЕРГИНСКИЙ 34. ДЖУГДЖУРСКИЙ 35. ЖИГУЛЕВСКИЙ 36. ЗЕЙСКИЙ 37. ИЛЬМЕНСКИЙ 38. КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ 39. КАВКАЗСКИЙ 40. КАЛУЖСКИЕ ЗАСЕКИ 41. КАНДАЛАКШСКИЙ 42. КАТУНСКИЙ 43. КЕДРОВАЯ ПАДЬ 44. КЕРЖЕНСКИЙ 45. КИВАЧ 46. КОМАНДОРСКИЙ 47. КОМСОМОЛЬСКИЙ 48. КОРЯКСКИЙ 49. КОСТОМУКШСКИЙ 50. КРОНОЦКИЙ 51. КУЗНЕЦКИЙ АЛАТАУ 52. КУРИЛЬСКИЙ 53. ЛАЗОВСКИЙ 54. ЛАПЛАНДСКИЙ 55. МАГАДАНСКИЙ 56. МАЛАЯ СОСЬВА 57. МОРДОВСКИЙ 58. НЕНЕЦКИЙ
59. НИЖНЕ-СВИРСКИЙ 60. НОРСКИЙ
61. НУРГУШ 62. ОКСКИЙ 63. ОЛЕКМИНСКИЙ 64. ОРЕНБУРГСКИЙ 65. ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ 66. ПАСВИК 67. ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКИЙ 68. ПИНЕЖСКИЙ 69. ПОЛИСТОВСКИЙ 70. ПОРОНАЙСКИЙ 71. ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ 72. ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ 73. ПРИСУРСКИЙ 74. ПУТОРАНСКИЙ 75. РДЕЙСКИЙ 76. РОСТОВСКИЙ 77. САЯНО-ШУШЕНСКИЙ 78. СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ 79. СИХОТЭ-АЛИНСКИЙ 80. СОХОНДИНСКИЙ 81. СТОЛБЫ 82. ТАЙМЫРСКИЙ 83. ТЕБЕРДИНСКИЙ 84. ТУНГУССКИЙ 85. УБСУНУРСКАЯ КОТЛОВИНА 86. УССУРИЙСКИЙ 87. УСТЬ-ЛЕНСКИЙ 88. ХАКАССКИЙ
89. ХАНКАЙСКИЙ 90. ХИНГАНСКИЙ 91. ХОПЕРСКИЙ 92. ЦЕНТРАЛЬНО-ЛЕСНОЙ 93.ЦЕНТРАЛЬНОСИБИРСКИЙ 94. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ 95. ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ 96. ШУЛЬГАН-ТАШ 97. ЮГАНСКИЙ 98. ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ
99. ТИГЕРЕЦКИЙ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
1. Основные понятия в сфере территориальной охраны природы.
2. Истоки территориальной охраны природы в древности.
3. Становление современной системы территориальной охраны природы: американская традиция.
4. Становление современной системы территориальной охраны природы: российская традиция.
5. Становление современной системы территориальной охраны природы: европейская традиция.
6. Основоположники заповедного дела в мире и в России.
7. Классификация ООПТ МСОП.
8. Основные категории ООПТ согласно Российскому законодательству.
9. Конвенция о биологическом разнообразии.
10. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
11. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
12. Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях.
13. Репрезентативность и типичность как критерии обоснования ООПТ.
14. Уникальность как критерий обоснования ООПТ.
15. Разнообразие как критерий обоснования ООПТ.
16. Уязвимость как критерий обоснования ООПТ.
17. Аттрактивность как критерий обоснования ООПТ.
18. Природно-антропогенная совместимость как критерий обоснования ООПТ.
19. Сакральность как критерий обоснования ООПТ.
20. Сущность концепции экологических сетей.
21. Нормативно-правовые основы создания экологических сетей.
22. Участие населения в процессе организации и управления ООПТ.
23. Взаимодействие ООПТ и туризма: экологические выгоды и издержки.
24. Экологические тропы как форма рекреации на ООПТ.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru
Э4 Курс в Moodle "Особо охраняемых природные территории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.