МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Зав., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи;
ОПК-7.1 Имеет представление об основных источниках и методах получения профессиональной информации; основные направления научных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-7.2 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.3 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.4 Владеет навыками оценки результатов проведенных экспериментов и наблюдений при решении конкретной задачи
ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования
ПК-1.1 Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования
ПК-1.3 Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
теоретические основы фундаментальных и прикладных разделов биологических дисциплин
стратегию и проблематику современных научных исследований
проблемы биологизации сельского хозяйства и особенности планирования и реализации исследовательских работ
3.2.Уметь:
3.2.1.Формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывать и координировать работу участников проекта; представлять результаты проекта в различных формах.
творчески использовать в профессиональной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов биологических дисциплин
принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов
использовать современные методы и способы решения исследователь-ских задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
основными методами анализа в сфере биохимии, биотехнологии и микробиологии
навыками обеспечения производственной безопасности при решении конкретной задачи
способами обработки и представления полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину. Основы менеджмента. Термины и определения.
1.1. Категории и научные понятия, отражающие сущность менеджмента. Содержание и формы менеджмента. Функции, принципы, методы менеджмента. Лекции 3 2
1.2. Типы организации менеджмента. Эффективность менеджмента и пути ее повышения. Концепция «7-S». Экологический и экологизированный менеджмент. Этапы развития экологического менеджмента Лабораторные 3 2 Л3.1
1.3. Механизмы управления природоохранной деятельностью. Нормативно-правовая база природопользования и охраны окружающей среды. Сам. работа 3 12
Раздел 2. Экономическая, финансовая, нормативно-правовая, организационноуправленческая, отчетно-статистическая основы современного менеджмента и маркетинга.
2.1. Бизнес, рынок, окружающая природная среда: теоретические подходы к анализу. Обзор неоклассической экономической теории. Развитие и альтернативы неоклассической модели. Экономическая теория права ответственности. Понятие экологических рисков. Экономическая, финансовая, нормативно-правовая, организационноуправленческая, отчетно-статистическая основы современного менеджмента и маркетинга. Лекции 3 2
2.2. Правовое регулирование экологической безопасности. Теоретические понятия «экологическое управление», «система управления окружающей средой», «экологическое аудирование», «экологический менеджмент». Лабораторные 3 4
2.3. Внедрение системы экологического управления окружающей средой на предприятии. Должностные обязанности руководителя и сотрудников отдела экологической безопасности и экологической службы предприятия. Сам. работа 3 12 Л3.1
Раздел 3. Международные и национальные стандарты в сфере экологического менеджмента. Международный и российский опыт для развития менеджмента.
3.1. Британский стандарт BS 7750- Спецификация систем экологического менеджмента. Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS, EMAS II, EMAS Easy. Лекции 3 2
3.2. Международная организация по стандартизации ISO. Стандарты серии ISO 14000 по системам экологического менеджмента Лабораторные 3 4 Л3.1
3.3. Международный и российский опыт для развития менеджмента. Сам. работа 3 12
Раздел 4. Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии.
4.1. Корпоративный экологический менеджмент. Понятие корпоративного экологического менеджмента. Теория фирмы, научный менеджмент и охрана окружающей среды. Лекции 3 2 Л3.1
4.2. Стратегический экологический менеджмент и его инструменты. Обзор международных и российских систем экологического менеджмента. Лабораторные 3 2
4.3. Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров, услуг, природных и производственных объектов – деловая игра. Сам. работа 3 12
Раздел 5. Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров, услуг, природных и производственных объектов.
5.1. Оценка экологических эффектов инвестиционных проектов. Цели, стратегии и инструменты экологического маркетинга. Лекции 3 2 Л3.1
5.2. Экологическая маркировка. Инструменты и формы экомаркетинга и продуктовой политики Лабораторные 3 2 Л3.1
5.3. Инвестиционный менеджмент с учетом экологических аспектов. Сам. работа 3 10
Раздел 6. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии.
6.1. Состав документации по охране окружающей среды на предприятии. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды. Лекции 3 2 Л3.1
6.2. Отчетность № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Лабораторные 3 2
6.3. № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». № 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления». Управление отходами на предприятии Сам. работа 3 10
Раздел 7. Понятие экологического аудита. Цель и задачи экологического аудита
7.1. Цели, задачи и принципы экологического аудита. Основные принципы организации и осуществления экологического аудита. Инициативный экологический аудит Состав оказываемых аудиторами услуг. Характеристика производственного объекта, подлежащего декларированию экологической безопасности. Анализ свойств и характеристик опасных производственных объектов, их элементов. Особенность составления декларации экологической безопасности и процедура экологического аудита Лабораторные 3 2
7.2. Предназначение, критерии и объект экологического аудита. Экоаудиторская деятельность, экоаудиторские данные, аудируемые лица, заказчики экологического аудита, экоаудиторские организации. Сопутствующие услуги, предоставляемые экоаудиторами. Основное отличие экологического аудита от экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Виды экологического аудита: внешний, внутренний. Мотивация предприятий к развитию природоохранной деятельности и проведению экологического аудита. Сам. работа 3 4 Л3.1
Раздел 8. Процедура экологического аудита.
8.1. Регламент проведения экологического аудита. Выбор экоаудиторской организации. Составление плана проверки. Проверка документации. Экоаудиторский отчет и заключение. Экоаудиторское заключение. Выводы и рекомендации. Лабораторные 3 2 Л3.1
8.2. Регламент проведения экологического аудита. Выбор экоаудиторской организации. Составление плана проверки. Сам. работа 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана.
Э3 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.

1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
4. http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
5. http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
205Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экологический менеджмент".
Дисциплина "Экологический менеджмент" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Экологический менеджмент". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.