Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БМГиБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-7 | Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи; |
ОПК-7.1 | Имеет представление об основных источниках и методах получения профессиональной информации; основные направления научных исследований в сфере профессиональной деятельности |
ОПК-7.2 | Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных |
ОПК-7.3 | Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных |
ОПК-7.4 | Владеет навыками оценки результатов проведенных экспериментов и наблюдений при решении конкретной задачи |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования |
ПК-1.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта теоретические основы фундаментальных и прикладных разделов биологических дисциплин стратегию и проблематику современных научных исследований проблемы биологизации сельского хозяйства и особенности планирования и реализации исследовательских работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывать и координировать работу участников проекта; представлять результаты проекта в различных формах. творчески использовать в профессиональной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов биологических дисциплин принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов использовать современные методы и способы решения исследователь-ских задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла основными методами анализа в сфере биохимии, биотехнологии и микробиологии навыками обеспечения производственной безопасности при решении конкретной задачи способами обработки и представления полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину. Основы менеджмента. Термины и определения. | ||||||
1.1. | Категории и научные понятия, отражающие сущность менеджмента. Содержание и формы менеджмента. Функции, принципы, методы менеджмента. | Лекции | 3 | 2 | ||
1.2. | Типы организации менеджмента. Эффективность менеджмента и пути ее повышения. Концепция «7-S». Экологический и экологизированный менеджмент. Этапы развития экологического менеджмента | Лабораторные | 3 | 2 | Л3.1 | |
1.3. | Механизмы управления природоохранной деятельностью. Нормативно-правовая база природопользования и охраны окружающей среды. | Сам. работа | 3 | 12 | ||
Раздел 2. Экономическая, финансовая, нормативно-правовая, организационноуправленческая, отчетно-статистическая основы современного менеджмента и маркетинга. | ||||||
2.1. | Бизнес, рынок, окружающая природная среда: теоретические подходы к анализу. Обзор неоклассической экономической теории. Развитие и альтернативы неоклассической модели. Экономическая теория права ответственности. Понятие экологических рисков. Экономическая, финансовая, нормативно-правовая, организационноуправленческая, отчетно-статистическая основы современного менеджмента и маркетинга. | Лекции | 3 | 2 | ||
2.2. | Правовое регулирование экологической безопасности. Теоретические понятия «экологическое управление», «система управления окружающей средой», «экологическое аудирование», «экологический менеджмент». | Лабораторные | 3 | 4 | ||
2.3. | Внедрение системы экологического управления окружающей средой на предприятии. Должностные обязанности руководителя и сотрудников отдела экологической безопасности и экологической службы предприятия. | Сам. работа | 3 | 12 | Л3.1 | |
Раздел 3. Международные и национальные стандарты в сфере экологического менеджмента. Международный и российский опыт для развития менеджмента. | ||||||
3.1. | Британский стандарт BS 7750- Спецификация систем экологического менеджмента. Руководство по экологическому менеджменту и аудиту EMAS, EMAS II, EMAS Easy. | Лекции | 3 | 2 | ||
3.2. | Международная организация по стандартизации ISO. Стандарты серии ISO 14000 по системам экологического менеджмента | Лабораторные | 3 | 4 | Л3.1 | |
3.3. | Международный и российский опыт для развития менеджмента. | Сам. работа | 3 | 12 | ||
Раздел 4. Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии. | ||||||
4.1. | Корпоративный экологический менеджмент. Понятие корпоративного экологического менеджмента. Теория фирмы, научный менеджмент и охрана окружающей среды. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1 | |
4.2. | Стратегический экологический менеджмент и его инструменты. Обзор международных и российских систем экологического менеджмента. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
4.3. | Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров, услуг, природных и производственных объектов – деловая игра. | Сам. работа | 3 | 12 | ||
Раздел 5. Формирование и развитие рынка экологических работ, товаров, услуг, природных и производственных объектов. | ||||||
5.1. | Оценка экологических эффектов инвестиционных проектов. Цели, стратегии и инструменты экологического маркетинга. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1 | |
5.2. | Экологическая маркировка. Инструменты и формы экомаркетинга и продуктовой политики | Лабораторные | 3 | 2 | Л3.1 | |
5.3. | Инвестиционный менеджмент с учетом экологических аспектов. | Сам. работа | 3 | 10 | ||
Раздел 6. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии. | ||||||
6.1. | Состав документации по охране окружающей среды на предприятии. Статистическая отчетность предприятия по природным ресурсам и охране окружающей среды. | Лекции | 3 | 2 | Л3.1 | |
6.2. | Отчетность № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». | Лабораторные | 3 | 2 | ||
6.3. | № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». № 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления». Управление отходами на предприятии | Сам. работа | 3 | 10 | ||
Раздел 7. Понятие экологического аудита. Цель и задачи экологического аудита | ||||||
7.1. | Цели, задачи и принципы экологического аудита. Основные принципы организации и осуществления экологического аудита. Инициативный экологический аудит Состав оказываемых аудиторами услуг. Характеристика производственного объекта, подлежащего декларированию экологической безопасности. Анализ свойств и характеристик опасных производственных объектов, их элементов. Особенность составления декларации экологической безопасности и процедура экологического аудита | Лабораторные | 3 | 2 | ||
7.2. | Предназначение, критерии и объект экологического аудита. Экоаудиторская деятельность, экоаудиторские данные, аудируемые лица, заказчики экологического аудита, экоаудиторские организации. Сопутствующие услуги, предоставляемые экоаудиторами. Основное отличие экологического аудита от экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Виды экологического аудита: внешний, внутренний. Мотивация предприятий к развитию природоохранной деятельности и проведению экологического аудита. | Сам. работа | 3 | 4 | Л3.1 | |
Раздел 8. Процедура экологического аудита. | ||||||
8.1. | Регламент проведения экологического аудита. Выбор экоаудиторской организации. Составление плана проверки. Проверка документации. Экоаудиторский отчет и заключение. Экоаудиторское заключение. Выводы и рекомендации. | Лабораторные | 3 | 2 | Л3.1 | |
8.2. | Регламент проведения экологического аудита. Выбор экоаудиторской организации. Составление плана проверки. | Сам. работа | 3 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Экоменеджмент_молекул.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А | Управление проектами: Учебник и практикум для вузов | Москва : Юрайт,, 2024 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. Э2 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана. Э3 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана. 1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН 2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся 3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского 4. http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека 5. http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
205Л | кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте |
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
201Л | лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Экологический менеджмент". Дисциплина "Экологический менеджмент" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Экологический менеджмент". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |