МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновации и инжиниринг в биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Инновации и инжиниринг в биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Инновации и инжиниринг в биологии» является формирование у студентов представлений о практическом применении биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундаментальных процессов в биологии и экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен участвовать в создании и реализации новых технологий в сфере профессиональной деятельности и контроле их экологической безопасности с использованием живых объектов;
ОПК-5.1 Знает теоретические основы создания и реализации новых технологий с использования различных биологических объектов; методы контроля экологической безопасности с использованием живых объектов
ОПК-5.2 Умеет применять теоретические знания для создания новых технологий с использованием живых объектов
ОПК-5.3 Умеет оценивать экологическую безопасность технологий с использованием живых объектов
ОПК-5.4 Владеет навыками контроля экологической безопасности новых технологий с использованием живых объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новые технологии в сфере профессиональной деятельности и методы контроля их экологической безопасности с использованием живых объектов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новые технологии в сфере профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами контроля и оценки экологической безопасности с использованием живых объектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практическое использование достижений биотехнологии. Концепция развития биотехнологии в России.
1.1. Концепция развития биотехнологии в России. Лекции 3 2 Л3.3, Л1.1
1.2. Практическое использование достижений биотехнологии Практические 3 2 Л1.1
1.3. овременные биосенсорные системы. Перспективы использования мультисенсорнойсистемы на основе биочипов.Возможности использования природныххеморецепторов живых организмов. Измерительные преобразователи биосенсорных систем. Биохимические преобразователис модифицированными организмами. Современные биоматериалы и способы их изготовления Сам. работа 3 14 Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Селекция, культивирование, изучение промышленных свойств штаммов микроорганизмов.
2.1. Промышленные инновации в области почвенной биотехнологии. Основные направления прикладной альгологии. Новые разработки в области медицинской микробиологии. Микробные технологии в сельском и лесном хозяйстве. Инновационные проекты для ветеринарной микробиологии. Лекции 3 2 Л3.3, Л1.1
2.2. Современные технологии космической биологии и экологии. Промышленная микология и фунготерапия Практические 3 2 Л3.2, Л1.1
2.3. Особенности биотехнологических производств. Производства тонкого микробиологического синтеза, крупно-тонажные условно-стерильные производства. Изучение промышленных свойств штаммов микроорганизмов. Чистая культура, посевной материал. Стадии получения посевного материала для промышленного культивирования. Практические 3 2 Л3.3, Л1.1
2.4. Стадии получения посевного материала для промышленного культивирования. Методы выделения, концентрирования и получения товарных форм продуктов микробиологического синтеза. Методы сохранения продуктов чистых культур микроорганизмов и обеспечение их генетической стабильности. Сам. работа 3 10 Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Паспортизация штаммов. Международное и российское депонирование во Всероссийской коллекции промышленных микроорганизмов.
3.1. Паспортизация штаммов. Правила оформления и процедура подачи для проверки заявленных свойств. Сравнение с аналогами по изученным свойствам. Адекватность методов исследования качества свойств и метаболитов штаммов-продуцентов современному уровню биологии и экологии. Лекции 3 2 Л3.2, Л1.1
3.2. Международное и российское депонирование во Всероссийской коллекции промышленных микроорганизмов. Порядок сдачи культур промышленных микроорганизмов для хранения в криобанки Практические 3 2 Л3.1, Л1.1
3.3. Признаки инновационности продукции. Что такое НИР, НИОКР, опытное и промышленное производство. Коммерциализация результатов НИР. Подготовка и правила подачи инновационных проектов на конкурсы. Сам. работа 3 12 Л3.1, Л3.3, Л1.1
Раздел 4. Методы контроля качества биотехнологической продукции. Электронная микроскопия бактерий и вирусов
4.1. Способы идентификации микроорганизмов. Методы проверки промышленных свойств культуры. Определение численности микроорганизмов в продукции. Электронная микроскопия грибов, бактерий и вирусов. Оценка экологической безопасности технологий получения штаммов микроорганизмов-продуцентов. Лекции 3 2 Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.2. Проверка продуктов на токсичность и содержание тяжелых металлов. Санитарно-гигиенический сертификат. Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Способы определения чувствительности биосенсоров Сам. работа 3 10 Л3.4, Л1.1
Раздел 5. Патентование разработок в области прикладной биологии. Проблема защиты объектов интеллектуальной собственности в биотехнологических разработках.
5.1. Правила оформления технической документации для прохождения процедуры государственной регистрации биопрепаратов и биотехнологической продукции. Написание основных разделов технологических регламентов, технических условий, паспортов безопасности продукции. Разработка регламентов применения инновационной продукции. Лекции 3 2 Л3.1, Л3.3, Л1.1
5.2. Заключения о патогенности штаммов. Экспертные заключенияНИЦ ТБП по результатам токсиколого –гигиенической оценки биологических препаратов. Экспертные заключения ГОУВПО МГУ по оценке воздействия на окружающую среду микробиологических препаратов. Практические 3 4 Л3.4, Л3.3, Л1.1
5.3. Процедура получения санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сам. работа 3 10 Л3.4, Л3.3, Л1.1
Раздел 6. Организация и продвижение инновационных проектов в области экологии. Взаимодействие разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии
6.1. Признаки инновационности продукции. Что такое НИР, НИОКР, опытное и промышленное производство. Коммерциализация результатов НИР. Подготовка и правила подачи инновационных проектов на конкурсы. Венчурные и инвестиционные фонды: плюсы и минусы. Лекции 3 2 Л3.4, Л3.3, Л1.1
6.2. Организация продвижения инновационных проектов в биологии. Практические 3 2 Л1.1
6.3. Основные потребители инновационной продукции в биологии. Взаимодействие разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии Сам. работа 3 10 Л3.2, Л1.1
Раздел 7. Примеры инновационных проктов в биологии
7.1. Разработка экологически безопасных биопестицидов и биоудобрений агропромышленного назначения. Научно-практические основы аквакультуры. Управление состоянием водных экосистем и качеством водыи сточных вод. Биосенсоры для определения качества воды. Лекции 3 2 Л3.2, Л1.1
7.2. Иммобилизованные ферменты и клетки микроорганизмов. Способы иммобилизации, их применение. Биосенсоры на основе новых ферментов. Включение живых клеток в полимеры и твердые носители с сохранением 100% активности ферментов. Новые биоэлектронные устройства для повышения качества медицинских анализов, контроля технологических процессов, оценки качества пищевых продуктов и окружающей среды. Практические 3 2 Л3.2, Л1.1
7.3. Перспективы получения, модификации и использования в защите окружающей среды феромонов, кайромонов, алломонов как природных сигнальных и коммуникативных молекул в надорганизменных системах. Сам. работа 3 10 Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания к разделу

1. Что следует считать «промышленной инновацией»:
а. новые виды биологической продукции
б. более совершенное промышленное оборудование
в. новые штаммы микроорганизмов
г. новая упаковка биопрепаратов
2. Паспортизация новых штаммов - это:
а. изучение физиолого-биохимических признаков организма;
б. выписка технических параметров культивирования микроорганизмов;
в. сравнение с лучшим аналогом;
г. ДНК-идентификация микроорганизма
3. При оценке патентоспособности инновационной продукции учитываются:
а. индексы цитирования научных разработок для данной продукции;
б. количество сходных по формуле изобретения патентов;
в. новизна продукции;
г. спрос потребителей.
4. Оптимальной формой взаимодействия разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии является:
а. договор на создание научной продукции;
б. соглашение о партнерстве;
в. создание общего малого инновационного предприятия;
г. еженедельные планерки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Разнообразие источников углерода, азота, фосфора, серы и других элементов, используемых микроорганизмами.
2. Теория лимитирования и ингибирования роста клеток элементами питания.
3. Основные биообъекты в биотехнологии. Обмен веществ как совокупность пластического и энергетического обменов.
4. Разнообразие типов питания микроорганизмов. Основные мономеры конструктивного метаболизма.
5. Фазы культивирования в простых периодических условиях. Физиологические характеристики при простом периодическом культивировании.
6. Первичные и вторичные метаболиты. Модели роста и образования продуктов.
7. Экспоненциальная модель роста. Модель Моно. Сложные модели роста.
8. Классификация методов культивирования. Периодические, полунепрерывные и непрерывные методы культивирования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Основные методы селекции промышленных штаммов-продуцентов микроорганизмов.
2. Паспортизация штаммов.
3. Основные требования к выбору технологической схемы производства биопродукции
4. Виды культивирования микроорганизмов.
5. Международное и российское депонирование во Всероссийской коллекции
промышленных микроорганизмов.
6. Патентование разработок в области прикладной биологии
7. Анаэробный метод очистки сточных вод. Сущность, параметры процесса.
8. Проблема защиты объектов интеллектуальной собственности в биотехнологических разработках.
9. Способы иммобилизации ферментов и клеток микроорганизмов.
10. Организация и продвижение инновационных проектов в области биологии
11. Взаимодействие разработчиков и инвесторов в производстве продукции биоиндустрии
12. Методы модификации, стабилизации, стандартизации товарных форм биопродукции
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Колодязной, М. А. Самотруевой Биотехнология: учебник Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.С. Спиера и др Биотехнология клеток животных: – М.: Агропромиздат, 1989
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Вечернина Н.А. Методы биотехнологии в селекции, размножении и сохранении генофонда растений: – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004
Л3.2 Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия : Учебное пособие Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2010 biblioclub.ru
Л3.3 Рольф Шмид Наглядная биотехнология и генетическая инженерия: Бином. Лаборатория знаний , 2014
Л3.4 В.С. Шевелуха Сельскохозяйственная биотехнология : М.: Высш. шк, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Blackwell Publishing www.blackwell-synergy.com
Э2 Nature publishing group www.nature.com
Э3 SAGE Publications www.sagepub.com
Э4 Курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), практические занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов.
В курсе «Инновации и инжиниринг в биологии» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.