Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БМГиБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую работу в области изучения живых организмов и биологических систем различных уровней организации и представлять результаты в выбранной области исследования |
ПК-1.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в выбранной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в выбранной области исследования |
ПК-1.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов и их представления |
ПК-2 | Способен применять биологические методы при осуществлении экологического мониторинга |
ПК-2.1 | Знает основные биологические методы, используемые в процедуре экологического мониторинга |
ПК-2.2 | Умеет применять биологические методы в процедуре экологического мониторинга |
ПК-2.3 | Владеет навыками применения методов биоиндикации |
ПК-3 | Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов |
ПК-3.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в области биоресурсоведения |
ПК-3.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в области биоресурсоведения |
ПК-3.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов по оценке биологических ресурсов |
ПК-4 | Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.1 | Знает основные ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.2 | Умеет выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.3 | Владеет навыками классификации биообъектов по ресурсным группам биоразнообразия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Основные особенности биологии и промысла водных биоресурсов; - Особенности биологии,промысла,разведения водных биоресурсов; - Биологические особенности и перспективы рационального использования водных биорусурсов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выполнять рыбоводные расчеты; - выполнять рыбоводные расчеты и составлять прогнозы добычи водных биоресурсов; - составить полный биотехнологический цикл добычи,выращивания и разведения водных биоресурсов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками вскрытия водных биоресурсов; - навыками вскрытия и анатомирования водных биоресурсов; - навыками вскрытия,анатомирования,препарирования и культивирования водных биоресурсов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Раздел 1.Водоемы Алтайского края как среда обитания гидробионтов | ||||||
1.1. | Гидрографическая сеть и фонд водоемов. Морфометрия и гидрологический режим. Особенности гидрохимического режима. Донные грунты. | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.4, Л1.5 | |
1.2. | Определение площади и длины береговой линии пресных и соляных озер Алтайского края на географической карте с помощью курвиметра | Лабораторные | 2 | 4 | ||
1.3. | Сам. работа | 2 | 20 | |||
Раздел 2. Раздел 2. Раздел 2. Биокорма водного происхождения | ||||||
2.1. | Биологические особенности гаммаруса в равнинных озерах. Особенности биологии рачка артемии соляных озер | Лекции | 2 | 4 | Л2.2, Л1.3, Л1.2 | |
2.2. | Определение объема заготовки водных биоресурсов. Составление предварительных и окончательных прогнозов вылова. Расчеты общего и промыслового запаса гидробионтов. | Лабораторные | 2 | 6 | ||
2.3. | Роль водных биоресурсов в самоочищении воды. Хозяйственное значение и биохимический состав кормовых гидробионтов. | Сам. работа | 2 | 18 | Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Раздел 3. Раздел 3. Товарное рыбоводство | ||||||
3.1. | Опыт рыбоводного использования сиговых и карповых рыб в озерах. Биотехнология выращивания форели в прудах и озерах | Лекции | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Расчет выхода товарной продукции и оценка экономической эффективности полносистемных карповых и форелевых хозяйств Алтайского края | Лабораторные | 2 | 4 | Л2.1, Л1.3 | |
3.3. | Проблемы и перспективы развития аквакультуры в естественных водоемах юга Западной Сибири | Сам. работа | 2 | 20 | ||
Раздел 4. Раздел 4. Раздел 4. Акклиматизация речных раков | ||||||
4.1. | Результаты интродукции речных раков и перспективы раководства в Алтайском крае | Лекции | 2 | 2 | Л1.4, Л1.5 | |
4.2. | Измерение морфометрических показателей длинопалых раков | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.1, Л1.5, Л1.1 | |
4.3. | Речные раки как биоиндикаторы загрянения естественных водоемов | Сам. работа | 2 | 18 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Аквакультура, ее современное состояние и перспективы развития. 2. Структура и характеристика полносистемных и неполносистемных тепловодных и холодноводных прудовых хозяйств. Объекты разведения и выращивания, их биология. Схемы биотехнических процессов. 3. Поликультура в товарном рыбоводстве. Типы и основные объекты поликультуры. Эффективность использования различных типов поликультуры. 4. Биотехника разведения и выращивания форели в прудовых хозяйствах. 5. Гидрографическая сеть и фонд водоемов Алтайского края 6. Морфометрия,гидрологический режим,особенности гидрохимического режима водоемов Алтайского края. 7. Биологические особенности гаммаруса в равнинных озерах. 8. Биологические особенности артемии в соляных озерах. 9. Биологическое обоснование правил заготовки биоресурсов водного происхождения. 10. Результаты интродукции речных раков и перспективы раководства в Алтайском крае. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС по Биоресурсы поверхностных вод и аквакультура.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мирошникова Е., Пономарев С. | Аквакультура: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Григорьев А.А., Касьянов Г.И. | Введение в технологию отрасли. Технология рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Козлов В.И., Никифоров-Никишин А.Л., Бородин А.Л. | Аквакультура: учебник | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.4 | АлтГУ, Геогр. фак. | География Алтайского края: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.5 | Фролова Н. Л. | ГИДРОЛОГИЯ РЕК. АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЧНОГО СТОКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Журавлев В.Б., Ломакин С.Л., Сатюков С.Н., Журавлев В.Б. | Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] | Барнаул: [Алтай], 2010 | |
Л2.2 | В. Б. Журавлев | Рыбы бассейна Верхней Оби : | АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.eti.uva.nl http://fishbase.nrm.se http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Водные биоресурсы региона и их охрана». Дисциплина «Водные биоресурсы региона и их охрана» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |