МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пест-менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Зав., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Пест-менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение теоретических и практических навыков для организации пест-контроля на промышленных, мунгиципадьных и аграрных территориях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов
ПК-3.1 Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в области биоресурсоведения
ПК-3.2 Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в области биоресурсоведения
ПК-3.3 Владеет навыками обработки полученных результатов по оценке биологических ресурсов
ПК-4Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.1 Знает основные ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.2 Умеет выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.3 Владеет навыками классификации биообъектов по ресурсным группам биоразнообразия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые теоретические положения фундаментальных разделов физики, химии и биологии; современные динамические процессы в природе и техносфере; состояние геосфер Земли, экологию и эволюцию биосферы; глобальные экологические проблемы;
- биоэкологические особенности основных видов вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных растений;
- экологические факторы, вызывающие неинфекционные болезни и влияющие на изменение численности вредителей и динамику болезней;
- основные пест-виды насекомых и птиц, причиняющих знаичтельный ущерб;
- основы авиационной орнитологии, технологии и средства предотвращения столкновений ВС с птицами на аэродромах ГА.
- основы сельскохозяйственной орнитологии
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические знания основ биогеографии, экологии животных,
растений и микроорганизмов в профессиональной деятельности;
- диагностировать вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных
культур, оценивать фитосанитарное состояние посевов и насаждений, планировать
системы их защиты от вредных организмов
- провести обследование агрофитоценозов сельскохозяйственных культур на наличие вредных организмов, своевременно и правильно определить их видовой состав, распространенность и плотность вредителей, а также степень повреждения ими растений;
- установить наличие полезных организмов в агроценозах и оценить возможности снижения ими численности фитофагов;
- осуществлять фитосанитарный, агротехнический, метеорологический мониторинг состояния агроценозов для составления прогноза развития вредных организмов;
- разработать экологически и экономически обоснованные системы управления численностью вредных организмов, позволяющие предупредить их развитие или снизить вредоносность до практически неощутимых размеров и получить экологически безопасную продукцию высокого качества с минимально возможными затратами труда и средств
- организовывать пест-контроль на предприятиях, в агроценозах и на объектах с повышенной опасностью
- составлять программу пест-контроля на оснгве рекомендаци ХАСПП и IPM
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научно обоснованным подходом к основам и принципам защиты растений и готовой продукции от вредителей;
- основными способами и приемами снижения негативного воздействия средств и методов защиты растений от вредителей на агроценозы и экосистемы в целом.
- готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними;
- навыками в формировании профессиональных задач в целях принятия решения для уменьшения фактора птицеопасности.
- навыками применения технических средств для снижения уровня птицеопасности.
- способностью к самоорганизации и самообразованию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Емкость среды обитания на объекте
1.1. Первичное обследование территории Лабораторные 4 4 Л1.3
1.2. Оценка пест-привлекательности Лекции 4 2 Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Сравнительный анализ пест-привлекательности объектов разного подчинения и назначения Сам. работа 4 10 Л2.4
Раздел 2. Влияние внешних и внутренних факторов на заселенность пест-видами.
2.1. СВОТ-анализ территории, особенности жизненного цикла вредителей Лекции 4 2 Л1.2, Л2.2
2.2. Исследование территории перерабатывающего предприятия, оценка текущей ситуации. Лабораторные 4 2 Л2.4
2.3. Case study. Объекты Алтайского края и РФ (ситуация с ущербом от пест-видов и методы контроля) Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Современные требования к пест-контролю
3.1. Контроль и анализ пест-обстановки Лекции 4 2 Л2.4, Л1.3
3.2. Международная сертификация и стандарты пест-контроля Лабораторные 4 2 Л2.2
3.3. Современная ситуация на рынке пест-контроля Сам. работа 4 10 Л1.4, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Integrated Pest Management
4.1. Современные подходы к IPM Лекции 4 2 Л1.2, Л2.2
4.2. Приципы и подходы к пест-мпенеджменту: международный опыт Лабораторные 4 4 Л2.1, Л1.2
4.3. Составление программы пест-контроля и технологических карт Сам. работа 4 10 Л2.3
Раздел 5. Орнитологический пест-менеджмент
5.1. Оценка орнитологической привлекательности территории Лекции 4 2 Л1.4, Л2.4
5.2. Методы непрямой и прямой оценки ущерба от биоповреждающей деятельности птиц Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.2
5.3. Технические методы контроля чиасленности птиц Сам. работа 4 24 Л2.3
Раздел 6. Энтомологический пест-менеджмент
6.1. Особености жизненного цикла и вредоносной деятельности насекомых Лекции 4 2 Л1.4, Л1.2
6.2. Анализ ущерба хозяйствыенной деятнльостир человека от пест-видов насекомых Лабораторные 4 2 Л1.1, Л2.2
6.3. Методы контроля и сокращения численности насекомых Сам. работа 4 10 Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен планировать и реализовывать исследования в области изучения лесных экосистем и управления лесными биоресурсами с применением современных методов представления результатов;
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен готовить аналитические обзоры в области исследования лесных экосистем и управление лесными биоресурсами, разрабатывать рекомендации по практическому использованию результатов исследования, а также участвовать в проведении мероприятий по организации экологической экспертизы технологических проектов и природных территорий. управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Объект считается освобожденным от мух, если они отсутствуют во всех его помещениях _____ и более месяцев
1) 3
2) 6
3) 1 (+)
4) 2
2 Удобной и безопасной формой применения инсектицидов для борьбы с мухами, тараканами является
1) суспензия
2) газ
3) аэрозоль
4) приманка (+)
3. Для борьбы с платяной молью используют средства
1) инсектицидные (+)
2) роденцидные
3) акарицидные
4) репеллентные
4. Метод контроля эффективности дезинфекции путем обнаружения жизнеспособных бактерий при посеве на питательные среды называется
1) молекулярным
2) биологическим
3) бактериологическим
4)информационным (+)
5. Целью применения репелентов является ______ насекомых
1) привлечение
2) уничтожение
3) задерживание развития
4) отпугивание (+)

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 3
2 4
3 1
4 4
5 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Дезинфекция – это (противоинфекционная санитарная обработка зараженных помещений). \
2. Дезинсекция – это (уничтожение тараканов, клопов и прочих насекомых-вредителей всех видов).
3. Дератизация – это (уничтожение грызунов-вредителей (крыс, мышей, полевок).
4. Какие существуют виды дезинфекции? (Различают очаговую и профилактическую дезинфекции).
5. Сколько раз должна проводится дератизация? (Дератизация и дезинсекция в многоквартирном доме должны проводиться с периодичностью: - в жилых помещениях - 2 раза в месяц; - в местах общего пользования многоквартирных домов - 1 раз в месяц).
6. Сколько уровней дезинфекции существует? (Различают три основных уровня дезинфекции: высокий; средний; низкий).
7. Что такое дезинфекция в Санпине? (Это мероприятия по устранению возбудителей инфекций и токсинов во внешней среде).
8. Способы и методы дератизации. (Биологический — использование естественных врагов грызунов, домашних животных-крысоловов, хищников, микроорганизмов, добавляемых в приманки. Механический — он же физический или технический. Химический — наиболее популярный способ уничтожения грызунов.)
9. Птицы наиболее остро реагируют на ______ цвет лазера (зеленый)
10. Наиболее эффективное средство отпугивания птиц это – (биологический контроль при помощи хищных птиц).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Программа пест-контроля перерабатывающего предприятия Алтайского края (Барнаула) в соответствии со стандартами ХАСП.
2. Оценка пест-привлекательности перерабатывающего предприятия Алтайского края (Барнаула).
3. Подбор оборудования для реализации программы пест контроля на перерабаты-вающего предприятия Алтайского края (Барнаула).
4. Организация программы пест-контроля птиц муниципального образования Ал-тайского края (Барнаула).
5. Пест-менеджмент агрохозяйственной территории Алтайского края.
6. Пест-контроль на территории складских помещений / торговых центров.
7. Орнитологический контроль на территории аэропорта им. Г. Титова (Барнаул).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Что такое биологическая опасность.
2. Проблемные биологические виды.
3. Пест-контроль.
4. Пест-контроль в СМБПП.
5. Стандарты в области борьбы с вредителями. Нормативные документы
6. Виды услуг, периодичность услуг и контрагенты в пест-менеджменте.
7. Взаимодействие и распределение ответственности в пест-менеджменте.
8. Требования к исполнителю в пест-менеджменте.
9. Качество обслуживания и показатели эффективности в пест-менеджменте.
10. Услуги по борьбе с вредителями как вид деятельности.
11. План мероприятий по борьбе с вредителями.
12. Перечень мероприятий по борьбе с вредителями в зданиях и на территории (Испол-нитель).
13. Перечень мероприятий по борьбе с вредителями внутри зданий и на прилегающей территории (Заказчик).
14. Инструменты мониторинга – сеть постоянно действующих точек контроля, органи-зация мониторинга.
15. Первый круг защиты строения: птицы, грызуны и ползающие.
16. Второй круг защиты: грызуны.
17. Третий круг защиты территории от грызунов, рептилий и земноводных.
18. Система мониторинга вредителей. Виды анкет и способы их заполнения.
19. Интернет-ресурс «Системы мониторинга вредителей» pestmonitoring.systems.
20. Индикаторы точек пест-контроля (ТПК).
21. Составление отчетов в пест-менеджменте.
22. Частота встречаемости вредителей.
23. Оценка пест-опасности.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Устенко А.А., Усатов А.В. Болезни и вредители подсолнечника: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2010 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Айдаркин Е.К., Павловская М.А. Менеджмент научных исследований в биологии: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
Л1.3 И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов. Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru
Л1.4 Новоселов А.Л., Новоселова И.Ю. Модели и методы принятия решений в природопользовании: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" : Москва, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент видение - цели - изменения: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Лань" Юрайт, 2010
Л2.2 Анопченко Т. Ю., Мурзин А. Д., Чернышев М. А. Риск-менеджмент развития городских территорий: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Елагина, В. Б. Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
Л2.4 Н.П. Булухто, А.А. Короткова Защита растений от вредителей : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

риступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Пест-менеджмент».
Дисциплина «Пест-менеджмент» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Пест-менеджмент». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.