Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БМГиБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Приобретение теоретических и практических навыков для организации пест-контроля на промышленных, мунгиципадьных и аграрных территориях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов |
ПК-3.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в области биоресурсоведения |
ПК-3.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в области биоресурсоведения |
ПК-3.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов по оценке биологических ресурсов |
ПК-4 | Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.1 | Знает основные ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.2 | Умеет выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.3 | Владеет навыками классификации биообъектов по ресурсным группам биоразнообразия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые теоретические положения фундаментальных разделов физики, химии и биологии; современные динамические процессы в природе и техносфере; состояние геосфер Земли, экологию и эволюцию биосферы; глобальные экологические проблемы; - биоэкологические особенности основных видов вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных растений; - экологические факторы, вызывающие неинфекционные болезни и влияющие на изменение численности вредителей и динамику болезней; - основные пест-виды насекомых и птиц, причиняющих знаичтельный ущерб; - основы авиационной орнитологии, технологии и средства предотвращения столкновений ВС с птицами на аэродромах ГА. - основы сельскохозяйственной орнитологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять теоретические знания основ биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов в профессиональной деятельности; - диагностировать вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур, оценивать фитосанитарное состояние посевов и насаждений, планировать системы их защиты от вредных организмов - провести обследование агрофитоценозов сельскохозяйственных культур на наличие вредных организмов, своевременно и правильно определить их видовой состав, распространенность и плотность вредителей, а также степень повреждения ими растений; - установить наличие полезных организмов в агроценозах и оценить возможности снижения ими численности фитофагов; - осуществлять фитосанитарный, агротехнический, метеорологический мониторинг состояния агроценозов для составления прогноза развития вредных организмов; - разработать экологически и экономически обоснованные системы управления численностью вредных организмов, позволяющие предупредить их развитие или снизить вредоносность до практически неощутимых размеров и получить экологически безопасную продукцию высокого качества с минимально возможными затратами труда и средств - организовывать пест-контроль на предприятиях, в агроценозах и на объектах с повышенной опасностью - составлять программу пест-контроля на оснгве рекомендаци ХАСПП и IPM |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - научно обоснованным подходом к основам и принципам защиты растений и готовой продукции от вредителей; - основными способами и приемами снижения негативного воздействия средств и методов защиты растений от вредителей на агроценозы и экосистемы в целом. - готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; - навыками в формировании профессиональных задач в целях принятия решения для уменьшения фактора птицеопасности. - навыками применения технических средств для снижения уровня птицеопасности. - способностью к самоорганизации и самообразованию. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Емкость среды обитания на объекте | ||||||
1.1. | Первичное обследование территории | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.3 | |
1.2. | Оценка пест-привлекательности | Лекции | 4 | 2 | Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 | |
1.3. | Сравнительный анализ пест-привлекательности объектов разного подчинения и назначения | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.4 | |
Раздел 2. Влияние внешних и внутренних факторов на заселенность пест-видами. | ||||||
2.1. | СВОТ-анализ территории, особенности жизненного цикла вредителей | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Исследование территории перерабатывающего предприятия, оценка текущей ситуации. | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.4 | |
2.3. | Case study. Объекты Алтайского края и РФ (ситуация с ущербом от пест-видов и методы контроля) | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.4, Л2.2 | |
Раздел 3. Современные требования к пест-контролю | ||||||
3.1. | Контроль и анализ пест-обстановки | Лекции | 4 | 2 | Л2.4, Л1.3 | |
3.2. | Международная сертификация и стандарты пест-контроля | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.2 | |
3.3. | Современная ситуация на рынке пест-контроля | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.4, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 4. Integrated Pest Management | ||||||
4.1. | Современные подходы к IPM | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
4.2. | Приципы и подходы к пест-мпенеджменту: международный опыт | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2 | |
4.3. | Составление программы пест-контроля и технологических карт | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.3 | |
Раздел 5. Орнитологический пест-менеджмент | ||||||
5.1. | Оценка орнитологической привлекательности территории | Лекции | 4 | 2 | Л1.4, Л2.4 | |
5.2. | Методы непрямой и прямой оценки ущерба от биоповреждающей деятельности птиц | Лабораторные | 4 | 6 | Л1.1, Л2.2 | |
5.3. | Технические методы контроля чиасленности птиц | Сам. работа | 4 | 24 | Л2.3 | |
Раздел 6. Энтомологический пест-менеджмент | ||||||
6.1. | Особености жизненного цикла и вредоносной деятельности насекомых | Лекции | 4 | 2 | Л1.4, Л1.2 | |
6.2. | Анализ ущерба хозяйствыенной деятнльостир человека от пест-видов насекомых | Лабораторные | 4 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
6.3. | Методы контроля и сокращения численности насекомых | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен планировать и реализовывать исследования в области изучения лесных экосистем и управления лесными биоресурсами с применением современных методов представления результатов; ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен готовить аналитические обзоры в области исследования лесных экосистем и управление лесными биоресурсами, разрабатывать рекомендации по практическому использованию результатов исследования, а также участвовать в проведении мероприятий по организации экологической экспертизы технологических проектов и природных территорий. управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Объект считается освобожденным от мух, если они отсутствуют во всех его помещениях _____ и более месяцев 1) 3 2) 6 3) 1 (+) 4) 2 2 Удобной и безопасной формой применения инсектицидов для борьбы с мухами, тараканами является 1) суспензия 2) газ 3) аэрозоль 4) приманка (+) 3. Для борьбы с платяной молью используют средства 1) инсектицидные (+) 2) роденцидные 3) акарицидные 4) репеллентные 4. Метод контроля эффективности дезинфекции путем обнаружения жизнеспособных бактерий при посеве на питательные среды называется 1) молекулярным 2) биологическим 3) бактериологическим 4)информационным (+) 5. Целью применения репелентов является ______ насекомых 1) привлечение 2) уничтожение 3) задерживание развития 4) отпугивание (+) Ключ к тестам № вопроса ответ 1 3 2 4 3 1 4 4 5 4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Дезинфекция – это (противоинфекционная санитарная обработка зараженных помещений). \ 2. Дезинсекция – это (уничтожение тараканов, клопов и прочих насекомых-вредителей всех видов). 3. Дератизация – это (уничтожение грызунов-вредителей (крыс, мышей, полевок). 4. Какие существуют виды дезинфекции? (Различают очаговую и профилактическую дезинфекции). 5. Сколько раз должна проводится дератизация? (Дератизация и дезинсекция в многоквартирном доме должны проводиться с периодичностью: - в жилых помещениях - 2 раза в месяц; - в местах общего пользования многоквартирных домов - 1 раз в месяц). 6. Сколько уровней дезинфекции существует? (Различают три основных уровня дезинфекции: высокий; средний; низкий). 7. Что такое дезинфекция в Санпине? (Это мероприятия по устранению возбудителей инфекций и токсинов во внешней среде). 8. Способы и методы дератизации. (Биологический — использование естественных врагов грызунов, домашних животных-крысоловов, хищников, микроорганизмов, добавляемых в приманки. Механический — он же физический или технический. Химический — наиболее популярный способ уничтожения грызунов.) 9. Птицы наиболее остро реагируют на ______ цвет лазера (зеленый) 10. Наиболее эффективное средство отпугивания птиц это – (биологический контроль при помощи хищных птиц). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Программа пест-контроля перерабатывающего предприятия Алтайского края (Барнаула) в соответствии со стандартами ХАСП. 2. Оценка пест-привлекательности перерабатывающего предприятия Алтайского края (Барнаула). 3. Подбор оборудования для реализации программы пест контроля на перерабаты-вающего предприятия Алтайского края (Барнаула). 4. Организация программы пест-контроля птиц муниципального образования Ал-тайского края (Барнаула). 5. Пест-менеджмент агрохозяйственной территории Алтайского края. 6. Пест-контроль на территории складских помещений / торговых центров. 7. Орнитологический контроль на территории аэропорта им. Г. Титова (Барнаул). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Что такое биологическая опасность. 2. Проблемные биологические виды. 3. Пест-контроль. 4. Пест-контроль в СМБПП. 5. Стандарты в области борьбы с вредителями. Нормативные документы 6. Виды услуг, периодичность услуг и контрагенты в пест-менеджменте. 7. Взаимодействие и распределение ответственности в пест-менеджменте. 8. Требования к исполнителю в пест-менеджменте. 9. Качество обслуживания и показатели эффективности в пест-менеджменте. 10. Услуги по борьбе с вредителями как вид деятельности. 11. План мероприятий по борьбе с вредителями. 12. Перечень мероприятий по борьбе с вредителями в зданиях и на территории (Испол-нитель). 13. Перечень мероприятий по борьбе с вредителями внутри зданий и на прилегающей территории (Заказчик). 14. Инструменты мониторинга – сеть постоянно действующих точек контроля, органи-зация мониторинга. 15. Первый круг защиты строения: птицы, грызуны и ползающие. 16. Второй круг защиты: грызуны. 17. Третий круг защиты территории от грызунов, рептилий и земноводных. 18. Система мониторинга вредителей. Виды анкет и способы их заполнения. 19. Интернет-ресурс «Системы мониторинга вредителей» pestmonitoring.systems. 20. Индикаторы точек пест-контроля (ТПК). 21. Составление отчетов в пест-менеджменте. 22. Частота встречаемости вредителей. 23. Оценка пест-опасности. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Пест-менеджмент_молекулярная.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Устенко А.А., Усатов А.В. | Болезни и вредители подсолнечника: учебное пособие | Издательство ЮФУ, 2010 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Айдаркин Е.К., Павловская М.А. | Менеджмент научных исследований в биологии: учебное пособие | Издательство ЮФУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов. | Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета | Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.4 | Новоселов А.Л., Новоселова И.Ю. | Модели и методы принятия решений в природопользовании: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" : | Москва, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попов С.А. | Актуальный стратегический менеджмент видение - цели - изменения: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Лань" | Юрайт, 2010 | |
Л2.2 | Анопченко Т. Ю., Мурзин А. Д., Чернышев М. А. | Риск-менеджмент развития городских территорий: Научные монографии | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Елагина, В. Б. | Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие | Поволжский государственный технологический университет, 2019 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Н.П. Булухто, А.А. Короткова | Защита растений от вредителей : учебное пособие | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
риступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Пест-менеджмент». Дисциплина «Пест-менеджмент» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Пест-менеджмент». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |