МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьБотаника; Физиология; Экология; Зоология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Биологические науки-2021,2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 21 48 21
Итого 72 45 72 45

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплин - формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о теоретических основах и практическом решении проблем природопользования в современном мире, экологических проблемах национального и регионального природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды
- основные методы изучения и сохранения биоразнообразия
- современные полевые и лабораторные методы изучения экосистем различного уровня
- современные способы и методы получения экологической информации с целью проведения экологического мониторинга состояния экосистем
- основы научного планирования проведения полевых и лабораторных исследований по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы
- современные методы оценки экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы
- современные проблемы и научные достижения в области экологии и охраны окружающей среды
- основы проведения экологического мониторинга разного уровня
- перспективы повышения профессионального мастерства и личностного роста
- основы планирования научных исследований и получения фактического материала
3.2.Уметь:
3.2.1.- демонстрировать теоретические знания в области экологии и знания методов изучения биоразнообразия для целей охраны природы
- использовать теоретические знания в области экологии и методы изучения биоразнообразия для целей оценки состояния окружающей среды и экосистем
- применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения экосистем различного уровня
- применять современные методы, способы и средства оценки и моделирования экосистем различного уровня
- организовывать и проводить научные исследования по оценке влияния антропогенных факторов на живые организмы
- организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды
- критически оценивать научные достижения с целью постановки задач для проведения научных исследований
- оценивать критические экологические ситуации регионального масштаба и планировать мероприятия по их ликвидации
- решать научные задачи для достижения поставленной цели
- планировать и проводить научные исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации экологического мониторинга по оценке состояния живых систем
- навыками самостоятельного планирования и проведения экологического мониторинга экологического мониторинга и оценки состояния экосистем разного уровня
- навыками оценки состояния экосистем различного уровня
- навыками моделирования экосистем различного уровня с использованием современных информационных систем
- навыками самостоятельного проведения научных исследований в области экологического мониторинга
- навыками самостоятельного планирования и организации научных исследований, выбора адекватных методов по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы
- готовность генерировать новые научные идеи при решении исследовательских и практических задач
- навыками организации, проведения и достижения результатов при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
- навыками организации, анализа и получения и оформления научных данных
- навыками постановки цели и задач для достижения научных результатов с целью профессионального роста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Взаимоотношения человека и природы
1.1. подходы к проблеме взаимодействия человека и природы в современной экологии. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие экологического кризиса и экологической революции. Экологические кризисы в истории человечества. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
1.3. Экологические «правила» Б. Коммонера. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
1.4. Экологические кризисы в истории человечества (по Реймерсу). Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
1.5. Краткий очерк истории взаимодействия общества и природы Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Современные экологические проблемы и причины их возникновения.
2.1. Воздействие человека на природные экосистемы. Формы взаимодействия общества и природы.Региональный, национальный и глобальный уровни экологических проблем. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
2.2. Глобальные экологические проблемы современности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
2.3. Понятие экологического риска и его оценка. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
2.4. Экологическая политика и устойчивое развитие. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Загрязнение биосферы.
3.1. Понятие загрязнения, виды загрязнений.Последствия загрязнения. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения. Изменение климата. Озоновые «дыры». Парниковый эффект. Кислотные дожди. Загрязнение вод Мирового океана. Источники загрязнения водоемов. Загрязнение почв. Факторы почвообразования. Деградация и загрязнение почв. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
3.2. Радиоактивное загрязнение. Экологические последствия радиоактивного загрязнения. Биологическое загрязнение биосферы. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
3.3. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды пестицидами и нитратами и его последствия. Агрохимикаты и окружающая среда. Применение биологических методов борьбы с вредителями. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы использования и истощения природных ресурсов.
4.1. Классификация природных ресурсов. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Особенности использования исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. Экологические последствия нерацио¬нального использования природных ресурсов. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
4.2. Ресурсные циклы. Земельные, водные и лесные кадастры. Биологические ресурсы, их рациональное использование, воспроизводство и охрана. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
4.3. Энергетические и минеральные ресурсы. Проблемы их сохранения и использования Сам. работа 4 3 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Демографические проблемы и возможности биосферы
5.1. Основные концепции по проблемам народонаселения. Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
5.2. Современные особенности роста народонаселения. Демографические прогнозы роста народонаселения до 2000 и за пределами 2000 года. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
5.3. Причины роста городов и урбанизации населения. Проблемы больших городов. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
5.4. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах на современном этапе развития человеческой цивилизации Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
5.5. Пути решения продовольственной проблемы: : микробиологический путь устранения белкового дефицита, интенсификация использования белковых ресурсов Мирового океана, возможности «зеленой революции», освоение пустынь. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
5.6. Грамотность и рождаемость. Милитаризация и динамика населения. Проблемы безработицы. Проблемы «бедных» и «богатых» стран. Перенаселение. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Экологический мониторинг состояния окружающей среды.
6.1. Понятие экологического мониторинга. Виды мониторинга. Принципы его организации. Методы контроля за качеством окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
6.2. Основные критерии выделения зон с различной степенью экологической опасности. Биологический мониторинг состояния окружающей среды. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
6.3. Влияние загрязнения сред обитания на живые организмы. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Экология и здоровье населения.
7.1. Биосоциальная природа человека. Наследственность и эволюция человека. Характеристика популяции человека. Здоровье населения на различных этапах развития антропоэкосистем. Основные проблемы развития человечества на современном этапе.Экологические стратегии выживания человечества. Проблемы адаптации человека. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
7.2. Влияние природных факторов на здоровье человека. Влияние социально-экономических условий и техногенных факторов на здоровье человека. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
7.3. Город как искусственная среда обитания. Структура городской среды. Функциональное зонирование территории города. Проблемы экологической безопасности в городах. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Современные проблемы охраны природы
8.1. Современные проблемы охраны природы. Факторы воздействия на живые организмы, причины вымирания и исчезновения видов Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
8.2. Основные положения и принципы охраны живых организмов. Пути сохранения генофонда и биоразнообразия. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
8.3. Особо охраняемые природные территории. Принципы организации сети ООПТ. Виды ООПТ. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
8.4. Глобальные проблемы охраны природы: проблема сырьевых ресурсов, проблема пищевых продуктов, проблема энергетики. Социально-экономические проблемы природоохранной деятельности. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1
8.5. Общественные организации по охране природы. Международная деятельность по охране окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды. Экологическое образование и воспитание. Экологическое мышление. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Перечень практических работ
1. Оценка качества воды
2. Оценка качества и плодородия почв.
3. Оценка качества атмосферного воздуха
4. Оценка санитарно-гигиенических показателей рабочих мест и производственных помещений
5. Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, изменение климата)
6. Загрязнение биосферы и его последствия.
7. Экологический мониторинг состояния окружающей среды
8. Биоиндикация загрязнения сред обитания живых организмов
9. Экология и здоровье населения.
10. Сохранение биоразнообразия

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Перечень контрольных работ
1. Взаимоотношения человека и природы
2. Современные экологические проблемы и причины их возникновения.
3. Загрязнение биосферы
4. Демографические проблемы и возможности биосферы. 5.
6. Экологический мониториг состояния окружающей среды.
7. Экология и здоровье населения.
8. Научные основы охраны окружающей среды.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Примерные тестовые задания
Тесты по разделу «Экологический мониторинг»
1. Слежение за общими биосферными явлениями – это
а) биологический мониторинг
б) импактный мониторинг
в) базовый мониторинг
2. Какой вид мониторинга не является основным
а) базовый
б) космический
в) региональный
3. Экологический мониторинг, основанный на наблюдениях за реакцией живых
организмов на загрязнение окружающей среды – это
а) базовый мониторинг
б) биологический мониторинг
в) мониторинг литосферы
4. Система для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и
продолжительности пожароопасных сезонов и периодов – это
а) мониторинг лесных пожаров
б) глобальный мониторинг
в) система мониторинга лесных пожаров
5. Какой вид мониторинга не входит в дистанционный мониторинг
а) импактный
б) космический
в) авиационный
6. Из пределов какой среды проходят наблюдения авиационного мониторинга
а) тропосферы
б) литосферы
в) биосферы
7. Другое название импактного мониторинга
а) мониторинг атмосферы
б) региональный мониторинг
в) локальный мониторинг
8. Что является объектом мониторинга
а) природно-техногенный объект
б) природный и техногенный объекты
в) все перечисленные объекты
9. Мониторинг водных объектов включает собой:
а) систему наблюдений, оценки и прогноза, изменения состояния водных объектов,
находящихся в федеральной собственности субъектов РФ, муниципальных образований,
физических и юридических лиц.
б) систему наблюдений, оценки и прогноза, изменения состояния подземных вод,
находящихся в муниципальной собственности.
в) наблюдения за водными объектами, находящимися в частной собственности.
10. Организация и осуществление мониторинга проводит:
а) федеральное агентство по недропользованию
б) служба по водным объектам
в) федеральное агентство по разведке подземных вод
11. На какой основе не осуществляется ведение мониторинга:
а) информационных средств
б) технических средств
в) автоматических средств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1.Укажите объекты мониторинга и методы исследования, используемые для биологического мониторинга.
2.Перечислите организмы, используемые в качестве биоиндикаторов и параметры оценки по ним состояния окружающей среды.
3. Назовите виды загрязнений, не менее 5 основных загрязняющих веществ и последствия их влияния на живые организма.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Перечень тем
1. Подходы к проблеме взаимодействия человека и природы на современном этапе.
2. Экологические правила Б. Коммонера.
3. Экологические кризисы в истории человечества.
4. Химическое загрязнение биосферы
5. Тепловое загрязнение биосферы
6. Биологическое загрязнение биосферы.
7. Парниковый эффект и его последствия
8. Проблема кислотных дождей
9. Озоновые дыры.
10. Деградация и загрязнение почв.
11. Загрязнение вод Мирового океана.
12. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды.
13. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
14. Проблема утилизации бытовых отходов
15. Проблема истощения природных ресурсов.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Перечень тем
Подходы к проблеме взаимодействия человека и природы на современном этапе.
2. Экологические правила Б. Коммонера.
3. Экологические кризисы в истории человечества.
4. Химическое загрязнение биосферы
5. Тепловое загрязнение биосферы
6. Биологическое загрязнение биосферы.
7. Парниковый эффект и его последствия
8. Проблема кислотных дождей
9. Озоновые дыры.
10. Деградация и загрязнение почв.
11. Загрязнение вод Мирового океана.
12. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды.
13. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
14. Проблема утилизации бытовых отходов
15. Проблема истощения природных ресурсов.
16. Экологический мониторинг состояния почв.
17. Экологический мониторинг качества поверхностных вод
18. Экологический мониторинг состояния атмосферы.
19. Проблемы адаптации человека в современных условиях среды
20. Общественное развитие и типы здоровья населения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Взаимоотношения человека и природы. Подходы и краткий очерк истории взаимодействия общества и природы.
2. Экологические «правила» Б. Коммонера.
3. Экологические кризисы в истории человечества (по Реймерсу).
4. Современные экологические проблемы и причины их возникновения. Формы взаимодействия общества и природы.
5. Региональный, национальный и глобальный уровни экологических проблем.
6. Понятие экологического риска и его оценка. Определение экологического кризиса, его признаки.
7. Экологические кризисы и эколо¬гические революции.
8. Глобальные экологические проблемы современности. Экологическая политика и устойчивое развитие.
9. Загрязнение биосферы. Понятие загрязнения, виды загрязнений.
10. Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Последствия загрязнения.
11. Изменение климата. Озоновые «дыры». Парниковый эффект. Кислотные дожди. Борьба с загрязнением атмосферы и охрана атмосферного воздуха.
12. Загрязнение вод Мирового океана. Источники загрязнения водоемов. Самоочищение водоемов. Санитарные условия спуска сточных вод. Охрана морей и океанов.
13. Загрязнение почв. Факторы почвообразования. Деградация и загрязнение почв. Опустынивание. Эрозия почв и борьба с ней. Почвы и здоровье человека.
14. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды пестицидами и нитратами и его последствия. Применение биологических методов борьбы с вредителями.
15. Радиоактивное загрязнение. Экологические последствия радиоактивного загрязнения. Судьба ядерных отходов в биосфере.
16. Проблема промышленных и бытовых отходов. Сбор и удаление, утилизация.
17. Проблемы истощения природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Особенности использования исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов.
18. Экологические последствия нерацио¬нального использования природных ресурсов. Ресурсные циклы. Земельные, водные и лесные кадастры.
19. Демографические проблемы и возможности биосферы. Основные концепции по проблемам народонаселения. Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы.
20. Современные особенности роста народонаселения. Демографические прогнозы роста народонаселения до 2000 и за пределами 2000 года.
21. Причины роста городов и урбанизации населения. Проблемы больших городов. Грамотность и рождаемость. Милитаризация и динамика населения. Проблемы безработицы. Проблемы «бедных» и «богатых» стран. Перенаселение.
21. Продовольственные проблемы. Голод как реальная проблема современности. Пути решения продовольственной проблемы.
22. Экологический мониториг состояния окружающей среды. Понятие экологического мониторинга. Виды мониторинга. Принципы его организации.
23. Методы контроля за качеством окружающей среды.
24. Биоиндикация загрязнений окружающей среды.
25. Основные критерии выделения зон с различной степенью экологической опасности.
26. Нормирование качества окружающей среды.
27. Экология и здоровье населения. Биосоциальная природа человека. Здоровье населения на различных этапах развития антропоэкосистем.
28. Основные проблемы развития человечества на современном этапе. Экологические стратегии выживания человечества.
29. Проблемы адаптации человека. Особенности адаптации и обитания человека в разных климатических зонах.
30. Общественное развитие и типы здоровья.
31. Влияние природных факторов и социально-экономических условий на здоровье человека.
32. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Рекреационная деятельность человека и ее последствия.
33. Основные тенденции изменения уровня здоровья населения. Социальная экология.
34. Город как искусственная среда обитания. Структура городской среды. Функциональное зонирование территории города. Проблемы экологической безопасности в городах.
35. Научные основы охраны окружающей среды. Охрана и рациональное использование окружающей среды. Современные проблемы охраны природы.
36. Факторы воздействия на живые организмы и причины вымирания и исчезновения видов.
37. Основные положения и принципы охраны живых организмов. Пути сохранения генофонда и биоразнообразия.
38. Особо охраняемые природные территории. Принципы организации сети ООПТ. Виды ООПТ.
39. Глобальные проблемы охраны природы: проблема сырьевых ресурсов, проблема пищевых продуктов, проблема энергетики. Охрана окружающей среды от загрязнения.
40. Общественные организации по охране природы. Международная деятельность по охране окружающей среды.
41. Правовая охрана окружающей среды.
42. Экологическое образование и воспитание. Экологическое мышление.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гривко Е., Глуховская М. Экология : актуальные направления: учебное пособие: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142
Л1.2 Зеленская Т.Г., Лысенко И.О., Степаненко Е.Е., Окрут С.В Современные проблемы экологии и природопользования: Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный журнал BioDat "Природа России" www.biodat.ru
Э2 Курс в Moodle "Актуальные проблемы экологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, BioDap, BiodiversityPro, Google Earth, Stop the Disasters, TRiM.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.