МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Ст. тр.-преп., Шмаков И.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Цифровая культура в профессиональной деятельности» является углубление общего информационного образования и информационной культуры студентов, а также формирование компьютерной грамотности, базовых практических знаний и навыков использования современных информационных технологий в различных областях профессиональной деятельности и решения типовых задач информационного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеть: навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать современные информационные технологии и программные, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыкими применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Блок лабораторных работ
1.1. Основы работы с файловыми менеджерами Лабораторные 2 2
1.2. Основы работы с текстовыми процессорами Лабораторные 2 4
1.3. Основы работы с табличными процессорами Лабораторные 2 4
1.4. Основы работы с базами данных Лабораторные 2 4
1.5. Основы работы с издательской системой TeX Лабораторные 2 4
1.6. Основы работы в операционной системе GNU/Linux Лабораторные 2 8
1.7. Основы программирования на языках: Python3, Ruby, Perl и Go Лабораторные 2 40 Л1.11, Л1.3, Л1.12, Л1.1, Л1.2, Л1.7, Л1.6, Л2.4, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.9, Л1.10, Л1.4, Л1.5, Л1.8, Л2.1
1.8. Основы работы с Gnuplot/Octave Лабораторные 2 6
Раздел 2. Блок самостоятельной работы
2.1. Работа в офисных приложениях Сам. работа 2 8
2.2. Издательские системы Сам. работа 2 10
2.3. Язык программирования python3 Сам. работа 2 22
2.4. Язык программирования Ruby Сам. работа 2 22
2.5. Язык программирования Perl Сам. работа 2 22
2.6. Язык программирования Go Сам. работа 2 22
2.7. Gnuplot/Octave Сам. работа 2 11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=385 и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6562.

Вопросы закрытого типа:
Вопросы к ОПК-2:
1. Хеш-табли́ца — это структура данных, реализующая интерфейс ассоциативного массива, а именно, она позволяет хранить пары (ключ, значение) и выполнять три операци. Ответ: да.
2. Стандарты кодирования GNU это набор правил и рекомендаций для написания программ, совместимых с GNU. Стандарты кодирования GNU были написаны Ричардом Мэттью Столлманом и другими волонтерами проекта GNU. Ответ: да.
3. Интерфе́йс (англ. interface) — программная/синтаксическая структура, определяющая отношение между объектами, которые разделяют определённое множество и не связаны никак иначе. Ответ: да.
4. В языке Си, структура (struct) — композитный тип данных, инкапсулирующий без сокрытия набор значений различных типов. Ответ: да.
5. Соотнесите определения и их описания: 1. Процеду́рное программи́рование 2. Функциона́льное программи́рование 3. Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) а. программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка. б. раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). в. методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определённого класса, а классы образуют иерархию наследования. Ответ: 1а, 2б, 3в.
6. Соотнесите язык программирования и объявление функции: 1. python 2. ruby 3. perl 4. go а. def equal_string(A, B): б. def test(a1 = "Ruby", a2 = "Perl") в. sub subroutine_name { г. func fc(i, j, k int) int { Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
7. Соотнесите язык программирования и объявление цикла for: 1. python 2. ruby 3. perl 4. go а. for i in range(1, 5): б. for i in 1..n do в. for (my $i=0; $i <= 9; $i++) { г. for i <= stop { Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
8. Соотнесите операторы в языке программирования Go: 1. break 2. continue а. останавливает выполнение текущего цикла. б. используется, когда требуется пропустить оставшуюся часть цикла, вернуться в начало цикла и продолжить новую итерацию этого цикла. Ответ: 1а, 2б.
9. Для языка программирования Ruby соотнесите генерацию последовательности и результат: 1. (1..5) 2. (1...5) 3. ('a'..'d') а. 1, 2, 3, 4, 5 б. 1, 2, 3, 4 в. 'a', 'b', 'c', 'd' Ответ: 1а, 2б, 3в.
10. Соотнесите методы и их описания (язык программирования Python): 1. «__init__» 2. «__repr__» 3. «__str__» а. данный метод вызывается при создании объекта (конструктор). б. данный метод должен возвращать текстовую строку, содержащую код (на языке Python), создающую объект, равный данному. в. данный метод возвращает строку, являющуюся описанием объекта в том виде, в котором его удобно будет воспринимать человеку. Ответ: 1а, 2б, 3в.
11. Соотнесите команды (язык программирования Python библиотека matplotlib): 1. plt.plot() 2. plt.xlabel() 3. plt.ylabel() 4. plt.show() 5. plt.title() 6. plt.xlim() 7. plt.ylim() а. построить рисунок б. надписи по оси X в. надписи по оси Y г. отобразить рисунок д. устанавливает заголовок рисунка е. ограничить рисунок по X ё. ограничить рисунок по Y Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё.
12. Команда plot нужна для (язык программирования Python и библиотека matplotlib): 1. построения двумерных зависимостей 2. построения одномерных зависимостей 3. построения трехмерных зависимостей 4. вывода анимации Ответ: 1.
13. Класс range() языка программирования Python генерирует последовательность в которой stop входит в последовательность? Ответ: нет.
14. Отметьте верные варианты написания строк по PEP8 (язык программирования Python): 1. def calc_dist(start, stop, step): 2. for i in range(start, stop, step): 3. Class my_class(): 4. def CalcDist(start, stop, step): Ответ: 1, 2.
15. Возможно ли создавать конфигурационные файлы Gnuplot для построения графиков без захода в режим интерпретации? Ответ: да.

Вопросы открытого типа:
Вопросы к ОПК-2:
1. Если в программе на языке программирования Go требуется вывести строку, то какую строчку нужно добавить в начале программы? Напишите её целиком. Ответ: import "fmt".
2. Исправьте строчку «fmt.Prtf("%d " fnew);». Напишите эту строку целиком. Ответ: fmt.Printf("%d ", fnew);.
3. Исправьте строчку «va n in64» (объявление переменной). Напишите эту строку целиком. Ответ: var n int64;.
4. Для языка программирования Ruby исправьте строчку «fr i in 1.5». Напишите эту строку целиком. Ответ: for i in 1..5.
5. Для языка программирования Ruby исправьте строчку «df my(var1 value1, var2 value2)». Напишите эту строку целиком. Ответ: def my(var1 = value1, var2 = value2)
6. Сколько раз выполнится цикл «for i in range(len(A)):», если «A = [1, 2, 3]»? Ответ: 3.
7. Исправьте строчку «def Dist(start, stop):» в соответствии с PEP8 (язык программирования Python). Напишите эту строку целиком. Ответ: def dist(start, stop):.
8. Для цикла «for i in range(start, 10, step):» (язык программирования Python). Напишите значения start, stop, step (пример: 1, 5, 3) чтобы цикл начался с 2-х и закончился 8-ю. Ответ: 2, 10, 2.
9. Вставьте необходимое слово в команду "**** '1.out' using 1:2:3 with pm3d" вместо **** (для программы Gnuplot): Ответ: splot.
10. Количество точек построения функций (samples) в gnuplot по умолчанию равно: Ответ: 100.
11. В Gnuplot имеется возможность повторной загрузки командного файла, это выполняется с использованием команды: Ответ: reread.
12. Напишите команду которая задаст соотношение высоты к ширине 2:1 (Gnuplot)?: Ответ: set size ratio 2.
13. Как расшифровывается сокращение lp в команде plot "out.dat" w lp (Gnuplot)?: Ответ: linespoints.
14. Напишите числом какой столбец из файла будет использоваться в качестве ординат при запуске команды plot "out.dat" using ($3+$1):2 with lines (Gnuplot)?: Ответ: 2.
15. Напишите какой столбец из файла будет использоваться в качестве абсцисс при запуске команды plot "out.dat" using 3:($1+$2) with lines (Gnuplot)?: Ответ: 3.
16. Напишите год первого релиза языка программирования Python: Ответ: 1991.
17. Напишите год первого релиза языка программирования Go: Ответ: 2009.
18. Напишите строчку подключения математической библиотеки в языке программирования Python, как синоним mh: Ответ: import math as mh.
19. Для подключения модуля «doctest» в Python как синоним dt используют следующую строчку: Ответ: import doctest as dt.
20. Чему должен быть равен «sys.argv[1]», чтобы выражение стоящее после «if (sys.argv[1] == 'help'):» выполнилось?: Ответ: help.

Вопросы по лабораторным работам связаны с лабораторными работами.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оформление отчёта по выполнению командной лабораторной работы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса и 1 практический.
К зачёту/экзамену допускаются студенты, получившие допуск (сдавшие все лабораторные работы).

Теоретические вопросы к зачету/экзамену:
1. Информатика как наука. Предмет и задачи информатики. Место информатики в ряду фундаментальных наук. Информатика и Computer Science. История развития информатики и средств вычислительной техники. Информационные ресурсы. Информационные технологии. Мировоззренческие, социально-экономические, правовые аспекты информатики.
2. Сигналы и данные. Аналоговые и цифровые данные. Измерение объема данных. Системы счисления. Алгоритмы перевода целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями. Двоичный цифровой код.
3. Понятие об информации. Свойства информации. Измерение количества информации. Энтропийный (вероятностный) подход.
4. Кодирование числовых данных. Кодирование целых и вещественных чисел. Прямой, обратный, дополнительный код. Кодирование вещественных чисел с фиксированной и плавающей точкой. Двоичная арифметика.
5. Кодирование текстовых данных. Кодовые таблицы. ASCII-код. Кодирование символов национальных алфавитов. Unicode.
6. Кодирование графических данных. Растровая и векторная графика. Системы кодирования цвета.
7. Кодирование звуковых и видео- данных. Избыточность графических, аудио- и видеоформатов. Сжатие данных с потерями.
8. Структуры данных. Виды обработки данных. Типовые операции с данными. Организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом. Проблема адресации и фрагментации данных. Файловая система.
9. Передача данных. Помехоустойчивость каналов передачи. Контроль четности. Код Хемминга.
10. Архивация данных. Алгоритмы сжатия без потерь. Приемы и методы работы со сжатыми данными.
11. Аппаратные средства информационных технологий. ЭВМ. Классическая (фон-неймановсая) и современная архитектура ЭВМ. Классификация современных компьютеров.
12. Персональный компьютер (ПК). Форм-факторы и аппаратные платформы современных ПК. Стандарт PC. Центральный процессор ПК. RISC и CISC-архитектура. Многоядерная архитектура.
13. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Системная плата. Оперативная память. Кэш память. Энергонезависимая память. Внешние запоминающие устройства. Периферийное оборудование. Мониторы. Устройства ввода. Печатающие устройства. Сканеры.
14. Программные средства информационных технологий. Классификация программного обеспечения. Прикладные программные пакеты общего и специального назначения. Интегрированные программные комплексы. Электронный офис.
15. Операционные системы. Основные функции. Место в структуре программного обеспечения. Классификация. Операционные системы для PC-совместимых персональных компьютеров.
16. Задачи текстовой обработки. Визуальное и логическое проектирование печатного документа. Текстовые процессоры и настольные издательские системы. Переносимые форматы текстовых документов. Автоматизация документооборота.
17. Задачи графической обработки. Векторная и растровая графика. Форматы графических данных. Графические редакторы. Презентационные пакеты.
18. Задачи табличной, статистической и математической обработки. Табличные процессоры. Пакеты инженерных расчетов и реализации специализированных математических методов. Средства автоматизации научно-исследовательских работ.
19. Задачи накопления и хранения данных. Понятие базы данных (БД). Физическая и логическая организация данных в БД. Системы управления базами данных. Проектирование структур БД. Визуальное и логическое проектирование баз данных. Язык SQL.
20. Справочные и экспертные системы. Моделирование знаний. Основы технологий искусственного интеллекта.
21. Средства коммуникаций в информационных системах. Компьютерные сети. Понятие локальной и глобальной компьютерной сети. Структурная и функциональная организация компьютерных сетей. Сетевое оборудование.
22. Структура и состав современной автоматизированной информационной системы (ИС). Особенности построения ИС. Модели ИС. Тенденции развития ИС.
23. Введение в технологии информационной безопасности. Угрозы безопасности, характерные для современных распределенных систем обработки информации. Защищенная информационная система. Основные сервисы подсистемы информационной безопасности и механизмы их реализации. Шифрование.
24. Интернет. Основы построения и функционирования. История развития. Сервисы Интернет. Всемирная паутина. Языки разметки веб-документов.
25. Основы автоматизации задач. Постановка задачи. Алгоритмизация и программирование. Этапы разработки и жизненный цикл программ. Структурное и объектно-ориентированное программирование. Визуальное и макропрограммирование.
26. Основы работы с операционной системой. Основные элементы и технологии пользовательского интерфейса. Запуск и управление работой приложений.
27. Программы-оболочки. Операции с файловой системой. Стандартные приложения операционной системы. Механизм связывания и внедрения объектов. Буфер обмена.
28. Веб-броузер. Интранет-ресурсы учебно-методического назначения.
29. Работа с программами архивации данных. Эффективность обратимого сжатия данных разного типа и данных, закодированных в разных форматах.
30. Текстовый процессор. Основы работы. Ввод и форматирование текста. Верстка абзацев и страниц. Вставка иллюстраций, таблиц. Создание собственных иллюстраций в векторном формате.
31. Использование стилей в текстовом документе. Поля форм. Средства автоматизации (вставка оглавлений, предметных указателей, списков таблиц и иллюстраций).
32. Совместная работа над текстовым документом. Автоматизированные рассылки.
33. Программы просмотра графических файлов. Графические редакторы и конверторы. Сравнение распространенных растровых графических форматов, использующих сжатие с потерями. Создание и редактирование векторных и растровых графических документов, конвертация в различные форматы.
34. Основные форматы и технологии создания электронных презентаций.
35. Табличный процессор. Основы работы. Ввод данных. Форматирование таблиц. Формулы. Защита аргументов при автозаполнении.
36. Табличный процессор. Простейшие расчеты. Стандартные функции различных категорий.
37. Табличный процессор. Загрузка данных из внешних источников. Средства визуализации данных. Сортировка и фильтрация данных. Группировка данных, сводные таблицы и итоги.
38. Табличный процессор. Макропрограмммирование.
39. Табличный процессор. Построение регрессионных моделей и прогнозирование. Стандартный и обобщенный метод наименьших квадратов.
40. Табличный процессор. Численное решение алгебраических уравнений.
41. Табличный процессор. Статистическая обработка данных. Частотный анализ.
42. Табличный процессор. Задачи оптимизации (поиск экстремума целевой функции при заданной системе ограничений).
43. Табличный процессор. Решение задач, сводящихся к численному дифференцированию, интегрированию, решению обыкновенных дифференциальных уравнений простейшими разностными методами.
44. Реляционные системы управления базами данных (СУБД). Основы работы. Создание таблиц.
45. СУБД. Загрузка данных из внешних источников. Индексирование и связывание таблиц.
46. СУБД. Простейшие запросы к базам данных.
47. Система компьютерной верстки TeX. Основы создания простейщих документов.
48. Система компьютерной верстки TeX. Автоматические списки и ссылки. Оформление формулы.
49. Система компьютерной верстки TeX. Создание презентации с помощью пакета Beamer.
50. Система компьютерной верстки TeX. Оформление библиографии по ГОСТ.
51. Понятие алгоритма. Алгоритмическая система. Алгоритмизация.
52. Технология разработки алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры.
53. Парадигмы программирования. Развитие языков программирования.
54. Стандартные типы данных в языках программирования: Python3, Ruby, Perl и Go.
55. Операторы ветвления, циклы в языках программирования: Python3, Ruby, Perl и Go.
56. Принципы создания рекурсивных функций.
57. Обработка текстовых данных с помощью языка программирования Perl.
58. Обработка текстовых данных на языках программирования: Python3, Ruby и Go.
59. Графическая библиотека Tkinter.
60. Понятие алгоритма. Алгоритмическая система. Алгоритмизация.
61. Технология разработки алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры.
62 Парадигмы программирования. Развитие языков программирования.
63. Стандартные типы данных в языках программирования: Python3, Ruby, Perl и Go.
64. Операторы ветвления, циклы в языках программирования: Python3, Ruby, Perl и Go.
65. Принципы создания рекурсивных функций.
66. Обработка текстовых данных с помощью языка программирования Perl.
67. Обработка текстовых данных на языках программирования: Python3, Ruby и Go.
68. Графическая библиотека Tkinter.
69. Научные библиотеки NumPy и Scipy.
70. Построение графиков с помощью Gnuplot и python3-matplotlib.
71. Функции в языке программирования Python3, Ruby и Go. Объявление и определение функций.
72. Функции в языке программирования Python3, Ruby и Go. Локальные и глобальные пе-ременные. Строки, массивы и структуры в качестве параметров функций.
73. Функции в языке программирования Python3, Ruby и Go. Рекурсия.
74. Организация хеш-таблиц для быстрого доступа к данным.


Фонды оценочных средств представлены на образовательном портале АлтГУ. Дисицплина «Информатика» и «Языки программирования высокого уровня». Адрес: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=385 и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6562.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергиевский Г.М., Волченков Н.Г. Функциональное и логическое программирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Г. М. Сергиевский, Н. Г. Волченков Функциональное и логическое программирование: учеб. пособие для вузов Академия, 2010
Л1.3 С. А. Ашманов Линейное программирование: [учеб. пособие для вузов] М.: Наука, 1981
Л1.4 Буйначев С. К., Боклаг Н. Ю. Основы программирования на языке Python: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.5 Мельников С. В. Регулярные выражения Perl и их применение: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.6 Саммерфильд М. Программирование на Go. Разработка приложений XXI века: Уровень образования: Бакалавриат, Магистратура Москва : ДМК Пресс,, 2013 e.lanbook.com
Л1.7 Хахаев И. А. Практикум по алгоритмизации и программированию на Python: курс М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016//ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Л1.8 Северенс Ч. Введение в программирование на Python: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.9 Фултон Х., Арко А. Путь Ruby: Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л1.10 Златопольский Д.М. Основы программирования на языке Python: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л1.11 Сергей Фельдман Системное программирование на персональном компьютере: учеб. пособие для вузов: [курс лекций] М.: Новый издат. дом, 2004
Л1.12 Синицын С.В., Михайлов А.С., Хлытчиев О.И. Программирование на языке высокого уровня: учебник М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шелудько В. М. Основы программирования на языке высокого уровня Python: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для вузов Ростов-на-Дону, Таганрог: Южный федеральный университет, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Хартл М. Ruby on Rails для начинающих: Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Эдельсон Д., Лю Г. JRuby. Сборник рецептов: Научно-популярная литература Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
Л2.4 Л. Рамальо Python. К вершинам мастерства: ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Зацепин П.М. Основы программирования. Типизация, простые типы данных, ввод-вывод и операции выбора: метод. указания по выполнению лаб. работ Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
Л3.2 Зацепин П.М. Базовые принципы программирования: метод. указания по выполнению лаб. работ Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
Л3.3 Зацепин П.М. Основы программирования. Массивы, циклы, множественный выбор: метод. указ. по выполнению лаб. работ Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс portal.edu.asu.ru
Э2 курс portal.edu.asu.ru
Э3 курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС: Debian GNU/Linux или LinuxMint
Набор оффисного приложения: Libreoffice.
Интерпретаторы и компиляторы для языков программирования: Python3, Ruby, Perl и Go.
Программа для построения графиков: Gnuplot.
Распределённая система управления версиями: Git.
TeXLive с набором для работы с TeX (LaTeX/XeLaTeX), Beamer, Biber.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным на образовательном портале дисицплины «Информатика», «Языки программирования высокого уровня» и «Издательские системы». Затем выполнить тесты и выполнить лабораторные работы. Так же рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные вехи в «докомпьютерном» развитии вычислительной техники?
2. В чем состоят основные принципы работы аналитической машины Ч. Бэббиджа?
3. Когда и кем была создана первая в мире ЭВМ?
4. Какую роль в обеспечении функционирования ЭВМ играет булева алгебра?
5. Опишите в общих чертах классическую архитектуру ЭВМ согласно принципам фон Неймана.
6. Что понимается под термином «шинная архитектура» ЭВМ?
7. В чем заключается принцип классификации ЭВМ по поколениям?
8. Что такое интегральная схема?
9. Как выглядит функциональная классификация ЭВМ?
10. Что может значить термин «рабочая станция»?
11. Что такое разрядность применительно к аппаратным и программным средствам?
12. Как организована память современных ЭВМ?
13. Каковы перспективы совершенствования технической базы и принципов управления ЭВМ?
14. Что подразумевается под термином «персональный компьютер»?
15. Назовите две наиболее распространенных на сегодняшний день аппаратных платформы персональных ЭВМ.
16. Что такое принцип открытой архитектуры? Каким образом он способствовал распространению аппаратной платформы IBM PC?
17. Какие устройства входят в базовую аппаратную конфигурацию персональной ЭВМ?
18. Перечислите основные виды дополнительного периферийного оборудования персонального компьютера.
19. Дайте классификацию программного обеспечения ЭВМ.
20. Дайте классификацию прикладных программных средств.
21. Что такое операционная система? Каковы основные функции операционных систем?
22. По каким основным признакам классифицируют операционные системы?
23. Что такое файл и каталог?
24. Что такое файловая система и файловая структура?
25. Назовите наиболее распространенные операционные системы для персональных компьютеров.