МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Операционные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Скурыдин Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Операционные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/22-23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/22-23
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию современных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории операционных систем; привить навыки работы с различными языками программирования для создания системных программ; изложить основные принципы архитектурной организации системного программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знать: современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Уметь: выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеть: навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-5Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Знать: основы системного администрирования, администрирования СУБД, современные стандарты информационного взаимодействия систем
ОПК-5.2 Уметь: выполнять параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
ОПК-5.3 Владеть: навыками инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
основы системного администрирования, администрирования СУБД, современные стандарты информационного взаимодействия систем
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
выполнять параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический раздел
1.1. Назначение и функции операционных систем; мультипрограммирование; режим разделения времени; многопользовательский режим работы; режим работы и ОС реального времени; универсальные операционные системы и ОС специального назначения; классификация операционных систем; модульная структура построения ОС и их переносимость. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.2. Назначение и функции операционных систем; мультипрограммирование; режим разделения времени; многопользовательский режим работы; режим работы и ОС реального времени; универсальные операционные системы и ОС специального назначения; классификация операционных систем; модульная структура построения ОС и их переносимость. Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.3. Архитектура операционной системы. Ядро и модули ОС. Микроядерная архитектура. Мультипрограммирование. Режим разделения времени. Многопользовательский режим работы. Режим работы и ОС реального времени. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.4. Архитектура операционной системы. Ядро и модули ОС. Микроядерная архитектура. Мультипрограммирование. Режим разделения времени. Многопользовательский режим работы. Режим работы и ОС реального времени. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.5. Управление процессором; понятие процесса и ядра; сегментация виртуального адресного пространства процесса; структура контекста процесса; идентификатор и дескриптор процесса; иерархия процессов; диспетчеризация и синхронизация процессов; понятия приоритета и очереди процессов. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.8, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.9, Л2.4
1.6. Управление процессором; понятие процесса и ядра; сегментация виртуального адресного пространства процесса; структура контекста процесса; идентификатор и дескриптор процесса; иерархия процессов; диспетчеризация и синхронизация процессов; понятия приоритета и очереди процессов. Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.7. Управление памятью; совместное использование памяти; защита памяти; механизм реализации виртуальной памяти; стратегия подкачки страниц; принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.8. Управление памятью; совместное использование памяти; защита памяти; механизм реализации виртуальной памяти; стратегия подкачки страниц; принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.8, Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.9. Файловая система и управление памятью. Физическая организация. Принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа. Лекции 3 4 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.10. Файловая система и управление памятью. Физическая организация. Принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа. Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.11. Средства обработки сигналов; понятие событийного программирования; средства коммуникации процессов; способы реализации мультипрограммирования; понятие прерывания; многопроцессорный режим работы. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.12. Средства обработки сигналов; понятие событийного программирования; средства коммуникации процессов; способы реализации мультипрограммирования; понятие прерывания; многопроцессорный режим работы. Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.13. Особенности операционных систем семейства Windows Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.14. Особенности операционных систем семейства Windows Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
1.15. Особенности операционных систем семейства UNIX Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-2.1 Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Работа с файловыми менеджерами Лабораторные 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.2. Работа с файловыми менеджерами Сам. работа 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.3. Работа с файлами и дисками в ОС Windows Лабораторные 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.4. Работа с файлами и дисками в ОС Windows Сам. работа 3 3 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.5. Работа с протоколом TCP/IP в ОС Windows Лабораторные 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.6. Работа с протоколом TCP/IP в ОС Windows Сам. работа 3 2 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.7. Организация консоли администрирования в ОС Windows XP Лабораторные 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.8. Организация консоли администрирования в ОС Windows XP Сам. работа 3 2 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.9. Работа с ОС Windows XP. Основы Visual Basic Application Лабораторные 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.10. Работа с ОС Windows XP. Основы Visual Basic Application Сам. работа 3 2 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.11. ОС Unix для пользователя. Команды ОС Unix Лабораторные 3 6 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
2.12. ОС Unix для пользователя. Команды ОС Unix Сам. работа 3 4 ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.7, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.9
Раздел 3. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4642

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 "Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности"

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Контекст процесса и дескриптор процесса - это…
а. не одно и то же
б. одно и то же
в. понятия, не характеризующие процесс в его современном понимании
Правильный ответ а
Вопрос 2. Параметры планирования процессов могут быть…
а. статическими
б. синхронными
в. автоматическими
Правильный ответ а
Вопрос 3. Перевод процесса из одного состояния в другое возможен…
а. только со стороны центрального процессора
б. как со стороны операционной системы, так и центрального процессора
в. только со стороны операционной системы
Правильный ответ в
Вопрос 4. Время, затрачиваемое на переключение контекста процесса…
а. может быть использовано вычислительной системой для совершения полезной работы
б. никогда не используется системой для совершения полезной работы
в. не снижает производительность работы вычислительной системы
Правильный ответ б
Вопрос 5. Инициатором рождения нового процесса может быть…
а. аппаратное прерывание
б. операционная система
в. устройство ввода-вывода
Правильный ответ б
Вопрос 6. К данным, необходимым для планирования использования центрального процессора, относится…
а. объем памяти вычислительной системы
б. ширина машинного слова
в. размер адресного пространства
Правильный ответ в
Вопрос 7. Выделение процессу стека и системных ресурсов происходит на этапе…
а. рождения
б. готовности
в. исполнения
Правильный ответ а
Вопрос 8. Использование квантов времени характерно для алгоритма планирования…
а. FCFS
б. Round Robin
в. SJF
Правильный ответ б
Вопрос 9. Основной функцией операционной системы при работе с памятью является…
а. контроль за состоянием устройств размещения данных
б. связывание логических и физических адресных пространств
в. выделение процессам ресурсов памяти
Правильный ответ б
Вопрос 10. Основной причиной возникновения тупиков является…
а. попытка доступа к разделяемым ресурсам нескольких процессов одновременно
б. блокировка работы системы ввода-вывода
в. сбой в работе центрального процессора
Правильный ответ а
Вопрос 11. Последовательное выполнение действий в вычислительной системе, направленное на достижение цели, называется…
а. нитью исполнения
б. процессом
в. активностью
Правильный ответ в
Вопрос 12. Нить исполнения - это…
а. абстракция внутри понятия «процесс»
б. понятие, не имеющее отношения к вычислительным системам
в. синоним понятия «процесс»
Правильный ответ а
Вопрос 13. Кооперация процессов позволяет…
а. увеличить надежность работы вычислительной системы
б. избежать ошибок
в. увеличить скорость работы вычислительной системы
Правильный ответ в
Вопрос 14. Зависимость времени ожидания и времени исполнения от порядка расположения в очереди свойственна алгоритму планирования…
а. FCFS
б. Round Robin
в. SJF
Правильный ответ а
Вопрос 15. Основной задачей планировщика является выбор для исполнения нового процесса из числа находящихся в состоянии…
а. ожидания
б. завершения исполнения
в. готовности
Правильный ответ в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено не менее 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено не более 50% заданий
"отлично" - верно выполнено 85..100% заданий; "хорошо" - верно выполнено 70..84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнены 50..69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнены менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задание 1. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что контекст процесса и дескриптор процесса - это одно и то же
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как это разные понятия; дескриптор содержит информацию об основных характеристиках процесса - идентификаторе, владельце, времени создания и т.п., а контекст - содержимое регистров, таблица файлов, открытых процессом, значения системных переменных и т.д.
Задание 2. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что параметры планирования процессов могут быть статическими, является ...
Правильный ответ: высказанное утверждение является верным, так как параметры планирования могут быть статическими (не меняющимися с течением времени, например, предельные значения требуемых процессу ресурсов) и динамическими (меняющимися с течением времени, например, объем свободных ресурсов на данный момент)
Задание 3. Пояснить, кто или что осуществляет перевод процесса из одного состояния в другое
Правильный ответ: перевод процесса из одного состояния в другое может быть выполнен только операционной системой
Задание 4. Пояснить, может ли время, затрачиваемое на переключение контекста процесса, быть использовано системой для совершения полезной работы
Правильный ответ: нет, время, затрачиваемое на переключение контекста процесса, не может быть использовано системой для совершения полезной работы, так как при переключении контекста ядро процессора или ядра процессора задействованы в осуществлении переключения, и не могут выполнять другую работу
Задание 5. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что переключение контекста процесса приводит к снижению производительности вычислительной системы
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является верным, так как при переключении контекста система не может выполнять полезную работу
Задание 6. Пояснить, может ли операционная система быть инициатором рождения нового процесса
Правильный ответ: да, операционная система может быть инициатором создания нового процесса - прежде всего системного, необходимого для поддержания работоспособности системы в целом, или ее отдельных компонентов
Задание 7. Пояснить, может ли устройство ввода-вывода быть инициатором рождения нового процесса
Правильный ответ: нет, устройство ввода-вывода не может быть инициатором создания нового процесса, так как устройство ввода-вывода является пассивной системной составляющей, управляемой со стороны операционной системы
Задание 8. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что ширина машинного слова относится к данным, необходимым для планирования использования центрального процессора
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как ширина машинного слова - один из важнейших статических параметров вычислительной системы, под который адаптирована и операционная система, установленная на ней, имея соответствующую разрядность
Задание 9. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что размер адресного пространства относится к данным, необходимым для планирования использования центрального процессора
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является верным, так как размер адресного пространства напрямую связан с объемом доступной системе памяти
Задание 10. Пояснить, на каком этапе жизненного цикла процесса происходит выделение процессу стека и системных ресурсов
Правильный ответ: выделение процессу стека и системных ресурсов происходит на этапе рождения процесса
Задание 11. Пояснить, для какого алгоритма планирования процессов характерно использование квантов времени
Правильный ответ: использование квантов времени характерно для алгоритма планирования Round Robin; каждый процесс из очереди получает процессор (или одно из ядер процессора) в свое распоряжение на определенный период времени, по истечение которого процесс обязан приостановить свою работу и уступить процессор очередному процессу
Задание 12. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что основной функцией операционной системы при работе с памятью является связывание логических и физических адресных пространств
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является правильным, так как связывание логических и физических адресных пространств - обязательная процедура, необходимая для осуществления работы с памятью в вычислительной системе
Задание 13. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что основной функцией операционной системы при работе с памятью является контроль за состоянием устройств размещения данных
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как основной функцией операционной системы при работе с памятью является связывание логических и физических адресных пространств, а контроль за состоянием устройств размещения данных хоть и относится к функции операционной системы, но является вторичным
Задание 14. Пояснить, является ли попытка доступа к разделяемым ресурсам нескольких процессов одновременно основной причиной возникновения тупиков
Правильный ответ: да, попытка доступа к разделяемым ресурсам нескольких процессов одновременно является основной причиной возникновения тупиков, так как при такой попытке возникает неопределенность для системы - какой из процессов имеет больший приоритет, к тому же высока вероятность неконтролируемого повреждения данных
Задание 15. Пояснить, что в вычислительной системе называется активностью
Правильный ответ: активностью называется последовательное выполнение действий в вычислительной системе, направленное на достижение цели
Задание 16. Пояснить, что в вычислительной системе называется нитью исполнения
Правильный ответ: нитью исполнения в вычислительной системе называется абстракция внутри понятия «процесс», определяющая составную часть его активности
Задание 17. Пояснить, относится ли к понятию вычислительной системы понятие "нить исполнения"
Правильный ответ: да, понятие "нить исполнения" относится к понятию вычислительной системы, и определяет внутри понятия "процесс" одну из составных частей его комплекса активностей
Задание 18. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что кооперация процессов позволяет избежать ошибок в работе вычислительной системы
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как кооперация процессов предполагает их взаимодействие, что усложняет работу системы и увеличивает вероятность возникновения ошибок
Задание 19. Пояснить, какому алгоритму планирования свойственна зависимость времени ожидания и времени исполнения от порядка расположения в очереди
Правильный ответ: зависимость времени ожидания и времени исполнения от порядка расположения в очереди свойственна алгоритму планирования FCFS, при использовании которого учитывается как время ожидания, так и время исполнения, а также порядок расположения процессов в очереди
Задание 20. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что, основной задачей планировщика является выбор для исполнения нового процесса из числа находящихся в состоянии готовности
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является верным, так как состояние готовности предполагает полную подготовленность процесса к запуску - для этого он наделен всеми необходимыми атрибутами

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
"Отлично"/зачтено. Ответ полный, развернутый. Суть передана исчерпывающе и точно, принятая терминология полностью сохранена. Ошибок нет.
"Хорошо"/зачтено. Ответ полный, но краток. Суть передана точно, но имеются неточности в использовании терминологии. Ошибки незначительны.
"Удовлетворительно"/зачтено. Ответ неполный. Значительные неточности в применении терминологии. Студент владеет частью материала.
"Неудовлетворительно"/не зачтено. Ответа нет, либо он не раскрывает сути требуемого. Студент не владеет материалом.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 "Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем"


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Операционные системы ...
а. могут быть распределенными в вычислительных системах любого вида
б. не могут быть распределенными
в. могут быть распределенными только в локальных вычислительных системах
Правильный ответ а
Вопрос 2. Получение процессом адресного пространства для загрузки программного кода происходит на этапе … процесса
а. рождения
б. ожидания
в. исполнения
Правильный ответ а
Вопрос 3. Одним из вариантов развития состояния «процесс исполняется» является…
а. перезагрузка процесса
б. отмена процесса
в. приостановка процесса
Правильный ответ в
Вопрос 4. Процесс – это совокупность находящихся под управлением операционной системы…
а. инструкций, поступающих со стороны пользователя и исполняющихся команд
б. исполняющихся команд, и ресурсов, ассоциированных с процессом
в. инструкций, поступающих со стороны пользователя и всех программных ресурсов системы
Правильный ответ б
Вопрос 5. Процесс для операционной системы – это прежде всего…
а. виртуальный объект в памяти вычислительной системы
б. заявка на потребление системных ресурсов
в. последовательность прерываний
Правильный ответ б
Вопрос 6. Абстракция, описывающая выполняемую программу, называется…
а. виртуальной средой
б. действием
в. процессом
Правильный ответ в
Вопрос 7. Процесс в вычислительных системах рассматривается…
а. только как динамический объект
б. только как статический объект
в. как динамический, так и статический объект
Правильный ответ а
Вопрос 8. Одним из признаков распределенной организации операционной системы является…
а. наличие нескольких служб времени
б. многонитевая обработка
в. наличие нескольких справочных служб
Правильный ответ б
Вопрос 9. К уровням планирования процессов в вычислительной системе относятся…
а. краткосрочное и долгосрочное планирование
б. приоритетное и синхронное планирование
в. краткосрочное и ситуативное планирование
Правильный ответ а
Вопрос 10. Одноразовые операции…
а. могут приводить к изменению количества процессов, находящихся под управлением операционной системы
б. связаны только с высвобождением ресурсов
в. не могут приводить к изменению количества процессов, находящихся под управлением операционной системы
Правильный ответ а
Вопрос 11. Дескриптор процесса содержит…
а. идентификатор процесса и информацию о состоянии процесса
б. информацию о содержимом программного счетчика и информацию о режиме работы процессора
в. информацию о содержимом регистров процессора и идентификатор процесса
Правильный ответ а
Вопрос 12. К контексту процесса относятся…
а. состояние регистров, указатели на открытые файлы и коды ошибок
б. тип центрального процессора, коды ошибок и состояние регистров
в. состояние регистров и имя пользователя, инициировавшего процесс
Правильный ответ а
Вопрос 13. Код и данные, расположенные в адресном пространстве процесса, относятся к…
а. системному контексту
б. пользовательскому контексту
в. регистровому контексту
Правильный ответ б
Вопрос 14. К контексту процесса относятся…
а. регистровый, пользовательский и системный контексты
б. контекст памяти и пользовательский контекст
в. регистровый, пользовательский контексты и контекст устройства управления
Правильный ответ а
Вопрос 15. Структура Process Control Block …
а. не зависит от операционной системы
б. не может состоять из нескольких связанных структур и зависит от операционной системы
в. может состоять из нескольких связанных структур и зависит от операционной системы
Правильный ответ в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено не менее 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено не более 50% заданий
"отлично" - верно выполнено 85..100% заданий; "хорошо" - верно выполнено 70..84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнены 50..69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнены менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задание 1. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что операционные системы могут быть распределенными только в локальных вычислительных системах
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как операционные системы могут быть распределенными в вычислительных системах любых типов
Задание 2. Пояснить, на каком этапе процесса имеет место получение процессом адресного пространства для загрузки программного кода
Правильный ответ: получение процессом адресного пространства для загрузки программного кода имеет место на этапе рождения процесса
Задание 3. Пояснить, является ли приостановка процесса одним из вариантов развития состояния «процесс исполняется»
Правильный ответ: да, приостановка процесса является одним из штатных вариантов развития состояния «процесс исполняется»
Задание 4. Пояснить, является ли перезагрузка процесса одним из вариантов развития состояния «процесс исполняется»
Правильный ответ: понятие "перезагрузки процесса" не имеет смысла, поэтому не может являться одним из вариантов развития состояния «процесс исполняется»
Задание 5. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что процесс – это совокупность находящихся под управлением операционной системы исполняющихся команд, и ресурсов, ассоциированных с процессом
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является верным, процесс – это совокупность находящихся под управлением операционной системы исполняющихся команд, и ресурсов, ассоциированных с данным процессом
Задание 6. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что процесс – это совокупность находящихся под управлением операционной системы инструкций, поступающих со стороны пользователя и всех программных ресурсов системы
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, инструкции не могут быть составной частью процесса
Задание 7. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что процесс для операционной системы – это прежде всего заявка на потребление системных ресурсов
Правильный ответ: высказанное утверждение является правильным, так как любой процесс в первую очередь требует для своего исполнения определенных ресурсов - процессорного времени, памяти, портов ввода-вывода и т.п.
Задание 8. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что процесс для операционной системы – это прежде всего последовательность прерываний
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как последовательность прерываний - это совокупность действий, инициируемых операционной системой в зависимости от контекста текущей ситуации, в том числе по отношению ко множеству процессов
Задание 9. Пояснить, что называется процессом в вычислительной системе
Правильный ответ: процессом в вычислительной системе называется абстракция, описывающая выполняемую программу
Задание 10. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что процесс в вычислительных системах может рассматриваться как динамический и как статический объект
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как процесс - это не объект, а абстрактное понятие, описывающее выполняемую программу
Задание 11. Пояснить, можно ли говорить о том, что многонитевая обработка является одним из признаков распределенной организации операционной системы
Правильный ответ: да, многонитевая обработка является одним из признаков распределенной организации операционной системы, так как распределенные операционные системы организованы таким образом, что один процесс может быть разделен на т.н. нити, каждая из которых реализуется параллельно с другими нитями этого процесса
Задание 12. Пояснить, какие уровни планирования процессов могут быть использованы в вычислительной системе
Правильный ответ: с точки зрения деления на уровни, в вычислительных системах могут быть выделены краткосрочное и долгосрочное планирование процессов
Задание 13. Пояснить, что содержит дескриптор процесса
Правильный ответ: дескриптор процесса содержит идентификатор процесса и информацию о его состоянии
Задание 14. Пояснить, содержит ли дескриптор процесса информацию о содержимом программного счетчика
Правильный ответ: дескриптор процесса не содержит информацию о содержимом программного счетчика
Задание 15. Пояснить, к какому из контекстов процесса относятся код и данные, расположенные в адресном пространстве этого процесса
Правильный ответ: код и данные, расположенные в адресном пространстве процесса, относятся к пользовательскому контексту
Задание 16. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что структура Process Control Block может состоять из нескольких связанных структур и зависит от операционной системы
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является правильным, так как структура блока управления процессом (Process Control Block) определяется архитектурой используемой операционной системы и может состоять из нескольких структур, связанных друг с другом
Задание 17. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что структура Process Control Block не зависит от операционной системы
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как структура блока управления процессом (Process Control Block) определяется архитектурой используемой операционной системы
Задание 18. Пояснить, что называется контекстом процесса
Правильный ответ: контекст процесса это состояние(содержимое) регистров, указателей на открытые файлы и коды ошибок, код и данные, расположенные в адресном пространстве процесса; контекст может быть пользовательским, аппаратным и системным
Задание 19. Пояснить, могут ли одноразовые операции приводить к изменению количества процессов, находящихся под управлением операционной системы
Правильный ответ: да, одноразовые операции могут приводить к изменению количества процессов, находящихся под управлением операционной системы; пример такой операции - остановка/завершение процесса
Задание 20. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что многонитевая обработка не является признаком распределенной организации операционной системы
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как распределенные операционные системы организованы таким образом, что один процесс может быть разделен на т.н. нити, каждая из которых реализуется параллельно с другими нитями этого процесса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
"Отлично"/зачтено. Ответ полный, развернутый. Суть передана исчерпывающе и точно, принятая терминология полностью сохранена. Ошибок нет.
"Хорошо"/зачтено. Ответ полный, но краток. Суть передана точно, но имеются неточности в использовании терминологии. Ошибки незначительны.
"Удовлетворительно"/зачтено. Ответ неполный. Значительные неточности в применении терминологии. Студент владеет частью материала.
"Неудовлетворительно"/не зачтено. Ответа нет, либо он не раскрывает сути требуемого. Студент не владеет материалом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Лабораторные работы:
Работа с файловыми менеджерами
Работа с файлами и дисками в ОС Windows
Работа с протоколом TCP/IP в ОС Windows
Организация консоли администрирования в ОС Windows XP
Работа с ОС Windows XP. Основы Visual Basic Application
ОС Unix для пользователя. Команды ОС Unix
Рефераты:
Виды и особенности ядер операционных систем
Семейства операционных систем. Классификация операционных систем
Операционная система. Определение и назначение
Планировщик задач операционной системы
Распределение памяти. Процессы в операционных системах

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриценко Ю.Б. Операционные среды, системы и оболочки: учебное пособие: Учебное пособие ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2005 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таненбаум Э. Современные операционные системы: [пер. с англ.] СПб.: Питер, 2011
Л2.2 Г. В. Курячий, К. А. Маслинский. Операционная система Linux. Курс лекций : М.: Издательсктй дом ДМК-пресс, ЭБС «Лань», 2010 e.lanbook.com
Л2.3 Кондратьев В.К., Головина О.С. Операционные системы и оболочки: учебник Московский государственный университет экономики, статистики и информатики/ ЭБС "ONLINE", 2007 biblioclub.ru
Л2.4 Пахмурин Д. О. Операционные системы ЭВМ: учебное пособие ТУСУР, 2013 biblioclub.ru
Л2.5 Гордеев А.В. Операционные системы: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.6 АлтГУ, Каф. информ. систем в экономике Основы объектной модели MS'Office. Использование VBA и Windows Script Host: Барнаул, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.7 Горнец Н.Н., Рощин А.Г., Соломенцев В.В. Организация ЭВМ и систем: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л2.8 Синицын С.В., Батаев А.В., Налютин Н.Ю. Операционные системы: учебник М.: Академия, 2010
Л2.9 Гриценко Ю.Б. Операционные системы: учебное пособие : в 2-х ч., Ч. 2 [Электронный ресурс]: Учебное пособие Томск: ТУСУР, 2009 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Операционные системы" на Образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Основы операционных систем intuit.ru
Э3 Основы современных операционных систем intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
Условия использования: http://www.openoffice.org/license.html
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
FAR
Условия использования: http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
7-zip
Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt
Microsoft WindowsMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Перечень лабораторных работ, выполняемых в рамках курса:
1. Работа с файловыми менеджерами
2. Работа с файлами и дисками в ОС Windows
3. Работа с протоколом TCP/IP в ОС Windows
4. Организация консоли администрирования в ОС Windows
5. Работа с ОС Windows XP. Основы Visual Basic Application
6. Терминал и командная оболочка операционной системы Linux
7. Работа с файловой системой ОС Linux
8. Процессы в ОС Linux
9. Организация ввода-вывода в ОС Linux

На каждом из лабораторных занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме, начиная с первой. Студент выполняет изучение теоретической части работы, рассматривает представленные в описании примеры решений. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет решение задания, подготавливая пояснительную записку, в которой должны быть представлены результаты выполнения всех пунктов в соответствии с перечнем заданий.
После подготовки полного варианта пояснительной записки, ее проверки преподавателем, а также проверки работоспособности написанных студентом программных кодов (при необходимости), студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов по теме лабораторной работы. Количество таких вопросов – не менее 7 и не более 11. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей по списку лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.

На зачете/экзамене студент получает билет с двумя теоретическими вопросами из перечня, представленного в разделе Перечень вопросов к экзамену/зачету.