МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Шайдуров А.А.;старший преподаватель, Шмаков И.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/23-24
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений об общих принципах построения, функционирования и развития информационных систем, о роли информационных систем и средств вычислительной техники в решении задач сбора, передачи, хранения и обработки экономической информации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:
1. определение роли информационных процессов в экономике;
2. уяснение методических основ создания информационных систем и технологий;
3. проведение классификации видов информационных технологий накопления,
4. хранения и использования информации для подготовки и принятия решений;
5. рассмотрение информационно-технологических процедур проектирования важнейших видов технологического обеспечения;
6. учёт особенностей реализации интегрированных информационных технологий в экономической сфере и применения их в экономических системах;
7. ознакомление студентов с операционными системами современных ЭВМ;
8. изучение основных возможностей текстовых процессоров;
9. изучение основных возможностей табличных процессоров;
10. освоение практических навыков написания программ для ЭВМ, их отладки и решения экономических задач на основе этих программ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6.01Способен разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования программных средств вычислительной техники и автоматизированных систем.
ПК-6.01.1 Знать: критерии оценки качества тестирования, подходящие для программного обеспечения
ПК-6.01.2 Уметь: разрабатывать тестовые планы для отдельных модулей программного обеспечения; осуществлять выполнение тестовых планов; проводить анализ полученных результатов тестирования; настраивать окружение для непрерывной интеграции и/или развертывания в рамках тестирования программного обеспечения
ПК-6.01.3 Владеть: навыками определения и описания тестовых случаев, включая разработку авто тестов; разработки автоматических тестовых модулей для программного обеспечения
ПК-9.01Способен обеспечивать информационную безопасность на уровне БД.
ПК-9.01.1 Знать: угрозы безопасности БД и способы их предотвращения
ПК-9.01.2 Уметь: выявлять угрозы безопасности на уровне БД; осуществлять меры по устранению последствий нарушения
ПК-9.01.3 Владеть: программными средствами и инструментами восстановления безопасности на уровне БД
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения теории алгоритмов; методы анализа и синтеза, их реализацию с использованием средств вычислительной техники;
распределение функций между аппаратным и программным обеспечением.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять требования к вычислительным средствам для реализации разработанных алгоритмов управления;
разрабатывать структурные и функциональные схемы систем в целом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами решения функциональных задач систем управления (сбор информации, обработка данных, программное и аппаратное управление, процедуры идентификации и оптимизации);
навыками разработки технического задания на аппаратное и программное обеспечение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический раздел
1.1. Становление и развитие информационных технологий Лекции 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. Информационная технология как составная часть информатики Сам. работа 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Модели процессов извлечения, обработки данных, хранения, представления и использования в информационных системах Лекции 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Технологии автоматизированного офиса и технологии баз данных Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Мультимедиа-технологии, CASE-технологии Сам. работа 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.6. Геоинформационные технологии, технологии защиты информации Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.7. Модель процесса передачи данных в информационных системах Сам. работа 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.8. Телекоммуникационные технологии, Интернет-технологии Сам. работа 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.9. Технологии искусственного интеллекта Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Технологии искусственного интеллекта Сам. работа 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Представление знаний в информационных системах Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.12. Информационные технологии в экономике и управлении Сам. работа 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Информационные технологии в образовании, технологии автоматизированного проектирования Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Информационные технологии в образовании, технологии автоматизированного проектирования Сам. работа 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Технологии и средства обработки текстовой информации Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.16. Технологии и средства обработки текстовой информации Сам. работа 6 3 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.17. Технологии и средства обработки числовой информации Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.18. Технологии и средства обработки числовой информации Сам. работа 6 5 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.19. Технологии и средства обработки графической информации Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.20. Технологии и средства обработки графической информации Сам. работа 6 5 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.21. Технологии и средства обработки звуковой информации Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.22. Технологии и средства обработки звуковой информации Сам. работа 6 5 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.23. Технологии работы в базах данных Лекции 6 2 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.24. Технологии работы в базах данных Сам. работа 6 5 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.25. Технологии работы в сетях Лекции 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.26. Технологии работы в сетях Сам. работа 6 5 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.27. Построение информационных систем Лекции 6 4 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.28. Исследование предметной области Сам. работа 6 8 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Создание новой конфигурации. Дерево конфигурации. Объекты конфигурации. Создание справочников. Лабораторные 6 8 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.2. Создание новой конфигурации. Дерево конфигурации. Объекты конфигурации. Создание справочников. Сам. работа 6 10 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.3. Создание документов. Лабораторные 6 8 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.4. Создание документов. Сам. работа 6 10 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.5. Создание регистров накопления Лабораторные 6 8 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.6. Создание регистров накопления Сам. работа 6 10 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.7. Создание периодических регистров сведений Лабораторные 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.8. Создание периодических регистров сведений Сам. работа 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.9. Работа с перичислениями Сам. работа 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.10. Работа с перичислениями Лабораторные 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.11. Работа с запросами Лабораторные 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.12. Работа с запросами Сам. работа 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.13. Оптимизация работы документов Лабораторные 6 12 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.14. Оптимизация работы документов Сам. работа 6 13 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.15. Создание новой информационной конфигурации Сам. работа 6 16 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.16. Экзамен 6 27 ПК-9.01.1, ПК-9.01.2, ПК-9.01.3, ПК-6.01.1, ПК-6.01.2, ПК-6.01.3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=294.

Вопросы закрытого типа:
ПК-6.01:
1. Интерфе́йс (англ. interface) — программная/синтаксическая структура, определяющая отношение между объектами, которые разделяют определённое множество и не связаны никак иначе. Ответ: да.
2. UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. Ответ: да.
3. Стек (англ. stack — стопка; читается стэк) — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»). Ответ: да.
4. Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Ответ: нет.
5. Станда́рт оформле́ния ко́да (станда́рт коди́рования, стиль программи́рования) (англ. coding standards, coding convention или programming style) — набор правил и соглашений, используемых при написании исходного кода на некотором языке программирования. Ответ: да.
6. Действия, выполняемые с информацией, называются: 1. информационными процессами 2. физическими процессами 3. структурными процессами 4. организационными процессами Ответ: 1.
7. Какая система счисления используется в компьютере: 1. Десятичная 2. Восьмеричная 3. Шестнадцатеричная 4. Двоичная Ответ: 4.
8. В какой системе счисления значение цифры зависит от её положения в числе: 1. Непозиционная 2. Позиционная Ответ: 2.
9. Какие цифры содержатся в троичной системе счисления: 1. 0 2. 1 3. 2 4. 3 5. 4 6. 5 7. 6 8. 7 Ответ: 1, 2, 3.
10. Соотнесите три операции со стеком с их описанием: 1. push 2. pop 3. peek а. добавление элемента (иначе проталкивание). б. удаление элемента. в. чтение головного элемента. Ответ: 1а, 2б, 3в.
11. Действия, выполняемые с информацией, называются: 1. информационными процессами 2. физическими процессами 3. структурными процессами 4. организационными процессами Ответ: 1.
12. Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 32 строки по 64 символа (в кодировке UNICODE) в строке (ответ целое число): Ответ: 160.
13. К какому типу адреса можно отнести адрес — 8.8.8.8? 1. плоский 2. символьный 3. числовой Ответ: 3.
14. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица: 1. ASCII; 2. СР1251; 3. MS-DOS; 4. КОИ8-Р. Ответ: 1.
15. Пространственная дискретизация – это: 1. преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную; 2. преобразование графической информации из дискретной формы в аналоговую. Ответ: 1.

ПК-9.01:
1. Интерфе́йс (англ. interface) — программная/синтаксическая структура, определяющая отношение между объектами, которые разделяют определённое множество и не связаны никак иначе. Ответ: да.
2. Хеш-табли́ца — это структура данных, реализующая интерфейс ассоциативного массива, а именно, она позволяет хранить пары (ключ, значение) и выполнять три операции. Ответ: да.
3. Резидентная часть операционной системы постоянно находящаяся в оперативной памяти персонального компьютера в течение всей работы системы — это: 1. ядро операционной системы 2. оболочка операционной системы 3. транзитная часть операционной системы 4. драйвера 5. периферия Ответ: 1.
4. Соотнесите определения и их описания: 1. Процеду́рное программи́рование 2. Функциона́льное программи́рование 3. Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) а. программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка. б. раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). в. методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определённого класса, а классы образуют иерархию наследования. Ответ: 1а, 2б, 3в.
5. Условия Йоды (от англ. Yoda conditions), или нотация Йоды (англ. Yoda notation) в жаргоне программистов — «безопасный» стиль записи выражений сравнения при программировании на языках с Си-синтаксисом, заключающийся в написании константного члена выражения (константы или вызова функции) слева от оператора сравнения (то есть 5 \=\= a вместо привычного а \=\= 5). Ответ: да.
6. Действия, выполняемые с информацией, называются: 1. информационными процессами 2. физическими процессами 3. структурными процессами 4. организационными процессами Ответ: 1.
7. Распределенная база данных – это БД: 1. хранящаяся на одном компьютере; 2. различные части которой хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью. Ответ: 2.
8. База данных - это ...: 1. набор данных, собранных на одной дискете; 2. таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы; 3. совокупность хранящихся взаимосвязанных данных, предназначенная для хранения и функционального использования. Ответ: 3.
9. Централизованная база данных – это БД ... 1. хранящаяся на одном компьютере; 2. различные части которой хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью. Ответ: 1.
10. Количество возвращаемых записей в запросе ограничивается с помощью функции (для некоторых стандартов): 1. count; 2. sum; 3. left; 4. avg. Ответ 1.
11. Таблица без записей существовать: 1. может; 2. не может; 3. может, если в ней удалить все поля; 4. может, если в ней не определено ни одно поле. Ответ: 1.
12. Реляционная база данных – это хранилище данных: 1. в структуре файловой системы; 2. в структуре связанных страниц; 3. в структуре связанных таблиц; 4. произвольной структуры. Ответ: 3.
13. Что такое уникальный ключ? 1. если разность значений двух данных равна ключу; 2. если сумма значений двух данных равна ключу; 3. если в таблице есть только одно данное с таким ключом. Ответ: 3.
14. Установите соответствие между объектом БД и предназначением объекта: 1. таблица; 2. форма 3. запрос; 4. отчет а. хранение данных в виде записей и полей; б. облегчение ввода данных; в. получение необходимых данных; г. печать данных Ответ: 1а, 2б, 3в, 4г.
15. Установите соответствие между объектом таблицы и обозначением: 1. Строка 2. Столбец 3. (пустота) а. ЗАПИСЬ б. ПОЛЕ в. ИНДЕКС Ответ: 1а, 2б, 3в.

Вопросы открытого типа:
ПК-6.01:
1. Программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств — это (напишите в единственном числе): Ответ: драйвер.
2. Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компьютера, называется ...: Ответ: драйвер.
3. Процессор обрабатывает информацию в ... коде: Ответ: двоичном.
4. Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 32 строки по 64 символа (в кодировке UNICODE) в строке (ответ целое число): Ответ: 160.
5. Какая из конфигураций отличается повышенной надежностью? 1. общая шина 2. "кольцо" 3. "звезда" Ответ: 2.
6. База данных у которой различные части хранятся на множестве компьютеров, объединённых между собой сетью назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: распределенной.
7. База данных у которой все части хранятся на одном компьютере назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: централизованной.
8. Программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств — это (напишите в единственном числе): Ответ: драйвер.
9. Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компьютера, называется ...: Ответ: драйвер.
10. Процессор обрабатывает информацию в ... коде: Ответ: двоичном.
11. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) является ... памятью: Ответ: энергонезависимой.
12. Обработка информации ЭВМ производится ...: Ответ: процессором или CPU.
13. Линейный список, в котором доступен только последний элемент, называется: Ответ: стек.
14. Структура данных работа с элементами которой организована по принципу FIFO (первый пришел - первый ушел) это – : Ответ: очередь.
15. Линейный последовательный список, в котором включение исключение элементов возможно с обоих концов, называется ...: Ответ: деком.
16. В чём особенности очереди? Ответ: открыта с обеих сторон.
17. Структура данных представляет собой ...: Ответ: набор правил и ограничений, определяющих связи между отдельными элементами и группами данных.
18. Какую дисциплину обслуживания принято называть FIFO? Ответ: очередь.
19. Каково правило выборки элемента из стека? Ответ: последний элемент.
20. Как называется количество цифр в системе счисления? Ответ: основание.

ПК-9.01:
1. База данных у которой различные части хранятся на множестве компьютеров, объединённых между собой сетью назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: распределенной.
2. База данных у которой все части хранятся на одном компьютере назвается (одно слово, заканчивающиеся на -ой): Ответ: централизованной.
3. Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 32 строки по 64 символа (в кодировке UNICODE) в строке (ответ целое число): Ответ: 160.
4. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая добавляет элемент: Ответ: push.
5. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая удаляет элемент: Ответ: pop.
6. Со стеком возможны три операции (push, pop, peek) напишите ту, которая читает элемент: Ответ: peek.
7. Напишите термин, который описывает способность функции обрабатывать данные разных типов: Ответ: полиморфизм.
8. Сколько цифр в двоичной системе счисления: Ответ: 2.
9. Сколько цифр в шестнадцатеричной системе счисления: Ответ: 16.
10. Укажите максимальное значение разряда в восьмеричной системе счисления: Ответ: 7.
11. Программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств — это (напишите в единственном числе): Ответ: драйвер.
12. БД у которой различные части которой хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, называется: Ответ: распределенной.
13. Cовокупность хранящихся взаимосвязанных данных, предназначенная для хранения и функционального использования называется? Ответ: база данных.
14. База данных, у которой данные хранятся на одном компьютере называется? Ответ: централизованная база данных.
15. Как называется ключ в таблице, если он один: Ответ: уникальный ключ.
16. Информатика – это наука о преобразовании …: Ответ: информации.
17. Действия, выполняемые с информацией, называются … процессами: Ответ: информационными.
18. Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют …: Ответ: полной.
19. Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком органами ...: Ответ: зрения.
20. Представление реального мира при помощи знаков и символов называется: Ответ: информацией.

Вопросы по лабораторным работам связаны с алгоритмами, написанием кода.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в электронном учебно-методическом комплексе по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=294
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса и один практический вопрос.
К зачёту/экзамену допускаются студенты, получившие допуск (сдавшие все лабораторные работы).

Список вопросов по курсу: «Информационные системы и технологии»
Направление подготовки: «Информатика и вычислительная техника»

Блок вопросов по лекциям:
1. Data Mining. Постановка задачи и примеры решаемых вопросов. Методы исследования данных в Data Mining.
2. Медицинская информационная система. Что такое Health Level 7?
3. Понятия: OLAP, OLTP и Data Mining.
4. Формат Gerber. Программа KiCad.
5. Геоинформационные технологии. Программы GRASS и QGIS.
6. Искусственный интеллект. Методы искусственного интеллекта.
7. Обработка информации. Аналитические системы поддержки принятия решений (СППР). Экспе́ртная систе́ма. СППР в СССР.
8. Семанти́ческая сеть. Байесовская сеть.
9. Модели процессов извлечения, обработки данных, хранения, представления и использования в информационных системах.
10. Основные компоненты автоматизации офиса. Управление в системах. Управление проектами. Redmine. Диагра́мма Га́нтта.
11. Продукционная модель представления знаний. Рассуждение по аналогии (Case based reasoning, CBR).
12. Экспертная система (ЭС). Фрейм (инженерия знаний).
13. Классификации информационных систем.
14. Классификация ИНС по типу нейронных связей и архитектуре.
15. Нейронная сеть (НС). Облачные вычисления. Ммодели обслуживания и развёртывания.
16. Становление и развитие информационных технологий. Сетевая модель OSI.
17. Технологии автоматизированного офиса и технологии баз данных. Технологии искусственного интеллекта.
18. Модели представления знаний. Хранение информации.
19. Технологии и средства обработки информации. Типы закономерностей, выявляемых методами Data Mining.
20. Построение информационных систем. Логическая модель представления знаний.

Блок вопросов по теме Виртуализация:
1. Что такое Гипервизор. Гипервизоры KVM, Xen и другие.
2. Что такое эмуляция и виртуализация?
3. Отличия программной виртуализации от аппаратной виртуализации?
4. Для чего можно использовать виртуализацию?
5. Преобразование сетевых адресов «Network Address Translation» (NAT). Сетевой мост «Bridging».

Примерный блок вопросов по 1С:Предприятие: представлен на образовательном портале.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пахмурин Д. О. Операционные системы ЭВМ: учебное пособие: Учебное пособие Томск: ТУСУР, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. Математическое моделирование: учебное пособие: Основная Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328
Л1.3 Герман Ольга Ильинична Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие Барнаул : АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.4 Лисьев Г. А. , Попова И. В. Технологии поддержки принятия решений: учебное пособие: Учебное пособие Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. Информационные системы: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 А. В. Мансуров Информационные технологии и системы защиты информации: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Филиппов Л.А., Юдинцев А.Ю. Менеджмент. Компьютерное моделирование: учеб. пособие Барнаул : [Аз Бука], 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/785
Л2.4 Уткин В. Б. , Балдин К. В. Информационные системы и технологии в экономике: учебник: Учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 Курс в Мудле Информационные системы и технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1С "Предприятие"
TeXLive с набором для работы с TeX (LaTeX/XeLaTeX), Beamer, Biber. Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.tug.org/texlive/copying.html)
Debian GNU/Linux Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.debian.org/legal/licenses/)
Microsoft Windows
LibreOffice Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/)
Acrobat Reader Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf)
Mozila FireFox Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/)
Chrome Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)
7-zip Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt)
FAR Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.farmanager.com/license.php?l=ru)
Paint.net Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.getpaint.net/license.html)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса предполагает последовательное изучение всех лекций и примеров представленных на образовательном портале:
изучение материалов лекций;
ответы на вопросы по лекциям;
прохождение всех итоговых тестов по каждой теме курса;
изучение материалов курса.

Рекомендуется лекционный материал изучать в тот же день, когда была лекция или позднее. После освоения всего лекционного материала рекомендуется изучить ещё раз все материалы представленные в курсе. После этого преступить к выполнению тестов и других заданий по курсу.

Зачёт/экзамен проходит в виде лабораторного занятия на котором студент получает билет в котором представлен один практический вопрос и 2 теоретических.