Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.01. Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Программирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 17.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"
1.1. | Цель дисциплины - ознакомить студентов с технологиями кодирования программных продуктов в операционных средах сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и планшетов. Основными задачами изучения дисциплины являются: - овладение специфическими знаниями по программированию для мобильных устройств, базирующихся на разных ОС; - приобретение практических навыков работы с современными программными средствами для разработки и тестирования ПО для мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и планшетов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-4 | Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов. |
ПК-5 | Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы и особенности формализации и алгоритмизации поставленных задач, проектирования алгоритмов и структур данных, оценки эффективности алгоритмов и структур данных. - требования к программному продукту и декомпозиции программного средства на компоненты. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать программные коды с использованием языков программирования; определять данные, используя выбранную систему контроля версий и инструментальные программные средства; оформлять программные коды в соответствии с установленными требованиями. - создавать и оценивать варианты архитектуры программного средства; определять перечень возможных слоев программных компонентов, шаблонов (стилей) проектирования для каждого слоя или компонента, протоколов взаимодействия компонентов; определять входные и выходные данные каждого компонента и программного средства в целом, перечень возможных технологий доступа к данным. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками процедуры проверки работоспособности и измерения характеристик программного обеспечения, проверки работоспособности программного обеспечения, оптимизации программного кода. - навыками выполнения оценки и выбора слоев программных компонентов, оценки и выбора шаблонов (стилей) проектирования для каждого слоя или компонента, стиля написания кода, технологии доступа к данным. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину. Введение в мобильное программирование. Знакомство с основными аспектами и особенностями программирования для мобильных устройств. Знакомство с JAVA. Знакомство с Android. Обзор данной операционной системы, история развития, установка необходимого ПО | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Классификация мобильных устройств: категории мобильных устройств; производители мобильных устройств; поколения мобильных устройств | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.2 |
1.3. | Коммуникационные технологии: стандарт GSM; технология Wi-fi; стандарты передачи данных IEEE 802.11; протокол Bluetooth | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
1.4. | Программные платформы: Андроид; iOS; Java; HTML5. | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.2 |
1.5. | Лабораторная работа 1. Знакомство с установкой ПО для разработки мобильных приложений. Разработка первого приложения | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1 |
1.6. | Изучение наиболее распространенных фреймворков для разработки мобильных приложений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-4, ПК-5 | Л1.2 |
1.7. | Типы мобильных приложений: нативные, гибридные и веб-приложения | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.2 |
1.8. | Изучение перспективных направлений развития мобильных технологий | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-4, ПК-5 | Л1.2 |
1.9. | Архитектура мобильных приложений: Клиент-сервер, Слои, Уровни, Клиенты, Хостинг веб-страниц | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.2 |
Раздел 2. Разработка мобильных приложений | ||||||
2.1. | Конфигурация и профили платформы: Java, Connected, Limited Device Configuration, Connected Device Configuration, Foundation, Профиль RMI | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
2.2. | Эмуляторы. Эмуляция. Стандартный эмулятор Android Альтернативные эмуляторы. Возможности отладки на реальных устройствах. Примеры приложений | Лекции | 8 | 2 | ||
2.3. | Особенности разработки приложений на альтернативных языках программирования, унаследованных от языка Java | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1 |
2.4. | Профиль Mobile Information Device: модель состояний мидлета, процесс разработки приложений MIDP, модель компонентов пользовательского интерфейса MIDP, высокоуровневая API пользовательского интерфейса | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
2.5. | Аппаратный состав, конструкция, принципы работы и программного управ¬ления компонентов мобильных устройств | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.2 | |
2.6. | Система управления записями: Record Management System,добавление и удаление записей | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
2.7. | Организация и управление файловой системой в операционных средах мо¬бильных устройств | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.1 | |
2.8. | Взаимодействие приложения с сетью: интерфейс Connection, протокол дейтаграмм | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
2.9. | Лабораторная работа 2. Разработка приложения захвата изображения с камеры мобильного устройства и его сохранение в файл. Элементы экрана и обработчики событий | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1 |
Раздел 3. Создание мобильных приложений на базе ОС Андроид и др. | ||||||
3.1. | Основные инструменты разработки: создание виртуальных устройств для Андроид и компоненты Андроид-приложения | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
3.2. | Организация и управление аппаратными средствами ПЭВМ в средах мо¬бильных устройств | Сам. работа | 8 | 20 | Л1.2 | |
3.3. | Создание пользовательского интерфейса: View, Компоновка, виджетов, обзор событий пользовательского интерфейса, создание меню | Лекции | 8 | 2 | ПК-5 | Л1.2 |
3.4. | Связывание деятельностей с помощью намерения: фильтры Intent, запуск и завершение Activity | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
3.5. | Хранение данных и контент провайдера: класс Shared Preferences, поддержка баз данных SQ Lite, DBAdapter | Лекции | 8 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
3.6. | Разработка сервисов: асинхронное выполнение задач с помощью сервисов; класс запуска сервисов; файл манифеста приложения | Лекции | 8 | 3 | ПК-4 | Л1.2 |
3.7. | Технологии программирования графических интерфейсов мобильных устройств | Сам. работа | 8 | 24 | Л1.2 | |
3.8. | Лабораторная работа 3. Разработка приложения для загрузки аудио-файла из сети Интернет и установки в качестве сигнала для звонка | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л1.3 |
3.9. | Лабораторная работа 4. Разработка приложение для масштабирования и обрезки изображения с помощью жестов | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1 |
3.10. | Лабораторная работа 5. «Записная книжка» с поддержкой создания/редактирования/удаления/поиска заметок | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л1.3 |
3.11. | Телефония и СМС: API для телефонии; мониторинг мобильной связи и передачи данных; отправка СМС | Лекции | 8 | 3 | ПК-4 | Л1.2 |
3.12. | Лабораторная работа 6. Разработка приложения-таймера «Песочные часы». Анимации | Лабораторные | 8 | 8 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л1.3 |
3.13. | Особенности создания приложений на базе iOS | Сам. работа | 8 | 30 | ПК-4, ПК-5 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в ФОС. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не требуется. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова В.В. | Разработка мобильных приложений: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Кубенский А.А. | Функциональное программирование: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/490015 |
Л1.3 | Полуэктова Н.Р. | Разработка веб-приложений: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/496682 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СУБД MySQL | www.mysql.com | ||
Э2 | Научный журнал «Программные продукты и системы» | www.swsys.ru | ||
Э3 | http | developer.mozilla.org | ||
Э4 | html | developer.mozilla.org | ||
Э5 | Обучение работе в Java | itproger.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
LibreOffice (Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/), бессрочно Notepad++ (https://notepad-plus-plus.org/), бессрочно 7-Zip (https://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно Chrome (https://policies.google.com/terms), бессрочно Acrobat Reader (Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно Visual Studio (Условия использования: https://code.visualstudio.com/license), бессрочно Python c расширениями PIL, Py OpenGL (Условия использования: https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно Microsoft WindowsMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
На каждом из занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению работы по соответствующей теме. Студент изучает теоретическую часть работы, рассматривает представленные в описании варианты выполнения работы. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет работу, подготавливает отчет по выполненной работе, в следующей последовательности: - формулировка задания, - ход выполнения работы, - полученные результаты (рисунки, таблицы и т.д.), - выводы и заключение по выполненной работе. После оформления отчета по выполненной работе, проверки отчета преподавателем, студенту предлагается ответить на вопросы по теме лабораторной работы. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей лабораторной работы с по-лучением соответствующих методических указаний. |