МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка программного обеспечения для мобильных устройств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильПрограммирование средств вычислительной техники и автоматизированных систем; Программно-техническое обеспечение инфокоммуникационных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_Информатика и вычислительная техника_Профили-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Разработка программного обеспечения для мобильных устройств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 929)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 17.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 17.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - ознакомить студентов с технологиями кодирования программных продуктов в операционных средах сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и планшетов.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- овладение специфическими знаниями по программированию для мобильных устройств, базирующихся на разных ОС;
- приобретение практических навыков работы с современными программными средствами для разработки и тестирования ПО для мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и планшетов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов.
ПК-5 Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы и особенности формализации и алгоритмизации поставленных задач, проектирования алгоритмов и структур данных, оценки эффективности алгоритмов и структур данных.
- требования к программному продукту и декомпозиции программного средства на компоненты.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать программные коды с использованием языков программирования; определять данные, используя выбранную систему контроля версий и инструментальные программные средства; оформлять программные коды в соответствии с установленными требованиями.
- создавать и оценивать варианты архитектуры программного средства; определять перечень возможных слоев программных компонентов, шаблонов (стилей) проектирования для каждого слоя или компонента, протоколов взаимодействия компонентов; определять входные и выходные данные каждого компонента и программного средства в целом, перечень возможных технологий доступа к данным.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками процедуры проверки работоспособности и измерения характеристик программного обеспечения, проверки работоспособности программного обеспечения, оптимизации программного кода.
- навыками выполнения оценки и выбора слоев программных компонентов, оценки и выбора шаблонов (стилей) проектирования для каждого слоя или компонента, стиля написания кода, технологии доступа к данным.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в дисциплину. Введение в мобильное программирование. Знакомство с основными аспектами и особенностями программирования для мобильных устройств. Знакомство с JAVA. Знакомство с Android. Обзор данной операционной системы, история развития, установка необходимого ПО Лекции 8 2 ПК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Классификация мобильных устройств: категории мобильных устройств; производители мобильных устройств; поколения мобильных устройств Лекции 8 2 ПК-5 Л1.2
1.3. Коммуникационные технологии: стандарт GSM; технология Wi-fi; стандарты передачи данных IEEE 802.11; протокол Bluetooth Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
1.4. Программные платформы: Андроид; iOS; Java; HTML5. Лекции 8 2 ПК-5 Л1.2
1.5. Лабораторная работа 1. Знакомство с установкой ПО для разработки мобильных приложений. Разработка первого приложения Лабораторные 8 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1
1.6. Изучение наиболее распространенных фреймворков для разработки мобильных приложений Сам. работа 8 10 ПК-4, ПК-5 Л1.2
1.7. Типы мобильных приложений: нативные, гибридные и веб-приложения Лекции 8 2 ПК-5 Л1.2
1.8. Изучение перспективных направлений развития мобильных технологий Сам. работа 8 10 ПК-4, ПК-5 Л1.2
1.9. Архитектура мобильных приложений: Клиент-сервер, Слои, Уровни, Клиенты, Хостинг веб-страниц Лекции 8 2 ПК-5 Л1.2
Раздел 2. Разработка мобильных приложений
2.1. Конфигурация и профили платформы: Java, Connected, Limited Device Configuration, Connected Device Configuration, Foundation, Профиль RMI Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
2.2. Эмуляторы. Эмуляция. Стандартный эмулятор Android Альтернативные эмуляторы. Возможности отладки на реальных устройствах. Примеры приложений Лекции 8 2
2.3. Особенности разработки приложений на альтернативных языках программирования, унаследованных от языка Java Сам. работа 8 10 ПК-4, ПК-5 Л1.1
2.4. Профиль Mobile Information Device: модель состояний мидлета, процесс разработки приложений MIDP, модель компонентов пользовательского интерфейса MIDP, высокоуровневая API пользовательского интерфейса Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
2.5. Аппаратный состав, конструкция, принципы работы и программного управ¬ления компонентов мобильных устройств Сам. работа 8 20 Л1.2
2.6. Система управления записями: Record Management System,добавление и удаление записей Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
2.7. Организация и управление файловой системой в операционных средах мо¬бильных устройств Сам. работа 8 20 Л1.1
2.8. Взаимодействие приложения с сетью: интерфейс Connection, протокол дейтаграмм Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
2.9. Лабораторная работа 2. Разработка приложения захвата изображения с камеры мобильного устройства и его сохранение в файл. Элементы экрана и обработчики событий Лабораторные 8 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1
Раздел 3. Создание мобильных приложений на базе ОС Андроид и др.
3.1. Основные инструменты разработки: создание виртуальных устройств для Андроид и компоненты Андроид-приложения Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
3.2. Организация и управление аппаратными средствами ПЭВМ в средах мо¬бильных устройств Сам. работа 8 20 Л1.2
3.3. Создание пользовательского интерфейса: View, Компоновка, виджетов, обзор событий пользовательского интерфейса, создание меню Лекции 8 2 ПК-5 Л1.2
3.4. Связывание деятельностей с помощью намерения: фильтры Intent, запуск и завершение Activity Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
3.5. Хранение данных и контент провайдера: класс Shared Preferences, поддержка баз данных SQ Lite, DBAdapter Лекции 8 2 ПК-4 Л1.2
3.6. Разработка сервисов: асинхронное выполнение задач с помощью сервисов; класс запуска сервисов; файл манифеста приложения Лекции 8 3 ПК-4 Л1.2
3.7. Технологии программирования графических интерфейсов мобильных устройств Сам. работа 8 24 Л1.2
3.8. Лабораторная работа 3. Разработка приложения для загрузки аудио-файла из сети Интернет и установки в качестве сигнала для звонка Лабораторные 8 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.3
3.9. Лабораторная работа 4. Разработка приложение для масштабирования и обрезки изображения с помощью жестов Лабораторные 8 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1
3.10. Лабораторная работа 5. «Записная книжка» с поддержкой создания/редактирования/удаления/поиска заметок Лабораторные 8 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.3
3.11. Телефония и СМС: API для телефонии; мониторинг мобильной связи и передачи данных; отправка СМС Лекции 8 3 ПК-4 Л1.2
3.12. Лабораторная работа 6. Разработка приложения-таймера «Песочные часы». Анимации Лабораторные 8 8 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.3
3.13. Особенности создания приложений на базе iOS Сам. работа 8 30 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не требуется.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Кубенский А.А. Функциональное программирование: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490015
Л1.3 Полуэктова Н.Р. Разработка веб-приложений: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/496682
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СУБД MySQL www.mysql.com
Э2 Научный журнал «Программные продукты и системы» www.swsys.ru
Э3 http developer.mozilla.org
Э4 html developer.mozilla.org
Э5 Обучение работе в Java itproger.com
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice (Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/), бессрочно
Notepad++ (https://notepad-plus-plus.org/), бессрочно
7-Zip (https://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно
Chrome (https://policies.google.com/terms), бессрочно
Acrobat Reader (Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно
Visual Studio (Условия использования: https://code.visualstudio.com/license), бессрочно
Python c расширениями PIL, Py OpenGL (Условия использования: https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно

Microsoft WindowsMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению работы по соответствующей теме. Студент изучает теоретическую часть работы, рассматривает представленные в описании варианты выполнения работы. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет работу, подготавливает отчет по выполненной работе, в следующей последовательности:
- формулировка задания,
- ход выполнения работы,
- полученные результаты (рисунки, таблицы и т.д.),
- выводы и заключение по выполненной работе.
После оформления отчета по выполненной работе, проверки отчета преподавателем, студенту предлагается ответить на вопросы по теме лабораторной работы. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей лабораторной работы с по-лучением соответствующих методических указаний.