Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровая экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, профессор Шваков Е. Е.
1.1. | Формирование общих навыков проведения системных исследований социально-экономических процессов и явлений и выработки системных решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-6 | Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования; |
ОПК-6.1 | Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования |
ОПК-6.2 | Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий |
ОПК-6.3 | Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. специфику экономических задач; 2. основные положения теории систем; 3. процедуры системного анализа и методы системного моделирования; 4. особенности системного анализа социально-экономических систем; 5. основы межличностных отношений в коллективе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем; 2. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования; 3. применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем; 4. использовать методы системного моделирования для формализации предметной области исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. методами сбора, систематизации, анализа, обобщения и интерпретации фактических данных. 2. навыками системного анализа; 3. приемами формализации и построения моделей предметной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория систем и системный анализ | ||||||
1.1. | Основные положения теории систем | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Методология системных исследований в экономике | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Процедуры системного анализа | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Моделирование систем | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Модели поведения человека и обществ | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Управление с системных позиций | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Связи в системе. Фундаментальные свойства систем. Состав, структура и границы системы. Понятия надсистема, подсистема. Цель системы. | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Функционирование и развитие системы. Узкое место системы. Причинно-следственные связи. Усиливающие и уравновешивающие связи. Жизненный цикл системы. | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.9. | Системность в практической деятельности человека. Системность познавательных процессов. Нблюдатель как системный фактор. Классификация систем. | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.10. | Основные положения системной методологии. Специфика экономических систем. Формальные и неформальные институты и особенности их исследования. Базовая методика системного анализа | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.11. | Целеполагание. Выявление системности. Декомпозиция и агрегирование. Измерения. Выбор. | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.12. | Моделирование как основной подход к исследованию систем. Этапы моделирования. Принципы построения моделей экономических систем. Проблемы построения моделей экономических систем. | Лабораторные | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.13. | Понятия системного архетипа и паттерна. Поведение систем на всех этапах жизненного цикла. | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.14. | Виды управляющих воздействий. Управление по принципу ведущего звена. Организационная структура системы (виды и роль). Системы информационной поддержки управления (роль и принципы организации). | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.15. | Работа с конспектами лекций. Подготовка к лабораторным занятиям. | Сам. работа | 4 | 40 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.16. | Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. | Сам. работа | 4 | 26 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закрытые тесты 1. Полнота и достоверность информации, используемой в ходе системного анализа, не зависит от лиц, передающих и использующих информацию, так ли это: [-] а) да [+] б) нет [-] Правильный ответ: Нет 2. Обязательно сопровождает анализ систем такой элемент, как аксиома Правильный ответ: Нет 3. Для обеспечения реальных способов решения возникших проблем служит системный синтез? Правильный ответ: Да. 4. Объединение некоторых параметров системы в параметре более высокого уровня - это агрегирование? Правильный ответ: Да. 5. Каждая система строится по определенным правилам и подчиняется: [-] а) специальным законам [-] б) общим законам [+] в) своим законам Правильный ответ: в) своим законам. 6. Способность системы в отсутствии внешних воздействий сохранять своё состояние сколь угодно долго определяется понятием равновесия, верно? Правильный ответ: Да. 7. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов - это организация? Правильный ответ: Нет 8. Ограничение системы свободы элементов определяют понятием связь, верно? Правильный ответ: Да. 9. Компонент системы - это совокупность однородных элементов системы, верно? Правильный ответ: Да. 10. Системы не подчиняются единым законам эволюции, так ли это: [-] а) нет [-] б) отчасти [+] в) да Правильный ответ: Да 11. Принцип целостности означает, что свойства целого складываются из свойств его частей, так ли это: [+] а) нет [-] б) да [-] в) отчасти Правильный ответ: а) Нет 12. Уровень иерархической структуры, при которой система представлена в виде взаимодействующих подсистем, называется эшелоном, верно? Правильный ответ: Да 13. Коммуникативность относится к группе закономерностей иерархической упорядоченности систем, верно? Правильный ответ: Да 14. Кибернетика – наука о всеобщей организации, так ли это: [-] а) да [-] б) отчасти [+] в) нет Правильный ответ: в) Нет 15. Одной из характеристик функционирования системы, определяющейся как способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из этого состояния под влиянием возмущающих воздействий, является устойчивость, верно? Правильный ответ: Да Открытые тесты. 1. Совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на системы, а также тух объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы, это: Варианты ответа: а) среда; б) подсистема; в) компоненты. Правильный ответ: а) среда. 2. Простейшая, неделимая часть системы, определяемая в зависимости от цели построения и анализа системы: Варианты ответа: а) компонент; б) наблюдатель; в) элемент; г) атом. Правильный ответ: в) элемент. 3. Решаемую проблему со всех сторон характеризует такой комплекс: [+] а) моделей [-] б) заданий [-] в) матриц Правильный ответ: а) моделей. 4. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов: [-] а) учеба [+] б) управление [-] в) организация Правильный ответ: б) управление. 5. Системность знаний – единство, многообразие знаний, объединенных одной идеей, по мнению: [-] а) Аристотеля [-] б) Гегеля [+] в) Канта Правильный ответ: в) Канта. 6. Многовариантные модельные расчеты можно производить с помощью: [+] а) компьютеров [-] б) счетов [-] в) палочек Правильный ответ: а) компьютеров. 7. Динамическая модель состояния системы в будущем: [-] а) матрица [+] б) сценарий [-] в) задумка Правильный ответ: б) сценарий. 8. Как называется максимальное значение из набора минимальных выигрышей игрока, соответствующее всему спектру применяемых им стратегий: [-] а) минимакс [+] б) нижняя цена [-] в) верхняя цена Правильный ответ: б) нижняя цена 9. Сетевые графики устанавливают … каждого события: [-] а) время отступления [+] б) время наступления [-] в) момент прошлого наступления Правильный ответ: б) время наступления. 10. Многоэшелонные структуры называют: [-] а) одноцелевыми [+] б) многоцелевыми [-] в) нецелевыми Правильный ответ: б) многоцелевыми. 11. Математическое выражение, преобразующее параметры функционирования системы в числовые значения оценки результатов функционирования системы, называется а) зависимостью; б) моделью Правильный ответ: б) моделью. 12. Какие преимущества дает использование абстракции в системном анализе? Выберите один ответ: а) позволяет использовать системный подход б) позволяет выделять главные свойства объекта и главные факторы, которые влияют на свойства объекта в) облегчает решение задачи г) позволяет проанализировать структуру решения Правильный ответ: б) позволяет выделять главные свойства объекта и главные факторы, которые влияют на свойства объекта 13. К понятиям системного анализа относятся: Выберите один или несколько ответов: а) гомоморфизм б)абстракция в)латентный г) анализ д) абсорбция Правильный ответ: б) абстракция и г) анализ. 14. Процесс синтеза подразумевает: Выберите один ответ: а) накопление компонент для объединения б) разделение целого на составные части в) отделение релевантных частей целого г) объединение (агрегирование) разрозненных частей в единое целое Правильный ответ: г) объединение (агрегирование) разрозненных частей в единое целое. 15. Объединение некоторых параметров системы в параметре более высокого уровня - это a) синергия; б) агрегирование; в) иерархия. Правильный ответ: б) агрегирование. 16. Какой из принципов системного подхода предполагает необходимость исследования объекта как сложной совокупности составляющих его элементов? 1) Принцип цели 2) Принцип сложности 3) Принцип целостности 4) Принцип историзма Правильный ответ: 2) Принцип сложности. 17. Ограничение системы свободы элементов определяют понятием a) критерий; b) цель; c) связь; d) страта. Правильный ответ: c) связь. 18. Процесс выявления набора релевантных параметров системы для построения модели, оценки степени их влияния и выбор набора управляющих параметров называют: Выберите один ответ: а) формированием наборов параметров б) параметрическим подходом в) формализацией описания системы г) построением модели управления Правильный ответ: а) формированием наборов параметров. 19. Что такое системный анализ? 1) Методология решения проблем 2) Передача функций управления техническим средствам 3) Общая теория систем 4) Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода Правильный ответ: 4) Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода. 20. Что является научной основой автоматизации? 1) Теория автоматов 2) Философия 3) Информатика 4) Общая теория систем Правильный ответ: 4) Общая теория систем. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_ТСиСА_Кузьмин_2023-2024.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анфилатов В.С. | Системный анализ в управлении: учебное пособие для вузов | Финансы и статистика, 2006 | |
Л1.2 | В.Н. Волкова, А.А. Денисов | Теория систем и системный анализ: Учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория систем и системный анализ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Система имитационного моделирования бизнес-процессов Project Expert. 2. MS Office – пакет офисных программ 3. Internet Explorer – Интернет-браузер Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Теория систем и системный анализ». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины, основная и дополнительная литература в библиотеке университета, возможность получения индивидуальной консультации у преподавателя. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины «Теория систем и системный анализ»; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работу над основной и дополнительной литературой; - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - выполнение расчетных заданий по моделированию практических ситуаций. |