МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю. канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю. канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке страте-гий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Задачи:
 изучение основных рабочих понятий маркетинга;
 формирование понимания сущности маркетинга и его роли в деятельности организации;
 освоение методологии и методов проведения маркетинговых исследований;
 приобретение знаний и навыков формирования товарной и сбытовой политики;
 приобретение знаний, умений и навыков в разработке стратегии маркетинга и планов маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативноправовые документы, основные этические ограничения,принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
ПК-5.1. Знать методы и технологии разработки моделирования прикладных (бизнес) процессов и предметной область
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения
поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ПК-5.2. Уметь использовать современные методы и технологии разработки моделей прикладных (бизнес)процессов и предметной области.
УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач,обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных
правовых) систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи,оценивая их достоинства и недостатки
УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять
поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
ПК-5.3. Владеть современными методами и технологиями разработки моделей прикладных (бизнес)процессов и предметной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы маркетинга Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, понятие, принципы маркетинга Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, понятие, принципы маркетинга Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Цели, задачи, функции маркетинга Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Цели, задачи, функции маркетинга Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л2.1
1.6. Цели, задачи, функции маркетинга Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация маркетинговых исследований Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация маркетинговых исследований Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.6. SWOT-анализ Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л2.1
2.7. SWOT-анализ Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.8. SWOT-анализ Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.9. Сегментирование рынка Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.10. Сегментирование рынка Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.11. Сегментирование рынка Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.12. Позиционирование товара, марки Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.13. Позиционирование товара, марки Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.14. Позиционирование товара, марки Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Товарная политика фирмы
3.1. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Рыночная атрибутика товара Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.5. Рыночная атрибутика товара Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сбытовая политика фирмы
4.1. Ценовая политика Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Ценовая политика Практические 5 0 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Ценовая политика Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Маркетинговые каналы Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.5. Маркетинговые каналы Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.6. Система маркетинговых коммуникаций Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.7. Система маркетинговых коммуникаций Практические 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.8. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление маркетингом в современных условиях
5.1. Планирование маркетинга Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Организация маркетинга в компании Лекции 5 2 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Организация маркетинга в компании Практические 5 0 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.4. Организация маркетинга в компании Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.5. Маркетинг и общество Практические 5 0 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
5.6. Маркетинг и общество Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Маркетинг услуг
6.1. Маркетинг отношений Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинг www.marketologi.ru
Э2 Маркетинг www.gks.ru
Э3 Маркетинг russianmarket.ru
Э4 Маркетинг marketolog.info
Э5 Маркетинг marketingpeople.ru
Э6 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).