МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 04.03.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 04.03.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Целью преподавания курса является знакомство студентов с историей и современным состоянием развития методов и средств проектирования информационных систем. Формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ЭИС, на основе использования визуаль-ного проектирования и CASE – средств
К основным задачам курса относятся:
- знакомство с основами анализа и проектирования информационных систем;
- знакомство с технологиями проектирования информационных сис-тем;
- знакомство с технологиями работы с современными средствами проектирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Знает основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Умеет осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Владеет навыками составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ОПК-9Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ОПК-9.1 Знает инструменты и методы коммуникаций в проектах; каналы коммуникаций в проектах; модели коммуникаций в проектах; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии, технологии подготовки и проведения презентаций
ОПК-9.2 Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала
ОПК-9.3 Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений
ПК-3Способен проектировать ИС по всем видам обеспечения
ПК-3.1 Знать методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.2 Уметь применять методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.3 Владеть современными методами проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-4Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.
ПК-4.1 Знать методы и технологии формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы
ПК-4.2 Уметь составлять технико- экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы
ПК-4.3 Владеть навыками применения современных методов и технологий формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технических заданий на разработку информационной системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-методы и рекомендации по проведению обследования и формированию требований к ИС
-методы разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
-этапы проектирования ИС, содержание этапов проектирования, методы проектирования, стандарты проектирования
-состав и содержание проектной документации, стандарты оформления

3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять план обследования, формировать группу для обследования, проводить анализ результатов обследования, принимать решения по составу функций, реализуемых системой
- осуществлять выбор методов и инструментов разработки, внедрения и адаптации прикладного программного обеспечения
- составлять график проектирования и комплектовать команду проектировщиков, оценивать объемы работ и их стоимость
- составлять описания проектных решений, выбирать наиболее рациональные решения по документированию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-базовыми навыками исследовательской деятельности
-базовыми навыками составления заданий исполнителям проекта, программным инструментарием проектирования ИС
-базовыми навыками разработки программного обеспечения в различных программных средах
-практическими навыками составления проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия и структура проекта ИС. Жизненный цикл ЭИС. Каноническое проектирование ИС. Состав проектной документации.
1.1. Проект, проектирование, объект и субъект проектирования, технология и методология проектирования. Понятия и структура проекта ИС. Классификация методов проектирования ЭИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС. Лекции 4 2 ПК-4.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Жизненный цикл ЭИС. Стадии жизненного цикла. Модели жизненного цикла: каскадная, итерационная и спиральная Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения. Состав проектной документации. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Сбор материалов для разрабртки технического задания Сам. работа 4 6 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Лабораторная № 1. Создание технического задания на разработку информационной системы. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Сбор материалов для разработки постановки задачи Сам. работа 4 6 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Лабораторная № 2. Выполнение постановки задачи. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Изучение теоретического материала по пройденныим темам Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проектирование и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование программного обеспечения.
2.1. Проектирование процессов получения первичной информации. Проектирование процесса загрузки и ведения информационной базы. Проектирование процесса автоматизированного ввода бумажных документов. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Проектирование системы экономической документации. Унифицированная система документации. Проектирование форм первичных документов. Проектирование форм документов результатной информации Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование документальных БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса. Проектирование фактографических БД: методы проектирования; концептуальное, логическое и физическое проектирование. Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС. Система управления информационными потоками как средство интеграции приложений ИС. Методы и средства организации метаинформации проекта ИС. Организация решения экономических задач. Организация АРМ специалистов предметной области. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме. Структурное проектирование, модульное проектирование, проектирование «сверху-вниз», структурное программирование, HIPO-документирование. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
2.5. Изучение теоретического материала по пройденныим темам Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
2.6. Лабораторная № 3. Формализация и способы описания алгоритмов. Создание миниспецификаций. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Лабораторная № 4. Формализация бизнес-процессов. Рассмотрение стандартного примера. Самостоятельное выполнение задания по заданной теме. Лабораторные 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. RAD-технологии прототипного создания приложений.
3.1. Автоматизированное проектирование ЭИС с использованием CASE-технологии. CASE-системы и их классифмкация. Функционально-ориентированный и объектно-ориентированный подходы. Основная терминология CASE-технологий. Архитектура CASE-средства. Факторы, влияющие на выбор CASE системы. Характеристика рынка CASE систем Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Проектирование технологических процессов обработки данных в диалоговом режиме. Диалог. Диалоговая система. Способы организации диалога. Язык общения. Формальный аппарат описания организации и функционирования диалоговой системы: теория графов, теория конечных автоматов. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Функционально-ориентированное проектирование. Диаграммы декомпозиции. Нотации. Моделирование бизнес-процессов. Моделирование потоков данных. Построение диаграмм потоков данных. Стандарты IDEF0, IDEF3, IDEF1X. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.4. Лабораторная № 5. Построение модели в стандарте IDEF0 Лабораторные 4 4 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.5. Лабораторная № 6. Построение модели в стандарте DFD Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.6. Лабораторная № 7. Самостоятельное построение функциональной модели бизнес-процессов для заданного варианта экономического объекта Лабораторные 4 4 ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.7. Объектно-ориентированное проектирование. Язык объектно-ориентированного моделирования. Диаграммы декомпозиции, их назначение и использование: диаграммы прецедентов использования, диаграммы классов объектов, диаграммы состояний, диаграмма взаимодействия объектов, диаграмма деятельностей, диаграммы пакетов, диаграммы компонентов размещения. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.8. Лабораторная № 8. Построение модели на языке UML Лабораторные 4 4 ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.9. Самостоятельное построение модели данных для заданного варианта экономического объекта. Генерация программного кода создания базы данных на языке целевой СУБД Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
3.10. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Типовое проектирование ЭИС. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Стандартизация проектных работ.
4.1. Содержание RAD-технологии прототипного создания приложений. Сфера применения. Инструментальные средства. Технологический процесс проектирования с использованием систем-прототипов. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.2. Типовое проектирование ЭИС. Понятие типового элемента.Методы типового проектирования: элементный, подсистемный, объектный. Достоинства, недостатки, сфера применения. Технологии параметрически-ориентированного и модельно-ориентированного проектирования Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Модельно-ориентированное проектирование ЭИС. Сфера применения. Сущность метода. Основная терминология. Модели функций, процессов, объектов, организационной структуры. Модели бизнес-правил. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.4. Параметрически ориентированное проектирование ЭИС. Сущность метода. Основная терминология. Адаптация типовой конфигурации ППП. Критерии оценки ППП. Сфера применения. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.5. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Суть реинжиниринга. Горизонтальное и вертикальное сжатие бизнес-процессов. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Методология моделирования проблемной области. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.6. Проектирование клиент-серверных корпоративных ЭИС. Проектирование систем оперативной обработки транзакций. Проектирование систем оперативного анализа данных. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.7. Стандартизация проектных работ. Основные стандарты, применяемые на различных стадиях проектирования ЭИС. Межсистемные интерфейсы и драйверы; интерфейсы в распределенных системах. Стандартные методы совместного доступа к базам и программам в сложных информационных системах (драйверы ODBC, программная система CORBA и др.). Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-3.1, ОПК-9.1, ОПК-8.1 Л2.1, Л1.1
4.8. Лабораторная № 9. Построение модели в методологии BPMN2 Лабораторные 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
4.9. Доработка и защита лабораторных работ Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-8: Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-9: Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ПК-3: Способен проектировать ИС по всем видам обеспечения
ПК-4: Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Понятие жизненного цикла ЭИС.
2. Стадии жизненного цикла.
3. Модели жизненного цикла.
4. Особенности жизненного цикла при автоматизированном проектировании
5. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы жизненного цикла.
6. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие
7. ИС, эксплуатации и сопровождения.
8. Состав проектной документации.
9. Методологии описания деятельности. Предметные области в деятельности организации. Уровни описания.
10. Общие принципы моделирования деятельности.
11. Сравнительный анализ методологий моделирования.
12. Методики описания различных предметных областей деятельности.
13. Принципы выделения бизнес-процессов.
14. Ресурсное окружение процессов на разных уровнях описания.
15. Сущность структурного моделирования.
16. Структурные диаграммы, применяемые при создании ИС.
17. Сущность объектного моделирования.
18. Стандарты моделирования. Унифицированный язык моделирования UML.
19. Диаграммы объектно - ориентированного подхода
20. CASE системы: назначение; архитектура; классификация; рынок ПО.
21. Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса.
22. Тенденции развития объектно-ориентированных инструментальных средств.
23. CASE- средства разработчика и их сравнительная характеристика: методология IDEF0, диаграммы потоков данных DFD, метод описания процессов IDEF3.
24. Технология создания структурной модели.. Рассмотрение инструментария и правил его применения.
25. Создание смешанных моделей процессов.
26. Оценка модели (АВС-анализ).
27. Разработка потоковых моделей.
28. Описание организационной структуры бизнеса.
29. Технология создания логической и физической модели БД средствами.
30. Нормализация БД. Проверка на правильность построения.
31. Прямой и обратный инжиниринг.
32. Перевод БД на другую программную платформу.
33. Основные методы разработки сложных систем, язык UML для описания, визуализации и документирования систем.
34. Диаграммы прецедентов (вариантов) использования.
35. Диаграммы классов объектов.
36. Диаграммы состояний.
37. Диаграммы последовательности. Кооперативные диаграммы.
38. Диаграммы компонентов.
39. Диаграммы размещения.
40. Сущность имитационного моделирования бизнес процессов.
41. Программные средства моделирования.
42. Элементы модели. Проигрывание модели. Получение отчетов.
43. Методы анализа процессов. Логический анализ.
44. Анализ характеристик процесса (анализ данных мониторинга).
45. Анализ результатов имитационного моделирования
46. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе корпоративной ЭИС. Суть реинжиниринга.
47. Горизонтальное и вертикальное сжатие бизнес-процессов.
48. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов.

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов, или краткий ответ)
1. Какие модели жизненного цикла ИС вам известны
А) Спиральная
Б) Итерационная
В) Инкрементная
Г) Многофакторная
Д) Каскадная
2.На какой стадии жизненного цикла оформляется техническое задание в стандарте ISO/IEC 12207?
(Формирование требований к ПО)
3. На какой стадии жизненного цикла происходит знакомство пользователя с возможностями и интерфейсом информационной системы по ГОСТ 34?
(Ввод в действие).
4. Ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования – это __________.
(Жизненный цикл).
5. Структура, содержащая стадии, процессы (действия и задачи), которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования – это _______________
(Модель жизненного цикла)
__________________________модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе
(Каскадная)
6. На какой стадии ЖЦ выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений при каноническом проектировании.
А) Техно-рабочего проектирования
Б) Предпроектной стадии
В) Эскизного проекта
Г) Внедрения проекта
Д) Эксплуатации и сопровождения проекта
7. Какая документация оформляется на стадии рабочего проектирования
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации
Г) Инструкция для системного администратора по установке системы
Д) Инструкция для пользователя
8. Системный анализ включает в себя:
А) Идентификацию недостатков существующей ИС
Б) Определение экономической целесообразности проектирования ИС
В) Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта
Г) Разработка функциональной архитектуры ИС
Д) Разработка системной архитектуры выбранного варианта ИС
9. Системный синтез включает в себя:
А) Идентификацию недостатков существующей ИС
Б) Определение экономической целесообразности проектирования ИС
В) Описание и анализ функционирования рассматриваемого экономического объекта
Г) Разработка функциональной архитектуры ИС
Д) Разработка системной архитектуры выбранного варианта ИС
10. Какие стадии жизненного цикла включаются в системный синтез?
А) Планирование и анализ требований
Б) Проектирование
В) Реализация
Г) Внедрение
Д) Эксплуатация
11. Какие работы выполняются на стадии внедрения?
А) Опытное внедрение
Б) Сдача в промышленную эксплуатацию
В) Конструирование системы
Г) Разработка технической документации
Д) Моделирование данных
12. Для создания новаторской ИС, для которой сложно заранее определить требования, используется ______________ модель жизненного цикла
(Спиральная)
13. Какая модель жизненного цикла может быть использована для создания средней или большой ИС, для которой можно заранее определить требования?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
14. Для каких моделей жизненного цикла характерна разработка версиями?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
15. Для каких моделей жизненного цикла невозможна характерна разработка версиями?
А) Спиральная
Б) Инкрементная
В) Каскадная
Г) Итерационная
Д) Смешанная
16. В ходе предпроектного обследования, объектами обследования на предприятии могут являться:
А) Структурно-организационные звенья предприятия
Б) Функциональная структура, состав хозяйственных процессов и процедур
В) Материальные потоки и процессы их обработки
Г) Мотивация сотрудников
Д) Результаты хозяйственной деятельности предприятия
17. Перед началом работ по проведению обследования необходимо выбрать _________ проведения обследования
(Метод)
18. Все методы проведения обследования можно объединить в группы по следующим признакам:
А) по цели обследования
Б) по числу исполнителей
В) по степени охвата предметной области
Г) по эффективности результатов
Д) по степени популярности
19. Метод _____________применим в основном при выяснении таких вопросов, на которые нельзя получить ответ от исполнителей.
(анализа представленного материала)
20. Метод _____________________заключается в том, что на каждую работу в отдельности открывается специальная карта обследования, в которой приводятся все основные данные о регистрируемой работе или составляемых документах
(документальной инвентаризации управленческих работ)
21.Какой метод используется для определения трудоемкости и стоимости работ, подлежащих переводу на выполнение с помощью ЭВМ, а также для установления объемов работ по отдельным операциям?
А) Расчетный
Б) Фотографии рабочего дня
В) Документальной инвентаризации управленческих работ
Г) Метод аналогии
Д) Анализа представленного материала
22. Какие формы документов используются для формализации материалов предпроектного обследования?
А) Документы, описывающие весь объект исследования
Б) Документы, описывающие структурные подразделения и их потоки информации
В) Документы, описывающие структуры потоков информации и процедуры их обработки
Г) Устав предприятия
Д) Налоговая отчетность
23. На выбор объектов автоматизации оказывает влияние ряд факторов, например, такие как:
А) Количество формализуемых функций в каждом конкретном подразделении
Б) Количество связей этого подразделения с другими подразделениями
В) Важность этого подразделения в процессах управления объектом
Г) Количество работников подразделения
Д) Формируемая подразделением добавленная стоимость
24. При выборе объектов автоматизации, к задачам ___________ очереди относят самые трудоемкие задачи и задачи, обеспечивающие информацией все остальные задачи комплексов и подсистем (например, задачи планирования и бухгалтерского учета).
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
25. Требованием к первоочередным задачам является получение нормативного коэффициента ___________ капитальных затрат
(окупаемости)
26. В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, и организация-_____________, для которой необходимо разработать ИС
(заказчик)
27. _________ разрабатываемой системы определяет состав и количество участников процесса проектирования.
(Масштаб)
28. Совокупность методов и средств проектирования ИС, а также методов и средств организации проектирования – это
А) Технология проектирования
Б) Методология проектирования
В) Стандарт проектирования
Г) Правила проектирования
Д) Стиль проектирования
29. В проектах, в ходе реализации которых выделяется головная организация, остальные участники выполнения проекта называются ___________
(Соисполнителями)
30. Какую функцию осуществляет головная организация?
А) Координирует деятельность всех организаций-соисполнителей.
Б) Выполняет всю основную работу по реализации проекта
В) Осуществляет финансирование проекта
Г) Представляет интересы заказчика
Д) Отвечает за концепцию ИС
31. ___________проектирование ЭИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций.
(Каноническое)
32. В основе канонического проектирования лежит ________ модель жизненного цикла ЭИС
(Каскадная)
33. Какие методы используются в ходе разработки ИС?
А) Проектирования баз данных
Б) Программирования
В) Моделирования бизнес-процессов
Г) Планирования финансовой деятельности предприятия
Д) Тайм-менеджмента
34. Создание системы из готовых типовых элементов – это
(Типовое проектирование)
35. Создание ИС «с нуля», без использования типовых проектных решений – это ___________ проектирование
(Оригинальное)
36. Каноническое проектирование предполагает:
А) Оригинальное проектирование
Б) Типовое проектирование
В) Проектирование «снизу-вверх»
Г) Проектирование «сверху-вниз»
Д) Модельно-ориентированное проектирование
37. По степени адаптивности проектных решений к предполагаемым изменениям выделяют методы
А) Реконструкции
Б) Параметризации
В) Реструктуризации модели
Г) Актуализации
Д) Адаптации
38. В методе ___________ модели, изменяется модель проблемной области, на основе которой автоматически заново генерируются проектные решения.
(Реструктуризации)
39. По степени автоматизации методы проектирования разделяются на: А) Ручное
Б) Автоматизированное
В) Автоматическое
Г) Интеллектуальное
Д) Облачное
40. Метод проектирования, при котором проектирование компонентов ИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование — на алгоритмических языках называется ___________ проектирование
(Ручное)
41. Метод проектирования, при котором производится генерация или конфигурирование (настройка) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств (CASE-средств) называется __________ проектирование
(Автоматизированное)
42. Автоматизированное проектирование ИС – это проектирование с использованием ___________-технологий.
(CASE)
43. _______-технология – совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС, поддержанных комплексом взаимосвязанных средств автоматизации.
(CASE)
44. Выделяются следующие классы типовых проектных решений:
А) Элементный
Б) Подсистемный
В) Объектный
Г) Системный
Д) Отраслевой
45. __________ проектирование заключается в адаптации состава и характеристик типовой ИС в соответствии с моделью объекта автоматизации
(Модельно-ориентированное)
46. К основным компонентам ТЭО относятся:
А) Обоснование цели создания ИС
Б) Расчет и обоснование эффективности выбранного проекта
В) Выводы о техническом уровне проекта
Г) Перечень функций, задач или их комплексов
Д) требования к математическому, программному, техническому, лингвистическому, информационному и методическому обеспечению ЭИС
47. В состав технического задания входят:
А) Обоснование цели создания ИС
Б) Расчет и обоснование эффективности выбранного проекта
В) Выводы о техническом уровне проекта
Г) Перечень функций, задач или их комплексов
Д) требования к математическому, программному, техническому, лингвистическому, информационному и методическому обеспечению ЭИС
48. В какой документ входит раздел раздел «Требования к системе»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
49. В какой документ входит раздел раздел «Общие сведения о проекте»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
50. В какой документ входит раздел раздел «Требования к видам обеспечения»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
51. В какой документ входит раздел раздел «Порядок контроля приемки системы»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
52. В какой документ входит раздел раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
53. В какой документ входит раздел раздел «Требования к документированию»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
54. В какой документ входит раздел раздел «Источники разработки»
А) Техническое задание
Б) Технико-экономическое обоснование
В) Рабочий проект
Г) Технический проект
Д) Эскизный проект
55. Подраздел «Требования к функциям (задачам)» включен в документ ______________
(Техническое задание)
56. Подраздел «Цели создания системы» включен в документ ______________
(Техническое задание)
57. Требования к структуре и функционированию системы, к численности квалифицированных работников приведены в документе _____________________
(Техническое задание)
58. Требования к надежности и безопасности работы системы приведены в документе _____________________
(Техническое задание)
59. Требования к эргономике и технической эстетике приведены в документе _____________________
(Техническое задание)
60. Требования эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту системы приведены в документе _____________________
(Техническое задание)
61. Каким актуальным стандартом описано содержание технического задания?
А) ГОСТ 34.602-89
Б) ГОСТ 34.602-2020
В) ISO/IEC 12207
Г) ISO/IEC 15288
Д) ГОСТ 34.601-90

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено РП
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «удовлетворительно» – верно выполнено от 50% до 67% заданий; «хорошо» – верно выполнено от 68% до 84% заданий; «отлично» – верно выполнено от 85% до 100% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ЦЭ-20.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU,
Э2 WWW.BOOKSGID.COM,
Э3 WWW.CITFORUM.RU
Э4 Проектирование информационных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Visual Studio, https://code.visualstudi.com/license, (бессрочно);
Elma Community Edition, https://www.elma-bpm.ru/forms/user_agreement.html , (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader,http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.