МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектный практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровая экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Проектный практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Сформировать умения и навыки использования современных методик проектирования экономических ИС и средств их инструментальной поддержки;
• Сформировать умения использовать современные и проверенные на практике подходы, позволяющие автоматизировать создание сложных программных систем;
• Сформировать представление о проектировании информационных систем как формальном процессе, который можно изучать и совершенствовать;
• Расширить теоретическую и практическую базу для анализа предметной области, разработки состава и структуры информационных систем.
• Выбирать средства автоматизации проектирования и адаптации информационных систем и технологий к потребностям конкретного предприятия и/или организации;
• Определять и использовать типовые подходы к построению сложных информационных и программных систем;
• Организовывать работы по проектированию программных средств (ПС) и выполнению различных этапов процесса проектирования;
• Использовать при создания сложных ПС стандарты открытых систем и CASE-технологии;
• Проектировать, конструировать и отлаживать ПС в соответствии со стандартами и заданными критериями качества;
• Оформлять документацию на ИС и ПС;
• Оценивать технико-экономические показатели разработки ПС;
• Обеспечивать требуемую функциональность системы и адаптивность к изменяющимся условиям ее функционирования;
• Проектировать реализуемые в системе объекты данных;
• Проектировать ПС и средства интерфейса (экранные формы, отчеты), которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
• Учитывать конкретные среды или технологии реализации проекта: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Знает основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Умеет осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Владеет навыками составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-3Способен проектировать ИС по всем видам обеспечения
ПК-3.1 Знать методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.2 Уметь применять методы и технологии проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-3.3 Владеть современными методами проектирования ИС по видам обеспечения
ПК-4Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.
ПК-4.1 Знать методы и технологии формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технического задания на разработку информационной системы
ПК-4.2 Уметь составлять технико- экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы
ПК-4.3 Владеть навыками применения современных методов и технологий формирования технико-экономического обоснования проектных решений и технических заданий на разработку информационной системы
ПК-8Способен проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС.
ПК-8.1 Знать методы тестирования ПО
ПК-8.2 Уметь применять инструменты системного анализа при тестировании программы, анализировать тестовые случаи
ПК-8.3 Владеть навыками разработки тестовых случаев проведения тестирования исследования результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла;
• методы и средства оценки затрат проекта и экономической эффективности ИС;
• методологии проектирования; технологии, стандарты и средства проектирования ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования ИС; модели жизненного цикла ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.• проводить анализ экономической предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС в области экономики;
• разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС;
• проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач;
• выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта;
• осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации;
• ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС;
• определять эффективность выбираемых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;
• разработки технологической документации; использования функциональных и технологических стандартов ИС в области экономики;
• работы с инструментальными средствами проектирования элементов ИС и системы в целом, управления проектами ИС;
• навыки использования основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпроектное обследование предметной области.
1.1. Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Интервьюирование. Анкетирование. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности. Лекции 5 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Разработка отчета и заявки на разработку АС. Лабораторные 5 8 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 5 20 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Концепция проекта.
2.1. Анализ требований. Разработка технического задания. Документ Видение. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование. Лекции 5 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Разработка концепции ИС. Лабораторные 5 8 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 5 20 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Системная архитектура проекта.
3.1. Описательная модель предметной области; жизненный цикл; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация. Лекции 5 8 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Разработка эскизного проекта. Лабораторные 5 10 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 5 26 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Оценка затрат проекта.
4.1. Экономическая оценка внедрения программного обеспечения. Лекции 6 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Бизнес-планирование. Операционная деятельность. Инвестиционная деятельность. Финансовая деятельность. Оценка эффективности инвестиций. Функционально-стоимостной анализ процессов. Оценка экономического внедрения программного обеспечения. Лабораторные 6 10 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Разработка ТЭО. Сам. работа 6 6 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Информационные технологии в управлении проектами.
5.1. Сущность управления проектами. Основы технологии PERT. Модель проекта. Представление модели проекта в системах управления проектами. Лекции 6 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 6 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Разработка сетевого графика проекта.
6.1. Планирование проекта в системе управления проектами. Лекции 6 4 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Разработка календарного плана-графика проектных работ. Лабораторные 6 6 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка сетевого плана-графика проекта. Сам. работа 6 8 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Управление временем выполнения проекта.
7.1. Управление временем выполнения проекта. Лекции 6 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 6 6 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Управление отклонениями от плана и проектными рисками.
8.1. Этапы управления отклонениями. Риски программных проектов и методология управления рисками в соответствии с PMBoK. Лекции 6 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Самостоятельная работа с литературой по теме. Сам. работа 6 8 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Завершение проекта.
9.1. Важность грамотного завершения проекта. Как определить момент окончания проекта. Функция руководителя проекта на завершающем этапе. Процесс завершения проекта. Роспуск команды, работавшей над проектом. Закрытие банка данных проекта. Завершение работ. Завершающая проверка и подведение итогов проекта. Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка. Лекции 6 2 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта. Лабораторные 6 10 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Оформление отчета по теме. Сам. работа 6 7 ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Предпроектное обследование предметной области.
Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности.
Разработка отчета и заявки на создание ИС.
2. Концепция проекта.
Анализ требований. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование.
Разработка концепции ИС. Разработка технического задания.
3. Системная архитектура проекта.
Описательная модель предметной области; жизненный цикл приложения баз данных; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация.
Разработка эскизного проекта.
4. Оценка затрат проекта.
Экономическая оценка внедрения программного обеспечения. Разработка ТЭО.
5. Разработка сетевого графика проекта.
Разработать календарный план-график проектных работ
6. Завершение проекта.
Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка.
Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта.
Должны быть представлены:
1. Акт завершения работ по проекту программного средства.
2. Акт приемки программного средства в промышленную эксплуатацию.
3. Инструкция административного управления программными средствами системы.
4. Инструкция пользователя.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо (базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом задание не решено.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика курсовых работ
1. Анализ кредитоспособности физического лица в сфере ипотечного кредитования.
2. Автоматизация складского учета и процесса продажи товаров.
3. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при ипотечном кредитовании.
4. Разработка ПО для учета заявок туристической фирмы.
5. Оперативный учет движения готовой продукции на коммерческой предприятии.
6. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при подборе компьютерных комплектующих.
7. Разработка прикладного программного обеспечения «Кадровый учет».
8. Разработка ИС «Диспетчерская Автовокзала».
9. Разработка информационной системы учета клиентов частной клиники.
10. Автоматизация рабочего места менеджера по продажам автозапчастей.
11. Разработка информационной системы связи с клиентом модуль бухгалтерских приложений.
12. Разработка информационной системы поддержки принятия решений при подборе компьютерных комплектующих.
13. Разработка прикладного программного обеспечения «Учет продаж».
14. Информационная система учета договоров страхования.
15. Разработка информационной системы «Биржа труда».
16. Автоматизированная система подбора недвижимости.
17. Разработка модуля «Учет продажи билетов на предприятии Автовокзал».
18. Разработка ИС «Оценка кандидатов на вакантную должность».
19. Разработка прикладного программного обеспечения для организации розничной торговли.
20. Разработка ППО для оптового склада.
21. Разработка ИС «Инвентаризация имущества предприятия.
22. Автоматизация рабочего места сотрудника лизинговой компании автотранспорта.
23. Автоматизация рабочего места агента страховой компании.
24. Проектирование и разработка информационной системы учета и контроля объектов, представляющих архитектурную и историческую ценность.
25. Разработка ИС для работы приемной комиссии ВУЗА.
26. Разработка ИС для работы фото-сервиса.
27. Разработка ИС таксопарка.
28. Разработка ИС учета лекарственных средств аптеки.
29. Разработка ИС диспансерного учета поликлиники.
30. Разработка ИС учета расходных материалов сервисного центра компьютерной фирмы.

Требования к курсовым работам по дисциплине

Содержание
Введение (1,5 - 2 стр.)
1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1.1. Анализ предметной области и объекта исследования
1.2. Постановка задачи (глазами пользователя)
1.3. Входные и выходные документы (данные)
1.4. Анализ бизнес-процессов «объекта исследования» (макс. 5 стр.)
1.5. Информационные технологии разработки ИС
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования» (макс. 8 стр.)
2.2. Построение инфологической модели ИС (IDEF1X) (макс. 5 стр.)
2.3. Требования к разрабатываемой ИС (макс. 5 стр.)
2.3.1. Концептуальные требования к функциональности ИС
2.3.2. Структура ИС и назначение каждого блока (модуля)
2.3.3. Исходные и результирующие документы ИС
3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИС «НазваниеИС»
3.1. Обоснование выбора ПО для разработки (макс. 2 стр.)
3.2. Структура ИС и функционирование каждого блока (макс. 5 стр.)
3.3. Структура базы данных (макс. 3 стр.)
3.4. Распределение ролей пользователей ИС (макс. 2 стр.)
3.5. Результаты работы ИС (макс. 2 стр.)
3.6. Оценка экономической эффективности внедрения продукта (макс. 2 стр.)
Заключение (1,5 – 3 стр.)
Литература
Приложения

Введение.
В начале введения обычно присутствует небольшая аннотация к проблематике курсового работы.
Во введении обязательно должны содержаться: Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения Цели. Задачи соответствуют названиям пунктов содержания (более развернуто и понятно).
Далее следует краткое описание структуры работы по частям, и краткое описание материала, методов и средств, выводов по каждой части.
Объект исследования.
1. Реальный социально-экономический объект: организация, предприятие, его подразделение, отдел, цех и т.д. При этом если Ваша ИС разрабатывается для подразделения/отдела, то именно этот отдел и является Объектом исследования, а не вся организация. В этом случае Ваша ИС должна полностью охватывать ВСЕ бизнес-процессы на предприятии/организации/подразделении/отделе.
2. Некоторый бизнес-процесс на предприятии, организации, подразделении или отделе. При этом Объектом исследования будет этот самый бизнес-процесс на организации/подразделении/отделе, а не организация/подразделение/отдел.
Предметом исследования являются методы и средства инженерии программного обеспечения, применяемые Вами для разработки ИС. Если разрабатываемая Вами ИС служит для автоматизации некоего бизнес-процесса, то Предметом исследования должен быть не сам бизнес-процесс, а методы и средства разработки ИС для автоматизации этого бизнес-процесса.
Целью исследования является разработка прототипа информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации. В случае, если в работе нет реализации прикладного ПО, целью исследования является разработка проекта информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации.
Заключение.
Напоминается цель исследования. Проводится анализ выполненных задач по частям с соответствующими выводами. Указывается степень достижения цели исследования. Также указываются возможные дальнейшие этапы разработки, внедрения, перспективы и т.д.
Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования»
По стандартам IDEF:
• Диаграммы организационной структуры
• Функциональная модель ИС (IDEF0)
• Модель потоков данных (IDEF1)
• Процессная модель (IDEF3)
• Диаграммы ролей пользователей ИС (Swimmer Lane)
Либо по стандартам UML:
• Диаграммы использования ИС
• Диаграммы классов
• Диаграммы состояния
• Иерархия классов и форм

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Содержание курсовой работы соответствует теме утвержденной преподавателем. Студентом продемонстрировано уверенное знание фактического материала по заданной теме, отсутствуют фактические ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование технологий проектирования и разработки баз данных. Части работы четко структурированы, выстроены в заданной логике. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Высокая степень самостоятельности, оригинальность работы, практическая значимость. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Хорошо (базовый уровень)
Содержание курсовой работы соответствует теме утвержденной преподавателем. Студентом продемонстрировано знание фактического материала по заданной теме, присутствуют незначительные погрешности. Продемонстрировано достаточно уверенное владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом. Показан навык владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы достаточно четко структурированы, выстроены в заданной логике. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Присутствуют элементы самостоятельности, оригинальности работы, практической значимости. Присутствуют незначительные стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена достаточно аккуратно, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Содержание курсовой работы в принципе соответствует теме утвержденной преподавателем, имеются недоработки, неполное выполнение плана работы. Студентом продемонстрированы элементы знания фактического материала по заданной теме на удовлетворительном уровне, присутствуют некритические погрешности и ошибки. Продемонстрировано владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом на удовлетворительном уровне. Продемонстрированы некоторые навыки владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы плохо структурированы, имеет место некоторое нарушение логики изложения материала. При ответе студент демонстрирует неуверенное владение материалом при сохранении смысла. Присутствуют незначительные элементы самостоятельности, оригинальности работы, практической значимости. Присутствуют значительные стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена неаккуратно, но соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Содержание курсовой работы не соответствует теме утвержденной преподавателем, имеются недоработки, невыполнение плана работы. Студентом не продемонстрировано знание фактического материала по заданной теме, присутствуют существенные погрешности и ошибки. Не продемонстрировано владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом. Отсутствуют навыки владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы плохо структурированы, имеет место нарушение логики изложения материала. При ответе студент демонстрирует неуверенное владение материалом, не понимает смысла излагаемого материала. Отсутствуют элементы самостоятельности, работа содержит существенные заимствования материала, отсутствуют элементы практической значимости. Присутствуют критические стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена неаккуратно, не соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Системное и прикладное программное обеспечение.
2. Программное средство, программный продукт.
3. Прикладные программы и пакеты прикладных программ (ППП).
4. Основные требования, предъявляемые к программному средству, как к продукту производственно-технического назначения.
5. Понятие качественного программного средства и связанные с ним характеристики.
6. Экономическая эффективность программного изделия.
7. Понятие жизненного цикла программного средства.
8. Подходы к определению жизненного цикла.
9. Содержание отдельных этапов разработки программного средства.
10. Внутреннее проектирование (проектирование структуры программного изделия).
11. Проектирование и программирование модулей.
12. Тестирование, отладка и сборка программного изделия.
13. Сопровождение программного средства на стадии эксплуатации.
14. Документация программного средства.
15. Теоретические основы проектирования пакетов прикладных программ.
16. Определение ППП. Составные части ППП.
17. Модель предметной области ППП.
18. Пример построения модели предметной области ППП.
19. Внешнее управление ППП.
20. Функции управляющих и обслуживающих модулей ППП.
21. Специфические особенности ПС ВТ. ПС - новый вид товарной продукции.
22. Жизненный цикл ПС. Содержание основных этапов жизненного цикла ПС.
23. Анализ и разработка требований к ПС.
24. Определение целей создания ПС.
25. Разработка внешних спецификаций на ПС.
26. Цели и порядок внутреннего проектирования ПС.
27. Прогнозирование технико-экономических показателей проектов ПС.
28. Модульная структура ПС.
29. Документирование ПС.
30. Состав документации на ПС.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень - зачтено)
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (базовый уровень - зачтено)
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (пороговый уровень - зачтено)
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован - не зачтено)
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

На экзамене студент выбирает случайным образом билет с двумя вопросами из общего перечня вопросов к экзамену, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной или письменной (по выбору преподавателя) форме. На подготовку ответа студенту отводится 20 минут.
При ответе учитывается качество выполненных в течение семестра лабораторных работ, при необходимости преподаватель может задавать вопросы по существу выполненных и (или) невыполненных работ.
С целью уточнения оценки экзаменатор может задать 2 – 3 дополнительных вопроса, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Результат экзамена выражается оценкой «отлично» «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Требования, предъявляемые к информационным системам: гибкость, надежность, эффективность, безопасность.
2. Понятие архитектуры информационной системы. Способы представления. Примеры.
3. Понятие жизненного цикла информационных систем. Понятие проекта. Классификация проектов.
4. Фазы проектирования: концептуальная, подготовка технического предложения, проектирование, разработка, ввод в эксплуатацию.
5. Процессы жизненного цикла информационных систем. Основные процессы жизненного цикла.
6. Процессы жизненного цикла информационных систем. Вспомогательные процессы жизненного цикла.
7. Процессы жизненного цикла информационных систем. Организационные процессы жизненного цикла.
8. Структура жизненного цикла информационных систем. Начальная стадия.
9. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия уточнения.
10. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия конструирования.
11. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия ввода в эксплуатацию.
12. Модель жизненного цикла информационных систем. Каскадная модель. Преимущества и недостатки.
13. Модель жизненного цикла информационных систем. Спиральная модель. Преимущества и недостатки.
14. Методология быстрой разработки информационных систем. Основные принципы методологии.
15. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза анализа и планирования требований.
16. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза проектирования.
17. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза построения.
18. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза внедрения.
19. Понятие профиля информационной системы. Принципы формирования профиля информационной системы.
20. Понятие профиля информационной системы. Структура профилей информационных систем.
21. Структура и процессы международного стандарта ISO/IEC 12207.
22. CASE-технологии проектирования информационных систем. Характеристика CASE-средств. Примеры.
23. Построение модели данных. Основные понятия и определения.
24. Построение модели данных. Этапы моделирования. Концептуальное моделирование.
25. Построение модели данных. Этапы моделирования. Логическое моделирование.
26. Построение модели данных. Этапы моделирования. Физическое моделирование.
27. Построение модели данных. Модель предметной области.
28. Математическая модель информационной системы. Классификация математических моделей.
29. Имитационная модель информационной системы. Классификация имитационных моделей.
30. Технико-экономическое обоснование проектных работ.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (базовый уровень)
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ехлаков Ю.П. Управление программными проектами: учебник Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники/ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыбалова Е.А. Управление проектами: учебное пособие Томск : Факультет дистанционного обучения ТУСУРа/ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. Проектирование информационных систем: Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141626
Э2 http://pro-spo.ru/glossary/3702-34-j-gost-dlya-sisadminov
Э3 Интернет-университет информационных технологий (электронный курс) – http://www.intuit.ru Презентации лекций, список литературы, полезные ссылки - http://pta-ipm.narod.ru SWEBOK (рус.) - http://sorlik.blogspot.com Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/
Э4 Курс в Moodle "Проектный практикум" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания размещены на портале Moodle по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=639