Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровая экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 6,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна
1.1. | • изучение современных технологий, методов и инструментальных средств, используемых для управления ИТ-инфраструктурой предприятия и оптимизации функционирования ИТ-подразделения; • формирование у студентов навыков использования полученных знаний при реализации проектов разработки информационных систем в различных областях и оптимизации функционирования бизнес-процессов ИТ-подразделения. Задачи: • сформировать понятия информационной инфраструктуры; • рассмотреть роль инфраструктуры в ИС и ИТ; • определить место управления информационной инфраструктурой в общей структуре управления предприятием; • ознакомить с концептуальной структурой (SA-модель) управление предприятием; • рассмотреть методы и средства управления информационной инфраструктурой; • рассмотреть методику описания архитектур. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе. |
ПК-10 | Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • компоненты архитектуры информационных технологий; • структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия; • основные процессы ИТ-инфраструктуры; • методологии построения и управления ИТ-инфраструктурой предприятия; • классификацию и характеристики аппаратных и программных средств; • основные стандарты в области применения информационных технологий; • рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; • основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем; • методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия; • обосновывать выбор технических и программных средств ИТ-инфраструктуры предприятия; оптимизировать ИТ-процессы; • определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем; анализировать показатели эффективности информационных систем; • организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • современными методологиями построения, развития и управления ИТ-инфраструктуры предприятия; • навыками установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании; консультирования в области организации управления ИТ; выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия; • навыками обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ; • приемами разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Технологическая архитектура | ||||||
1.1. | Введение. Основные понятия. Домены архитектуры предприятия. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
1.2. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
1.3. | Основные понятия технологической архитектуры. Компоненты технологической архитектуры. Оценка состояния и требований к технологической инфраструктуре. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2 |
1.4. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.2 |
1.5. | Описание технологической архитектуры. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
1.6. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 2. Вычислительная инфраструктура | ||||||
2.1. | Организация серверов. Виртуализация. | Лекции | 8 | 3 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Основы виртуализации. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Эволюция архитектуры и технологии хранения данных. Компоненты архитектуры системы хранения данных. Организация хранения данных. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Инфраструктура хранилища данных. Управление СХД EMC VNXe | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
2.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
2.9. | Центры обработки данных. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Управление инфраструктурой с SolarWinds | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
2.12. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
Раздел 3. Современные решения ИТ инфраструктуры | ||||||
3.1. | Национальные особенности развития инфраструктуры. Облачные вычисления. | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Чтене лекции и литературы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Облачная инфраструктура | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Service Desk | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Проектирование ИТ инфраструктуры с использованием UML | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
3.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-1, ПК-10 | Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Олейник А. И. | ИТ-инфраструктура: Профессиональная литература | Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Данилин А. В., Слюсаренко А. И. | ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Данилин А., Слюсаренко А. | Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий: | Интернет-университет информационных технологий, 2013 | |
Л1.4 | Данилин А.В., Слюсаренко А.И. | Архитектура предприятия: | Интернет-университет информационных технологий, 2007 | www.intuit.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Савельев А. О. | Введение в облачные решения Microsoft: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Долженко А.И. | Управление информационными системами: | М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Губарев В. В., Савульчик С. А., Чистяков Н. А. | Введение в облачные вычисления и технологии: учебное пособие | НГТУ //ЭБС "ONLINE", 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Форум по информационным технологиям | citforum.ru | ||
Э2 | Открытые системы | osp.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Проектирование ИТ-инфраструктуры предприятия" | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Учебный центр SoftLine | edu.softline.com | ||
Э5 | IT Expert: обучение в области ITSM и ITIL | www.itexpert.ru | ||
Э6 | IBM developerWorks | developer.ibm.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru. Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/ Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Программа дисциплины включает лекции, практические работы, самостоятельную работу. Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. В ходе лекций студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций. Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине. При сдаче работ не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему. Для подготовки к зачету не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к зачету достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на зачете будут заданы вызубренные вопросы; 3) на зачете возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки. Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР). Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ: • работа с лекционным материалом; • подготовка к практическим занятиям; • опережающая самостоятельная работа; • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку; • подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации. Творческая СРС включает: • поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию; • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; • анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме. |