Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровая экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ЦЭ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 6,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук
1.1. | Цель дисциплины – формирование знаний, умений и навыков в сфере управления рисками ИТ-проектов, теоретическое и практическое овладение современными средствами анализа и оценки рисков, изучение требований к разработке документации по выявлению и оценке рисков, ознакомление с принципами и методами обработки рисков для совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе. |
ПК-5 | Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область. |
ПК-10 | Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - понятие и виды рисков; - содержание, цели, задачи и принципы разработки системы управления ИТ-рисками организации; - инструменты и методы управления ИТ-рисками. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | − выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски; - применять аналитические приемы определения целесообразности принятия решений в области управления ИТ-рисками; - классифицировать ИТ-риски, выявлять особенности их возникновения и управления в практике российских компаний; - оценивать результативность принятых управленческих решений; - выбирать подходящий математический инструментарий для решения задач анализа и оценки ИТ-рисков, в том числе с использованием ЭВМ и прикладных программных продуктов; − разрабатывать комплекс мероприятий по управлению рисками ИТ-проектов; − разрабатывать документы по управлению рисками ИТ-проектов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | − навыками подготовки реестра рисков в соответствии с установленными регламентами; − навыками использования специализированного программного обеспечения для проведения анализа ИТ-проектов; - использования программного обеспечения в процессе анализа, оценки и управления ИТ-рисками. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология управления IT-проектами | ||||||
1.1. | Введение в управление проектами | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Введение в управление проектами | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.3. | Введение в управление проектами | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.4. | Методы оценки ИТ-проектов | Лекции | 8 | 1 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.5. | Методы оценки ИТ-проектов | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.6. | Методы оценки ИТ-проектов | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 2. Менеджмент рисков ИТ-проектов | ||||||
2.1. | Теория управления риском: основные понятия и концепции. | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.2. | Теория управления риском: основные понятия и концепции. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.3. | Теория управления риском: основные понятия и концепции. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.4. | Менеджмент риска проектов | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.5. | Менеджмент риска проектов | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.6. | Менеджмент риска проектов | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.7. | Методология управления рисками ИТ-проектов | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.8. | Методология управления рисками ИТ-проектов | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.9. | Методология управления рисками ИТ-проектов | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.10. | Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов | Лекции | 8 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.11. | Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.12. | Документационное сопровождение процесса управления риском ИТ-проектов | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-10 | Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Управление рисками.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов П.Г. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Белов П.Г. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Управление рисками проектов: Учебная литература для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru | |
Л1.4 | Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. | Информатизация бизнеса. Управление рисками: Учебники | Издательство "ДМК Пресс", 2011 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Воронцовский А.В. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Фирсова О. А. | Управление рисками организаций: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МАБИВ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационные технологии и прогнозирование рисков | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Проект R для статистических вычислений | www.r-project.org | ||
Э3 | Статистический анализ данных | xn--90abhbolvbbfgb9aje4m.xn--p1ai | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
110М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед. |
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
109М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед. |
205Л | кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте |
202Л | кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
207Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
407аС | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков. Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков. Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=3169. |