МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы типографики и верстки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы типографики и верстки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса.
ПК-6.1 Знает принципы и правила написания интерфейсных текстов
ПК-6.2 Знает основы верстки текста в интерфейсе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6.1: Знает принципы и правила написания интерфейсных текстов
ПК-6.2: Знает основы верстки текста в интерфейсе
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы типографики
1.1. Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. Лекции 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 5 9 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма Лекции 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Системы мер, применяемые в типографике. Технические ограничения в типографике Лекции 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Общие законы композиции в типографике Лекции 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Основные примеры работы с текстом Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. Сам. работа 5 16 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Различные приемы оформления текста Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. Сам. работа 5 16 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна
2.1. Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью Лекции 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Назначение и классификация шрифтов Практические 5 4 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта Сам. работа 5 10 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне
3.1. Понятие верстки и модульного проектирования Лекции 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. История верстки в графическом дизайне Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Подготовка текстовой и графической информации к верстке Сам. работа 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.5. Основные этапы работы над версткой дизайн-проекта Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Применение HTML для верстки Сам. работа 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Применение CSS для верстки Сам. работа 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.8. Понятие модульной сетки Практические 5 4 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Анализ модульной сетки сайта Сам. работа 5 6 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.10. Экзамен 5 27 ПК-6.1, ПК-6.2 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9350.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен создавать интерфейсные тексты и верстать текст интерфейса.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой элемент верстки используется для определения структуры документа и содержит заголовки, абзацы и списки?

A) Таблица
B) Текстовое поле
C) Диаграмма
D) Теги разметки (например, HTML-теги)
Ответ: D

2.Какой шрифт легче читать в тексте, написанном на экране?

A) Курсив
B) Полужирный
C) Обычный (не курсив, не полужирный)
D) Моноширинный
Ответ: C

3.Какой из следующих форматов изображения подходит для сохранения изображений с прозрачным фоном?

A) JPEG
B) BMP
C) PNG
D) GIF
Ответ: C

4.Что означает акроним "RGB" в контексте цветовой модели?

A) Really Good Blue
B) Red, Green, Blue
C) Random Gradient Blend
D) Rarely Gray Background
Ответ: B

5.Какие из следующих элементов типографии помогают улучшить читаемость текста?

A) Жирный шрифт и маленький размер шрифта
B) Отсутствие интерлиньи и монотонный цвет фона
C) Подходящий межстрочный интервал и контрастный цвет текста
D) Вертикальное выравнивание и маленькая ширина колонки
Ответ: C

6.Какие из следующих цветовых пространств наиболее часто используются для веб-дизайна?

A) CMYK
B) LAB
C) Pantone
D) sRGB
Ответ: D

7.Какой формат изображения обычно используется для фотографий с миллионами оттенков цвета?

A) GIF
B) PNG
C) JPEG
D) BMP
Ответ: C

8.Что такое "кернинг" в типографии?

A) Размер шрифта
B) Размер шрифта и межбуквенное расстояние
C) Межбуквенное расстояние
D) Межстрочное расстояние
Ответ: C

9.Какой тип файла используется для хранения векторных изображений?

A) JPEG
B) TIFF
C) SVG
D) PNG
Ответ: C

10.Какие элементы макета обычно включают в себя поля, например, в брошюре или книге?

A) Маркеры
B) Отступы
C) Рисунки
D) Сноски
Ответ: B

11.Что такое "резкость" изображения?

A) Уровень яркости
B) Количество цветов
C) Контрастность
D) Четкость деталей
Ответ: D

12.Какой формат файла можно использовать для сохранения прозрачных изображений с поддержкой анимации?

A) PNG
B) JPEG
C) TIFF
D) GIF
Ответ: D

13.Какие элементы часто используются для создания сетки на веб-странице?

A) Таблицы
B) Колонки
C) Формы
D) Диаграммы
Ответ: A

14.Какой цветовой режим лучше всего подходит для печати документов с использованием профессиональных печатных машин?

A) RGB
B) sRGB
C) CMYK
D) LAB
Ответ: C

15.Что означает термин "типографика"?

A) Изучение искусства верстки текста и изображений на странице
B) Графическое оформление шрифтов
C) Способность редактировать изображения
D) Искусство создания анимации
Ответ: A

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.В чем заключается основное назначение типографики?
Ответ: Основное назначение типографики - это создание и оформление текстов с целью обеспечения их читаемости и эстетичности.
2.Какое значение имеет шрифт в типографике?
Ответ: Шрифт влияет на стиль и восприятие текста, определяя форму и размер символов.
3.Что такое кегль в типографике?
Ответ: Кегль - это размер шрифта, измеряемый в точках, где 1 кегль равен 1/72 дюйма.
4.Какие основные элементы верстки текста вы знаете?
Ответ: Основные элементы верстки текста включают в себя колонки, отступы, выравнивание, межстрочный интервал и отступы от краев.
5.Что такое выравнивание текста, и какие основные виды вы знаете?
Ответ: Выравнивание текста определяет расположение текста относительно краев области. Основные виды выравнивания включают в себя левое, правое, центрированное и по ширине.
6.Что такое межстрочный интервал, и как он влияет на текст?
Ответ: Межстрочный интервал определяет расстояние между строками текста и влияет на читаемость и эстетику текста.
7.Какие факторы следует учитывать при выборе цвета текста на фоне?
Ответ: При выборе цвета текста на фоне следует учитывать контраст, читаемость и восприятие текста пользователями.
8.Что такое "кернинг" в типографике?
Ответ: Кернинг - это настройка промежутков между отдельными буквами, чтобы достичь лучшей читаемости и баланса текста.
9.Какие основные типы графических форматов используются при верстке текста?
Ответ: Основные типы графических форматов, используемых при верстке текста, включают JPEG, PNG, GIF и SVG.
10.Какой символ часто используется для обозначения неразрывного пробела в типографике?
Ответ: В типографике для обозначения неразрывного пробела часто используется символ " ".
11.Что такое типографская сетка и какие её преимущества?
Ответ: Типографская сетка - это структура размещения текста и элементов на странице. Её преимущества включают в себя улучшение оформления, выравнивание и удобство чтения.
12.Что такое заголовок и какие его основные уровни?
Ответ: Заголовок - это текст, который обычно выделен более крупным размером и жирным начертанием. Основные уровни заголовков обычно нумеруются от H1 до H6.
13.Какие основные элементы интерфейсного текста следует учитывать при его верстке?
Ответ: Основные элементы интерфейсного текста включают в себя кнопки, ссылки, заголовки, параграфы, списки и метки.
14.Что такое "выделение текста" в типографике и какие виды выделения вы знаете?
Ответ: Выделение текста - это применение разных стилей к тексту, такие как жирный, курсив, подчеркивание и зачеркивание.
15.Какие инструменты и программы часто используются для верстки текста и создания интерфейсных элементов?
Ответ: Инструменты и программы, часто используемые для верстки текста и создания интерфейсных элементов, включают в себя Adobe InDesign, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Figma, и Sketch.
16.Какие принципы выравнивания текста следует соблюдать при верстке интерфейсных элементов?
Ответ: Принципы выравнивания текста включают в себя выравнивание по сетке, одинаковый интервал между элементами и соблюдение единой структуры.
17.Что такое "текстовые стили" (text styles) в дизайне интерфейса?
Ответ: Текстовые стили - это набор параметров, таких как размер шрифта, цвет и выравнивание, которые можно применить к тексту для единообразного оформления.
18.Что такое "отзывчивый шрифт" (responsive font) и в чем его преимущества?
Ответ: Отзывчивый шрифт - это шрифт, который автоматически адаптируется к разным размерам экранов, обеспечивая хорошую читаемость на мобильных устройствах и десктопах.
19.Что такое кегль шрифта?
Ответ: Кегль шрифта - это размер шрифта, измеряемый в точках.
20.Какие типы списков можно использовать при верстке текста?
Ответ: Маркированные (с точками) и нумерованные (с цифрами) списки.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Молочков В. П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Webref: руководства по веб-технологиям webref.ru
Э2 Caniuse: руководство по HTML и CSS caniuse.com
Э3 GridCalculator gridcalculator.dk
Э4 Grid Designer grid.mindplay.dk
Э5 Типомания: онлайн-словарь терминов typo.mania.ru
Э6 Ссылка на курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.