МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Петрова Л.И.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна, к.э.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студента системное представление о тенденциях развития менеджмента;
сформировать у студента менеджерские навыки использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности и способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-4.1 Знает основные стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
ОПК-4.2 Умеет применять стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
ОПК-4.3 Владеет навыками составления технической документации на различных этапах жизненного цикла информационной системы
ОПК-9Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп
ОПК-9.1 Знает инструменты и методы коммуникаций в проектах; каналы коммуникаций в проектах; модели коммуникаций в проектах; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии, технологии подготовки и проведения презентаций
ОПК-9.2 Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала
ОПК-9.3 Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• объективные тенденции развития современного менеджмента;
• закономерности, принципы и методы управления социально-экономическими системами;
• методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке управленческих решений и планов;
• основные организационные структуры управления организациями;
• основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике управления организациями;
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать пути их преодоления.контролировать, анализировать внутренние и внешние факторы, определяющие организацию и менеджмент предприятия, составлять план; проектировать организацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;методами формирования и поддержания этичного климата в организации; методами и основными приемами исследовательской деятельности в процессе совершенствования менеджмента организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (организациями).
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Организационные структуры управления и групповая динамика
2.1. Организационные структуры управления Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Организационные структуры управления Практические 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.3. Организационные структуры управления Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.4. Групповая динамика и руководство Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.5. Групповая динамика и руководство Практические 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.6. Групповая динамика и руководство Сам. работа 7 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Природа и состав функций менеджмента.
3.1. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.2. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
3.3. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 7 15 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Стили и эффективность управления
4.1. Обеспечение эффективности деятельности Лекции 7 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Обеспечение эффективности деятельности Практические 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Обеспечение эффективности деятельности Сам. работа 7 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-4. Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-9. Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Представителями школы научного менеджмента являются
1) Л. Гилбрет
2) А. Маслоу
3) М. Вебер
4) Ф. Тейлор
2. В менеджменте некая группа может считаться организацией, если члены этой группы...
1) намеренно работаю вместе, чтобы достичь значимой для всех цели
2) работаю в одном офисе
3) связаны друг с другом с помощью информационных потоков
4) тесно связаны друг с другом
3. Представители школы научного менеджмента в качестве основных задач исследования называли...
1) поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
2) максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
3) временной контроль проведения производственных операций
4) определение функций и принципов эффективного менеджмента
4. Менеджмент и управление - это:
1) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
2) одно и то же
3) взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
4) разные, не связанные между собой процессы
5. К основным функциям управления организацией относятся...
1) планирование
2) анализ
3) побуждение
4) обмен информацией
6. Право принятия важнейших решений на высшем уровне управления - это:
1) принцип централизации
2) принцип координации
3) принцип децентрализации
7. В практике менеджмента социально-психологические методы позволяют учитывать следующие факторы...
1) индивидуальные особенности работников
2) динамику формирования групп
3) структуру товарной номенклатуры
4) организационную структуру управления
8. _______________ методы управления используют индивидуальное и групповое сознание и основываются на общественно значимых морально-этических категориях
1) экономические
2) административные
3) социально-психологические
4) организационно-распорядительные
9. Категорию "функция менеджмента" можно характеризовать как...
1) регулярную проверку соответствия стратегической установки фирмы имеющимся рыночным возможностям
2) проект реструктуризации организации
3) получение информации, необходимой для диагностики проблем организации
4) вид деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект.
10. Какое из определений команды является неверным?
1) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
2) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
3) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
11. Какой из принципов не относится к принципам формирования команды?
1) Добровольность вхождения в команду, коллективное выполнение работы, коллективная ответственность.
2) Принцип профессионализма, принцип единоначалия, принцип свободы самоопределения действий.
3) Принцип синергии, принцип мотивации/ стимулирования членов команды за конечный результат, автономное самоуправление команды
12. В каком случае (бизнес-процессе) функционирование команды не является наиболее эффективным?
1) В ситуации консалтингового проекта для заказчика, где необходима помощь из разных сфер и компетенций бизнеса.
2) Когда приходится иметь дело с такими проблемами, решение которых малоизвестно и требуется «мозговой штурм» специалистов из разных сфер, нацеленных на общий результат и знающих специфику организации.
3)Необходимы социальные, а не авторитарные методы поддержания стандартов.
4) Людям необходимы товарищеские отношения для поддержания морального духа в определенной бизнес-ситуации.
13. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми – это…
1) коммуникация
2) дискуссия
3) диалог
4) контакт
14. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации – это…:
1) распорядительство
2) мотивация
3) руководство
4) контроль
15. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели – это…
1) прогнозирование
2) организация
3) планирование
4) контроль
16. Численность работников, непосредственно подчиненных одному начальнику, – это…
1) масштаб управления
2) уровень управления
3) сложность управления
4) норма управления
17. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это…
1) делегирование полномочий
2) распределение полномочий
3) сужение полномочий
4) снятие полномочий
18. Проектная деятельность – это:
1) документально оформленное соглашение между заказчиками и исполнителями проекта, в котором оговариваются цели и задачи проекта, а также все условия и сроки выполнения работ по проекту
2) деятельность фирмы, которая является основной и приносит организации значительную часть дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной
3) способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
19. Проект – это:
1) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов
2) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
3) процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме

20. Методы исследования делятся на:
1) формирующие и констатирующие
2) теоретические и эмпирические
3) диалектические и исторические
21. Практико-ориентированный проект - это:
1) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
2) доказательство или опровержение гипотезы
3) решение практических задач заказчика проекта
22. Укажите преимущество подгрупповых проектов:
1) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
2) возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
3) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
23. Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования - это...
1) сертификат;
2) технический регламент;
3) национальный стандарт;
4) технические условия.
24. Срок действия сертификата соответствия согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» устанавливается...
1) органом по сертификации;
2) заявителем;
3) соответствующим техническим регламентом;
4) аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
25. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии продукции требованиям технических регламентов – это…
1) знак качества;
2) знак обращения на рынке;
3) знак соответствия;
4) клеймо ОТК.
22. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов - это:
1) аттестат;
2) свидетельство о соответствии;
3) декларация о соответствии;
4) сертификат.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.





ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия менеджмент:
Ответ: - это управление организацией (социально-экономическими процессами) в рыночной экономике.
2. Кто такие менеджеры?
Ответ: Менеджеры – это руководители различных уровней управления,
наделенные полномочиями для принятия управленческих решений.
3. Дайте определение команды:
Ответ: Группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща.
4. Перечислите основные функции менеджмента
Ответ: планирование, организация, мотивация, контроль.
5. Дайте понятие организации, как объекта управления
Ответ: организация, это группа лиц, деятельность которых сознательно
координируется для достижения конечного желаемого результата.
6. Каким требованиям должна соответствовать группа лиц, чтобы считаться организацией
Ответ: наличие как минимум двух человек, наличие хотя бы одной цели.
7. Охарактеризуйте руководителя, использующего авторитарный стиль управления
Ответ: централизация власти, самостоятельное принятие решения, подавление
инициативы. Стиль руководства также зависит и от личностных характеристик
руководителя.
8. Что является целью организации?
Ответ: получение прибыли (получение конечного желаемого результата).
9. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы.
10. Дайте определение неформальной группе, существующей в организации
Ответ: это группа созданная по интересам. Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.
11. В процессе формулирования стратегии что является первым шагом?
Ответ: определение цели. А далее происходит изучение внутренней и внешней среды организации.
12. Каким образом развивается команда?
Ответ: команда в своем развитии, как живой организм, проходит несколько
жизненных циклов. Она растет вместе с организацией, в ней меняются цели,
задачи, люди, а также характер отношений с внешним миром.
13. Что не относят к мотивационным факторам?
Ответ: увеличение нагрузки. Мотивационными факторами являются: интерес к работе, признание и успех, продвижение по службе, рост и развитие, личное участие и т.п.
14. Что называют сертификатом соответствия?
Ответ: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.
15. Дайте определение проекта:
Ответ: Временное предприятие, направленное на создание уникального
продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с
использованием ограниченных ресурсов.

16. Дайте определение проектной деятельности:
Ответ: Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в
условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться
вполне определённым практическим результатом.
17. Дайте определение операционной деятельности:
Ответ: Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом
исполнителей.
18. Какая деятельность считается предпринимательской?
Ответ: Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений,
осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность,
направленная на получение прибыли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-4. Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-9. Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп

5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Менеджмент «управление бизнесом» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8782 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Менеджмент «Управление бизнесом»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8782

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л1.3 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э2 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э3 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э4 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э5 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э6 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э7 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э8 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э9 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э10 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э11 Курс в Moodle " Менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия.
Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по менеджменту, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа студента, которая помимо подготовки к практическим занятиям, предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642