Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 32 | 32 | 32 | 32 |
Лабораторные | 54 | 54 | 54 | 54 |
Сам. работа | 103 | 103 | 103 | 103 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке; формирование умения и навыков работы с web-приложениями; изучение программных средств web-разработки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения |
ПК-2.1 | Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений, типовые решения, используемые при их разработке |
ПК-2.2 | Умеет использовать типовые решения и шаблоны, применять методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений |
ПК-2.3 | Владеет навыком построения архитектуры информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений |
ПК-4 | Способен проектировать дизайн интерфейса с учетом потребностей пользователей, особенностей пользовательского опыта и эргономических требований |
ПК-4.1 | Знает основные эргономические требования к пользовательскому интерфейсу, принципы проектирования пользовательского опыта |
ПК-4.2 | Умеет описать логику работы элементов интерфейса, их взаимосвязи, взаимодействия и вариантов состояний |
ПК-4.3 | Владеет навыком проектирования дизайна интерфейса с учетом потребностей пользователей, особенностей пользовательского опыта и эргономических требований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных концепциях и принципах разработки web-приложений; о программных средствах, используемых в web-разработке. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке; использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS; создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Архитектура Web-приложений | ||||||
1.1. | Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. | Лекции | 5 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MWC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Технологии представления | ||||||
2.1. | Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). | Лекции | 5 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Формирование простых HTML станиц | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распростра-нённые варианты использования. | Лекции | 5 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.4. | Применение пользовательских скриптов (JavaScript) | Лабораторные | 5 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.5. | Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. | Лекции | 5 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.6. | Особенности представления информации | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.7. | Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). | Лекции | 5 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.8. | Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) | Лабораторные | 5 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.9. | Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. | Лекции | 5 | 6 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.10. | Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений | Лабораторные | 5 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 3. Серверные технологии | ||||||
3.1. | Синхронная и асинхронная передача данных от клиента к серверу (JSONP, Ajax, Pos2HiddenIframe, CORS, postMessage, LongPolling, EventSource, Web-Socket). JavaScript библиотеки для передачи данных. | Лабораторные | 5 | 4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.2. | Использование Ajax для отображения информации о текущем состоянии сервера | Лабораторные | 5 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.3. | Основы Java: синтаксические конструкции, ти-пы данных, загрузка классов, reflection. | Лабораторные | 5 | 8 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.4. | Использование баз данных в Web приложениях. Механизм работы с базами данных JDBC. Оптимизация использования соединений (Pull соеди-нение с базой данных). Авторизация и аутентификация с использованием JAAS | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.5. | Подключение базы данных к приложению, использование пулов соединений с базой данных | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.6. | Передача данных внешним подсистемам (меха-низм сериализации и десериализации). Стандартный механизм (Serializable) Сериализация в текстовый формат (маршалинг) с ис-пользованием jaxb и xsd. | Сам. работа | 5 | 9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.7. | Сериализация десериализация данных | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.8. | История появлдения многопоточных приложе-ниях. Многопоточность в java, приметивы управления пото-ками. Многопоточность в Web приложениях (избегания бло-кировок и гонки за ресурсы). | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.9. | Оптимизация серверной части Web-приложения за счёт использования специальных языковых средств | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.10. | Защита канала передачи данных (https). Проблема открытых протоколов. Симметричное и несимметричное шифрование (пере-дача ключа) Алгоритм работы RSA, передача ключа сеанса. Проблема аутентификации (сертификаты и сервисы сертификации) | Сам. работа | 5 | 10 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.11. | Изучения сертификатов на сторонних сайтах, подключение самоподписанного сертификата | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.12. | Протекания процесса работы сервиса (легиро-вание состояния). | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.13. | Использование базы данных через ORM Hibernate | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.14. | Web-сервисы, взаимодействие удалённых про-граммных компонент. Архитектуры SOAP и REST | Сам. работа | 5 | 18 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.15. | Реализация интерфейсов подсистем на базе протокола SOAP | Сам. работа | 5 | 32 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
3.16. | Написание собственных скриптов сборки проекта | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11253 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 и ПК-2 Способен проектировать дизайн интерфейса с учетом потребностей пользователей, особенностей пользовательского опыта и эргономических требований и способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - Примеры заданий закрытого типа 1. Последний элемент на нашей простейшей странице — абзац текста. Как будут выглядеть три последних закрывающих тега в документе? 1. </p></body></html> 2. </p></html></body> 3. </p></head></html> 4. </html></body></p> 5. </html></p></body> 2. Как можно изменить правый внешний отступ у элемента? 1. margin-right + 2. border-right 3. indent 4. padding-right 5. Top-rigth 3. Как добавить цвет фона для всех элементов <h2>? 1. h2 {background-color:#FFFFFF;} + 2. all.h2 {background-color:#FFFFFF;} 3. h2.all {background-color:#FFFFFF;} 4. h2.all {background-color: FFFFFF;} 5. h2 {color: #FFFFFFFF;} 4. Какие есть типы адаптивности для классов в Bootstrap? 1. sm, xs 2. lg, md, sm, xs + 3. md, sm, xs 4. lg, md 5. lg, md, sm 5. Какое значение будет напечатано на экран? Let name1 = ‘Bill’ Let name1 = ‘James’ Name1 = ‘Fill’ Console.log(name1) a. Fill + b. James c. Bill d. name e. name1 6. Функция sayHi использует внешнюю переменную name. Будет ли показано имя, если да, то какое? Let name = ‘Михаил’ Function sayHi () { Alert (‘Привет,’ + name); } Name = ‘Олег’ sayHi 1. будет ошибка 2. Михаил 3. undefined 4. Олег + 5. Маша 7. Какие методы позволяют найти элемент по css-селектору?(возможно несколько вариантов) 1. querySelector + 2. querySelectorAll + 3. getElementById 4. getElementByTagName 5. .slice.call 8. Какие основные особенности XML?(выберите несколько вариантов) 1. не закодирован + 2. только компьютер может его прочитать 3. у него есть DOM + 4. данные хранятся в виде текста + 5. имеет древовидную структуру + 9. Какое действие выполняет эта строка?let xhr = new XMLHttpRequest(); 1. создаёт переменную xhr и присваивает ей ответ сервера 2. создаёт переменную xhr и присваивает ей объект XMLHttp-запроса с текстом "Microsoft.XMLHTTP" 3. создаёт объект XMLHttp-запроса и присваивает его переменной xhr + 10. Укажите, в каком формате AJAX может получать данные с сервера? (несколько вариантов) 1. текст + 2. XML + 3. JSON + 4. HTML + 5. YII 11.Что будет выведено в результате выполнения следующего кода: $x = 6; If ($x == 10) { echo ‘A’; } elseif ($x>7 && $x<10) { echo ‘B’; } elseif ($x == 20) { echo ‘C’; } elseif ($x>7 && $x<10) { echo ‘D’; } 1. A 2. B 3. C 4. D + 5. ошибка 12. Сколько раз следующий код напечатает "Hello"? $i = 1; Do { echo ‘Hello’; } While ($i < 0); 1. Один раз + 2. Несколько раз 3. В этом цикле не выхода, печатать будет бесконечное число раз 4. Ни одного раза 5. 10 раз 13. С помощью какой функции можно удалить Cookie? 1. deletecookie 2. readcookie 3. reabcookie 4. setcookie + 5. Cookieset 14. Укажите, какого робота не существует в поисковых системах: 1. Робот, который индексирует rss-ленту для поиска по блогам 2. Медленный робот + 3. Основной индексирующий робот, функция которого — поиск и индексирование информации для формирования базы основного поиска 4. Робот, который индексирует только картинки 5. Быстрый робот 15. Как определить валидность HTML-кода? (несколько вариантов) 1. Проверить корректность HTML-верстки с помощью специального валидатора. + 2. Проверить код на соответствие спецификации CSS + 3. Проверить код на наличие битых ссылок + 4. Проверить адаптивность кода + 5. Добавить код JavaScript ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://clck.ru/35gLvd КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотренно. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Список вопросов Разновидности сайтов Информационная архитектура. Способы организации сайта Создание таблицы на HTML5 Добавление ссылки на страницу Работа с изображениями. Высота и ширина, описание картинки. Семантические элементы HTML5 HTML5-видео, HTML5-аудио. Параметры видео, аудио HTML5-формы. Кнопка, текстовое поле, группировка элементов формы. Каскадные таблицы стилей. Способы подключения к странице CSS. Базовый синтаксис (правило написания) CSS-верстка текста. Стили к тексту. CSS. Использование классов. Идентификаторы. Правило написания CSS. Работа со слоями. Свойство z-index. CSS. Позиционирование элементов CSS. Стиль графических элементов |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. | Информационные Web-технологии: | ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Тузовский А.Ф. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хенриксон Х., Хофманн С. | Администрирование web-серверов в IIS: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Диков А. А. | Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: | М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления | |||
Э2 | http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex | |||
Э3 | http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений | |||
Э4 | http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java) | www.lektorium.tv | ||
Э5 | Основы веб программирования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
207Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, правила, примеры и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторная работа – это форма работы, которая направлена на обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы. В ходе выполнения лабораторной работы студент должен проявить умение самостоятельно работать с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, продемонстрировать навыки владения компьютерной техникой и пакетами прикладных программ соответствующего назначения. Контрольной точкой лабораторной работы является ее защита. Защита проводится в устной форме: студент должен уметь объяснить и обосновать каждый выполненный этап работы. Защита лабораторных работ проводится, в часы, отведенные на лабораторные занятия или по графику консультаций преподавателя. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку учащихся. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя и заключается в проработке лекционного материала, подготовке к устному опросу или тестированию, к лабораторным занятиям; изучении учебной литературы из основного и дополнительного списка. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. |