МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обесечения
ПК-1.1 Знает концепцию архитектуры предприятия, нотации моделирования бизнес-процессов и программного обеспечения
ПК-1.2 Умеет описывать архитектуру предприятия, разрабатывать модели бизнес-процессов, выполнять объектно- ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения
ПК-1.3 Владеет инструментами моделирования архитектуры предприятия и е? элементов, технологией проектирования программного обеспечения по методологии MDA
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии моделирования бизнес-процессов;
назначения и примеры применения моделей бизнес-процессов;
принципы имитационного моделирования бизнес-процессов;
методы анализа и моделирования информационных процессов в сетях массового обслуживания;
методы разработки динамических и гибридных моделей;
методы разработки потоковых моделей и моделирования деятельности предприятия;
современные программные инструменты и комплексы моделирования бизнес-процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
читать и понимать модели бизнес-процессов в нотациях IDEF0, IDEF3, DFD;
строить модели бизнес-процессов в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
использовать имитационные модели для планирования функционирования и развития предприятия;
формулировать и решать задачи моделирования и реинжениринга бизнес-процессов с использованием различных методов;
разрабатывать модели в современных программных средах имитационного моделирования;
проводить компьютерные эксперименты с построенными моделями и получать наглядные статистически значимые результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании;
разработки имитационных моделей и проведения компьютерных экспериментов в соответствующей современной инструментальной среде;
оценки и прогнозирования основных показателей информационных и экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в бизнесе. Лекции 4 2 Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л1.2
Раздел 2. Моделирование предметной области в контексте проектирования информационных систем
2.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 4 2 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.3. Функциональная методика IDEF0. Методология диаграмм потоков данных (DFD). Лекции 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.5. Функциональная модель организации в нотации IDEF0. Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.7. Методология моделирования процессов IDEF3. Процессные потоковые модели. Лекции 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.3, Л2.16, Л2.1
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.11, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.3, Л2.16, Л2.1
2.9. Моделирование бизнес-процессов в нотации IDEF3 Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.11. Моделирование бизнес-процессов в нотации DFD Лабораторные 4 2 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов в методологии BPMN
3.1. Стандарт моделирования процессов BPMN. Основные понятия BPEL. Инструментальные средства управления бизнес-процессами. Лекции 4 4 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.3. Моделирование бизнес-процессов организации. Диаграммы процессов в CASE-системе BizAgi Process Modeler. Лабораторные 4 4 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10
3.5. Моделирование предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 4 6 Л2.7, Л2.10
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.7. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 4 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 5 Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Имитационное моделирование бизнес-процессов
4.1. Основные понятия имитационного моделирования. Классификация моделей экономических систем. Имитационное моделирование деятельности предприятия. Лекции 4 2 Л2.6, Л2.14, Л2.15, Л2.8
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.14, Л2.15
4.3. Дискретно-событийное моделирование. Системы массового обслуживания. Сети систем массового обслуживания. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14
4.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14
4.5. Моделирование систем массового обслуживания Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.7. Системная динамика. Метод системной динамики в моделировании экономических процессов. Виды уравнений в моделях системной динамики. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.9. Моделирование динамических систем, метод системной динамики Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.11. Многоагентные системы. Агенты. Архитектура агентных моделей. OpenTTD. Лекции 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.13. Агентное моделирование Лабораторные 4 4 Л2.14, Л2.5
4.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 Л2.14, Л2.5
4.15. Моделирование деятельности транспортного предприятия в OpenTTD. Лабораторные 4 2
4.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Практические задания к лабораторным работам
1. Цель: Практические задания к лабораторным работам представляют собой пошаговую инструкцию к выполнению лабораторных работ, содержащих требования практического характера и сопутствующие вопросы, для контроля понимания теоретического материала и степени
овладения практическим навыками. Ответ предоставляется в форме отчёта.
2. Контролируемый раздел дисциплины: Раздел 1. Введение; Раздел 2. Организационнофункциональное моделирование предприятия; Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов;
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-10.2. Уметь формулировать требования бизнеса и цели внедрения автоматизированной информационной системы; грамотно оценивать затраты, связанные с разработкой,
внедрением.
5
• ПК-10.3. Владеть инструментами стратегического планирования для разработки ИТстратегии; приемами использования информационных технологий для планирования и
управления проектами внедрения АИС.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства: Лабораторная работа №1
Система «FoxManager BPA»
Цель настоящей лабораторной работы — познакомиться с основными возможностями программы ИС FoxManager BPA.
Порядок выполнения работы
5.1. Запустите FoxManager BPA. Откройте демонстрационную базу. Для аутентификации
воспользуйтесь учётной записью Администратор (пароль пустой). Основной функционал
скрыт в категориях, представленных ярлыками на рабочем столе (открываются, двойным
кликом). Дополнительные возможности, в т. ч. и справка, доступны через кнопку Пуск .
5.2. Рассмотрите категории:
• Администрирование;
• Справочники;
• Оргструктура;
• Процессы.
5.3. Рассмотрите Отчёты, обратите особое внимание на Матрицы. Рассмотрите шаблоны отчётов. Выберите шаблон Должностная инструкция, откройте, посмотрите его структуру. Сгенерируйте должностную инструкцию (нажав на кнопку Просмотр ) для какойнибудь ключевой должности в Вашей компании. Сохраните документ (или напечатайте
в PDF).
5.4. После знакомства с примером, отключитесь от БД. Создайте (добавьте) новую БД. Выберите СУБД SQLite, в качестве названия модели используйте название своей организации.
5.5. Задайте виды деятельности.
5.6. Задайте организационную структуру Вашей компании. Сохраните схему оргструктуры
в графическом файле.
5.7. Заполните необходимые профессии и впишите в справочник физические лица сотрудников, с указанием занимаемой должности (в оргструктуре) и требованием к профессии.
5.8. В справочник процессов внесите все выявленные основные бизнес-процессы.
5.9. Составьте матричные проекции Процессы<>Оргструктура, Процессы<>Профессии и
Профессии<>Физические лица. Сохраните полученные матричные проекции в выходной
формат.
5.10. Сгенерируйте должностную инструкцию для ключевой должности в Вашей компании
(аналогично п. 5.3). Сохраните документ (или напечатайте в PDF).
5.11. Поместите полученные файлы (3 матричных проекции, 2 должностных инструкции и
схему оргструктуры) в один файл-архив и выложите его в качестве ответа на задание.
6. Критерии оценивания: Для оценивания выполнения практических заданий применяются
следующие показатели:
6.1. полнота выполнения задания;
6.2. своевременность выполнения задания;
6
6.3. логическая последовательность и рациональность выполнения задания;
6.4. уровень самостоятельности выполнения задания;
6.5. уровень творчества и новаторства при выполнении задания.
В соответствии с этими показателями, на основе табл. 2 выставляется оценка за каждое выполненное задание.
Таблица 2.
Оценивание выполнения практических заданий
4-балльная
шкала (уровень
освоения)
100-
балльная
шкала
Критерии
Отлично
(повышенный
уровень)
90–100 Студентом задание выполнено самостоятельно и в срок. При
этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в
логических рассуждениях, в выборе ПО и методах его применения нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено
рациональным способом.
Хорошо (базовый
уровень)
70–89 Студентом задание выполнено с небольшими подсказками преподавателя, возможно, с небольшой задержкой сроков. При
этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в
логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор ПО и методов его применения
для выполнения задания; есть объяснение выполнения, но задание выполнено не рациональным способом или допущено не
более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый
уровень)
50–69 Студентом задание выполнено с подсказками преподавателя,
с большой задержкой сроков. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
но, возможно, допущены существенные ошибки в выборе ПО и
методов его применения или в составлении документации; задание выполнено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно (уровень не
сформирован)
0–49 Студентом задание не выполнено.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
7.1. Полная бизнес-модель компании.
7.2. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Шаблон разработки миссии.
7.3. Шаблон формирования бизнесов. Шаблон формирования функционала компании (основных функций). Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании.
7.4. Построение организационно-функциональной модели компании.
Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Функционально-ориентированные
методологии.
7.5. Процессные потоковые модели.
7.6. Основные элементы процессного подхода.
7.7. Выделение и классификация процессов.
7.8. Стандарт моделирования процессов BPMN. Диаграммы процессов.
7.9. Деятельности, подпроцессы, области и дорожки в BPMN.
7.10. События и шлюзы в BPMN.
7.11. Соединители потоков, артефакты в BPMN. Вспомогательные элементы BPMN.
7.12. Основные понятия BPEL.
7.13. Основные понятия архитектуры предприятия.
7.14. Домены архитектуры предприятия.
7.15. Построение модели описания бизнес-архитектуры.
7.16. Метрики в бизнес-моделировании.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Тест
1. Цель: Набор тестовых вопросов разного типа служит для контроля степени усвоения теоретических знаний по каждой теме, уровень усвоения > 50% является условием для допуска к
выполнению лабораторных работ по данной теме и/или к следующему разделу дисциплины.
2. Контролируемый раздел дисциплины: Раздел 1. Введение; Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия; Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов;
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-10.2. Уметь формулировать требования бизнеса и цели внедрения автоматизированной информационной системы; грамотно оценивать затраты, связанные с разработкой,
внедрением.
• ПК-10.3. Владеть инструментами стратегического планирования для разработки ИТ-стратегии; приемами использования информационных технологий для планирования и
управления проектами внедрения АИС.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства:
5.1. Все бизнес-процессы компании протекают в рамках организационной структуры предприятия. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.2. Укажите ключевые понятия SADT Выберите один или несколько ответов:
• Поток
• Подпроцесс
• Бизнес-модель
• Сущность
• Операция
• Бизнес-процесс
• Функция
• Объект
• Событие
5.3. Одним из основных элементов функционального подхода является команда. Выберите
один ответ:
• Верно
• Неверно
5.4. Любой бизнес-процесс должен иметь свои границы и роли. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.5. Создание «процессных» команд обходится дорого организациям. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
8
5.6. Как называется совокупность определённых целей, достигаемых выполнением бизнеспроцессов?
5.7. Важной задачей процессного подхода является создание процессных команд. Выберите
один ответ:
• Верно
• Неверно
5.8. Какой метод программирования положен в основу SADT? Выберите один ответ:
• «сверху-вниз»
• «разделяй и властвуй»
• «динамическое программирование»
• «модульное программирование»
• «снизу-вверх»
5.9. При процессном подходе на более низкие уровни делегируется ответственность за принятие финансовых решений. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.10. Укажите роли, которые используются в процессном подходе. Выберите один или несколько ответов:
• Владелец процесса
• Координатор процесса
• Лидер команды
• Специалист по интеграции
• Архитектор
• Аналитик
• Тестировщик
• Коммуникатор
6. Критерии оценивания: При выполнении тестирования обеспечивается самостоятельность
выполнения тестов: из аудитории удаляются посторонние, преподавателем контролируется
неиспользование слушателем интернет-источников, учебников и иных пособий, за исключением личного конспекта слушателя (допускается, как рукописный, так и электронный вариант).
Тестирование проводится в ЭУМК на базе образовательного портала АлтГУ, за ограниченное
время. Оценка выставляется автоматически по окончанию теста или отведённого времени.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
7.1. Модели и моделирование
7.2. Моделирование в бизнесе
7.3. Полная бизнес-модель компании.
7.4. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Шаблон разработки миссии.
7.5. Шаблон формирования бизнесов. Шаблон формирования функционала компании (основных функций). Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании.
7.6. Построение организационно-функциональной модели компании.
Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Функционально-ориентированные
методологии.
7.7. Процессные потоковые модели.
7.8. Основные элементы процессного подхода.
7.9. Выделение и классификация процессов.
7.10. Стандарт моделирования процессов BPMN. Диаграммы процессов.
7.11. Деятельности, подпроцессы, области и дорожки в BPMN.
7.12. События и шлюзы в BPMN.
7.13. Соединители потоков, артефакты в BPMN. Вспомогательные элементы BPMN.
9
7.14. Основные понятия BPEL.
7.15. Основные понятия архитектуры предприятия.
7.16. Домены архитектуры предприятия.
7.17. Построение модели описания бизнес-архитектуры.
7.18. Метрики в бизнес-моделировании.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифзачёт.
2. Процедура проведения:
Для получения дифзачёта тест (итоговый) является не обязательным.
Тест состоит из 20 вопросов по изученному теоретическому материалу, ограничение по времени: 20 мин, метод оценивания: Последняя попытка. Слушателю разрешено сделать 3 попытки.
Слушатель должен ответить на вопросы теста самостоятельно, без использования интернет-источников, учебников и иных пособий, за исключением личного конспекта слушателя. Личный конспект слушателя (допускается, как рукописный, так и электронный вариант) должен
быть предъявлен преподавателю (для проверки подлинности авторства) перед проведением
тестирования. Тестирование проводится в ЭУМК на образовательном портале АлтГУ. Оценка
выставляется автоматически по окончанию теста или отведённого времени.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-11.1.Знать принципы и методы создания презентаций информационных систем.
• ПК-11.2.Уметь создавать презентационные материалы и проводить презентации информационных систем.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.3.Владеть навыками применения технологий и методик оценки и выбора вариантов
архитектуры программного средства.
• ПК-13.1.Знать технологии и методики оценки возможности реализации ИТ-проекта
• ПК-13.2.Уметь применять технологии и методики оценки возможности реализации ИТ-проекта.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства:
5.1. Миссия компании определяется как компромисс интересов рынка и компании.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.2. Два и более абстрактных процесса на одной диаграмме BPMN называются
Выберите один ответ:
• глобальными
• внутренними
• совместными (сollaboration)
• деловыми (workflow)
• частными (private)
10
5.3. BPMN поддерживает модульное проектирование.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.4. Как называется элемент описания компании, который закрепляет ответственность структурных подразделений за выполнение основных бизнес-функций, а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
• функционал компании
5.5. Построение детализированной модели позволяет создавать различные внутрифирменные
регламенты.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.6. Для построения диаграмм потоков данных предназначена методология
Ответ:
5.7. Миссия компании определяется, как компромисс интересов рынка и компании.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.8. SADT рекомендует число элементов на одной диаграмме
Выберите один ответ:
• от 1 до 7
• от 3 до 7
• от 2 до 5
• от 2 до 9
5.9. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно?
Ответ:
5.10. Какие элементы BPMN используются для ветвления потоков?
Выберите один или несколько ответов:
• события (events)
• дорожки (swimlanes)
• деятельности (activities)
• шлюзы (gateways)
• области (pools)
5.11. Событие начала процесса обязательно должно присутствовать на диаграмме BPMN.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.12. Как называется набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
11
• функционал компании
5.13. BPMN поддерживает декомпозицию.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.14. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно?
Ответ:
5.15. В BPMN абстрактными считаются процессы, действия которых не имеют связи за пределами частного бизнес-процесса.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.16. Построение бизнес-модели компании начинается с описания основных бизнес-процессов.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.17. Как называется элемент описания компании, который фиксирует перечень и форматы
документов, сопровождающих процессы в компании, а также задаёт форматы описания
объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании?
Выберите один ответ:
• матрица функциональной ответственности
• функционал компании
• матрица коммерческой ответственности
• модель структур данных
• бизнес-потенциал компании
5.18. Количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду называется . . .
Ответ:
5.19. Какой тип сбоев можно описать на диаграммах BPMN?
Выберите один ответов:
• Технический сбой
• Исключительные ситуации бизнеса
• Периодические исключительные ситуации
5.20. В организационном анализе компании наибольшее распространение получил инжиниринговый подход.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно

Приложения
Приложение 1.   FOS.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.2 Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полный курс МБА: учебник Эксмо, 2007
Л2.3 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л2.4 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
Л2.5 Боев В. Д. Компьютерное моделирование в среде Anylogic: , 2019
Л2.6 Под ред. Емальянова А.В. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие з университетской библиотеки "Онлайн" М.: Финансоы и статистика, 2009
Л2.7 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.8 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Г. Н. Калянов Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. пособие для вузов М.: Финансы и статистика, 2007
Л2.10 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
Л2.11 В. Г. Елиферев, В. В. Репин Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2015 znanium.com
Л2.12 Ю. Г. Карпов Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5: БХВ-Петербург, 2009
Л2.13 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
Л2.14 Боев В.Д. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.15 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.16 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э6 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э7 Курс в Moodle "Моделирование бизнес-процессов" portal.edu.asu.ru
Э8 AnyLogic www.anylogic.ru
Э9 OpenTTD www.openttd.org
Э10 Русский OpenTTD open.ttdrussia.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860