МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн и разработка Web-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Дизайн и разработка Web-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с технологиями проектирования сайтов, вёрстки (разметки и форматирования) веб-страниц, в соответствии со стандартами и рекомендациями W3C; принципами создания динамических веб-сайтов;
Знание языков.
Опыт вёрстки.
научить технологиям разметки (HTML5, XML, DTD), каскадных стилевых таблиц (CSS2, CSS3), веб-программирования (JavaScript, DOM2, PHP), создания информационных систем с веб-интерфейсом в архитектуре MVC;
дать практические навыки развёртывания инфраструктуры, создания, размещения и сопровождения веб-сайтов, использования современных веб-технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обесечения
ПК-1.1 Знает концепцию архитектуры предприятия, нотации моделирования бизнес-процессов и программного обеспечения
ПК-1.2 Умеет описывать архитектуру предприятия, разрабатывать модели бизнес-процессов, выполнять объектно- ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения
ПК-1.3 Владеет инструментами моделирования архитектуры предприятия и е? элементов, технологией проектирования программного обеспечения по методологии MDA
ПК-2Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.1 Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем
ПК-2.2 Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.3 Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы построения сайтов, основы веб-программирования;
основные принципы работы Apache и платформы LAMP;
языки разметки XML, HTML5, CSS;
основы языков программирования PHP, JavaScript;
объектную модель документа (DOM2);
понятия фреймворков и библиотек (JQuery, xAjax, Yii);
основные принципы работы шаблонизаторов, технологию AJAX;
технологии использования API свободных веб-сервисов.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять вёрстку (разметку) и формление веб-страниц;
проектировать и разворачивать базы данных в СУБД SQLite/MariaDB/PostgreSQL;
писать программные модули для управления данными и отображения контента с использованием языка программирования PHP;
создавать интерактивные элементы на основе DOM, JavaScript и технологии Ajax;
выполнять разметку страниц с использованием веб-шаблонов;
использовать API свободных веб-сервисов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.инструментальными средствами вёрстки, форматирования и веб-программирования;
основными приёмами по созданию веб-страниц и динамических веб-сайтов с использованием методологии MVC;
опытом размещения, сопровождения, настройки (в т.ч. защиты) сайтов на удалённом веб-сервере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные технологии разработки веб-сайтов
1.1. Введение. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л3.4, Л3.2, Л2.4
1.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л3.4, Л3.2, Л2.4
1.3. Сетевые настройки. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
1.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
Раздел 2. Разметка документов
2.1. Язык разметки документов XML. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л2.6
2.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л2.6
2.3. XML-документы. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л2.6
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.1, Л2.6
2.5. Стандарты HTML. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.6. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.7. HTML-страницы. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.9. Введение в технологию CSS. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.10. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.11. Работа с CSS. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.13. Создание «правильных» web-сайтов. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.14. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.5, Л2.2
2.15. Размещение веб-сайтов на сервере. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
2.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
Раздел 3. Фронт-енд разработка
3.1. Введение в ECMAScript. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.3. Знакомство с JavaScript. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.5. Технология AJAX. Лабораторные 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.7. Объектная модель документа. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.8. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.9. Применение DOM2 в скриптах. Лабораторные 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2
3.11. Введение в юзабилити. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
3.12. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
3.13. Повышение доступности сайта. Лабораторные 4 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
3.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.4
3.15. Развёртывание CMS Drupal. Лабораторные 4 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.2
3.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.2
Раздел 4. Бэк-енд программирование
4.1. Основы серверного программирования. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.3. Платформа LAMP. Хостинг сайта. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.5. Применение реляционных СУБД в веб-программировании. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.6. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.7. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (ввод и редактирование данных). Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л3.4, Л3.2
4.9. Безопасность веб-приложений. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.7
4.10. Чтене лекции и литературы.Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.7
4.11. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (поиск и удаление данных). Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.4, Л3.2
4.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.4, Л3.2
4.13. Веб-приложение, работающее с реляционной БД (работа с файлами, графикой, временем, сессиями). Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7
4.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7
4.15. Заголовки HTTP. Лекции 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.4
4.16. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.4
4.17. Заголовки HTTP. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.4, Л3.2
4.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.4, Л3.2
4.19. Веб-сервер Apache. Лекции 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.7, Л3.4, Л3.2
4.20. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.7, Л3.4, Л3.2
4.21. Управление веб-сервером Apache. Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.4, Л3.2
4.22. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.4, Л3.2
Раздел 5. Архитектурные решения
5.1. Архитектурные решения в веб-программировании. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1
5.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1
5.3. CAPTCHA своими руками Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.3
5.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.3
5.5. Агрегатор новостных лент на своём сайте Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.7, Л3.3
5.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.3
5.7. API Яндекс.Карты. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.2
5.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.2
5.9. Фреймворки веб-программирования. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.3
5.10. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.3
5.11. Знакомство с фреймворком Yii. Лабораторные 5 4 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.3
5.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 3 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2685.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Проверяемая компетенция: ПК-1: Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обеспечения.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):
1. Как называется идентифицируемая URI программная система со стандартизированными интерфейсами?
Выберите один ответ:
• jQuery
• Веб-сервис
• Web API
• xAjax
• AJAX
2. Отметьте ПО, которое используется в качестве сервера баз данных.
Выберите один или несколько ответов:
• Mozilla Firefox
• MS SQL
• linx
• SQLite
• MySQL
• Chromium
• Oracle Database
• MS IIS
• nginx
• PostgreSQL
• Apache
• DB2
• Opera
3. После установки phpMyAdmin можно сразу запустить его в браузере и зайти (под root).
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
4. Какая архитектура ИС используется для веб-разработки?
Выберите один ответ:
• трёхуровневая клиент/серверная
• двухуровневая клиент/серверная
• облачная
• настольная
• кластерная
• сервис-ориентированная
• четырёхуровневая клиент/серверная
• распределённая
5. Статичный дизайн рассчитан на произвольный тип пользовательского агента.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно

Правильные ответы:
1. Веб-сервис
2. MS SQL, PostgreSQL, SQLite, MySQL, DB2, Oracle Database
3. Неверно
4. трёхуровневая клиент/серверная
5. Неверно

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Как называется директива, с помощью которой можно разрешить/запретить использование локальных настроек Apache? (AllowOverride)
2. Как называется самый распространённый кроссплатформенный свободно-распространяемый веб-сервер? (Apache)
3. Как (стандартно) называется файл локальных настроек Apache? (.htaccess)
4. Какая утилита используется для задания (кодирования) паролей для создания базовой защиты средствами Apache? (htpasswd)
5. Как называется процедура, с помощью которого выполняется проверка того, что субъект является именно тем, за кого он себя выдаёт? (аутентификация)
6. Где расположен файл глобальных настроек Apache? (укажите полное имя, выдаваемое командой pwd) (/etc/httpd/conf) (/etc/apache2)
7. Как называется переменная Apache, в которой содержится имя корневого каталога сайта? (doc_root)
8. Как называется файл глобальных настроек Apache? (httpd.conf) (apache2.conf)
9. Какая команда используется для консольного входа под суперпользователем (root)? (su)
10. В каком тэге задаётся информация о версии (X)HTML? (!DOCTYPE)
11. Сколько дочерних элементов может быть у тэга html? (2)
12. Как в терминологии CSS называется программа, интерпретирующая документ? (пользовательский агент)
13. Сколько дочерних тэгов у элемента dl? (2)
14. Как называется механизм представление объектов, методов, свойств и событий браузера в виде, удобном для работы с ними из кода программы или скрипта? (DOM)
15. В URL https://www14.software.ibm.com/webapp/iwm выделите и напишите доменное имя. (www14.software.ibm.com)

Проверяемая компетенция: ПК-2: Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):
1. Динамические веб-страницы формируются на веб-сервере, в зависимости от параметров запроса, передаваемых от клиента.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
2. Какая лексема в PHP используется для записи суперглобальных массивов?
Выберите один ответ:
• +
• .
• __
• "..."
• /*...*/
• '...'
• $_
3. В ответ на запрос сервер отправляет сначала строку статуса, а затем HTTP-заголовки.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
4. Каким символом заканчивается URI, указывающий на местоположение внутри ресурса?
Выберите один ответ:
• %
• #
• @
• $
• *
5. Стандарт кодирования ECMAScript обязует ставить ‘;’ даже в тех случаях, когда синтаксис языка позволяет не ставить этот символ.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно

Правильные ответы:
1. Верно
2. $_
3. Верно
4. #
5. Верно

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какой путь к файлу следует писать в директиве Apache для обработки ошибок для сайта, расположенного в стандартном каталоге, если соответствующий файл размещается в корне сайта? (/)
2. Какой путь к файлу следует писать в директиве Apache для обработки ошибок для сайта, расположенного в стандартном каталоге, если соответствующий файл размещается в папке err, расположенной в корне сайта? (/err/)
3. Какой путь к файлу следует писать в директиве Apache для обработки ошибок для сайта, расположенного в каталоге /home/student/public_html, если соответствующий файл размещается в корне сайта? (/~student/)
4. Какая переменная используется для доступа к членам класса из его методов? ($this)
5. Какой атрибут формы задаёт программу-обработчик HTTP-запроса? (action)
6. Какая директива Apache служит для задания названия индексной страницы (такой, как index.html)? (DirectoryIndex)
7. Какой тип тега input используется для задания пароля? (password)
8. В PHP-скрипте имеется следующая запись:
INSERT INTO worker *** email='$email',pwd='$pwd',indate='$indate',photo='$image'
Какое слово должно быть записано вместо *** ? (set)
9. Какая функция используется в PHP (с расширением PDO) для выполнения SQL запроса с возвратом результирующего набора данных? (query())
10. Напишите универсальный селектор (с которым правило применяется для любого элемента).
11. Какой тэг используется для разрыва строки в HTML-документе? (br)
12. С помощью какого ключевого слова определяются переменные в ECMAScript? (var)
13. В каком тэге следует задавать кодировку текстового содержимого веб-документа? (meta)
14. Напишите символ мягкого переноса (& и ; писать не надо), используемый в веб-документах. (shy) (#173) (#xAD)
15. Напишите символ неразрывного пробела (& и ; писать не надо), используемый в веб-документах. (nbsp) (#160) (#xA0)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Локхарт Дж. Современный PHP. Новые возможности и передовой опыт: ДМК Пресс, 2016 // ЭБС издательство Лань e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макаров А. С. Yii. Сборник рецептов: Учебное пособие ДМК Пресс, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Богданов, М. Р. Перспективные языки веб-разработки: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428953
Л2.3 Сафронов М. Разработка веб-приложений в Yii 2: Учебное пособие ДМК Пресс, 2015 e.lanbook.com
Л2.4 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Беликова С. А. , Беликов А. Н. Основы HTML и CSS: проектирование и дизайн веб-сайтов: учебное пособие по курсу «Web-разработка» Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
Л2.6 Г. Н. Трошкина, А. Ю. Юдинцев Высокоуровневые методы информатики и программирования [Электронный ресурс]: комплект мультимедиа материалов АлтГУ, 2018
Л2.7 Форристал Д., Брумс К., Симонис Д., Бегнолл Б. Защита от хакеров Web-приложений: Учебное пособие ДМК Пресс, 2008 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Крахоткина Е. В. Технологии разработки Internet-приложений: учебное пособие СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л3.3 Савельев А. О. , Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л3.4 Сурин А. И. , Русак А. , Храмцов П. , Брик С. Введение в CGI: лекции: учебник Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 World Wide Web Consortium (W3C) www.w3.org
Э2 Блог о программировании www.simplecoding.org
Э3 Apache.RU (Russian Apache Web-Server) www.apache.ru
Э4 W3Schools Online Web Tutorials www.w3schools.com
Э5 ScriptSite (о программировании в целом, о сайтах в частности) scriptsite.ru
Э6 htmlbook.ru htmlbook.ru
Э7 HTML.net (Free tutorials on HTML, CSS and PHP) ru.html.net
Э8 Центральный Javascript-ресурс javascript.ru
Э9 PHP.RU — Сообщество PHP-Программистов php.ru
Э10 Продукты Google www.google.ru
Э11 Яndex. Все сервисы www.yandex.ru
Э12 Компания Postgres Professional postgrespro.ru
Э13 The MariaDB Foundation mariadb.org
Э14 SQLite Home Page sqlite.org
Э15 Курс в Moodle "Дизайн и разработка Web-приложений" portal.edu.asu.ru
Э16 OWASP Foundation | Open Source Foundation for Application Security owasp.org
Э17 PHP: Hypertext Preprocessor www.php.net
6.3. Перечень программного обеспечения
GNU/Linux (любой дистрибутив);
Opera, Google Chrome/Chromium, Mozilla Firefox, links;
FileZilla, Dolphin/Nautilus;
Amaya, BlueFish;
Apache;
MariaDB, phpMyAdmin;
PHP, phpStorm/NetBeans;
SQLite3, sqliteman/sqlitebrowser.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2685