Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.01. Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Инженерия искусственного интеллекта |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_01_Информатика и вычислительная техника_ИИИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Денис Юрьевич
1.1. | Модуль «Технические коммуникации» состоит из дисциплины «Технические коммуникации», в которой рассматриваются особенности представления результатов профессиональной деятельности инженеров искусственного интеллекта в письменной форме: создание технической документации на разрабатываемые системы, описание создаваемых моделей машинного обучения и экспериментов по их обучению для достижения необходимых характеристик качества работы, написание технических, научно- популярных и научных статей в области искусственного интеллекта, создание презентаций, описывающих возможности систем искусственного интеллекта с учетом потребностей различных категорий слушателей: пользователи, разработки, представители бизнеса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-4.1. Знать: современные коммуникативные технологии на государственном и иностранном языках; закономерности деловой устной и письменной коммуникации. УК-5.1. Знать: сущность, разнообразие и особенности различных культур, их соотношение и взаимосвязь. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-4.2. Уметь: применять на практике коммуникативные технологии, методы и способы делового общения. УК-5.2. Уметь: обеспечивать и поддерживать взаимопонимание между обучающимися – представителями различных культур и навыки общения в мире культурного многообразия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-4.3. Владеть: методикой межличностного делового общения на государственном и иностранном языках, с применением профессиональных языковых форм и средств. УК-5.3. Владеть: способами анализа разногласий и конфликтов в межкультурной коммуникации и их разрешения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в технические коммуникации | ||||||
1.1. | Типы технических коммуникаций: техническая документация, руководство пользователей, технологические статьи, научные статьи, выпускная квалификационная работа. Инструменты коммуникаций: текст, презентация, видео. Стили текста. Целевая аудитория. | Лекции | 3 | 4 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Типы технических коммуникаций: техническая документация, руководство пользователей, технологические статьи, научные статьи, выпускная квалификационная работа. Инструменты коммуникаций: текст, презентация, видео. Стили текста. Целевая аудитория. | Практические | 3 | 4 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Типы технических коммуникаций: техническая документация, руководство пользователей, технологические статьи, научные статьи, выпускная квалификационная работа. Инструменты коммуникаций: текст, презентация, видео. Стили текста. Целевая аудитория. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Разработка технической документации | ||||||
2.1. | Отличие программного продукта от программы. Разработка технической документации для программ. Разработка руководств для пользователей. Документирование кода. Технические коммуникации в командной работе с кодом: оформление pull request, code review, bug report. Стандарты технической документации. Подготовка отчетов о практических/лабораторных работах/проведенных экспериментах. Этика научных и технических публикаций. | Лекции | 3 | 4 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Отличие программного продукта от программы. Разработка технической документации для программ. Разработка руководств для пользователей. Документирование кода. Технические коммуникации в командной работе с кодом: оформление pull request, code review, bug report. Стандарты технической документации. Подготовка отчетов о практических/лабораторных работах/проведенных экспериментах. Этика научных и технических публикаций. | Практические | 3 | 4 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Отличие программного продукта от программы. Разработка технической документации для программ. Разработка руководств для пользователей. Документирование кода. Технические коммуникации в командной работе с кодом: оформление pull request, code review, bug report. Стандарты технической документации. Подготовка отчетов о практических/лабораторных работах/проведенных экспериментах. Этика научных и технических публикаций. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Создание технологических статей | ||||||
3.1. | Цели разработки технологических и научно- популярных статей. Структура технологических и научно-популярных статей. Редактирование статей. Инструменты для написания и редактирования статей. Публикация технологических и научно-популярных статей. Ведение технологического блога. Составление портфолио реализованных проектов. | Лекции | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Цели разработки технологических и научно- популярных статей. Структура технологических и научно-популярных статей. Редактирование статей. Инструменты для написания и редактирования статей. Публикация технологических и научно-популярных статей. Ведение технологического блога. Составление портфолио реализованных проектов. | Практические | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Цели разработки технологических и научно- популярных статей. Структура технологических и научно-популярных статей. Редактирование статей. Инструменты для написания и редактирования статей. Публикация технологических и научно-популярных статей. Ведение технологического блога. Составление портфолио реализованных проектов. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Создание научных статей | ||||||
4.1. | Особенности научных коммуникаций. Структура научной статьи. Написание и редактирование научной статьи. Инструменты для написания и редактирования научных статей. Процесс публикация научных статей. Рецензирование научных статей. Представление научных статей на конференциях. Публикация программного кода и наборов данных совместно с научной статьей. | Лекции | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Особенности научных коммуникаций. Структура научной статьи. Написание и редактирование научной статьи. Инструменты для написания и редактирования научных статей. Процесс публикация научных статей. Рецензирование научных статей. Представление научных статей на конференциях. Публикация программного кода и наборов данных совместно с научной статьей. | Практические | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Особенности научных коммуникаций. Структура научной статьи. Написание и редактирование научной статьи. Инструменты для написания и редактирования научных статей. Процесс публикация научных статей. Рецензирование научных статей. Представление научных статей на конференциях. Публикация программного кода и наборов данных совместно с научной статьей. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Выпускная квалификационная работа | ||||||
5.1. | Требования к выпускной квалификационной работе в магистратуре. Структура выпускной квалификационной работы. Написание и редактирование выпускной квалификационной работы. Рецензирование выпускной квалификационной работы. Этика создания выпускной квалификационной работы. | Лекции | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.2. | Требования к выпускной квалификационной работе в магистратуре. Структура выпускной квалификационной работы. Написание и редактирование выпускной квалификационной работы. Рецензирование выпускной квалификационной работы. Этика создания выпускной квалификационной работы. | Практические | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.3. | Требования к выпускной квалификационной работе в магистратуре. Структура выпускной квалификационной работы. Написание и редактирование выпускной квалификационной работы. Рецензирование выпускной квалификационной работы. Этика создания выпускной квалификационной работы. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 6. Создание презентаций | ||||||
6.1. | Роль презентаций в технических коммуникаций. Презентация о разработке программного обеспечения (презентация для Демо). Презентаций для технологических конференций. Презентация на научных конференциях. Презентация проекта/продукта. | Лекции | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Роль презентаций в технических коммуникаций. Презентация о разработке программного обеспечения (презентация для Демо). Презентаций для технологических конференций. Презентация на научных конференциях. Презентация проекта/продукта. | Практические | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
6.3. | Роль презентаций в технических коммуникаций. Презентация о разработке программного обеспечения (презентация для Демо). Презентаций для технологических конференций. Презентация на научных конференциях. Презентация проекта/продукта. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 7. Создание видео | ||||||
7.1. | Роль видео в технических коммуникациях. Создание видео о программном продукте. Скринкасты с демонстрацией продукта. Видео с представление продукта/проекта. Видео о себе. | Лекции | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
7.2. | Роль видео в технических коммуникациях. Создание видео о программном продукте. Скринкасты с демонстрацией продукта. Видео с представление продукта/проекта. Видео о себе. | Практические | 3 | 2 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
7.3. | Роль видео в технических коммуникациях. Создание видео о программном продукте. Скринкасты с демонстрацией продукта. Видео с представление продукта/проекта. Видео о себе. | Сам. работа | 3 | 12 | УК-4, УК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Технические коммуникации.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Колегаева | Теория коммуникации: прагматический подход: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
Л1.2 | О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина | Речевая коммуникация: учебник | М.: ИНФРА-М, 2008 | |
Л1.3 | Марков А. П. | Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тхорик В.И., Фанян Н.Ю. | Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов | М.: ГИС, 2006 | |
Л2.2 | Т. Н. Персикова | Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие для вузов. Гриф МО | М.: Логос, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Google Technical Writing Courses | developers.google.com | ||
Э2 | Elsevier Researcher Academy | researcheracademy.elsevier.com | ||
Э3 | Elsevier Certified Peer Reviewer Course | researcheracademy.elsevier.com | ||
Э4 | Committee on Publication Ethics | publicationethics.org | ||
Э5 | IEEE Dataset Storage and Search Platform | ieee-dataport.org | ||
Э6 | Papers With Code: The latest in Machine Learning | paperswithcode.com | ||
Э7 | Волков М.В. Основы научной работы в сфере математики и информатики | kadm.kmath.ru | ||
Э8 | Максим Ильяхов. Знакомство с информационным стилем | maximilyahov.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Браузер (Google Chrome, Mozilia Firefox) MS PowerPoint, MS Word, MS Excel. В курсе используется бесплатное программное обеспечение: 1. Облачный редактор TeX – https://ru.overleaf.com/ 2. Бесплатная система командной разработки – GitHub.com 3. Бесплатный облачный сервис редактирования текстов Главред – https://glvrd.ru/ 4. Облачный сервис Типограф – https://www.artlebedev.ru/typograf/ 5. Grammarly: Free Online Writing Assistant – https://www.grammarly.com/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных, информационно-справочные системы 1. Цифровая библиотека научно-технических изданий Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronic Engineers (IEEE)) на английском языке – http://www.ieee.org/ieeexplore 2. Oxford University Press – http://www.oxfordjournals.org/en/ 3. Архив препринтов с открытым доступом – https://arxiv.org/ Материалы для лиц с ОВЗ Весь контент ЭБС представлен в виде файлов специального формата для воспроизведения синтезатором речи, а также в тестовом виде, пригодном для прочтения с использованием экранной лупы и настройкой контрастности. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Academic Search Ultimate EBSCO publishing – http://search.ebscohost.com 2. eBook Collections Springer Nature – https://link.springer.com/ 3. Гугл Академия – https://scholar.google.ru/ 4. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 5. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 6. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 7. Электронный научный архив УрФУ https://elar.urfu.ru/ 8. Зональная научная библиотека (УрФУ) - http://lib.urfu.ru/ 9. Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ https://study.urfu.ru/ 10. Электронно-библиотечная система «Лань» – https://e.lanbook.com/ 11. Университетская библиотека ONLINE – https://biblioclub.ru/ 12. Электронно-библиотечная система "Библиокомплектатор" (IPRbooks) http://www.bibliocomplectator.ru/available 13. Электронные информационные ресурсы Российской государственной библиотеки https://www.rsl.ru/ 14. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
205Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте |
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на: - обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин; - формирование необходимых профессиональных умений и навыков. Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. При подготовке к зачету в дополнение к изучению конспектов лекций, учебно-методических материалов и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к зачету нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала, а также выполнить все практические задания в курсе. |