МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые гуманитарные науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые гуманитарные науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получить представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– место и роль Digital Humanities в современном образовательном пространстве;
– области применения Digital Humanities в исторической и общегуманитарной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать компьютер для цифрового представления любых гуманитарных ресурсов;
– выбирать соответствующие компьютерные технологии обработки в соответствии со спецификой исходных данных.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– участия в сетевых проектах создания и представления гуманитарных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Цифровые гуманитарные науки
1.1. Становление информационного общества и гуманитарные науки Лекции 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.2. История становления и развития направления Digital Humanities Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Цифровые гуманитарные науки: проекты Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Цифровая публичная история Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные термины и определения Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Цифровые гуманитарные науки, историческая информатика, прикладная информатика: соотношение Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Существует ли цифровая история? Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Методы и технологии: математика, статистика, моделирование Практические 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Методы и технологии: цифровая картография Практические 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Методы и технологии: базы данных и информационные системы Практические 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Цифровые гуманитарные науки и сохранение культурного наследия: сайты, 3D-моделирование, цифровая археография Практические 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Изучение литературы и источников по курсу Сам. работа 1 76 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6308

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
2. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
3. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
4. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
5. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б
6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы:
а) Microsoft Excel
б) Microsoft Word
в) Google Chrome
г) Keynote
Ответ: а
7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является:
а) MapInfo
б) Microsoft PowerPoint
в) Safari
г) Pages
Ответ: б
8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований?
а) доклад
б) статья
в) компьютерная презентация
г) частная беседа
Ответ: г
9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций?
а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории
б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией
в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада
г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее
Ответ: в
10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты?
а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае
б) нет, это запрещено правилами проведения конференций
в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве
г) да, это обязательное условие проведения презентаций
Ответ: в
11. Первые электронно-вычислительные машины появились:
а) в 1930–х гг.
б) в 1940–х гг.
в) в 1950–х гг.
г) в 1960–х гг.
Ответ: б
12. Гипертекст – это:
а) текстовый файл большого объема
б) электронный текст с гиперссылками
в) полнотекстовая база данных
г) текстовый файл размещенный на web–сайте
Ответ: б
13. Массовые персональные компьютеры появились:
а) в 1960–е гг.
б) в 1970–е гг.
в) в 1980–е гг.
г) в 1990–е гг.
Ответ: в
14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод:
а) анализа баз данных
б) 3D–моделирования
в) информационного поиска
г) web–программирования
Ответ: б
15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат:
а) Галилео Галилею
б) Иммануилу Канту
в) Карлу-Фридриху Гауссу
г) Альберту Эйнштейну
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Информация, циркулирующая в неживой природе, называется __________________ информацией.
Ответ: элементарной
2. Информация, циркулирующая в живой природе, называется ____________________ информацией.
Ответ: биологической
3. Созданная, осмысленная и используемая человеческим обществом (социумом) информация – это ______________ информация.
Ответ: социальная.
4. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
5. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
6. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
7. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
8. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
9. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
10. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью.
Ответ: интеллектуальной
12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных.
Ответ: баз
13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________.
Ответ: Интернет
14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных.
Ответ: больших
15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________.
Ответ: релевантность
16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных.
Ответ: просопографической
17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением.
Ответ: прикладным
18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________.
Ответ: таблицами.
19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________.
Ответ: интеллект
20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________.
Ответ: нейросеть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой вид цифровой практики не входит в цифровую гуманитаристику?
а) практика цифрового чтения
б) практика цифрового письма
в) практики цифрового участия
г) практика цифрового слушания
Ответ: г
2. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»?
а) в 1957 г.
б) в 1984 г.
в) в 1993 г.
г) в 2000 г.
Ответ: в
3. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете?
а) Google Chrome
б) Safari
в) Mozilla Firefox
г) Opera
Ответ: а
4. Годом рождения российского интернета считается:
а) 1984 г.
б) 1990 г.
в) 1994 г.
г) 2010 г.
Ответ: б
5. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
6. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
7. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется:
а) типологией
б) иерархией
в) классификацией
г) детализацией
Ответ: в
8. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
9. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
10. Оцифровка – это:
а) цифровая трансформация общества
б) массовая компьютеризация общества
в) внедрение математических методов в гуманитарные науки
г) процесс преобразования информации в цифровой формат
Ответ: г
11. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
12. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
13. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
14. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
15. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Манифест цифровой гуманитаристики» был опубликован в Париже в ________ году.
Ответ: 2011
2. Междисциплинарное научное направление, в фокусе изучения которого находятся процессы бытования исторического знания в обществе, называется ___________ историей.
Ответ: публичной
3. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
4. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
5. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
6. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
7. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
8. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
9. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
10. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
11. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
12. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными
13. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами.
Ответ: вариационными.
14. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами.
Ответ: динамическими
15. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________.
Ответ: мода
16. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________.
Ответ: медиана
17. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________.
Ответ: арифметической
18. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации.
Ответ: размахом
19. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину.
Ответ: конечную
20. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук dhrussia.ru
Э2 Институт человека цифровой эпохи ihde.tsu.ru
Э3 Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета dh.psu.ru
Э4 Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ hum.hse.ru
Э5 Digital humanities — что это? sciencepop.ru
Э6 От цифры к смыслу chrdk.ru
Э7 Изучаем Digital Humanities dhumanities.ru
Э8 Курс в Moodle "Цифровые гуманитарные науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература
307М кабинет кафедры всеобщей истории и международных отношений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; тумба; доска магнитно-маркерная; карты; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у магистрантов представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации.
Курс «Цифровые гуманитарные науки» посвящен различным аспектам применения компьютерных технологий в гуманитарных науках и гуманитарной сфере.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-4 и УК-5) компетенций.
При изучении вводных тем особое внимание следует обратить на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры.
Важным моментом является изучение соотношения таких дисциплин и междисциплинарных областей, как цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities), историческая информатика и прикладная информатика в гуманитарных науках. Необходимо понять, что эти три направления не отрицают, а дополняют друг друга. Что касается цифровой истории, то ее статус является весьма неопределенным.
Разделы о методах и технологиях цифровых гуманитарных наук является весьма важным в изучаемом курсе. Следует иметь в виду, что базовой здесь является технология создания и анализа баз данных – это ключ к постижению самых современных технологий компьютерного анализа гуманитарных данных.
Практика гуманитарных исследований показывает, что создание и использование баз данных возможно с использованием различных программных средств. Для корректного применения их нужно ориентироваться в соответствующих областях информационных технологий (и в первую очередь в технологии баз данных), и это важно не только при самостоятельной разработке машиночитаемых источников, но и для взаимодействия при необходимости с профессиональными разработчиками информационных систем.
Проблема обработки количественных данных неизбежно встает в большинстве исторических исследований, даже если они связаны со сферами, далекими, на первый взгляд, от цифр. В рамках курса рассматриваются некоторые приемы обработки количественных данных источников.
Моделирование рассматривается в общих чертах. Выясняются виды моделей, типы математических моделей и границы их использования. Особое внимание уделяется быстро развивающимся видам моделирования – геоинформационному и 3D-моделированию.
Курс также знакомит магистрантов с ролью и местом цифровых гуманитарных наук в сохранении и распространении культурного наследия. Затрагиваются вопросы применения цифровых технологии в изучении и репрезентации исторических текстов, а также проблемы сравнительно нового направления – компьютерной археографии.
При подготовке к зачету следует обратить внимание прежде всего на современные тенденции в развитии гуманитарных наук, на понимание цифровой гуманитаристики как межпредметной области исследования, а также на соотношение цифровой гуманитаристики с такими дисциплинами, как историческая информатика и прикладная информатика в гуманитарных науках.
При сдаче зачета учитываются оба направления подготовки по рассматриваемой дисциплине – как теоретическое, так и практическое. Оцениваются не только знания в чистом виде, но и их понимание и использование в практической деятельности.