Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Анализ данных и разработка цифровых медиа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 107 | 107 | 107 | 107 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | изучение теоретических положений, основных понятий, приемов/техник и цифровых технологий сохранения и презентации историко-культурного наследия, а также формирование навыков создания реконструкций памятников историко-культурного наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-6 | Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; |
ОПК-6.1 | Знает современные проблемы и методы прикладной информатики |
ОПК-6.2 | Умеет проводить анализ проблем развития информационного общества |
ОПК-7 | Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами; |
ОПК-7.1 | Знает методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами |
ОПК-7.2 | Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования информационных систем |
ПК-3 | Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия |
ПК-3.1 | Знает основные способы проектирования гуманитарных цифровых медиаресурсов |
ПК-3.2 | Умеет создавать структуру и содержание гуманитарных цифровых медиаресурсов |
ПК-3.3 | Владеет навыками проектирования элементов гуманитарных цифровых медиаресурсов |
ПК-4 | Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия |
ПК-4.1 | Знает основные подходы и эффективные способы внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов |
ПК-4.2 | Умеет обосновывать необходимость внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов |
ПК-4.3 | Владеет навыками внедрения гуманитарных цифровых медиаресурсов |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.1 | Знает правила командной работы, необходимые условия для эффективной командной работы |
УК-3.2 | Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.3 | Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
УК-5.1 | Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций |
УК-5.2 | Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания |
УК-5.3 | Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - определение, классификацию и типологию культурного наследия; - теоретические и институциональные основы сохранения и презентации культурного наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | презентовать проекты в области историко-культурного наследия в научной и популярной форме. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - цифровыми технологиями сохранения и презентации историко-культурного наследия; - навыками создания научных реконструкций памятников историко-культурного наследия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историко-культурное наследие: определение, история формирования. | ||||||
1.1. | Законодательная база сохранения культурного наследия | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Проблемы сохранения историко-культурного наследия | Практические | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Законодательная база сохранения культурного наследия | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Опыт и технологии сохранения и репрезентации культурного наследия | ||||||
2.1. | Сохранение культурного наследия (исторический опыт) | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Технологии в сохранеТехнологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследиянии культурного наследия | Практические | 2 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Технологии репрезентации историко-культурного наследия | ||||||
3.1. | Методики реконструкции | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Методики реконструкции | Практические | 2 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Методики реконструкции | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Работа с визуальными и картографическими источниками | Лекции | 2 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Работа с визуальными и картографическими источниками | Практические | 2 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Технологии 3Д | Лекции | 2 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Технологии 3Д | Практические | 2 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Работа с визуальными и картографическими источниками | Сам. работа | 2 | 37 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ВКЛЮЧАЕТ А) движимые и недвижимые материальные объекты Б) исчерпаемое и неисчерпаемое наследие ОТВЕТ: а. ВОПРОС 2. ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» БЫЛ ПРИНЯТ А) 25 июня 2002г Б) 25 июня 2005г. В) 25 июля 2008 г. ОТВЕТ: а ВОПРОС 3. СОВОКУПНОСТЬ ОСНОВАННЫХ НА ТРАДИЦИИ ФОРМ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИХ У ЕГО ЧЛЕНОВ ЧУВСТВО САМОБЫТНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ А) Нематериальное наследие Б) Материальное наследие ОТВЕТ: а ВОПРОС 4. ТЕРРИТОРИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ИЗ-ЗА ЕЁ ПРИРОДНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ ИЛИ ИНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ А) особо охраняемая природная территория Б) историко-культурная область В) ландшафтный заповедник ОТВЕТ: а ВОПРОС 5. ЕДИНСТВЕННЫЕ В СВОЁМ РОДЕ, НЕВОСПОЛНИМЫЕ, ЦЕННЫЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ, НАУЧНОМ, КУЛЬТУРНОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИЯХ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЛИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ А) объекты историко-культурного наследия Б) Па́мятники приро́ды В) памятники истории и культуры ОТВЕТ: б ВОПРОС 6. ПОПЫТКИ МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В КОНЦЕ XVIII В. В ОЦЕНКАХ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ – А) М.В. Ломоносова Б) С.С. Уварова В) В.Н. Татищева Г) Н.И. Новикова ОТВЕТ: г. ВОПРОС 7. Идея об определяющем значении культурно-экологического воспитания для формирования высоконравственного общества была сформулирована А) Д.С. Лихачевым Б) В.Н Вернадским В) В.И. Лениным ОТВЕТ: а ВОПРОС 8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЫЛА ПРИНЯТА А) 1978 Б) 1956 В) 1991 ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПАМЯТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ: А) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ Б) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ В) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ Г) НЕДВИЖИМОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ Ответ: в ВОПРОС 10. Плейстоцен сменился на голоцен, что ознаменовало наступление А) среднего палеолита Б) верхнего палеолита В) мезолита Г) неолита Ответ: г ВОПРОС 11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, ОБ ОСВОЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ЕЕ ЗАКОНОВ, О РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ТРУДА И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТРУДЕ НАЗЫВАЕТСЯ А) технологической информацией Б) эстетической информацией В) исторической информацией ОТВЕТ: А ВОПРОС 12. ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИЯХ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ ПАМЯТНИКИ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ А) эмпирическим Б) теоретическим В) ПРАКТИЧЕСКИМ Г) УМОЗРИТЕЛЬНЫМ ОТВЕТ: А ВОПРОС 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОШЕДШИХ ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫХ, СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ НАЗЫВАЕТСЯ А) утилитарная функция Б) Гносеологическая (познавательная) функция В) образовательная функция ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ А) утилитарная функция Б) Воспитательная функция В) образовательная функция ОТВЕТ: г ВОПРОС 15. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НАНОСИТ УЩЕРБА ИХ СОХРАННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ: А) утилитарная функция Б) Гносеологическая (познавательная) функция В) образовательная функция ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: К ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОТНОСЯТСЯ _____, ______ И ________ РОДСТВО. ОТВЕТ: МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ И НЕДВИЖИМОСТЬ ВОПРОС 2: ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ____________ ____________. ОТВЕТ: ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ВОПРОС 3: ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПОДЛИННИКИ И СИМВОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ «__________ КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ МЕСТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ (СОБЫТИЕМ) ИЛИ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА» ОТВЕТ: СИНХРОНОСТЬ ВОПРОС 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ __________ — ЭТО КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА В РЕЕСТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТАКОГО РЕЕСТРА, СОХРАННОСТИ ТАКОГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ (НЕВОЗМОЖНОСТИ) ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. ОТВЕТ: экспертиза ВОПРОС 5. СВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ¬¬¬___________, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИЛИ БАНКОВ ДАННЫХ ОТВЕТ: РЕЕСТРЕ ВОПРОС 6. В ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОГУТ ВХОДИТЬ ЗЕМЛИ, ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ЧАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА (ДАЛЕЕ ТАКЖЕ - ЗЕМЛИ), ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИЛИ ИХ ЧАСТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ___________ СОБСТВЕННОСТИ ЛИБО В СОБСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОТВЕТ: ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОПРОС 7. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ _____________ РАБОТ ОТВЕТ: археологических полевых ВОПРОС 8. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ УТВЕРЖДАЮТСЯ АКТОМ ОРГАНА ¬¬¬¬¬____________ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННОГО В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТВЕТ: исполнительной ВОПРОС 9. ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — ТЕРРИТОРИЯ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРОЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТНОМ ОКРУЖЕНИИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОСОБЫЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ _______________ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОТВЕТ: 2. хозяйственную ВОПРОС 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА – ЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ, ПОСТРОЕННЫЕ ДО _____ ГОДА, И ОБЛАДАЮЩИЕ СТИЛЕВЫМИ ПРИЗНАКАМИ ДАННЫХ ПЕРИОДОВ ОТВЕТ: 1917 ВОПРОС 11 ПОД ОХРАННЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ ПОНИМАЕТСЯ ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКА ИЛИ ИНОГО ЗАКОННОГО ВЛАДЕЛЬЦА ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ _______ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ЕГРОКН), А ТАКЖЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ОТВЕТ: 11. РЕЕСТР ВОПРОС 12: В 2003 Г. НА 32-Й ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ _____БЫЛА ПРИНЯТА "КОНВЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ" Ответ: ЮНЕСКО ВОПРОС 13: ¬¬¬___________ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ОБЫЧАИ, ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРЕДМЕТЫ, АРТЕФАКТЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА, ПРИЗНАННЫЕ СООБЩЕСТВАМИ, ГРУППАМИ И, В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ, ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ В КАЧЕСТВЕ ЧАСТИ ИХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ОТВЕТ: НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ВОПРОС 14: В 1983 ГОДУ ВО ФРАНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БЫЛА ПЕРЕДАНА НЕПОСРЕДСТВЕННО В ВЕДЕНИЕ _________ ОТВЕТ: КОММУН ВОПРОС 15: ВОЗГЛАВЛЯЕТ СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО ПО ЧИСЛУ НАХОДЯЩИХСЯ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ПАМЯТНИКОВ _______ ОТВЕТ: ИТАЛИЯ ВОПРОС 16: В 1894 Г. В ________ВОЗНИКАЕТ СТАРЕЙШАЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «NATIONAL TRAST» («НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕКА»). ОТВЕТ: Великобритании ВОПРОС 17: ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США – ЭТО «РАЙОНЫ, ТЕРРИТОРИИ, ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ОБЪЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В _______ РЕЕСТР». ОТВЕТ: Национальный ВОПРОС 18: СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОЙ ОСОБЕННОСТИ, ЧТО В КИТАЕ ПО ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ПРИНАДЛЕЖАТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО _________. ОТВЕТ: ГОСУДАРСТВУ ВОПРОС 19: ГРУППЫ ИЗОЛИРОВАННЫХ ИЛИ ОБЪЕДИНЕННЫХ СТРОЕНИЙ, АРХИТЕКТУРА, ЕДИНСТВО ИЛИ СВЯЗЬ С ПЕЙЗАЖЕМ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫДАЮЩУЮСЯ УНИВЕРСАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ, ИСКУССТВА ИЛИ НАУКИ НАЗЫВАЮТСЯ ОТВЕТ: АНСАМБЛИ ВОПРОС 20: ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ) ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ _____________И ___________ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ, РАЗНООБРАЗИЯ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА, ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ОТВЕТ: ТИПИЧНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» ВКЛЮЧАЕТ А) движимые и недвижимые материальные объекты Б) исчерпаемое и неисчерпаемое наследие ОТВЕТ: а. ВОПРОС 2. ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» БЫЛ ПРИНЯТ А) 25 июня 2002г Б) 25 июня 2005г. В) 25 июля 2008 г. ОТВЕТ: а ВОПРОС 3. СОВОКУПНОСТЬ ОСНОВАННЫХ НА ТРАДИЦИИ ФОРМ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИХ У ЕГО ЧЛЕНОВ ЧУВСТВО САМОБЫТНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ А) Нематериальное наследие Б) Материальное наследие ОТВЕТ: а ВОПРОС 4. объекты, произошедшие в результате исторических событий или несущие на себе следы их воздействия называются А) Памятники-подлинники Б) Памятники-символы ОТВЕТ: а ВОПРОС 5. копия, или предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник называется А) Копия Б) Подделка В) Подлинник ОТВЕТ: б ВОПРОС 6. ПОПЫТКИ МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ РОЛИ ПАМЯТНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ В КОНЦЕ XVIII В. В ОЦЕНКАХ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ – А) М.В. Ломоносова Б) С.С. Уварова В) В.Н. Татищева Г) Н.И. Новикова ОТВЕТ: г. ВОПРОС 7. делении на группы по признакам родства и различия всего объема, нужных музею предметов называется А) классификация Б) статистика В) унификация ОТВЕТ: а ВОПРОС 8. ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЫЛА ПРИНЯТА А) 1978 Б) 1956 В) 1991 ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ПАМЯТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ: А) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ Б) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ В) МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, НЕДВИЖИМОСТЬ Г) НЕДВИЖИМОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ Ответ: в ВОПРОС 10. специально предназначенные для помощи в определении предметов издания называются А) справочники Б) энциклопедии В) каталоги Г) определители Ответ: г ВОПРОС 11. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩАЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ, ОБ ОСВОЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ЕЕ ЗАКОНОВ, О РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ТРУДА И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТРУДЕ НАЗЫВАЕТСЯ А) технологической информацией Б) эстетической информацией В) исторической информацией ОТВЕТ: А ВОПРОС 12. ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИЯХ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ ПАМЯТНИКИ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ А) эмпирическим Б) теоретическим В) ПРАКТИЧЕСКИМ Г) УМОЗРИТЕЛЬНЫМ ОТВЕТ: А ВОПРОС 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОШЕДШИХ ИСТОРИКО -КУЛЬТУРНЫХ, СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ НАЗЫВАЕТСЯ А) утилитарная функция Б) Гносеологическая (познавательная) функция В) образовательная функция ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВОМ ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ А) утилитарная функция Б) Воспитательная функция В) образовательная функция ОТВЕТ: г ВОПРОС 15. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НАНОСИТ УЩЕРБА ИХ СОХРАННОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ: А) утилитарная функция Б) Гносеологическая (познавательная) функция В) образовательная функция ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: К ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ОТНОСЯТСЯ _____, ______ И ________ РОДСТВО. ОТВЕТ: МАТЕРИАЛЬНОСТЬ, АНТРОПОГЕННОСТЬ И НЕДВИЖИМОСТЬ ВОПРОС 2: ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ____________ ____________. ОТВЕТ: ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ВОПРОС 3: ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПОДЛИННИКИ И СИМВОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ «__________ КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ МЕСТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ (СОБЫТИЕМ) ИЛИ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА» ОТВЕТ: СИНХРОНОСТЬ ВОПРОС 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ __________ — ЭТО КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТА В РЕЕСТР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТАКОГО РЕЕСТРА, СОХРАННОСТИ ТАКОГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ (НЕВОЗМОЖНОСТИ) ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. ОТВЕТ: экспертиза ВОПРОС 5. СВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ¬¬¬___________, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ИЛИ БАНКОВ ДАННЫХ ОТВЕТ: РЕЕСТРЕ ВОПРОС 6. __________ раздел искусствознания оформился в конце 19-нач. 20 вв. В Германии ОТВЕТ: знаточество ВОПРОС 7. специальное компетентное исследование точно сформулированного вопроса, связанного с культурными ценностями или музейными предметами, требующее специальных познаний в той или иной области и представления мотивированного письменного заключения называется ¬______ ОТВЕТ: экспертизой ВОПРОС 8. Установление автора, времени и места создания художественных произведений. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.д. называется _______ ОТВЕТ: АТРИБУЦИЕЙ ВОПРОС 9. ЗЛОСТНОЕ, ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДАННЫХ называется ____ ОТВЕТ: 2. ФАЛЬСИФИКАТ ВОПРОС 10. Экспертиза проводится ______, принявшим культурную ценность с целью рассмотрения вопроса о включении в состав Музейного фонда Российской Федерации, силами специалистами соответствующего профиля и квалификации. ОТВЕТ: музеем ВОПРОС 11 ________ фонд Российской Федерации, совокупность движимых объектов, получивших юридический статус памятников и постоянно находящихся на территории РФ. ОТВЕТ: 11. Музейный ВОПРОС 12: Экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда, осуществляется в государственных и муниципальных организациях (кроме государственных и муниципальных музеев) – _______(абривиатура), созданной по согласованию с Минкультуры России. Ответ: ЭФЗК ВОПРОС 13: Количественный состав ЭФЗК определяется организацией и должен включать в себя не менее _____членов. ОТВЕТ: трех ВОПРОС 14: Экспертиза проводится на основе комплексной_______ ОТВЕТ: атрибуции ВОПРОС 15: По итогам проведения экспертизы оформляется экспертное ________ ОТВЕТ: заключение ВОПРОС 16. Последняя часть экспертизы содержащей выводы о наличии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности предмета и рекомендации о его включении в состав Музейного фонда называется ОТВЕТ: резолютивная ВОПРОС 17: экспертное заключение должно состоять из____ частей ОТВЕТ: четырех ВОПРОС 18: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, иные предметы, связанные с историей войн, созданные до ____ года. ОТВЕТ: 1905 ВОПРОС 19: К музейным ценностям относятся предметы и коллекции транспортных средств, произведенные до ______ года. ОТВЕТ: 1951 ВОПРОС 20: К археологическим предметам относятся вещи возрастом ___ лет ОТВЕТ: 100 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это: а. источник информации б. издание в. документ г. публикация ОТВЕТ: в Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов? а. первичный документ б. опубликованный документ в. издание г. вторичный документ ОТВЕТ: а Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью: а. общество новых информационных технологий б. информационное общество в. компьютеризированное общество г. автоматизированное общество ОТВЕТ: б Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий: а. компьютеризация б. информатизация в. автоматизация г. медиатизация ОТВЕТ: б Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это: а. информационный взрыв б. информационный барьер в. информационный поток г. информационный процесс ОТВЕТ: а Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это: а. информационный барьер б. информационный кризис в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) г. Российская книжная палата (РКП) ОТВЕТ: г Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является: а. Российская книжная палата (РКП) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Научный центр правовой информации (НЦПИ) г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) ОТВЕТ: г Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская книжная палата (РКП) в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) ОТВЕТ: в Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это: а. доменное имя б. URL в. браузер г. HTML ОТВЕТ: а Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это: а. сервер б. провайдер в. сайт г. чат ОТВЕТ: в Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема: а. стратегические ресурсы б. кадровые ресурсы в. информационные ресурсы г. природные ресурсы ОТВЕТ: в Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это: а. информационный кризис б. информационная революция в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является: а. фамилия конкретного автора б. тема издания в. год издания г. жанр издания ОТВЕТ: а. Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать: а. логические операторы б. электронный каталог в. пароль г. гиперссылки ОТВЕТ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: информационная культура 2. ИНТЕРНЕТ – Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это 3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово. Ответ: браузер 4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее: Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер 5. Укажите основные характеристики информационного издания Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность. 6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку Ответ: ключевые слова 7. Цитата – Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть: 8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть: Ответ: тезис 9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?» Ответ: аннотация 10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?» Ответ: реферат 11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это: Ответ: обзор 12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы: Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы. 13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации Ответ: индивидуализированный характер представления информации 14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника: Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике. 15. Электронная библиотека – Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть: Ответ: поисковый каталог 17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу. 18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов. 19. Словоформа / Wordform – Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..." 20. Ссылочная популярность / Link Popularity Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Что означает в переводе слово «museion»? А) Музей Б) Место, посвященное музам В) Музыка Г) Коллекционирование ОТВЕТ: А ВОПРОС 2. Пинакотеки – это: А) Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции Б) Картины, выполненные восковыми красками В) Древнегреческие скульптурные композиции ОТВЕТ: А ВОПРОС 3. Прообраз всех музеев: А) Александрийская библиотека Б) Пергамский мусейон В) Александрийский мусейон ОТВЕТ:В ВОПРОС 4. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания НАЗЫВАЕТСЯ А) Предмет музейного значения Б) Музейный предмет В) Музейный экспонат ОТВЕТ: Б ВОПРОС 5. К свойствам музейного предмета НЕ относятся: А) Информативность Б) экспрессивность В) историчность ОТВЕТ: В ВОПРОС 6. Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают: А) Государственные Б) Республиканские В) Краевые ОТВЕТ:А ВОПРОС 7. Понятием «фонды музея» обозначают: А) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение Б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования В) Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства ОТВЕТ: А ВОПРОС 8. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии: А) мемориальные предметы Б) уникальными музейными предметами В) реликвии ОТВЕТ: В ВОПРОС 9. К какому виду экспозиции относится музейная выставка? А) композиционным экспозициям Б) временным экспозициям В) постоянным экспозициям ОТВЕТ: Б ВОПРОС 10. Выделите основнОЙ методы экспонирования: А) систематический Б) перспективный В) вещественный ОТВЕТ: А ВОПРОС 11. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют: А) Муляжом Б) Репродукцией В) Слепком ОТВЕТ: Б ВОПРОС 12. Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это: А) формы культурно-образовательной деятельности музея Б) методы построения экспозиции В) научно-фондовая работа ОТВЕТ: А ВОПРОС 13. Когда Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике: А) в 1890-е гг. Б) в 1920-е гг. В) в 1970-е гг. ОТВЕТ: В ВОПРОС 14. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется А) Музейной коллекцией Б) Музейным фондом В) Музейной экспозицией ОТВЕТ: А ВОПРОС 15. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. А) Голограмма Б) Модель В) Панорама Г) Диорама ОТВЕТ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Перечислите основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций: ОТВЕТ: Генеральное решение экспозиции, Эскизный проект, Разработка технического и рабочего проекта, Монтаж экспозиции, Вернисаж ВОПРОС 2. Перечислите формы культурно-образовательной деятельности: ОТВЕТ: Экскурсия, Лекция, Консультация КРУЖОК, ИГРА ВОПРОС 3. Какие виды музеев появились в ХХ веке: ОТВЕТ: Детский, Экомузей ВОПРОС 4. _______________________ позволяет определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, а в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать: ОТВЕТ: Музейный маркетинг ВОПРОС 5. __________________ — это документ, в котором находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками. ОТВЕТ6 Тематико-экспозиционный план ВОПРОС 6. __________________ определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции. ОТВЕТ: Тематический план экспозиции ВОПРОС 7. __________________ представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. ОТВЕТ: Макет ВОПРОС 8 __________________ проектирование экспозиции — это определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и вспомогательных средств. ОТВЕТ: Техническое ВОПРОС 9. __________________ проектирование экспозиции призвано обеспечить образное, пластическое воплощение темы. ОТВЕТ: Художественное ВОПРОС 10. __________________ раскрывает экспозиционный замысел и даёт первое, самое общее представление о будущей экспозиции. ОТВЕТ: Научная концепция ВОПРОС 11. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату. ОТВЕТ: Пояснительный ВОПРОС 12.__________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. ОТВЕТ: Ансамблевая ВОПРОС 13. Академия художеств стала проводить ежегодные выставки с: ОТВЕТ: 1860 года ВОПРОС 14. Александрийский Мусейон был основан ОТВЕТ: в III веке до н.э. ВОПРОС 15. Ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», стремятся отразить: ОТВЕТ: реальные связи между предметами ВОПРОС 16. Античный храм, посвященный одной из девяти муз, где собирались для поклонения и общения художники — авторы созданных и принесенных в дар произведений: ОТВЕТ: Мусейон ВОПРОС 17.Выставки изобразительного искусства в России стали проводиться регулярно с: ОТВЕТ: с конца XIX века ВОПРОС 18.Выставки первоначально появились в связи с: ОТВЕТ: ярмарками ВОПРОС 19. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили ОТВЕТ: в Москве, Петербурге и провинции ВОПРОС 20. Группа предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство — это: ОТВЕТ: экспозиционный комплекс КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Комплектование фондов музея осуществляется для: а) проведении конкретных музееведческих исследований; б) подготовки музейных выставок; в) проведения экскурсии; г) выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 2. К формам комплектования музейных фондов НЕ относится: а) закупки; б) целевые заказы; в) принятие в дар; г)аренда предметов в других учреждениях. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 3. Понятием «фонды музея» обозначают: а) научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение; б) памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования; в) витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные средства; ОТВЕТ: а. ВОПРОС 4. К научно-вспомогательным материалам НЕ относятся: а) копии; б) макеты; в) модели; г) указатели. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 5. Положением о Музейном фонде Российской Федерации НЕ регламентируется: а) порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда б) порядок первичного учета музейных предметов. в) порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда г) режим хранения музейных предметов. ОТВЕТ: г. ВОПРОС 6. Как называется совокупность музейных коллекций: а) музейная экспозиция б) Музейный фонд в) музейное собрание ОТВЕТ: в ВОПРОС 7. Музейные предметы всех музеев страны образуют: а) Музейный фонд Российской Федерации б) Общий фонд Российской Федерации в) Музейное собрание Российской Федерации г) Основной музейный фонд Российской Федерации ОТВЕТ: а. ВОПРОС 8. Какого режима хранения музейных фондов НЕ существует: а) Температурно-влажностный б) Биологический в) Световой г) Пылевой ОТВЕТ: г. ВОПРОС 9. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса: а) Репродукцию б) Слепок в) Муляж г) Макет ОТВЕТ: б. ВОПРОС 10. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. а) Голограмма б) Модель в) Панорама г) Диорама ОТВЕТ: а. ВОПРОС 11. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания это: а) Комплектование музейных фондов б) Хранение музейных фондов в) Реставрация музейных фондов г) Консервация музейных фондов ОТВЕТ: а. ВОПРОС 12. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется а) Музейным фондом б) Музейной коллекцией в) Музейной экспозицией ОТВЕТ: б. ВОПРОС 13. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют: а) Муляжом б) Репродукцией в) Слепком ОТВЕТ: б. ВОПРОС 14. Планы комплектования фондов могут быть: а) текущими б) систематическими в) тематическими г) комплексными ОТВЕТ: а. ВОПРОС 15. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии: а) мемориальные предметы б) уникальными музейными предметами в) реликвии ОТВЕТ: в. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению. _____________– это целенаправленный, планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. ОТВЕТ: комплектование музейных фондов. ВОПРОС 2: Главными задачами комплектования музейных фондов являются: ОТВЕТ: Выявление и концентрация в музейном собрании подлинных памятников истории, культуры и природы; формирование источниковой базы музея; сохранение культурных ценностей и создания условий для их общественного использования. ВОПРОС 3: Назовите три основных вида или способа комплектования музейных фондов. ОТВЕТ: систематическое, тематические и комплексное. ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению. ____________ – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов. ОТВЕТ: хранение музейных фондов. ВОПРОС 5. Дайте термин согласно приведенному определению. Одно из основных направлений музейной деятельности, связанное с выявлением, сбором и научной организацией музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. ОТВЕТ: комплектование музейного фонда. ВОПРОС 6. Перечислите основные способы (виды) комплектования музейных фондов. ОТВЕТ: музеефикация, систематическое, тематическое, комплексное и информационное комплектование. ВОПРОС 7. Дайте термин согласно приведенному определению. __________________– объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т. к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов. ОТВЕТ: научно-вспомогательные материалы. ВОПРОС 8. Дайте термин согласно приведенному определению. Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). ОТВЕТ: копия. ВОПРОС 9. Дайте термин согласно приведенному определению. Объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника); ОТВЕТ: макет. ВОПРОС 10. Назовите основные этапы учета музейных фондов. ОТВЕТ: первичная обработка и научная инвентаризация. ВОПРОС 11. Дайте термин согласно приведенному определению. Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания. режим хранения. ВОПРОС 12: Дайте термин согласно приведенному определению. Регулярно обновляющаяся, единственная в РФ электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, объединяющего все государственные музеи РФ ОТВЕТ: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. ВОПРОС 13: Перечислите основные признаки, которыми должен обладать музейный предмет. ОТВЕТ: информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность. ВОПРОС 14: Назовите основные типы музейных коллекций. ОТВЕТ: систематические, тематические, мемориальные, личные. ВОПРОС 15: Дайте термин согласно приведенному определению. Один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, на основе анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени, месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этническойсреде бытования и других характеристик, существенных для музейной ценности предмета. ОТВЕТ: атрибуция. ВОПРОС 16: Перечислите, к каким основным видам относятся музейные источники. ОТВЕТ: вещественные, изобразительные, письменные. ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению. Документ, подтверждающий факт включения музейного предмета в состав определённого музея и закрепляющий его за определённым музеем. ОТВЕТ: книга поступлений. ВОПРОС 18: Перечислите основные виды музейных картотек. ОТВЕТ: учетные и учетно-справочные. ВОПРОС 19: Назовите основные виды музейных каталогов. ОТВЕТ: научные, научно-справочные и научно-популярные. ВОПРОС 20: Назовите основные автоматизированные электронные системы (АИС) в музее. ОТВЕТ: АИС-Музей и КАМИС. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это: 1. графическая реконструкция 2. описательная реконструкция 3. художественная реконструкция Ответ: 2. 2. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип: 1. предметности 2. научной объективности 3. научности Ответ: 1. 3. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип: 1. комплексно-тематический принцип 2. историко-хронологический принцип 3. проблемный принцип Ответ: 2. 4. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это: 1. научная подготовка 2. практическое осуществление экспозиции 3. художественное оформление Ответ: 3. 5. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции: 1. хранитель фондов 2. художник (дизайнер) 3. экспозицонер Ответ: 2. 6. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов: 1. книги 2. письменные материалы 3. фото-материалы Ответ: 2. 7. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»: 1. выставлять напоказ, раскладывать 2. демонстрировать 3. представлять Ответ: 1. 8. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет: 1. Отчетные 2. Тематические 3. Фондовые Ответ: 2. 9. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью: 1. вещественные материалы 2. изобразительные экспонаты 3. реплики Ответ: 1. 10. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус: 1. артефакта 2. экспоната 3. вещественного материала Ответ: 2. 11. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции: 1. в XVIII веке 2. в XIX веке 3. в первой четверти XX века Ответ: 3. 12. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала: 1. реплика 2. копия 3. реконструкция Ответ: 2. 13. Копия, созданная самим автором это: 1. подлинник 2. оригинал 3. авторское повторение Ответ: 3. 14. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это: 1. макет 2. муляж 3. копия Ответ: 1. 15. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это: 1. реплики 2. научные реконструкции 3. муляжи Ответ: 2. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется: Ответ: метод построения экспозиции. 2. Искусство организации экспозиции возникает в эпоху Ответ: ренессанса. 3. Особое значение в эскизном проекте имеют вопросы Ответ: размещения и подачи экспонатов. 4. Совокупность всех этикеток данной экспозиции — это: Ответ: этикетаж. 5. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это: Ответ: знак. 6. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы — это: Ответ: тематико-экспозиционный план. 7. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается: Ответ: монтаж экспозиции. 8. Экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов, называются: Ответ: ландшафтными. 9. Коммуникационный подход к созданию музейной экспозиции строится на: Ответ: диалоге с аудиторией. 10. На протяжении многих лет главной задачей музейного просветительства было: Ответ: демонстрация коллекций. 11. В основе классификации «академического ряда» лежит: Ответ: академическая история искусства. 12. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство — это: Ответ: экспозиционные комплексы. 13. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется: Ответ: бутафория. 14. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы Ответ: экспозиционные комплексы. 15. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это: Ответ: сценарий. 16. Коллекционирование — это: Ответ: собирание разрозненных предметов в единое целое. 17. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла: Ответ: всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851). 18. Полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее — это: Ответ: музейный каталог. 19. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке Ответ: технического и рабочего проекта. 20. __________________ — это подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах, которые используются для размещения плоскостных материалов. Ответ: Турникеты. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это: а. источник информации б. издание в. документ г. публикация ОТВЕТ: в Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов? а. первичный документ б. опубликованный документ в. издание г. вторичный документ ОТВЕТ: а Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью: а. общество новых информационных технологий б. информационное общество в. компьютеризированное общество г. автоматизированное общество ОТВЕТ: б Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий: а. компьютеризация б. информатизация в. автоматизация г. медиатизация ОТВЕТ: б Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это: а. информационный взрыв б. информационный барьер в. информационный поток г. информационный процесс ОТВЕТ: а Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это: а. информационный барьер б. информационный кризис в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) г. Российская книжная палата (РКП) ОТВЕТ: г Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является: а. Российская книжная палата (РКП) б. Российская национальная библиотека (РНБ) в. Научный центр правовой информации (НЦПИ) г. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) ОТВЕТ: г Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является: а. Российская государственная библиотека (РГБ) б. Российская книжная палата (РКП) в. Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ) г. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) ОТВЕТ: в Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это: а. доменное имя б. URL в. браузер г. HTML ОТВЕТ: а Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это: а. сервер б. провайдер в. сайт г. чат ОТВЕТ: в Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема: а. стратегические ресурсы б. кадровые ресурсы в. информационные ресурсы г. природные ресурсы ОТВЕТ: в Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение общест¬вом нового качества, это: а. информационный кризис б. информационная революция в. информационный взрыв г. информационный процесс ОТВЕТ: б Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является: а. фамилия конкретного автора б. тема издания в. год издания г. жанр издания ОТВЕТ: а. Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать: а. логические операторы б. электронный каталог в. пароль г. гиперссылки ОТВЕТ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание. Ответ: информационная культура 2. ИНТЕРНЕТ – Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это 3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово. Ответ: браузер 4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее: Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер 5. Укажите основные характеристики информационного издания Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность. 6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку Ответ: ключевые слова 7. Цитата – Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть: 8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть: Ответ: тезис 9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?» Ответ: аннотация 10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?» Ответ: реферат 11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это: Ответ: обзор 12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы: Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы. 13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации Ответ: индивидуализированный характер представления информации 14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника: Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике. 15. Электронная библиотека – Ответ: Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде. 16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть: Ответ: поисковый каталог 17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу. 18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов. 19. Словоформа / Wordform – Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов..." 20. Ссылочная популярность / Link Popularity Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10388 Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" | Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Полякова М.А. | Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов | Дрофа, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle " Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Издательство «Лань». Электронно-библиотечная система | e.lanbook.com | ||
Э3 | Университетская библиотека online | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Целью настоящего курса является формирование у студентов знаний теоретических основ, практических навыков и умений использования современных технологий и базовым набором компетенций в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития трехмерного моделирования, ГИС-технологий и др. причем на первый план выходят его гуманитарные аспекты в контексте сохранения и виртуализации историко-культурного наследия. С этой точки зрения дисциплина предполагает изучение студентами одного из важнейших направлений своей будущей профессиональной деятельности. В ходе прохождения рассматриваемой учебной дисциплины обучающимся следует обратить внимание прежде всего на чисто технические возможности сохранения и репрезентации объектов историко культурного наследия , широко распространенного в современной прикладной информатике, а также на связь с общими проблемами виртуальных исторических реконструкций, связанных с сохранением культурно-исторического наследия. В рамках учебной дисциплины большое внимание уделяется одному из наиболее перспективных методов исторической реконструкции – компьютерному моделированию материальных объектов, основанному на методологии и методике 3D-реконструкции. Следует обратить внимание обучающихся, что в курсе изучается мировой опыт в этой области, поэтому значительное внимание уделяется анализу материалов исследований в области виртуальных реконструкций, созданных в зарубежных и российских научных центрах. В рамках учебной дисциплины даются основы формирования и верификации источниковой базы. Необходимо уяснить, что именно этот момент во многом определяет уровень научности проводимой реконструкции, а, значит и возможности использования ее результатов на практике. Курс заканчивается экзаменом, в ходе которого студенты должны подтвердить как теоретические, так и практические знания. |